Московский городской психолого-педагогический университет





НазваниеМосковский городской психолого-педагогический университет
страница1/9
Дата публикации27.10.2014
Размер0.98 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛАБОРАТОРИЯ "ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"

Аналитический обзор

по теме

«Психология аномального развития»

Исполнители:

Зав. лаб. и редактор

Гаврилушкина О.П. ,к.пед.н., снс.

Войтик Т.Н.- н.сотр.,

Хорошева Е.В. аспирант МГППУ,

Панкратова М.В.- н.сотр., аспирант МГППУ,

Кононенко К.М., аспирант МГППУ

Директор городской фундаментальной

Библиотеки МГППУ

Ф.И.О. Кривицкая Л.Б.
Подпись____________

Москва,

2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВАХ










ВВЕДЕНИЕ

4




1.1.

Познавательное развитие.










Рефераты

5




1.2.

Моторно-двигательное развитие.










Рефераты

14




1.3.

Речевое и коммуникативное развитие.










Рефераты

16




1.4.

Личностная сфера










Рефераты

23







ВЫВОДЫ

26




II. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ







ВВЕДЕНИЕ

30




2.1.

Проблемы эмоционального развития детей.










Рефераты

30




2.2.

Анализ эффективности программ психолого-педагогического сопровождения.










Рефераты

31




2.3

Проблема сопровождения взрослых людей страдающих ранним детским аутизмом










Рефераты

34




2.4.

Исследование способностей.










Рефераты

34




2.5.

Исследование эффективности медицинского сопровождения.










Рефераты

36




2.6.

Проблема помощи семьям, воспитывающим ребенка с аутизмом










Рефераты

38







ВЫВОДЫ

38




III. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

С "НЕТИПИЧНЫМ" РЕБЕНКОМ







ВВЕДЕНИЕ

39




3.1.

Супружеские отношения










Рефераты

39




3.2.

Детско-родительские отношения










Рефераты

41




3.3.

Адаптационные возможности семьи










Рефераты

43




3.4.

Готовность семьи к сотрудничеству со специалистами.










Рефераты

44







ВЫВОДЫ

45





ВВЕДЕНИЕ
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Постоянное увеличение детей с нарушениями развития особо выделяет проблему изучения данной категории детей. Необходимо отметить, что клинико-психолого-педагогическая картина развития детей с ограниченными возможностями сложна и многообразна. При этом объем психологических знаний о детях с различными психическими и физическими недостатками на данный момент недостаточен, так как специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад.

в сборнике исследования предоставляют широкий материал для изучения особенностей детей с отклонениями в развитии, построения эффективных коррекционных технологий как в работе с детьми, так и в работе с семьей, что позволяет осуществить комплексной подход в помощи детям с нарушениями в развитии. Так как вопросы адаптации и социализации детей с отклонениями в развитии на сегодняшний день стоят достаточно остро данные исследования представляют несомненную актуальность.

Широкий спектр рассмотренных вопросов включенных в реферативный сборник дает авторам основание рекомендовать данные материалы студентам, аспирантам, практикующим психологам и педагогам, специалистам занимающихся выделенными проблемами.

Представленный реферативный сборник отражает данные изучения детей с нарушениями развития зарубежными учеными. Сборник состоит из трех разделов:


  • Психологическое развитие при интеллектуальных расстройствах:

Введение

Познавательное развитие

---Моторно-двигательное развитие

Речевое и коммуникативное развитие

Личностная сфера


  • Психология детей с ранним детским аутизмом:

Введение

Проблемы эмоционального развития детей.

Анализ эффективности программ психолого-педагогического сопровождения.

Проблема сопровождения взрослых людей страдающих ранним детским аутизмом.

Исследование способностей.

Исследование эффективности медицинского сопровождения.

Проблема помощи семьям.


  • Психология отношений в семьях с "нетипичным" ребенком

Введение

Супружеские отношения

Детско-родительские отношения

Адаптационные возможности семьи

Готовность семьи к сотрудничеству со специалистами.

---Заключение

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВАХ
ВВЕДЕНИЕ
Как в отечественной, так и зарубежной научной литературе, придается огромное значение психологическим особенностям детей с различными отклонениями в развитии. Изучение психологии детей с проблемами в развитии поможет организовать полноценное образование этих детей. Как отмечал К.Д. Ушинский: «Прежде чем воспитывать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Учитывая неуклонный рост числа детей нуждающихся в специальной помощи, как со стороны медиков, так и со стороны педагогов, немаловажное значение приобретает полный анализ причин отклоняющегося развития и их социальных последствий. Знание особенностей и возможностей детей с различными проблемами в развитии поможет специалистам, работающим с детьми, определить пути коррекции детей, разработать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, разработать эффективную программу оказания помощи детям.

Принципиально важным для развития специальной педагогики и психологии является положение Л.С. Выготского об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, т. е. психическое развитие ребенка с проблемами в развитии проходит те же стадии, что и развитие нормального ребенка; факторы, воздействующие на развитие детей идентичны. Вопрос, прежде всего, заключается в комплексе условий, благодаря которым ребенок с нарушениями развития может реализовать свои потенциальные возможности, достичь должного уровня в освоении человеческой культуры. Как показывают современные исследования в области специальной психологии и педагогики, одним из таких условий является формирование у проблемных детей универсальных, специфически человеческих способностей: подражательной, двигательной, языковой, ритмической, символической, способности к воображению и др. (О.П.Гаврилушкина, Л.А.Головчиц, М.А.Егорова, С.В.Летуновская, Л.С.Медникова, Н.Г.Морозова, Л.П.Носкова, А.М.Щербакова).
В разделе выделены следующие направления:

1.1. Познавательное развитие.

1.2. Моторно-двигательное развитие.

1.3. Речевое и коммуникативное развитие.

1.4. Личностная сфера.
1.1. Познавательное развитие
В изучении детей с проблемами в развитии значимым является положение о том, что развитие мышления является центральным в структуре сознания и системы психических функций. Отечественными учеными (Егорова Т.В., Матасов Ю.Т., Петрова В.Б., Соловьев И.М., Стребелева Е.А., Ульенкова У.В. и др.) отмечается, что в мышлении наиболее отчетливо проявляются недостатки всей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Экспериментально доказано (Выготский Л.С., Гаврилушкина О.П., Лубовский В.И., Матасов Ю.Т., Певзнер М.С., Петрова В.Г., Ульенкова У.В. и др.), что дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью отличаются своеобразием мыслительной деятельности. Это детерминировано различным расхождением и несогласованностью уровня их актуальных представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». У детей с нарушением интеллектуального развития на уровне нервных процессов наблюдается слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятия. Они создают основу для ознакомления с тем, что находится вокруг ребенка. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостной картины мира является результатом сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. В психолого-педагогической литературе отмечается недостаточность в функционировании у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического) и их слаженной работы. Отечественными исследователями (Венгер Л.А., Катаева А.А.) и др. доказано, что именно межсенсорные координации составляет основу сенсорно-перцептивной способности. В исследованиях выявлена зависимость сенсорной недостаточности, свойственная детям с проблемами в интеллектуальном развитии, и уровня овладения предметной деятельностью. Кроме этого выделяется недостаточность процесса переработки сенсорной информации как характерная развития особенность детей с проблемами в развитии: они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой. Также обращается внимание на то, что несформированность зрительных ориентировок отрицательно сказывается на характере предметных, предметно-игровых действий, чаще всего подменяемых манипулированием, на овладении изобразительной деятельностью, на формировании математических представлений и т. п.

Немаловажное значение для ориентировки в пространстве имеет память. Но, как отмечают Белопольская Н.Л., Гаврилушкина О.П., Дунаева З.М., Забрамная С.Д., Пепик Л.А и др., к наиболее характерным особенностям детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью можно отнести такие, как нечеткость, слабость, фрагментарность, неполноту пространственных представлений и слабое удерживание их в памяти.

Существенным для характеристики развития детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью является специфика внимания как стартовой позиции в познавательной деятельности. Внимание, являясь важным психическим процессом, обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность других познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления. Экспериментально доказано, что при любой патологии развития, а в случаях повреждающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза особенно, страдает внимание. Отмечается, что детям с проблемами в развитии свойственны такие особенности внимания, как неустойчивость; сниженная концентрация, ограниченные объем, избирательность и распределение, повышенная отвлекаемость.
Реферативный обзор
John Rowe, Anthony Lavender, Vicky Turk. Cognitive executive function in Down's syndrome The British Journal of Clinical Psychology. / Leicester: Mar 2006. Том 45 Iss 1. pg. 5, 13 pgs.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет iconСмысложизненный аспект становления я-концепции подростка
Ведущая организация гоу впо "Московский городской психолого-педагогический университет", кафедра педагогической психологии
Московский городской психолого-педагогический университет iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
Московский городской психолого-педагогический университет iconРеферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса...
«Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет»
Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический университет Факультет...
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
Научная специальность: 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) (педагогические науки)
Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический у ниверситет
Российской Федерации от ценовой конъюнктуры, в частности на кредитные ресурсы, что ставит вопрос о целесообразности их привлечения...
Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковский городской психолого-педагогический у ниверситет
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Московский городской психолого-педагогический университет iconУроках информатики титова Юлия Ивановна kastet
Московский городской педагогический университет Институт математики и информатики (мгпу ими)
Московский городской психолого-педагогический университет iconПовышение эффективности взаимодействия участников учебного процесса
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской психолого-педагогический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический...
Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский...
Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
Московский городской психолого-педагогический университет iconМосковский городской педагогический университет
В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного...
Московский городской психолого-педагогический университет iconСтруктурно-семантические и прагматические характеристики английского...
Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Московский городской психолого-педагогический университет iconПсихолого-педагогический университет
«Психолого-дидактические особенности модульного подхода в преподавании итальянского языка русскоговорящим школьникам»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск