Введение 2





НазваниеВведение 2
страница1/4
Дата публикации18.11.2014
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4

I.

ВВЕДЕНИЕ

2




    1. Обоснование актуальности.

2




    1. Цели и задачи проекта.

3

II.

РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

6




2.1. Теоретические аспекты развития познавательно – исследовательской деятельности.

6




2.2. Роль педагога и особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

9

III.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

16




3.1. Анализ организации работы по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ.

16




3.2. Мероприятия, способствующие развитию познавательно – исследовательской деятельности.

19

IV.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23




4.1. План мероприятий.

23




4.2. Оценка эффективности и экономическое обоснование проекта.

24

V.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

27

VI.

ПРИЛОЖЕНИЕ

28



  1. ВВЕДЕНИЕ




    1. Обоснование актуальности.


Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.

Каждый из педагогов, так или иначе, понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, которые стоят у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, изменить в детских садах организацию образовательного процесса.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Как показывают исследования, эти способности с возрастом падают, что приводит к снижению учебной мотивации, а в дальнейшем к неумению адаптироваться к социальной жизни.

Все вышесказанное говорит об актуальности вопроса развития у детей познавательно - исследовательской деятельности.

С каждым годом поднимается планка  уровня  развития познавательных способностей детей и их интеллектуального развития. Поэтому педагоги всех образовательных учреждений  должны  учить детей  конкретным способам познания мира,  развивать познавательные способности детей и  воспитывать желание детей добывать знания самостоятельно. 

       Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. Но очень часто детскую тягу к познанию мира педагоги не развивают, а притупляют, преподнося  на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов. Педагоги ДОУ используют форму прямого обучения.  Им  легче самим рассказать детям  определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного  детского исследования. Такое обучение можно назвать  пассивным, т.е. ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении  объекта не участвует, и шансы ребенка развить познавательно – исследовательскую деятельность снижаются. Поэтому, педагогам, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в развитии познавательно – исследовательской деятельности.

Все это способствовало выбору темы данного проекта «Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством создания детской экспериментальной лаборатории».


    1. Цели и задачи проекта.


Все это привело к выводу о том, что необходимо создавать условия, которые послужат развитию познавательно – исследовательской деятельности детей.

Необходимость развития познавательно – исследовательской деятельности определяется следующими факторами:

  1. Потребностью общества в людях, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, самостоятельно принимающих решение в ситуации выбора.

  2. Потребностью ребенка в новых впечатлениях

  3. Недостаточностью методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию.

Это сложная и многосторонняя работа, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы.

Правильная организация работы предполагает решение ряда задач:

  1. Изучение особенностей познавательно – исследовательской деятельности детей.

  2. Создание детской экспериментальной лаборатории.

  3. Разработку перспективного планирования по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель данного проекта – развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания детской экспериментальной лаборатории.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Оценить значение познавательно – исследовательской деятельности в развитии детей.

2. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей посредством проведения экспериментов в детской экспериментальной лаборатории.

3. Развивать любознательность, познавательную деятельность детей, умение анализировать и систематизировать полученные знания.

4. Расширять кругозор детей и открывать возможности для самостоятельной экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - детская экспериментальная лаборатория.

Предмет исследования - познавательно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в разработке системы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования в детской экспериментальной лаборатории.

Сроки реализации: 2014 – 2016 учебные годы.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный – (2014-2015 учебный год).

II этап – Внедренческий – (2015-2016 учебный год).

III этап – Обобщающий – (июнь 2016 год).

Проект опирается на научные принципы его построения:

- принцип доступности;

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В реферативной части проекта рассматриваются теоретические аспекты изучения развития познавательно – исследовательской деятельности и особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

В проектной части проводится анализ организации работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательно – исследовательской деятельности и предлагаются мероприятия, способствующие развитию познавательно – исследовательской деятельности.

В заключении представлен план мероприятий, способствующих развитию познавательно – исследовательской деятельности и подводятся общие итоги.

Список литературы включает 16 источников.

Теоретической и методологической основой данного проекта послужила отечественная литература по рассматриваемой тематике, периодическая печать, ресурсы глобальной информационной системы Интернет.

II. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Теоретические аспекты изучения развития познавательно – исследовательской деятельности.
Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида познавательно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков, 1995). По мнению академика Н.Н.Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д.

В результате познавательно-исследовательской  деятельности дети учатся ставить цель исследования, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Отсюда становится очевидным, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и делает сам.

Ценность познавательно - исследовательской деятельности заключается в том, что ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функции.

На протяжении дошкольного детства, вместе с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

По мнению Л.Н. Прохоровой познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет  возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям необходимо предоставить возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и появляется особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Л.Н. Меншикова отмечает, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой  познавательно - исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней эта деятельность, тем быстрее и полноценнее развивается ребенок.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников. Они отличаются друг от друга своими потребностями, мотивами, целями, средствами и результатами.

Первое направление представляет инвариантный, неизменный подход к реальности, второе – динамический. Выделение этих двух типов в «чистом виде» является абстракцией, они всегда представлены в деятельности человека как дополняющие друг друга. Лишь их различные соотношения могут характеризовать траектории развития реального познания и обучения. Но в общей системе этих соотношений есть такие, которые лежат ближе к первому типу, и такие, которые находятся ближе ко второму. Оба подхода имеют свои преимущества и свои недостатки и требуются в разных условиях.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид  познавательно - исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В наиболее полном, развернутом виде познавательно – исследовательская деятельность предполагает следующее:

- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагает возможные решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- применяет выводы к новым данным;

- делает обобщения.

У ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах.

Таким образом, детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития. В результате познавательно – исследовательской деятельности объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования.
2.2. Роль педагога и особенности организации экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментирование  вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

В чем заключается роль педагога в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательно – исследовательскую деятельность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует познавательно – исследовательскую деятельность.

       Почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем, ребенок может только в том случае, если рядом с ним не учитель - назидатель и наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, проявляющий искреннюю заинтересованность и уважение к результату других. Поэтому позиция взрослого в экспериментировании – быть всегда вместе (рядом) с детьми, в общем круге, за реальным круглым столом, приглашающем к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.

  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно,  необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность,  направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и поэтапно.

На первом этапе педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний, дошкольники, становятся более самостоятельны в поиске решения.

На втором этапе педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог, лишь, в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому, основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

- осознание того, что хочешь узнать;

- формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

- выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

- фиксирование результатов, анализ полученных данных;

- словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Работа по развитию познавательно – исследовательской деятельности требует от педагога демократического стиля общения.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Работа небольшими подгруппами способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно - речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

Содержание познавательно – исследовательской деятельности должно быть построено исходя из трех блоков педагогического процесса.


Педагогический процесс



Свободная самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность педагога с детьми



Образовательная деятельность


Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в экспериментальной деятельности. Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Дети проводят опыты в лаборатории, используя пособия и материал для проведения исследования. С детьми организуются экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Образовательная деятельность по экспериментированию построена на совместном творчестве педагога и детей. Это стимулирует познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечает требованиям педагогики сотрудничества.

Для работы с детьми отобраны наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на группы:

Методы, повышающие познавательную активность.


позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его – это элементарный и причинно-следственный анализ, сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний.

элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования

повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний


По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

—  опыты с животными;

—  опыты с объектами неживой природы;

—  опыты, объектом которых является человек.

2.  По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

—  на участке;

—  в лесу, в поле и т.д.

3.  По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

—  групповые (5—10 детей);

—  коллективные (вся группа).

4.  По причине их проведения:

—  случайные;

—  запланированные;

—  поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.  По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

—  систематические.

6.  По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7.  По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

—  многократные, или циклические.

8.  По месту в цикле:

—  первичные;

—  повторные;

—  заключительные и итоговые.

9.  По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

—  сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

—  обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.  По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

—  поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

—  решение экспериментальных задач.

11.  По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение 2 iconВведение 2 Введение 5 Заключение 6 Список литературы 8 Введение «Реклама – двигатель торговли»
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Введение 2 iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Введение 2 iconПрограмма курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет...
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
Введение 2 iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физи­ческую культуру,...
Введение 2 iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Введение 2 iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
Введение 2 iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику
Введение 2 iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте...
Введение 2 iconРабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность
...
Введение 2 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность
...
Введение 2 iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
Введение 2 iconСодержание 2 введение 3 заключение 7 библиографический список 10 введение
Великобритании. Здесь корни большинства макроэкономических изменений кроются в реформаторской политике кабинета, пришедшего к власти...
Введение 2 iconПамятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность»
Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы
Введение 2 iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 Введение в лингвострановедение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Введение 2 iconСодержание Введение Кредит, его сущность и функции Формы и виды кредита...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
Введение 2 iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск