О научности и критериях «географичности» работ учащихся





Скачать 120.7 Kb.
НазваниеО научности и критериях «географичности» работ учащихся
Дата публикации08.12.2014
Размер120.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
О научности и критериях «географичности» работ учащихся

(рекомендации для учителей географии-руководителей научно-практическими работами учащихся)

Как бы ни отличалась работа девятиклассника и кандидатская диссертация ученого (объемом, «размахом» масштабов, глубиной постановки проблемы и т.п.), есть несколько общих, объединяющих критериев. Их необходимо выдерживать, они обязательны для исполнения, так как отличают научную работу от иной.

Для начала нужно определить, что есть «научная деятельность». Научная деятельность является частью духовной деятельности человека, одной из форм познания окружающего мира. Наука отличается от других важных форм познания мира – религии и искусства. Она является способом постижения истины посредством метода или совокупности методов. Метод, то есть путь, способ (греч.), должен признаваться сообществом ученых данной области знания. Наука – это и критическое, с некоей долей скепсиса (сомнения в истинности чего-либо) осмысление окружающего. Наука всегда требует доказательства, рассеяния сомнения в установлении истины.

Таковы в самом общем виде подходы науки, ее кредо. Они применимы в познании природных и общественных явлений, в познании материального и духовного.

Результатом научной деятельности являются научные труды, или научные работы. Достаточно копий сломано при обсуждении вопроса: «Является ли реферативная работа научной в противовес научно-исследовательской?». Необходимо прояснить ситуацию с терминологией.

Во-первых, часто произносимое словосочетание «научно-исследовательская работа» является, строго говоря, тавтологией («масло масляное»). Дело в том, исследование и есть научная работа. И таковым только его и следует считать.

Во-вторых, что касается реферативной работы, или реферата. В строгом смысле слова, реферат есть изложение содержания научной работы. Например, соискатель ученой степени помимо собственно диссертационной работы (порядка 150-200 страниц машинописного текста) представляет и рассылает около 100 экземпляров т.н. автореферата, т.е. краткого изложения содержания своей научной работы-диссертации. Этот реферат – объемом не более 20 страниц – специально рассылается для ознакомления научного сообщества с Вашим трудом. Вот что такое «реферат» (автореферат) с точки зрения научной. Есть еще значение термина «реферат». Рефератом называют и доклад на определенную тему с обязательным обзором литературных источников. Обратите внимание на условие обязательности обзора литературных источников по данному вопросу. Отметим, что критический обзор (анализ) литературы уже является исследованием, т.е. научной работой. Как правило, это первая глава в структуре любой научной работы. Научной не по объему, а по своей сути. Более того, анализ литературы – один из трудоемких и кропотливых этапов в исследовании. Таким образом, подготовка реферата является непростым занятием.

В настоящее же время и в средней, и в высшей школе фактически произошла подмена понятия «реферат». С легкой руки рефератом сейчас называется списанная буквально и дословно (!) из одного (!!) источника информация, без единой (!!!) ссылки, и аляповато оформленная. Здесь мы не видим научной работы. В данном случае одни нарушения и попрание этики науки. Налицо плагиат и отсутствие собственных мыслей. Цитаты «потеряли» кавычки и нумерацию ссылок, а вместо критического анализа и собственных суждений – молчание. Еще раз обратим внимание на анализ литературы и собственных обобщений. Без них работа будет представлять свод цитат (цитатник), пусть даже и корректно выполненных, одних только заимствований. Такой труд – даже кропотливый – носит наименование компилятивного (compilatio – накопление выписок). Наукой он не признается.

Итак, реферат в строгом смысле слова, без смысловых искажений является научной работой, является исследованием. Поэтому, на наш взгляд, при оценивании работ учащихся, выдвинутых на конференцию, не совсем корректно разделять номинации «реферативная» и «научно-исследовательская».

Как представляется, под научно-исследовательской работой понимается экспериментальная работа, работа, отражающая эксперимент и выводы, следующие из него. Эксперимент – это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Как правило, ученому-экспериментатору в проведении опытов «помогают» приборы, инструменты – объективные и беспристрастные помощники. Это, например, термометры, барометры, весы и даже линейки. Они всегда объективно отразят состояние элементов окружающего мира независимо от настроения исследователя.

Самое главное в эксперименте, в экспериментальной работе – наблюдение за интересующим явлением. На наш взгляд, по данному признаку и следует различать, и соответственно оценивать, научные работы учащихся.

Таким образом, исследовательские работы подразделяются на: рефераты и эксперименты. Первые выполняются при помощи т.н. кабинетных методов (камеральные работы), а вторые – через наблюдения (полевые методы). Первые являются во многом умозрительными (то есть не основанными на опыте), а вторые – опытными, экспериментальными.

Всем нам, географам, известно, что в силу известных причин в нашей науке весьма трудна, если вообще возможна, постановка эксперимента в естественнонаучном смысле слова. Зато географы могут наблюдать за явлениями, процессами на специально оборудованных стационарах. Заботой в данном случае является беспристрастная, объективная фиксация - письменная или (и) картографическая – результатов наблюдения. Необходимо следовать завету знаменитого русского адмирала, ученого В.О.Макарова наставлявшего: «Что наблюдаем, то записываем, чего не наблюдаем, того не записываем». В этом наставлении заложен глубокий смысл, некая этическая норма ученого – достоверное, добросовестное изложение фактов, увиденных лично. Не услышанных от кого-то, не вдруг показавшихся, не «возникших» по своему желанию, потому что это красиво и правдоподобно выглядит, а лично увиденных и осмысленных. Еще раз напомним о достоверности и правдивости в науке. Как писал С.И.Вавилов, выдающийся физик, академик, брат Н.И. Вавилова, «если Вы сообщите, что получили такой-то результат, то никто не будет сомневаться, что у Вас он действительно получился. Но если кто-нибудь попался на обмане – это конец. Ему никто и никогда больше верить не будет» (хотя, вообще-то научное сообщество, исходя из присущего ему здравого скептицизма, попросит дополнительных доказательств, если необходимо. И это вполне нормально). Надо с сожалением признать, что такие «старомодные» качества как честность, правдивость, достоверность, которые весьма высоко котируются в академической среде, обесцениваются и не признаются школьниками и студентами, если эти качества не культивируются наставниками. В «прививке» данных качеств, как видится, заложен «побочный», воспитательный эффект научной деятельности учащихся. Проповедуемый научными руководителями культ совестливости, честности в научном исследовании способен поставить заслон на пути бесконтрольного потока похищенной через Интернет и помещаемой под своим именем информации.

Традиционно считается, что наблюдение – это непосредственное созерцание явлений и объектов («объект наблюдения»). Можно наблюдать явления природы, объекты природы, различные стороны жизни общества. Отсюда существующая точка зрения, что для наблюдения необходимо «выйти на улицу». Ни в коем случае не умаляя этой точки зрения, можно несколько расширить понятие наблюдения и упомянуть о наличии т.н. «статистического наблюдения». Исследователь в данном случае наблюдает умозрительно, отвлеченно от собственно объекта. Статистическое наблюдение позволяет «окинуть взглядом» сразу огромные территории и делать интересные выводы. Справедливости ради отметим, что традиции здорового скептицизма и здесь вынуждают спросить: «А насколько достоверна сама статистическая информация?».

Статистическое наблюдение и формулировка выводов, надо признать, требуют от исследователя солидной подготовки. Это под силу достаточно опытным ученым. Действительно, с точки зрения негеографа, довольно сложно сделать вывод о характере природных зон Австралии, не побывав там. Но это несколько упрощенная точка зрения. Известно, что многие явления (зная законы развития их), можно охарактеризовать умозрительно. И только посредством статистического наблюдения. Другое дело, что со статистикой нужно умело обращаться, знать, как ее обработать и представить в географической интерпретации. Необходимо абстрактное мышление. Как правило, у учащихся еще нет такого навыка. Восприятие и мышление у подростков во многом образно-чувственное и это надо учитывать. Им, особенно пытливым, необходимо самим «открыть Австралию», увидеть и прочувствовать это. В этом и заключается для многих из них наука. Искать, наблюдать, записывать, зарисовывать, наносить на карту, давать характеристику – вот, как нам представляется, что нужно культивировать в работах школьников. Это и будет экспериментальная научная работа.

И еще несколько слов о наблюдении как важнейшем условии научного эксперимента. В процессе наблюдения необходима наблюдательность. То есть то, что отличает собственно наблюдение от простого созерцания, «смотрения». Наблюдательность связана с такими качествами как внимательность, умение подмечать, изучать глазами. Нужно всегда подвигать пытливых, любознательных учеников к наблюдательности, к умению обнаружить необычное в обычном, за деталями увидеть явление. От руководителя в данном случае требуется поставить перед учащимся более или менее четкие рамки, контуры лежащей вдалеке цели, к которой молодой исследователь стремится. Необходимо сориентировать его, указать, на что именно обратить внимание, что наблюдать более досконально. В данном случае слова Аристотеля: - «Иди и смотри» - звучат как кредо ученого. Но бесконечное разнообразие окружающего мира, вероятно, обескуражит, нежели поможет молодому человеку. Поэтому нужна программа, план наблюдений, а потом уже само исследование.

Полученные в ходе наблюдения результаты необходимо подвергать скрупулезной, многократной проверке. Таково еще одно требование научного исследования. Разовое наблюдение не является репрезентативным (представительным) и, скорее всего, не отражает до конца сути явления или объекта. Здесь уместно привести забавную историю из научного фольклора (в пересказе доктора технических наук Пархомовского). Итак, как-то раз знаменитый английский физик Джон Рэлей гостил у своего друга, также выдающегося физика, Кельвина. Однажды, выйдя солнечным утром в сад, Рэлей случайно дотронулся рукой до заполненного водой стеклянного шара, стоявшего у крыльца. Оказалось, что более нагретой была сторона, не обращенная к солнцу, противоположная. «Странно» - подумал ученый и пощупал второй шар, стоявший по другую сторону крыльца. Там было то же самое. На следующее утро история повторилась – более нагретой была затененная сторона шара. Тут-то Рэлей и сообщил о своем наблюдении Кельвину. Как истые теоретики, они стали строить гипотезы, объясняющие этот странный феномен. Казалось даже, что они нашли интересное объяснение. Для большей убедительности, однако, следовало еще раз проверить (!) экспериментальный факт. На следующее утро физикам не терпелось, и они вышли в сад раньше, чем обычно. Как раз в тот момент, когда садовник…поворачивал шары! Делал он это для того, чтобы шары нагревались равномерно и не лопнули. В итоге теория не состоялась, а сам эффект впоследствии шутливо назвали «эффектом Рэлея». Таким образом, проверка эксперимента (наблюдения), перепроверка, даже если она отнимает время, необходима и обязательная.

О «географичности» работ учащихся.

Опыт, пусть и небольшой, работы автора в жюри конференций учащихся показывает, что некоторые (если не многие) работы не отвечают критериям географичности и поэтому оцениваются, как правило, низко. Возможно, окажись такие работы в других секциях, они и были бы оценены по достоинству…

Итак, чем же должны выделяться-отличаться работы, заявленные как «географические», заявленные по секции «География»? Для начала отметим, что работы (экспериментальные и реферативные), отражающие природу автоматически заносятся в список географических или экологических (последнее наблюдается все чаще). Сразу же скажем, что природа является объектом изучения географии, но не только географии. В то же время географию интересует и общество, хотя оно находится в центре внимания иных, общественных наук. Тогда что же изучает география? География изучает не просто природу, а различия в природе, в природных комплексах, различия «от места к месту», по Н.Н.Баранскому. То есть, различия территориальные. Природа неоднородна, неодинакова на нашей планете, она меняется, если мы перемещаемся по ней. Мы наблюдаем, видим эти изменения, мы фиксируем их на бумаге, мы описываем, таким образом, Землю; мы занимаемся географией. Различия наблюдаются уже на самых небольших территориях – настолько сложна и мозаична природа Земли – и заканчивается различиями на материках. Также неоднородно по поверхности Земли размещено, воспроизводится, трудится, перемещается, отдыхает, думает, говорит, верит и население, общество. Перед нами территориальные различия в обществе. Именно ими интересуется общественная география, их наблюдает (как правило, статистически) и описывает. Общество, как известно, является объектом изучения экономистов, социологов, историков, психологов, биологов, медиков, этнографов и т.д. Но как только всем им необходимо рассмотреть различия своего объекта по территории, они сразу вступают в область знаний, называемую географией. С одной стороны, экономисты, социологи, психологи и др., как мы видим, «географизируются» в силу необходимости. С другой стороны, и географы, исследуя территориальные аспекты общественных явлений, становятся отчасти экономистами, социологами и психологами. Это и понятно. Чтобы изучать территориальные различия «чего-то», необходимо, в общих чертах, знать это «что-то». Есть «география чего-то» (география промышленности, сельского хозяйства, населения и т.д.), а «просто» географии (кроме школьной дисциплины), судя по всему, нет.

Таким образом, принимая во внимание тот факт, что все явления, объекты на нашей планете территориальны и размещены или функционируют неодинаково, неравномерно, то практически все попадает в поле зрения географии.

Далее. Видя неоднородность пространства, географ выделяет на данной территории центр, где рассматриваемое явление проявляется сильнее всего, а также полупериферию и периферию. То есть, подразделяет территорию на зоны, отличающиеся интенсивностью явления. Или делит территорию на уникальные участки – ареалы. А в итоге территория покрывается сетью районов, то есть участков как раз и выражающих различия от места к месту. Таким образом, если в работе имеется показ и анализ территориальных различий любых явлений – природных или общественных – эта работа, на наш взгляд, может рассматриваться как географическая.

Вторым важным признаком географической работы является картографическое сопровождение текста. Сразу уточним, что карты могут иллюстрировать текст, а может и текст быть комментарием к картам. Хотя второе встречается гораздо реже. Но в любом случае, работа без карт уже априорно не может считаться географической, и на конференции она будет иметь мало шансов на успех. Карта должна быть «альфой и омегой», по Баранскому, географической работы, вторым языком ее. Далеко не последнюю роль будет играть и грамотное оформление карт-схем. Карта в работе – это внешний признак ее географичности, хотя и не единственный.

Имеется еще один важный момент, на который следует обратить внимание. Бывает, что у исследователя имеется богатый фактологический материал, собранный за несколько лет в ходе скрупулезных полевых наблюдений. Или имеется на руках подробнейшая статистическая информация, систематизированная как в отраслевом, так и в районном разрезе. В итоге пишется работа. Но часто дальше простого описания, пусть даже и лично виденных объектов, фактов и явлений, дело не идет. Нет в такой работе осмысления фактов, собственного отношения к увиденному, нет попытки объяснить, ответить на вопрос: «Почему так?». Картографическое сопровождение работы в этом случае представляет собой ту же констатацию фактов, только в виде карт-схем. В данном случае мы видим, что налицо все признаки географичности работы – и карта есть, и территориальные различия обозначены, и районы вроде есть, правда не самостоятельно выделенные, а уже данные. Но все это только описания. Объяснения – а именно объясняющей силой сильна наука – отсутствуют. Да, описания во многом являются признаком искусства, в данном случае литературного. Путевые очерки путешественников довольно популярный жанр литературы. Поэтому иногда и вспыхивают споры и возникают вопросы: «География – наука или искусство?». «Действительно так уж плохо, что география описательная наука. Ведь это отвечает ее буквальному переводу как термина?». «Что плохого в том, что ученик живо и красочно (и грамотно, заметьте) описал объект своего наблюдения? Для него и этого достаточно».

Принимая во внимание эти замечания, считаем необходимым сказать следующее. Ни в коем случае не умаляем значения описания в географической работе. Более того, считаем ее обязательной. Именно она делает работу «живой» и воспринимаемой. Но на этом не должно останавливаться исследование. Еще раз повторим: необходимо объяснение, выводы о том, например, как можно было бы изменить ситуацию вокруг объекта наблюдения (особенно это касается геоэкологических исследований) в лучшую сторону, полезную для людей и при этом сохраняя саму природу. Другими словами, в работе должна быть видна позиция исследователя по данному вопросу. Только такая наука нужна человечеству. И конструктивный, прикладной момент в научной работе должен оцениваться по достоинству. Мы осознаем, что уровень подготовки, например, семиклассника не позволит ему сделать глубокие выводы. И что надо при оценивании в таком случае подходить дифференцированно. В любом случае глубина выводов зависит от поставленных целей и задач, формулируемых во введении к исследованию.

И еще об одном аспекте географических (и не только) научных работ. Речь идет о категории времени.

Время – категория общенаучная, или точнее говоря, органически присущая любому исследованию-эксперименту. И наблюдения, и многократная проверка требуют времени, порой немалого. Это и понятно: чтобы лучше узнать объект, надо достаточно долго за ним наблюдать. И работу учащийся должен подготавливать не с февраля, к конференции в марте. Если исследование посвящено природному явлению, то необходим, как минимум, год. Чтобы понаблюдать за объектом в течение всего годового цикла: как «ведет» себя объект во все времена года; в разное время суток. Только тогда появится возможность наблюдать процесс, а это куда интереснее. Вообще, география – и это гораздо перспективнее – должна заниматься географическими процессами, нежели состояниями. Географические, или территориальные процессы – это процессы, проистекающие из географических различий, то есть из «различий от места к месту». Как образование ветра объясняется различным атмосферным давлением от места к месту, как течение реки объясняется различиями в значениях силы тяжести у истока и устья, так и предприятия «перемещаются» в мировой экономике из неблагоприятных в экономическом отношении мест в более благоприятные. Это же различие в благоприятных условиях жизни в одном месте побуждает и людей перемещаться в него из других мест. Таким образом, география все больше сосредотачивает внимание на движении, на перемещениях. Причем на всех территориальных уровнях: от глобального до локального…

Декан ГФ

К.г.н, доцент

Кудрявцев А.Ф.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconЧерникова. Классическая наука. Критерии научности. Типы научности
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconКонспект урока № п\п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность...
Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки (Приложение 1)
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconКонспект лекций Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр
Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки (Приложение 1)
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: Научить учащихся правильно использовать знания о критериях вида в процессе изучения
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconПоложение о письменных работах учащихся. Виды письменных работ учащихся
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconКонспект программы по физиологическому очищению организма, реабилитации...
Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки (Приложение 1)
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconТематическое планирование по математике Класс
Плановых контрольных работ: 12, самостоятельных работ: 28, тестов: 12, математических диктантов: 3, зачетных работ: 8, проверочных...
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconТема урока : Три свойства прямоугольного треугольника
Принципы: научности и доступности, наглядности, системности и последовательности
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconМетодические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся
Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности,...
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconКритерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся конкурса «Умники и умницы»
Исходя из основных требований фгос к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, введены следующие критерии оценивания...
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconУрока или
Принцип научности означает использование научных (объективных, достоверных) данных, фактов, современных достижений в области диалогового...
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconПрезентация творческих работ
Цель: активизация самоуправления, самостоятельной работы учащихся в области естественных наук и опыт презентации своих творческих...
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconПринцип научности( участие в олимпиадах, конкурсах нпк)
Одним из самых значимых направлений функционирования современной школы является здоровьесбережение. В центре внимания методического...
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология (введение)» Понятие о науке и ее критериях
Ощущение как простейший психический процесс, его физиологическая основа и свойства
О научности и критериях «географичности» работ учащихся iconКонкурс творческих работ по округу «Недаром помнит вся Россия»
Культурологический слет «Корона Москвы» в рамках 5 межрегио-нального конкурса исследовательских, реферативных и творческих работ...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск