Скачать 0.49 Mb.
|
Аннотация к рабочей программе по литературе в 11классах. Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения. Выбор примерной программы мотивирован тем, что она - соответствует стандарту основного общего образования по литературе, - построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся; - сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации. Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией. Программа построена следующим образом: • Литература первой половины XX века • Литература второй половины XX века Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часа для обязательного изучения учебного предмета (3 час.в неделю) Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа учебного курса по литературе для 11 класса разработана на основе Федеральной примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования с опорой на программу Воронина, А. Красновского, Ю.И. Лыссого, опубликованную в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г,И. Беленького, 4-е изд., переработанное, М., Мнемозина, 2009, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа № 2» Петропавловск - Камчатского городского округа ((3часа в неделю) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Основу курса литературы в старших классах составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Такое изучение предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, с произведениями других видов искусств, обращение к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям, Программа рассчитана на 102 часов в год, 3 часа в неделю (34 рабочих недель) Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже.....вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Цели и задачи рабочей программы: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников. Достижение этой цели предполагает: изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы; формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей; формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их .эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений; развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью. Формы организации образовательного процесса. Программа предусматривает проведение уроков-лекций, семинаров, традиционных уроков, тестовых работ. Виды и формы контроля. . Виды: стартовый, промежуточный, итоговый. Формы контроля :устный и письменный, фронтальный и индивидуальный. Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью итоговых тестов, которые включают вопросы (задания) по темам курса, письменных творческих работ учащихся. Учебно-тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА На рубеже столетий - XIX век. Завершение классического периода русского реализма А. П. ЧЕХОВ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой». Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя-единомышленника. Чехов в начале XX столетия: предчувствие общественных перемен, тема будущего. Для чтения и изучения «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной, истинной человеческой жизни. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма? Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене. XX век Проблема наследства русской классики. Поиски путей обновления искусства (литература, живопись, музыка). Художественные обретения литературы XX века. Человек на перепутьях истории — одна из сквозных тем литературы эпохи планетарных драм и трагедий. Основные потоки русской литературы XX века после Октябрьской революции: литература, создававшаяся на родине, и литература русского зарубежья. Литература первой половины XX века Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия. Проблема индивидуализма и «единичности» человека как выражения свободы выбора и творчества; сила и слабость этой позиции. Литературные направления в поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм). Серебряный век русской литературы Для чтения и бесед И. Ф. Анненский. «Мучительный сонет», «Снег», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург», «Старая шарманка» (по выбору). К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бытия», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...», «Безгла-гольность», «Осенняя радость», «Камыши», «Я не знаю мудрости» (по выбору). В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык», «Сумерки», «Работа» (по выбору). А. Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине» (по выбору). Ф. К. Сологуб. «Я — бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Недотыкомка серая...», «Когда я в море бурном плавал...» (по выбору). Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Жираф», «Память» (по выбору). И. Северянин. «Июльский полдень», «Кензель», «Поэза вне абонемента», «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..»), «Поэза последней надежды» (по выбору). А. А. БЛОК Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На поле Куликовом» («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»), «Россия», «На железной дороге». «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Композиция, язык поэмы. Для чтения и бесед «Коршун», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Вхожу я в темные храмы...», «Мне страшно с тобою встречаться...», «Девушка пела в церковном хоре...», стихотворения из цикла «Кармен». Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Трагическое мироощущение лирического героя. Россия — центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Изящество, музыкальность стиха. И. А. БУНИН Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Поздний час». Проникнутые грустью картины угасания «дворянских гнезд». Светлые и темные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями. Трагичность любви в произведениях Бунина. «Живопись словом» как характерная особенность стиля Бунина. Для чтения и бесед «Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово» (по выбору). Тонкость передачи чувств и настроений, экономность и выразительность художественных средств в лирике Бунина. Для самостоятельного чтения «Деревня», «Суходол», «Грамматика любви», «Чаша жизни», «Роза Иерихона», «Митина любовь». А. И. КУПРИН Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. Для самостоятельного чтения «Поединок», «Листригоны», «Гамбринус», «Олеся». Л. Н. АНДРЕЕВ Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Иуда Искариот». Проблема любви и предательства. Изображение противоречий и сложности бытия. Выразительное и изобразительное в художественных образах повести. МАКСИМ ГОРЬКИЙ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. Споры о предназначении человека. Гуманизм — милосердие — жалость. Композиция пьесы, афористичность языка. Для чтения и бесед «Несвоевременные мысли» (обзор). Сложность отношения Горького к Октябрьской революции. Послереволюционное творчество Горького (общая характеристика). Для самостоятельного чтения «Фома Гордеев», «Коновалов», «По Руси», «Лев Толстой». Первые десятилетия советской литературы Для чтения и бесед (2—3 произведения по выбору) Б. А. Лавренев. «Сорок первый». Трагизм столкновений вовлеченных в гражданскую войну людей. И. Э. Бабель «Конармия». Исключительные ситуации и противоречивые характеры героев рассказов. Сочетание высокой романтики и будничного реализма в их изображении. А. А. Фадеев «Разгром». Драматические ситуации и трагическая развязка романа. Оптимистический пафос финала.
«Гадюка». Неистовая ярость Гражданской войны, сформировавшая жесткие характеры героев. B. В. МАЯКОВСКИЙ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», «Облако в штанах», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся», «Лиличка! Вместо письма», «Про это», «Письмо товарищу Кострову... о сущности любви». Для чтения и бесед «Адище города», «Ночь», «Нате!», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору). Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Послереволюционное творчество Маяковского (общая характеристика). Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. Личное и общественное в лирике. Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского. Для самостоятельного чтения «Хорошо!», «Баня», «Клоп». С. А. ЕСЕНИН Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (по выбору). Для чтения и бесед «Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...». Чувство любви к Родине, к природе родного края. Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа лирики. Для самостоятельного чтения Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина». А. А. АХМАТОВА Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Песня последней встречи», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе...», «Перед весной бывают дни такие...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...» (из цикла «Тайны ремесла»), «Мне голос был. Он звал утешно...», «Клятва», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля». «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы. Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в более поздней лирике. Разговорность интонаций и лексики. Музыка стиха. Для самостоятельного чтения «Я пришла к поэту в гости...», «Нам свежесть слов и чувства простоту...», «Читатель», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Все души милых на высоких звездах...», «Летний сад», «Городу Пушкина». О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». Для чтения и бесед «Образ твой, мучительный и зыбкий...», «Декабрист», «Сестры — тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы...», «Довольно кукситься, бумаги в стол засунем...», «Твой зрачок в небесной корке...», «Петербургские строфы», «Домби и сын» (по выбору). Насыщенность поэзии Мандельштама литературными, культурными и историческими ассоциациями. Ее тяготение к высокому одическому стилю, к традициям русской философской лирики. М. И. ЦВЕТАЕВА Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения «Имя твое — птица в руке...» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Моим стихам, написанным так рано...», «Родина», «Рас-стояние: версты, мили...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по Родине! Давно...». Для чтения и бесед «Писала я на аспидной доске...», «Проста моя осанка...», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Вчера еще в глаза глядел...», «Поэт — издалека заводит речь...» (из цикла «Поэты»), «Над синевою подмосковных рощ...» (из цикла «Стихи о Москве») (по выбору). Поэзия Цветаевой — напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность ее лирики. Интонационно-ритмическая экспрессивность стиха. А.П. ПЛАТОНОВ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Сокровенный человек». Герой повести — правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка. Для самостоятельного чтения «Фро», «Река Потудань», «Старый механик», «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение». М. А. БУЛГАКОВ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Мастер и Маргарита». Особенность жанра (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Своеобразие бул-гаковской «дьяволиады» (в сравнении с произведениями Гёте и Гоголя). Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. Для самостоятельного чтения «Белая гвардия». М. А. ШОЛОХОВ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Яркость, многоцветность языка, роль диалектизмов. Литература русского зарубежья Три «волны» литературной эмиграции. Значение литературы русского зарубежья. B. В. НАБОКОВ Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Машенька». Тема времени. Двоемирие: призрачность настоящего и реальность прошлого. Счастье в понимании героя и автора. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Словесная игра как особенность стиля романа. Для чтения и бесед И. С. Шмелев «Богомолье», «Лето Господне». Г. В. Иванов «Холодно бродить по.свету...», «Закроешь глаза на мгновенье...», «Напрасно пролита кровь...», «Россия счастие. Россия свет...», «Не о любви прошу, не о весне пою...», «Погляди: бледно-синее небо покрыто звездами...», «Ликование вечной, блаженной весны...», «Над розовым морем вставала луна...» (по выбору). |