Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
страница1/4
Дата публикации22.12.2014
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 201__г.


история и методология экологии и природопользования

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов по магистерской программе

«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000.68 «Экология и природопользование» очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы В.В. Козин, В.А. Карнаухова

«______»___________201__г.

Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии от 11.06.2013 г. протокол № 7

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой В.Ю. Хорошавин

«______»___________ 201__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института наук о Земле от 28.06.2013г. протокол №7

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.А. Столярова/

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ ________________________/Е.А. Ульянова/

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/И.Ю. Фарафонова/

«______»_____________201__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт наук о Земле

Кафедра физической географии и экологии


Козин В.В.

Карнаухова В.А.

история и методология экологии и природопользования

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов по магистерской программе

«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки022000.68 «Экология и природопользование» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2013

Козин В.В., Карнаухова В.А. История и методология экологии и природопользования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по магистерской программе «Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000.68«Экология и природопользование» очной формы обучения Тюмень, 2013, 30 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История и методология экологии и природопользования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой физической географии и экологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Хорошавин В.Ю., к.г.н., доцент, заведующий кафедрой физической географии и экологии





© Тюменский государственный университет, 2013.

© Козин В.В., Карнаухова В.А., 2013.

  1. Пояснительная записка.

    1. Цель и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – дать целостное представление о методологии науки и сформировать системные знания о ее проблемных областях, обеспечивающих эколого-приемлемое природопользование на глобальном, региональном и локальном уровнях, умение формулировать цели и задачи исследования.

Задачи дисциплины включают приобретение знаний, опыта и умений по направлениям:

- составление плана исследования;

- библиографическая работа с привлечением современных информационных технологий;

- выбор необходимых методов исследования, модификация существующих и разработка новых методов, исходя из задач конкретного исследования;

- обработка полученных результатов, анализ и осмысление их с учетом данных, имеющихся в научной литературе;

- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформление в соответствии с имеющимися требованиями;

- проведение исследований на основе использования современных источников картографической информации;

- использование компьютерных сетей Интернета.

    1. Место дисциплины в структуре магистерской программы.

Для успешного освоения модуля студент должен обладать знаниями по следующим дисциплинам: физическая география, ландшафтоведение, основы природопользования, экономика природопользования, техногенные системы и экологический риск, устойчивое развитие, территориальное планирование.

Дисциплина "История и методология экологии и природопользования" в учебном плане магистерской программы «Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000.68 «Экология и природопользование» относится к базовым дисциплинам.

  1. Компетенции выпускника магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Дисциплина призвана сформировать у магистров следующие общекультурные компетенции:

ОК-1 - глубокое понимание философских концепций естествознания и владением основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени.

В результате изучения дисциплины "История и методология экологии и природопользования" магистранты должны:

Знать: об эволюции научных представлений о роли природно-ресурсной среды в жизни общества, о смене во времени парадигм, концепций, моделей и методов экологии и природопользования;

Уметь: анализировать предпосылки развития науки, устанавливать исторические корни современных представлений по вопросам экологии и природопользования;

Владеть: анализом современных научных представлений в обеспечении эколого-приемлемого природопользования.
Таблица 1.

Карта компетенций дисциплины



Код компетен-ции

Формулировка компетенции

Результат обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

минимальный

базовый

Повышенный

ОК-1

глубокое понимание философских концепций естествознания и владением основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени

Знает

эволюцию научных представлений

роль природно-ресурсной среды в жизни общества

смену во времени парадигм, концепций, моделей и методов экологии и природопользования

Лекции,

мультимедиа- технологии, самостоятельные работы

Защита рефератов,

тестирование письменное,

контрольные работы

Умеет

анализировать предпосылки развития науки

анализировать этапные научные произведения

устанавливать исторические корни современных представлений по вопросам экологии и природопользования

Лекции,

мультимедиа- технологии, семинарские занятия

Защита рефератов,

тестирование письменное,

контрольные работы

Владеет

представлениями о методологии науки и системными знаниями о ее проблемных областях

анализом современных научных представлений в обеспечении эколого-приемлемого природопользования

разрабатывать методики оптимизации эколого-приемлемого природопользования на глобальном, региональном и локальном уровнях

Лекции, практические работы, самостоятельные работы, творческие занятия

Презентации, контрольные работы, тестирование письменное



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.


  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Из них в интерактивной форме, час.

Итого часов по теме

Формы контроля

Лекции, час.

Семинарские (практические) занятия, час

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7




8




Часть 1. История и методология науки и производства






















1.

Природопользование первобытных обществ. Экологические проблемы и экологические идеи в античное время и в странах древнего Востока

1

1

2

3

4

6

Защита реферата

2.

Экология и природопользование в Средние века и в эпохи Великих географических открытий и Возрождения

2

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

3.

Развитие экологических идей и природопользования в Новое время.

Роль Великих Академических экспедиций в исследовании связей в природной среде

3

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

4.

Значение трудов Александра фон Гумбольдта для формирования фактологических и теоретических основ экологии. Чарльз Дарвина, дарвинизм и экология

4

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

5.

Становление классической экологии. Значение трудов В.В. Докучаева и его школы для развития теоретических и прикладных вопросов экологии и природопользования

5

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

6.

В поисках универсальной парадигмы

6

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

7.

Научное наследие В.И. Вернадского. Экосистема и биосфера. Учение о биогеоценозе В. Н. Сукачева

7

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

8.

Облик современной экологии


8

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

9.

Экологическая доктрина в концепции устойчивого развития


9

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа




Часть 2. Современные проблемы науки и производства






















10.

Экологическая философия. Экология и природопользование как глобальные проблемы. Проблемы теоретической экологии

10

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

11.

Проблемы биоэкологии. Экологическая этика и биологическое природопользования

11

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

12.

Проблемы геоэкологии. Геоэкологические и природоресурсные проблемы России

12

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

13.

Гуманитарная экология, экология человека, социальная экология

13

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

14.

Содержание фундаментальных исследований в области экологии и природопользования. Проблемы прикладной экологии

14

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

15.

Эколого-экономические основы природопользования. Экологическая безопасность. Вопросы экологии выживания

15

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

16.

Теория и практика управления процессами природопользования. Природопользование как социо-экономико-экологическая система

16

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

17.

Ресурсосбережение и комплексное использование сырья – стратегия решения экологических проблем

17

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа

18.

Природное и культурное наследие. Экологическое сознание и экологическая культура

18

1

2

3

4

6

Защита реферата Контрольная работа




Всего

18

18

36

54

72

108

зачет




Из них в интерактивной форме




12

20

40

72








Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные




Часть 1. История и методология науки и производства













1.

Природопользование первобытных обществ. Экологические проблемы и экологические идеи в античное время и в странах древнего Востока

Реферат

Реферат

1

3

2.

Экология и природопользование в Средние века и в эпохи Великих географических открытий и Возрождения

Реферат

Составление презентации

2

3

3.

Развитие экологических идей и природопользования в Новое время.

Роль Великих Академических экспедиций в исследовании связей в природной среде

Реферат

Составление презентации

3

3

4.

Значение трудов Александра фон Гумбольдта для формирования фактологических и теоретических основ экологии. Чарльз Дарвина, дарвинизм и экология

Реферат

Составление презентации

4

3

5.

Становление классической экологии. Значение трудов В.В. Докучаева и его школы для развития теоретических и прикладных вопросов экологии и природопользования

Реферат

Составление презентации

5

3

6.

В поисках универсальной парадигмы

Реферат

Работа с литературой

6

3

7.

Научное наследие В.И. Вернадского. Экосистема и биосфера. Учение о биогеоценозе В. Н. Сукачева

Реферат

Работа с литературой

7

3

8.

Облик современной экологии

Реферат

Работа с литературой

8

3

9.

Экологическая доктрина в концепции устойчивого развития

Реферат

Работа с литературой

9

3




Часть 2. Современные проблемы науки и производства













10.

Экологическая философия. Экология и природопользование как глобальные проблемы. Проблемы теоретической экологии

Реферат

Работа с литературой

10

3

11.

Проблемы биоэкологии. Экологическая этика и биологическое природопользования

Реферат

Работа с литературой

11

3

12.

Проблемы геоэкологии. Геоэкологические и природоресурсные проблемы России

Реферат

Работа с литературой

12

3

13.

Гуманитарная экология, экология человека, социальная экология

Реферат

Контрольная работа

13

3

14.

Содержание фундаментальных исследований в области экологии и природопользования. Проблемы прикладной экологии

Реферат

Контрольная работа

14

3

15.

Эколого-экономические основы природопользования. Экологическая безопасность. Вопросы экологии выживания

Реферат

Контрольная работа

15

3

16.

Теория и практика управления процессами природопользования. Природопользование как социо-экономико-экологическая система

Реферат

Контрольная работа

16

3

17.

Ресурсосбережение и комплексное использование сырья – стратегия решения экологических проблем

Реферат

Составление презентации

17

3

18.

Природное и культурное наследие. Экологическое сознание и экологическая культура

Реферат

Составление презентации

18

3




Всего:







18

54




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 3.


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

Современные проблемы экологии и природопользования






















+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие

























+

+




+







+

+

+







  1. Содержание дисциплины.

Часть 1. История и методология науки и производства

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск