Социально-политическая система США и канады





Скачать 276.42 Kb.
НазваниеСоциально-политическая система США и канады
страница1/3
Дата публикации03.01.2015
Размер276.42 Kb.
ТипУчебная программа курса
100-bal.ru > География > Учебная программа курса
  1   2   3
Министерство образования Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА США И КАНАДЫ
Учебная программа курса

по специальностям

350305 Регионоведение США и Канады,

350200 Международные отношения


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2004


ББК 66.3 (7 Сое)

66.3 (7 Кан)

Учебная программа по дисциплине “Социально-политическая система США и Канады” составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации. Предназначена для студентов специальностей 350305 “Регионоведение США и Канады” и 350200 “Международные отношения”.
Составитель: Гарусова Л.Н., д.и.н., профессор

Утверждена на заседании кафедры Международных отношений и американистики


Рекомендуется к изданию УМК Института международных отношений ВГУЭС

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность учебного курса “Социально-политическая система США и Канады” определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов регионоведов-американистов и международников. Изучение политической системы и социальных процессов в США и Канаде позволяет составить объективное и адекватное представление не только об этих странах (одна из которых является признанным мировым лидером), но и о Западе, как особом цивилизационном феномене, в целом.

Дидактические особенности курса “Социально-политическая система США и Канады” определяются его логической, теоретической и методологической связью с учебными дисциплинами “История США и Канады”, “Культура, религия и литература США и Канады”, “Политология”, “Социология”, “Всеобщая история”. В связи с этим лекции курса имеют междисциплинарный характер, включая в себя исторический, политологический, социологический и регионоведческий материал.

Предметом курса “Социально-политическая система США и Канады” являются политическая система и социальная процессы современного североамериканского общества, а также факторы и конкретно-исторические условия их детерминировавшие. Особое внимание в данном курсе уделено проблемам государственного устройства и различным аспектам демократии в США и Канаде.

Учебный курс “Социально-политическая система США и Канады” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации специальностей 350300 “Регионоведение” и 350305 “Регионоведение США и Канады”.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Цели и задачи курса
Дидактические особенности и предмет курса предопределяют его основные цели и задачи. Целью курса “Социально-политическая система США и Канады” является изучение главных компонентов политической системы североамериканских стран, включая государство, политические партии и партийные системы, общественно-политические организации, лоббизм в США и Канаде, а также основные социальные процессы в обеих странах - демографические, этнические, иммиграционные, образовательные и т.д.

Важнейшей задачей курса является освоение студентами массива регионоведческих, политологических, социологических и исторических знаний по проблематике данной дисциплины. В ходе работы над курсом “Социально-политическая система США и Канады” решается и другая задача - овладение навыками самостоятельного обучения. Студенты должны приобрести и развить навыки самостоятельной работы с научной литературой и источниками (документами, официальными материалами, статистическими сведениями и т.д.). В связи с этим на семинарские занятия выносятся темы наиболее обеспеченные источниками и литературой, среди которых имеют место и те, которые не рассматривались подробно на лекционных занятиях. Кроме того, поощряется такая форма самостоятельной работы как подготовка устных докладов (на основе самостоятельного анализа научной литературы) к семинарским занятиям. Прилагаемый список литературы предполагает такую форму студенческой работы.
1.2. Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины
В результате изучения курса “Социально-политическая система США и Канады” студент должен:

1. Освоить объем знаний, заложенный в данной программе и необходимый для подготовки специалистов-регионоведов, равно как и специалистов в области международных отношений.

2. Знать структуру политической системы США и Канады, особенности социальной структуры североамериканского общества, основные демографические тенденции в США и Канаде, иметь представление о сложной этнической картине американского и канадского обществ.

3. На примере США и Канады уметь давать объективную и взвешенную оценку социально-политическим процессам современного западного общества.

4. Пользоваться методами сравнений и аналогий на основе североамериканского опыта при изучении смежных с данным курсом дисциплин.

5. Закрепить навыки самостоятельной работы с научной литературой и источниками по предлагаемой преподавателем проблематике.
1.3. Объем и сроки изучения курса
Курс “Социально-политическая система США и Канады” изучается в течение 5 семестра и рассчитан на 34 часа аудиторной нагрузки, из них - 17 часов лекционных и 17 часов семинарских. В рамках дисциплины предусмотрена курсовая работа. По завершении курса студент должен продемонстрировать знания и навыки, сформулированные в разделах 1.1 и 1.2.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса
Основные виды занятий в ходе изучения дисциплины “Социально-политическая система США и Канады” - лекции и семинары, а также самостоятельная работа студентов с материалами библиотечных фондов (преимущественно библиотеки ВГУЭС), Американского центра при Краевой публичной библиотеке и сети Интернет. Аудиторная и самостоятельная работа студентов при изучении курса тесно взаимосвязана. Важное значение для самостоятельного освоения курса имеет работа студентов с публикациями в “Американском ежегоднике”, журналах “США - Канада: экономика, политика, культура”, “Новая и новейшая история”, “Полис” и “Социс”, а также с иностранной литературой и материалами, размещенными на официальных сайтах правительства и конгресса США.

Практические занятия могут проходить как в традиционной форме устных опросов, так и в форме коллоквиумов, диспутов, микроконференций с заранее подготовленными докладами.
1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине.
Итоговой формой отчетности по курсу является экзамен, промежуточной - аттестация. В ходе изучения курса действует рейтинговая система, включающая в себя 100 бальную оценку успеваемости. Максимальное количество баллов, которые студент может получить за текущую работу в течение семестра - 100 (90 за успеваемость и 10 премиальных за рефераты, доклады, выступления на конференциях и т.д.). Максимальная оценка на промежуточной аттестации (в случае проведения одной промежуточной аттестации в семестр) - 45-50 баллов. В случае проведения двух промежуточных аттестаций (помимо экзамена), максимальная оценка по итогам двух аттестаций составляет 60-65 баллов. Если студент набрал менее 45 баллов за весь семестр, то курс не засчитывается и подлежит повторному прослушиванию.

Основной формой текущего контроля являются выступления на семинарских занятиях и результаты письменного контрольного опроса по изучаемым темам, из которых складывается оценка на промежуточной аттестации. В итоговую оценку аттестации также включаются баллы за посещение лекционных занятий.

На экзамене студент должен продемонстрировать знания, навыки и умения, сформулированные в разделе “Цели и задачи курса”, в объеме, необходимом для специалистов-регионоведов и международников в соответствии с Госстандартом Министерства образования РФ. Студент должен показать знание теоретического и фактического материала, первоисточников, умение ориентироваться в специальной литературе и научных подходах к той или иной проблеме. Для получения положительной оценки на экзамене студент должен посетить более половины семинарских занятий и выступить на них с сообщениями, а также написать и защитить курсовую работу. Экзамен заключается в устном или письменном ответе на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Перечень тем лекционных занятий.
Тема 1. Политическая система США. Место государства в политической системе американского общества.

Понятие политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Особенности американской политической системы. Демократический политический режим. Государство в политической системе общества. Президентская республика как форма правления американского государства. Федерализм как форма государственного устройства США. Роль Конституции 1787 г. в формировании американской государственности. Принципы функционирования американского государства: разделение властей, их независимость и равноправие, принцип сдержек и противовесов. Принципы взаимодействия государственной власти и общества в США. Сочетание стабильности и способности к эволюции - главная особенность политической системы США.

Тема 2. Американское государство как политический институт.

Три ветви государственной власти США. Конституция США о разделении властей. Законодательная власть в США. Конгресс США в исторической ретроспективе. Принципы формирования и функционирования Палаты представителей и Сената. Полномочия и прерогативы Конгресса. Законодательный процесс и принцип сдержек и противовесов.

Исполнительная власть в США. Президент как глава государства и правительства. Конституция США о роли президента в политической жизни Америки. Полномочия американского президента. Институт президентство в исторической ретроспективе. “Имперское президентство”. Импичмент. Взаимодействие исполнительной и законодательной власти в процессе законотворчества. Право отлагательного вето президента США. “Разделенное правление”. Американские президенты: политические портреты. Институт вице-президентства. Исполнительное управление президента. Аппарат Белого дома. Американское правительство. Кабинет. 14 министерств США. Госдепартамент, министерство финансов, министерство обороны: функции и прерогативы. Правительственные агентства.

Судебная власть в США. Конституция США о роли Верховного суда, федеральных и верховных судей. Структура судебной власти США. Верховный суд США. Конституционный и судебный надзор. Дело “Мэрбури против Мэдисона” как исторический прецедент формирования прерогатив Верховного суда. Аппеляционные суды. Федеральные окружные суды США.

Тема 3. Американский федерализм.

Федерализм как принцип американской демократии. Федерализм как форма государственного устройства. Федеративная республика США. Американская Конституция как фактор формирования федерализма. Принципы федерализма. Прерогативы правительства и полномочия штатов. Разграничение полномочий правительства и субъектов федерации. Приоритет федеральной правовой системы над правовой системой штатов. Ограничение суверенитета штатов. Проблема “совпадения полномочий”.

Роль местных органов власти в США. Законодательная, исполнительная и судебная власть в штатах. Роль легислатур в политической жизни штатов. Губернатор и правительство штата: функции, прерогативы, основные сферы деятельности, взаимоотношения с другими уровнями власти. Судебная система штатов.

Организация управления на местах. Местное самоуправление в округах и городах США. Административные и специализированные округа. Величина населенного пункта как фактор влияния на местное управление. Роль местного самоуправления в общественно-политической жизни Америки.

Тема 4. Партийная система США.

Генезис американской партийной системы: от протопартий к двухпартийности. Основные этапы формирования и развития американской партийной системы. Партийные перегруппировки. Федералисты и демократические республиканцы. Демократы и виги. Появление современной формы двухпартийной системы в 1850-60-е гг. Роль кокусов в партийной жизни Америки. Национальные конвенты. “Праймериз”. Роль “третьих” партий в политической жизни США. Популисты, прогрессисты и социалисты в партийной системе США.

Современная двухпартийная система США: Республиканская и Демократическая партии. Особенности современной двухпартийной системы. Социальный состав, предвыборные платформы, электорат Республиканской партии в 1980-2000-е гг. Политические и социально-экономические приоритеты Демократической партии США в 1980-2000-е гг. Организационные структуры Республиканской и Демократической партий: Национальные съезды, Национальные комитеты, Комитеты политических действий. Принципы взаимодействия партий с государственной властью. Политические партии и президентские выборы в США. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Группы интересов и лоббизм в социально-политической жизни США.

Тема 5. Современные социально-демографические процессы в США.

Перепись населения как средство мониторинга социальных процессов в обществе. Первая перепись населения Америки 1790 г. Переписи населения США 1990 и 2000 гг. Влияние итогов переписи населения на перераспределение мест в Конгрессе и деятельность американских министерств и ведомств. “Короткий” и “длинный” перечень вопросов переписи населения. Численность современного населения США и темпы его прироста с учетом региональных и социально-экономических факторов. Запад и Юг США - территории с наибольшим приростом населения. Отток населения в штатах Великих равнин. “Большая пятерка штатов”. Основные социально-демографические тенденции в США.

Урбанизация как фактор изменения социальной структуры американского общества. Пригороды в социальной жизни Америки. Агломерация: понятие, сущность, разновидности. Мегаполисы США. Приатлантический, Приозерный, Калифорнийский, Галф, Восточно-Флоридский мегаполисы. Особенности расово-этнического расселения американцев. “Ромбовидная” конфигурация социальной структуры американского общества. Социальные группы в США. Лица наемного труда. “Белые” и “синие” воротнички. Рост занятых в нематериальной сфере. Бедность и богатство в структуре американского общества. Бедность в этническом контексте. Бедность в контексте гендерного фактора и семейного статуса. Возрастная структура американского общества и социальные последствия старения населения США.

Тема 6. Иммиграция как фактор влияния на социально-демографические процессы в США.

Иммиграция как фактор формирования населения США. История американского народа - история иммиграции. Рост масштабов иммиграции в 1990-е гг. Азия и Латинская Америка - регионы поставляющие наибольшее число иммигрантов в США. Перепись населения 2000 г. о количественных и качественных характеристиках иммигрантов. Нелегальная иммиграция.

Этническая структура американской иммиграции в исторической ретроспективе. Российская иммиграция в прошлом и настоящем. География расселения иммигрантов. Калифорния и Нью-Йорк - главные штаты-реципиенты иммигрантов. Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон, Хьюстон, Сан-Диего - агломерации-реципиенты. Понятие “новые иммигранты”. Вытеснение иммигрантами населения США из традиционных мест проживания: причины и следствия.

Иммиграционное законодательство и его влияние на социально-демографическую ситуацию в Америке. Закон Джонсона-Рида. Изменения в законодательстве об иммиграции в 1940-1990-е гг. События 11 сентября 2001 г. и ужесточение мер контроля и безопасности в отношении иностранцев, прибывающих в США. Законодательство США в борьбе против нелегальной иммиграции.

Социальные последствия иммиграции. Социально-экономический статус иммигрантов. Участие иммигрантов в общественно-политической жизни США. Вклад иммигрантов в американскую культуру.

Тема 7. Социально-этнические процессы в США.

Переписи населения США 1990-12000 гг. о количественных и качественных изменениях в этнической структуре американского общества. Расово-этнический “портрет” современной Америки. Белые американцы. Черные (афро-американцы). Индейцы и аборигены Аляски. Испаноязычное население США. Американцы азиатского происхождения. Полиэтничность американского общества и расово-этническая самоидентификация американцев. Регионально-территориальные особенности проживания основных расово-этнических групп США. Смешанное население США. Смешанные браки в Америке.

Социокультурные последствия усиления полиэтничности американского общества. От “плавильного тигля” к “этнической мозаике”. Теория и практика американской “поликультурности”.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-политическая система США и канады iconПолитическая система Великобритании, сша, Канады, России

Социально-политическая система США и канады iconФёдорова Елена Васильевна
Сша и Канаде. Учебный курс «Культура, литература, религии США и Канады»соответствует Государственному образовательному стандарту...
Социально-политическая система США и канады iconСовременные системы конституционного (государственного) права зарубежных...
«Особенности государственного права Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Канады. Формирование системы права Европейского...
Социально-политическая система США и канады iconСовременные системы конституционного (государственного) права зарубежных...
«Особенности государственного права Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и Канады. Формирование системы права Европейского...
Социально-политическая система США и канады iconПрограмма дисциплины "Политическая история сша"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900....
Социально-политическая система США и канады iconПояснительная записка Автор программы: Зав отделом Канады Института...
Второй семестр «Политика Канады» включает курс по государственно-политическому устройству страны, а также занятия по внутренней и...
Социально-политическая система США и канады iconПояснительная записка автор программы: Зав отделом Канады Института...
Второй семестр «Политика Канады» включает курс по государственно-политическому устройству страны, а также занятия по внутренней и...
Социально-политическая система США и канады iconМеждународные отношения и внешняя политика США и канады программа курса
Соединенных Штатов, их взаимодействие с главными и второстепенными акторами современной системы международных отношений. Данный курс...
Социально-политическая система США и канады iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока – обобщение знаний по теме «Политическая система Великобритании, США и России»
Социально-политическая система США и канады iconСельское хозяйство (Китай, Россия, США и др.)
Аграрный сектор США в конце хх-го века / Российская академия наук, Институт Соединенных Штатов Америки и Канады; ред. Б. А. Черняков....
Социально-политическая система США и канады iconПрограмма курса (А. И. Черкасов) I. Организационно-методический раздел...
Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады
Социально-политическая система США и канады iconСписок литературы по курсу
Грачев М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999
Социально-политическая система США и канады iconПланы семинарских занятий, тестовые задания по дисциплине «Политическая...
Бродовская Е. В. Политическая система современной России: Учебное пособие/Е. В. Бродовская. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. – 160 с
Социально-политическая система США и канады iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная программа «Межкультурная коммуникации США – Канада Россия» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта...
Социально-политическая система США и канады iconУчебное пособие для студентов омо иф по теме «Судебная система сша»
Сша предназначено для студентов старших курсов (VII – VIII семестры) омо исторического факультета, а также для тех, кто желает самостоятельно...
Социально-политическая система США и канады iconВикторина по теме «Политическая система Великобритании»
Урок – викторина в профильном 10-м классе по умк под редакцией В. П. Кузовлёва по теме «Политическая система Великобритании»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск