Рабочая программа курса География. Природа и народы России





НазваниеРабочая программа курса География. Природа и народы России
страница1/8
Дата публикации04.01.2015
Размер1.26 Mb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > География > Рабочая программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8

«Утверждаю». «Согласовано».

Директор ГБОУ СОШ № 514 Зам. директора

Д.В. Смирнов Н.В.Шлычкова __________________ _________________________

Рассмотрено на заседании

Методического совета

протокол № 1 от «___»____________ 2013г.

Председатель МС

____________________

Рабочая программа курса
География. Природа и народы России.
на 2013-2014 учебный год
Класс ___8______

Учитель Курсенкова Наталья Валентиновна _____________

Количество часов:

Всего (год)__68+2____

В неделю __2____

Количество контрольных работ __4____
Автор, название программы: География. 6-9 классы Н.Н.Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009.

Автор, название учебника: Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова «География. Природа и народы России» 8 класс. Москва, «Мнемозина» 2012.

Автор и название рабочих тетрадей: Атлас по географии 8 класс, - М.: Дрофа, 2013 год.

Рабочая тетрадь (с комплектом контурных карт) И.И. Баринова, В.П. Дронов, - М.: Экзамен, 2012

Составитель: Курсенкова Н.В.

__________________________________________________________
г. Москва, ЮАО

2013-2014 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе примерной программы:

  • Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

В соответствии с авторской программой:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 г. Москва)

  • авторской программы основного общего образования по географии Н.Н. Петровой

( Москва, Мнемозина,2009 год).

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы / авт.-сост. Н.Н.Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009.

2. Учебник: Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова «География. Природа и народы России» 8 класс. Москва, «Мнемозина» 2012.

3. Атлас по географии 8 класс, - М.: Дрофа, 2013 год

4. Рабочая тетрадь (с комплектом контурных карт) И.И. Баринова, В.П. Дронов, - М.: Экзамен, 2012

5. Тематическое и календарно-тематическое планирование к учебнику.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии России существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.


Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.



Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 138 часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль;

  • проверочные работы;

  • работы с контурными картами;

  • практические работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Учебно-тематический план 8 класса:



раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы




1.

Введение.

1

-

2.

Источники географической информации.

2

2

3.

Россия на карте мира.

6

2

4.

Природа России.

16

7

5.

Природные районы. Народы.

24

9

6.

Природопользование.

3

1

7.

Московский Столичный регион.

5

1




ИТОГО

68 +2

22


Учебно-тематический план 9 класса:



раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы




1.

Введение.

1

-

2.

География населения

7

2

3.

Хозяйство России.

21

7

4.

География крупных регионов России.

35

12

5.

Россия в мире

2

-




Обобщение знаний.

2

-




ИТОГО

68+ 2 (резерв)

22
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География...
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»
В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8класс»
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа учебного курса «География России: Природа»
География. 6-11 классы. Сост. Е. В. Овсянникова. – 3 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа.»
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconПрограмма по курсу География России / Природа / для 8 класса
Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconПрезентация урока, интерактивная доска Mimio, атлас “География: природа...
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«География России. Природа» составлена на основе Примерной программы для образовательных учреждений География 6-9 кл под редакцией...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа Предмет: География России. Природа и население....
Учебник: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы. 8-9 классы
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-ых классов составлена на основе примерной...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-ых классов составлена на основе примерной...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа по географии 8-9 классы
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconРабочая программа курса «география россии»
...
Рабочая программа курса География. Природа и народы России iconЗакон Божий. Для семьи и школы / Замок Отранто / Пер с англ
География России. Природа и География России. Хозяйство и Городу и миру Державин. Жуковский. Лермонтов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск