Скачать 282.87 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.19 Минералогия и петрография Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103.65 География с допол. спец. Биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры В.С. Захаренко 1.2 Рецензенты: В.В. Денисов, доктор географических наук, профессор МГПУ; Е.Г. Митина, кандидат биологических наук, доцент МГПУ. 1.3 Пояснительная записка.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО Не предусмотрено. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. По разделу “Минералогия” Тема 1. Из истории минералогии. Исторические этапы развития минералогии как самостоятельной научной дисциплины:
Тема 2. Систематическая минералогия
Тема 3. Онтогения минералов
Тема 4. Процессы образования минералов
Тема 5. Методы исследования минералов
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:
Формы самостоятельной работы: выполнение тестов, подготовка рефератов. Формы контроля: проверка тестов, рефератов и их заслушивание в форме докладов. 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Бетехтин А.Г. Минералогия. – М.: Госгеолтехиздат, 1950. – 957 с. Бетехтин А.Г. Курс минералогии. – М.: Госгеолтехиздат, 1956. – 558 с. Войтеховский Ю.Л. Кристаллография, минералогия, петрография. Ч.1-4. Учебно-методическое пособие. Мурманск, МГПУ, 2004. Годовиков А.А. Минералогия. – М.: Недра, 1983. – 648 с. Лазаренко Е.К. Курс минералогии. – М.: Недра, 1971. – 607 с. Карлович И.А. Основы геологии с элементами минералогии и петрографии. М., Академический проект, 2004.- 704с.
Григорьев Д.П. Онтогения минералов. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1961. 284 с. Григорьев Д.П. Что такое минерал ? // Зап. Всерос. минерал. об-ва. 1961. Ч. 90. Вып. 4. С. 431-437. Григорьев Д.П. Основы конституции минералов. М.: Госгеолтехиздат, 1966. 74 с. Григорьев Д.П., Жабин А.Г. Онтогения минералов. Индивиды. М.: Наука, 1975. 230 с. Даминова А.М. Породообразующие минералы. М.: Высшая школа, 1974. 206 с. Жабин А.Г. Онтогения минералов. Агрегаты. М.: Наука, 1979. 276 с. Костов И. Минералогия. М.: Мир, 1971. 584 с. Лазаренко Е.К. Основы генетической минералогии. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1963. 411 с. Афанасьева М.А., Бардина Н.Ю., Богатиков О.А. и др. Петрография и петрология магматических, метаморфических и метасоматических горных пород. Учебное пособие. М.: Логос, 2001. 766 с. Исаенко М.П. Определитель структур и текстур руд. М.: Недра, 1983. 262 с. Маракушев А.А., Кузнецов И.Е., Яковлева Е.Б. и др. Петрография. Ч. I. М.: МГУ, 1976. 384 с. 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: эпидиаскоп для показа схем, диаграмм и слайдов. 1.9.2 Перечень используемых пособий: кафедральные коллекции минералов, горных пород и руд, поляризационный и бинокулярный микроскопы. 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения: Компьютер. Электронные атласы. Презентации. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Ответить на вопросы:
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену):
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) Не предусмотрен (итоговая форма аттестации зачет) 1.13 Примерная тематика рефератов и курсовых работ:
Тесты для самопроверки. В тестах отражены основные дидактические единицы: ДЕ 1. Генезис пород и минералов. ДЕ 2. Петрография. ДЕ 3. Минералогия. В каждой дидактической единице по 4 вопроса. Всего вопросов 48. Всего вариантов 4. ВАРИАНТ 1. ДЕ 1. Генезис пород и минералов. 1. Размыв горных пород текущей водой называется: 1)аккумуляцией; 2) выветриванием; 3) денудацией; 4) эрозией. 2. Главным рельефообразующим фактором, способствующим созданию коралловых рифов, является деятельность: 1)человека; 3)ветра; 2) живых организмов; 4) морских волн. 3. Если магма достигла поверхности земной коры и застыла, то образуется: 1) базальт; 2) гранит. ДЕ 2. Петрография. 1. Какие породы образовались первично, а какие вторично: магматические, осадочные или метаморфические. 2. Какая горная порода оказывается «лишней»: Известняк, песок, гранит, глина. 3. Вычеркните лишнее в каждом логическом ряду: природный газ, уголь, бензин, торф, горючие сланцы 4. Каково происхождение горных пород, слагающих вашу местность? ДЕ 3. Минералогия. 1. Аквамарин – голубовато-зеленый берилл. Цвет обусловлен: 1) железом 2) марганцем 3) титаном 4) свинцом 2. Амазонит – сине-зеленый микроклин. Цвет обусловлен: 1) свинцом 2) железом 3) хромом 3) титаном 3. Мусковит. Сингония: 1) моноклинная 2) триклинная 3) кубическая 4. Шкалой Мооса измеряется: 1) твердость 2) прозрачность 3) сингония 4) габитус ВАРИАНТ 2. ДЕ 1. Генезис пород и минералов. 1. Положительная складчатая структура – это:
2. Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется закономерностям:
3. Три основных слоя, из которых состоит твердь Земли:
ДЕ 2. Петрография. 1. К органогенным породам относятся:
2. К горным породам осадочного происхождения относятся: 1) песок; 2) гравий и песок; 3)песок, гравий и известняк. 3. Мрамор и гипс относятся к горным породам: 1) осадочным; 2) метаморфическим: 3)магматическим. 4. К обломочным горным породам относятся: 1) гравий; 2) гравий и песок; 3)песок и известняк. ДЕ 3. Минералогия. 1. Рубин - красный корунд. Цвет обусловлен: 1) хромом 2) железом 3) титаном 4) свинцом 2. Сапфир - голубой корунд. Цвет обусловлен: 1) марганцем 2) железом 3) титаном 4) ванадием 3. Биотит (черная слюда). Сингония: 1) моноклинная 2) триклинная 3) кубическая 4. Магнетит, кварц, галит – габитус: 1) древовидный 2) столбчатый 3) игольчатый 4) зернистый ВАРИАНТ 3. ДЕ 1. Генезис пород и минералов. 1. Установите соответствие: экзогенные процессы 1) эрозия; 2) аккумуляция; 3) карст. создаваемые формы рельефа А) кары; В)воронки; Б)балки; Г)морены. 1Б 2Г 3В 2. Процесс разрушения и отложения горных пород в понижениях называется: 1) выветриванием; 3)аккумуляцией; 2)денудацией; 4) эрозией. 3.В случае перемещения блоков горных пород не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении образуются:
ДЕ 2. Петрография. 1. Правильны ли утверждения:
2. для шельфа характерны полезные ископаемые:
3. Какая горная порода оказывается «лишней»: Гранит, кварцит, базальт. 4. К обломочным горным породам относятся: 1) гравий; 2) гравий и песок; 3)песок и известняк. ДЕ 3. Минералогия. 1. Медь, золото, серебро – габитус: 1) древовидный 2) столбчатый 3) игольчатый 4) зернистый 2. Твердость минералов измеряется: 1) шкалой Мооса. 2) ) шкалой Бофорта 3) шкалой Рихтера 3. Если магма застыла в земной коре на некоторой глубине, то образуется: 1) гранит: 2) базальт; 4. Каково происхождение горных пород, слагающих вашу местность? ВАРИАНТ 4. ДЕ 1. Генезис пород и минералов. 1. Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется закономерностям:
2. Процесс разрушения горных пород под действием текучих вод называется: 1) выветриванием; 3)аккумуляцией; 2)денудацией; 4) эрозией. 3. Правильны ли утверждения: 1Гранит – это кислая вулканическая порода (нет) 2.Вулканы на Гавайских островах сложены, в основном, базальтами (да) 3Кора выветривания на земной поверхности образуется в результате метаморфических процессов (нет) 4.Рудные месторождения полезных ископаемых имеют обычно магматическое происхождение (да) ДЕ 2. Петрография. 1. для шельфа характерны полезные ископаемые:
2. Какая горная порода оказывается «лишней»: Гранит, кварцит, базальт 3. К горным породам метаморфического происхождения относятся: 1) песок; 2) гравий и песок; 3) сланец. 4. Каково происхождение горных пород, слагающих вашу местность? ДЕ 3. Минералогия. 1. Медь, золото, серебро – габитус: 1) древовидный 2) столбчатый 3) игольчатый 4) зернистый 2. Твердость минералов измеряется: 1) шкалой Мооса. 2) ) шкалой Бофорта 3) шкалой Рихтера 3. Биотит (черная слюда). Сингония: 1) моноклинная 2) триклинная 3) кубическая 4. Сапфир - голубой корунд. Цвет обусловлен: 1) марганцем 2) железом 3) титаном 4) ванадием 1.14 методики исследований
1.15 ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ По данному курсу курсовые работы не предусмотрены. 1.16 ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ По данному курсу дипломные работы не предусмотрены. 1.17 БАЛЬНО - РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА Не применяется РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Контрольная работа для студентов ФЗО учебным планом не предусмотрена РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
ЛК 1. История освоения. ЛК 2. Минералы и горные породы Кольского полуострова. ЛК 3. Практическое применение ЛК 4.Перспективные виды минерального сырья на территории Кольского полуострова. Раздел 4. Глоссарий. Батолит. Массивная куполообразная магматическая интрузия; залегает на большой глубине; при охлаждении обычно образует граниты. Вулкан. Гора, обычно коническая, образованная отложениями лавы при извержении. Вулканическая порода. Горная порода, образованная в результате остывания магмы (лавы) на поверхности Земли. Выветривание. Постоянное разрушение горных пород на поверхности Земли под воздействием климатических факторов или химических веществ. Габитус. Общий внешний вид, или форма, минерала. Гейзер. Источник, выбрасывающий горячую воду и пар. Гелий. Второй после водорода по распространенности элемент во Вселенной. Геология. Наука о строении Земли; ею занимаются ученые — геологи. Гидротермальная жила. Трещина в горной породе, заполненная горячими водными растворами магматического происхождения. Гипабиссальная порода. Горная порода, образованная небольшими скоплениями магмы, которые охлаждаются и застывают непосредственно у поверхности земли; часто встречается в дайках и силлах. Глобальная тектоника. Согласно этой теории, поверхность Земли разделена на несколько больших мощных плит; они медленно движутся и изменяются в размере. Гравитация. Сила притяжения между телами. Чем больше масса тел (количество содержащейся в них материи) и чем ближе они находятся друг к другу, тем сильнее между ними сила гравитации. Дайка. Слой интрузивной магматической породы, внедрившийся в уже существующую горную породу. Драгоценный камень. Минерал, используемый для изготовления ювелирных изделий; ценится за редкость, красоту, цвет и твердость. Драгоценные камни обычно подвергают шлифовке и огранке. Дрейф материков. Теория, согласно которой материки движутся по поверхности Земли. Землетрясение. Подземные толчки и колебания земной поверхности. Земная кора. Тонкая, состоящая из горных пород верхняя оболочка Земли. Излучина (меандр). Изгиб русла реки. Интрузивная магматическая порода. Магматическая горная порода, которая образуется в глубине Земли. Инфракрасное излучение. Форма излучения, подобная свету, но состоящая из более длинных лучей, лежащих за красным цветом спектра. Мы не можем видеть инфракрасные лучи, но ощущаем их как тепло. Ископаемое топливо. Природные горючие вещества (уголь, нефть, природный газ), образованные из остатков животных и растений. Каменноугольный период. Геологический отрезок времени от 355 до 290 млн лет назад, когда происходило формирование отложений каменного угля. Каньон. Глубокая долина с обрывистыми склонами. Картографическая проекция. Отображение изогнутой поверхности Земли на плоскости карты. Кислая порода. Магматическая порода с общим содержанием кремнезема свыше 65 % и кварца — свыше 10%. Контактовый метаморфизм. Процесс изменения горных пород под воздействием высокой температуры внедрившихся магматических масс. Континент. См. Материк. Континентальный шельф. Полоса морского дна рядом с сушей. Кора. Тонкий каменистый верхний слой планеты или спутника. Корона. Внешний слой солнечной атмосферы. Кратер. Округлое углубление на поверхности планеты или спутника, образовавшееся вследствие падения метеорита. Кристалл. Минерал правильной формы, с гладкими плоскими гранями, прямыми ребрами и симметричными углами. Лава. Расплавленная горная порода, извергаемая вулканом; при остывании затвердевает. Ледник. Медленно передвигающаяся масса льда, образовавшаяся из спрессованного снега. Ледниковые эпохи. Периоды в истории Земли, характеризующиеся сильным похолоданием климата и образованием обширных покровных ледников на значительных территориях. Литосферная плита. Большой подвижный блок земной коры. Лополит. Магматическая интрузия в форме блюдца. Магма. Расплавленные горные породы в мантии Земли. Магматическая порода. Горная порода, образующаяся при охлаждении и затвердевании магмы в глубине Земли или при застывании лавы на поверхности Земли. Магнитное поле. Область пространства, в котором обнаруживается действие магнитных сил. Магнитный полюс. Одна из двух оконечностей магнитного поля Земли. Магнитосфера. Область вокруг Земли, в которой проявляется ее магнитное поле. Мантия. Одна из внутренних оболочек Земли между земной корой и ядром. Масса. Количество вещества в объекте. Материк. Один из шести самых крупных массивов земной суши. Метаморфическая порода. Горная порода, образующаяся в результате изменения магматических или осадочных пород под воздействием высокой температуры и давления. Минерал. Внутренне однородный твердый компонент земной коры, образовавшийся естественным путем. Минералогия. Наука о минералах. Морена. Скопления валунов, обломков горных пород и глины, которые передвигаются вместе с ледником или остаются в виде отложений после его таяния. Морозное выветривание. Разрушение горных пород при постоянном чередовании мороза и оттепели. Окаменевшее дерево. Твердый каменистый материал; образуется путем замещения органического вещества погребенных под землей деревьев неорганическим кремнием. Окаменелость. Остатки или отпечаток растения или животного, сохранившийся в горной породе. Океанический желоб. Глубокая впадина на дне океана. Осадочная порода. Горная порода, образованная из обломков других пород, остатков растений и животных или из выпавших в осадок растворенных веществ. Основная (щелочная) порода. Магматическая порода с общим содержанием кремнезема от 45 до 55 % и кварца — менее 1 %. Ось. Воображаемая линия, вокруг которой обращается планета или другое небесное тело. Отложения. Любые твердые вещества, унесенные с места своего образования водой, ветром или льдом и образовавшие скопления. Очаг землетрясения. Точка, в которой начинается землетрясение. Палеонтология. Наука, изучающая живые организмы отдаленных геологических эпох. Пангея. Гигантский материк; распался 200 млн лет назад, дав начало современным материкам. Пегматит. Магматическая порода, возникающая при охлаждении остаточных жидкостей магмы, часто образует большие кристаллы. Петрология. Наука о горных породах. Пирокластические породы. Обломочные горные породы,выброшенные при извержении вулкана. Плотность. Вес минералов относительно веса равного объема воды. Поверхность напластования. Граница между различными слоями осадочной породы. Разлом. Трещина в земной коре вдоль линии взаимодействия лито-сферных плит. Региональный метаморфизм. Процесс превращения одних горных пород в другие под давлением огромных толщ вышележащих пород и восходящими тепловыми потоками из глубин Земли. Рентгеновские лучи. Невидимые электромагнитные волны, похожие на свет, но имеющие более короткую длину волны — короче ультрафиолетовых волн. Рентгеновские волны могут проходить сквозь некоторые вещества. Рентгеновское излучение используют в медицине для получения снимков костей и внутренних органов. Рифтовая долина. Долина, образовавшаяся при опускании участка суши между параллельными разломами. Руда. Природный источник получения металла или другого ценного вещества. Сейсмическая волна. Ударная волна, распространяющаяся из очага землетрясения. Сейсмограф. Прибор для измерения силы землетрясения. Сила Кориолиса. Сила, оказывающая отклоняющее действие на движение воздуха и воды относительно поверхности Земли, вращающейся вокруг своей оси. Вызывает отклонение ветров вправо в Северном полушарии и влево — в Южном. Сланцеватость. Слоистое расположение кристаллов в метаморфических породах. Спайность. Способность минерала раскалываться вдоль линий наименьшего сопротивления; связана с атомной структурой минерала. Также линия расслоения глинистого сланца. Сталагмиты. Острые высокие натеки кальцита на полу пещеры. Сталактиты. Тонкие «сосульки» кальцита на своде пещеры. Сурьма. Химический элемент, ядовитый металл. Главная руда — минерал стибнит. Фумарола. Небольшое отверстие в горных породах, через которое из магмы выходят пар и газы. Цвет черты. Цвет порошка минерала, оставляемый им на неглазурованном фарфоровом черепке. Цемент. Природный материал,-скрепляющий зерна в осадочных породах. Черный курильщик. Похожее на трубу минеральное образование на дне океана, из которого выходит горячая вода. Шкала Мооса. Ряд из 10 минералов, расположенных в порядке возрастания твердости; используется для определения относительной твердости всех минералов. Эпицентр. Участок на поверхности Земли, расположенный над глубинным очагом землетрясения. Эрозия. Разрушение горных пород под действием ветра, реки ледников. Эффузивная порода. Магматическая порода, образованная из магмы, излившейся на поверхности Земли. Ядро. Центральная часть планеты, спутника или галактики, а также атома. Ядро Земли состоит из железа и никеля. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темамлекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). не предусмотрен РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 1 Кольский Север на английском... На наш взгляд, очень важно, с воспитательной точки зрения, привить любовь к родному краю, познакомить студентов с историей, культурой... | Учебно-методический комплекс дисциплины педагогические технологии... Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»... |