Скачать 0.68 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.3 БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИТОЦЕНОЛОГИИ: СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ СД.3 БОТАНИКА: СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050102 Биология 050102.00 Биология с дополнительной специальностью «География» Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно- географического факультета (протокол № 13 от 2 апреля 2008 г.) Зав. кафедрой биологии и химии _____________(М.Н. Харламова) РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: Н.В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии МГПУ 1.2 Рецензенты: Е.В.Шошина – доктор биологических наук, декан биологического факультета МГТУ Г.М. Воскобойников – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии МГПУ 1.3 Пояснительная записка: Цель: формирование представлений о происхождении и эволюции высших растений, систематике основных таксонов 1. Изучение таксонов высших растений, закономерностей их филогенетического развития, прогрессивной эволюции органов и циклов воспроизведения 2. Ознакомление с основными представителями моховидных, споровых, голосеменных и цветковых растений Систематика растений - одна из ведущих ботанических наук, задачей которой является описание и классификация всех существующих и вымерших таксонов растений. Программа рассчитана на студентов второго курса, обучающихся по специальностям « Биология» и «Биология с дополнительной специальностью География» и включает 60 часов лекций и 26 часов лабораторных занятий. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Теоретический курс по «Систематике высших растений» построен исходя из последних филогенетических систем академика А.Л.Тахтаджяна, опубликованных им в 1986 и 1998 годах. Данные классификации значительно отличаются от предыдущих как в плане выделения Отделов Высших растений, так и особенно систематики Отдела Magnoliophyta. В теоретическом курсе рассматриваются вопросы происхождения и эволюции высших растений и их отдельных таксонов, различные направления эволюции в формировании побеговых систем, репродуктивных органов. В программу включены вопросы морфологии и анатомии репродуктивных органов высших споровых растений, голосеменных и цветковых. Рассмотрены вопросы усложнения и прогрессивной эволюции спорофита высших растений и редукции гаметофита. По окончании курса студенты должны: знать: характерные особенности морфолого-анатомической структуры спорофитов и гаметофитов основных таксонов высших растений, их жизненные циклы, закономерности прогрессивной эволюции побеговых и репродуктивных систем. уметь: определять представителей моховидных и сосудистых растений, оформлять учебный и научный гербарий 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). Высшие растения. Отделы: Мохообразные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевые, Папоротниковидные. Общая характеристика, классы, порядки, специфика строения. Отдел Голосеменные. Принципиальный цикл воспроизведения. Классы, порядки, основные семейства. Отдел Покрытосеменные. Принципы номенклатуры. Классы, порядки, основные семейства. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности (050102, Биология). Вариант 2 для специальности (050102.00, Биология - География).
Вариант 1 для специальности (050102, Биология). 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел I. История систематики растений. Тема 1. Развитие систематики растений Период описательных систем. Зачатки систематики в древнем мире. Ботанические знания в Древнем мире. Аристотель, Теофраст. Труды Плиния Старшего. Ботанические исследования в эпоху Возрождения. Период искусственных систем. Искусственные системы и принципы их построения. Системы А.Чезальпино, Дж.Рея, Ж. Турнефора. К. Линней и значение его работ в области ботаники. Искусственная система К.Линнея. Период естественных систем. Естественные системы и принципы их построения. Системы А.Л. Жюссье, А. Ламарка, А.П. Декандоля, А.Эйлихера. Период филогенетических систем. Филогенетические системы А. Энглера, Р. Веттштейна, Г. Галлира, А.Л.Тахтаджяна. Современная система живых организмов. Раздел II. Происхождение и эволюция высших растений Тема 2. Эволюция Происхождение высших растений. Выход растений на сушу. Риниофиты, особенности строения, примитивные черты организации. Возникновение и эволюция папоротниковидных, хвощевидных и плауновидных. Семенные папоротники и кордаиты. Появление и адаптивная радиация хвойных. Происхождение магнолиофитов. Эволюция жизненного цикла, морфологическая эволюция тела высших растений, происхождение листовых органов (макрофиллия и микрофиллия), эволюция ветвления. Раздел III. Растения с преобладанием гаметофита в гетероморфном жизненном цикле Тема 3. Отдел Моховидные Происхождение моховидных. Водорослевая гипотеза происхождения. Работы Т. Фронта, А. Кларка, Г. Шенка, Л. Курсанова. Риниофитовая гипотеза. Труды Д. Скотта, Б.М. Козо-Полянского, А.Л. Тахтаджяна. Характеристика Отдела как особой группы. Географическое распространение и экология. Цикл воспроизведения. Общие черты в строении спорофита и их разнообразие. Класс Печеночники (Hepaticae). Общая характеристика. Географическое распространение и экология. Разнообразия морфологического и анатомического строения гаметофита. Порядки Маршанциевые (Marchantiales), Юнгерманиевые (Jungermanniales) и Сферокарповые (Spherocarpales). Класс Антоцеротовые (Anthocerotae). Систематика, особенности морфологического и анатомического строения гаметофита. Класс Лиственные мхи (Bryopsida). Общая характеристика. Цикл воспроизведения. Порядки: Зеленые мхи (Bryales), Сфагновые мхи (Sphagnales), Андреевые (Andreales).Общая характеристика порядков, систематика, основные представители. Географическое распространение мхов, экологические группы. Раздел IV. Растения с преобладанием спорофита в гетероморфном жизненном цикле Тема 4. Отдел Риниофиты Особенности строения, примитивные черты организации. Морфологическое разнообразие вегетативных и генеративных органов. Риния и другие представители. Риниофиты как наиболее древняя и примитивная группа высших растений. Тема 5. Отдел Псилотовидные Общая характеристика псилотовидных на примере псилота (Psilotum nudum); черты примитивности в строение спорофита и гаметофита, свидетельствующие об их древнем происхождении. Тема 6. Отдел Плауновидные Общая характеристика отдела. Жизненный цикл. Микрофиллия. Гетероспория и гомоспория. Вымершие порядки Астероксиловые и Протолепидодендровые. Класс Плауновые (Lycopodiopsida). Порядок Плауновые (Lycopodiales). Общие признаки, морфологическое разнообразие. Особенности цикла воспроизведения. Разнообразие стоения гаметофитов. Эколого-географическое распространение. Класс Полушниковые (Isoetopsida). Систематика, особенности строения. Порядок Селагинелловые (Selaginellales). Общая характеристика. Морфология и анатомия селагинелл. Гетероспория, редукция гаметофита. Географическое распространение и экология. Порядок Полушниковые (Isoetales).Особенности морфологического строения. Тема 7. Отдел Хвощевидные Общая характеристика отдела. Время наибольшего расцвета хвощевидных.Класс Клинолистные, или Сфенофилловые (Sphenophyllopsida). Особенности морфологии, анатомии и спороношения. Класс Хвощевые (Equisetopsida). Порядок Каламиты (Calamitales). Вымершие представители. Особенности морфологического и анатомического строения. Порядок Хвощевые (Equisetales). Морфология, анатомическое строение, строение стробилов хвощей. Физиологическая гетероспория. Особенности строения спор и гаметофитов. Тема 8. Отдел Папоротниковидные Происхождение и эволюция. Систематика отдела. Характерные морфологические и анатомические особенности строения папоротников: макрофиллия, типы стелярной структуры. Гомо- и гетероспория. Спорангии и их развитие, сорусы, синангии. Класс Ужовниковые (Ophioglossopsida). Систематика класса. Общая характеристика. Своеобразие строения листьев, спорангиев спорофита, примитивные черты строения гаметофитов. Представители родов Ужовник (Ophioglossum), Гроздовник (Botrychium). Класс Мараттиевые (Marattiopsida). Морфолого-анатомическая характеристика. Спорангии, сорусы, синангии. Гаметофиты мараттиевых. Класс Полиподиопсиды (Polypodiopsida). Общая характеристика. Морфологическое разнообразие, жизненные формы. Типы стелярной структуры. Варианты строения и расположения сорусов и спорангиев. Гомо- и гетероспория. Систематика класса. Подкласс Осмундиды (Osmundidae). Особенности строения на примере Осмунды (Osmunda). Подкласс Схизеиды (Schizaidae). Порядки Схизейные (Schizaeales) и Птеридие-вые (Pteridales). Подкласс Гименофиллиды. Порядки Диксониевые (Dicksoniales) и Аспидиевые (Aspidales). Морфолого-анатомическая характеристика на примере папоротников отечественной флоры. Спорангии, споры. Гомоспория. Строение гаметофитов. Жизненный цикл.Подклассы разноспоровых полиподиопсид - Сальвиниевые (Salviniidae) и Марсилеиды (Marsileidaez). Эволюция споровых сосудистых растений: стелы, листьев. Гомо- и гетероспория. Тема 9. Отдел Цикадовые Класс Саговниковые (Cycadopsida). Общая характеристика. Специфика географического распространения. Систематика. Жизненные формы и вегетативные органы саговниковых. Репродуктивные органы. Строение семяпочки и микроспорангия. Мужской гаметофит. Оплодотворение. Развитие семени. Видовое разнообразие. Тема 10. Отдел Гинкговидные Общая характеристика. Основные черты геологической истории. Класс Гинкговые (Ginkgopsida). Современный представитель класса - гинкго двулопастный (Ginkgo biloba). Особенности строения. Своеобразие органов спороношения. Строение семяпочки. Развитие гаметофитов, оплодотворение. Развитие и строение семени. Ископаемые гинкговые. Тема 11. Отдел Хвойные Происхождение хвойных. Кордаиты как возможные предки хвойных. Общая характеристика отдела. Морфология вегетативных органов. Жизненные формы, ветвление, типы побегов (ауксибласты и брахибласты), листья. Морфология и анатомия репродуктивных органов: микростробилы и собрания мегастробилов. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита; мегаспорогенез и развитие женского гаметофита. Опыление. Оплодотворение. Развитие зародыша. Строение семени. Систематика. Порядок Араукариевые (Araucariales). Географическое распространение. Примитивные черты в строении вегетативных и репродуктивных органов.Порядок Тиссовые (Taxales). Общая характеристика. Систематика, особенности строения. Род Тисс (Taxus). Морфология, географическое распространение, использование, охрана.Порядок Сосновые (Pinales). Морфолого-анатомическая характеристика вегетативных и репродуктивных органов. Микростробилы и семенные шишки. Опыление. Созревание семян. Систематика семейства Сосновые (Pinaceae). Триба Пихтовые. Роды Пихта (Abies) и Ель (Picea). Морфология, видовое разнообразие. Триба Лиственичные. Роды Лиственица (Larix) и Кедр (Cedrus). Морфология, видовое разнообразие, распространение, использование. Триба Сосновые. Род Сосна (Pinus). Видовое разнообразие, использование. Порядок Кипарисовые (Cupressales). Семейство Таксодиевые (Taxodiaceae). Роды Секвойя (Sequoja), Секвойядендрон (Sequojadendron), Метасеквойя (Metasequioja). Семейство Кипарисовые (Cupressaceae). Роды Кипарис (Cupressus), Туя (Thuja), Можжевельник (Juniperus). Видовое разнообразие. Тема 12. Отдел Гнетовидные Общая характеристика отдела. Класс Гнетовые (Gnetopsida). Жизненные формы, строение вегетативных органов. Репродуктивные органы. Систематика. Порядок Эфедровые (Ephedrales). Род Эфедра (Ephedra). Строение микро- и мегастробил гнетовых на примере эфедры (Ephedra). Порядки Гнетовые (Gnetales) и Вельвичиевые (Welwitciales). Тема 12. Отдел Магнолиофиты. Морфология репродуктивных органов цветковых растений Происхождение Покрытосеменных. Геохронологическая шкала и история развития покрытосеменных. Эволюционная радиация магнолиофитов: возникновение новых адаптивных признаков; факторы, способствующие развитию цветковых. Теории происхождение цветка. Псевдантовая теория Р.Веттштейна и А.Энглера. Стробилярная (эвантиева) теория Н. Арбера, Д.Паркина и современные коррективы. Телломная теория происхождения частей цветка Циммермана. Современные взгляды на морфологическую природу цветка и его частей.Морфология и анатомия цветка. Части цветка. Цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки, гинецей, андроцей. Расположение частей цветка. Цветки ациклические, циклические, гемициклические. Симметрия цветка. Цветки актиноморфные, зигоморфные, ассиметрические. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Андроцей. Расположение тычинок в цветке. Морфология тычинки. Строение, онтогенез пыльника и микроспорангиев. Микроспорогенез. Развитие микроспор и мужских гаметофитов. Происхождение и эволюция тычинки. Гинецей. Строение пестика. Строение семяпочки. Типы гинеция. Апокарпный, ценокарпный гинецей (синкарпный, паракарпный, лизикарпный). Типы плацентации, мегаспорогенез. Развитие женского гаметофита.Цветение и опыление. Приспособление к различным способам опыления. Дихогамия и гетеростилия и их биологическое значение. Двойное оплодотворение. Развитие зародыша и эндосперма. Развитие плода. Морфологическое разнообразие плодов и принципы их классификации. Приспособления плодов и семян к распространению. Тема 13. Отдел Магнолиофиты. Класс Магнолииды. Общая характеристика отдела. Сравнительная характеристика классов Однодольные (Monocotyledons) и Двудольные (Dicotyledons). Общая характеристика; основные направления эволюции двудольных. Деление на подклассы. Класс Двудольные (Dicotyledons). Общая характеристика. Отличительные особенности. Подкласс Магнолииды (Magnoliidae). Общая характеристика, важнейшие направления эволюции. Порядок Магнолиецветные (Magnoliales). Семейство Дегенериевые (Degeneriaciae). Примитивные черты в морфолого-анатомическом строении. Семейство Магнолиевые (Magnoliaсеае). Черты примитивности в строении цветка. Кантарофилия. Подкласс Гамамелидиды (Hamamelididae). Анемофильное направление в эволюции двудольных. Порядок Троходендровые (Troehodendrales) - промежуточная ступень между магнолиидами и гамамелидидами. Порядок Березоцветные (Betulales). Семейство Березовые (Betulaceae). Порядок Букоцветные (Fagales). Семейство Буковые (Fagaceae). Подкласс Ранункулиды. Общая характеристика. Признаки примитивности и специализации в строении цветка. Порядок Лютикоцветные (Ranunculales). Семейство Лютиковые (Ranunculaceae). Порядок Макоцветные (Papaverales). Семейство Маковые (Papaveraceae). Подкласс Кариофиллиды (Caryophyllidae). Эволюция кариофиллид в направлении адаптации к аридным и семиаридным условиям. Порядок Гвоздичноцветные (Caryophyllales). Семейство Гвоздичные (Caryophyllaceae).Подкласс Розиды (Rosiclae). Черты примитивности в строении андроцея и гинецея. Порядок Розоцветные (Rоsales). Семейство Розовые (Rosaceae). Порядок Бобоцветные (Fabales). Семейство Бобовые (Fabaceae). Подкласс Дилленииды (Dilleniidae). Общая характеристика подкласса. Порядок Верескоцветные.Семейство Вересковые.Порядок Каперсоцветные. Семейство Крестоцветные. Подкласс Ламииды (Lamiidae). Общая характеристика подкласса. Порядок Пасленовые (Solanales). Семейство Пасленовые (Solanaceae). Порядок Норичникоцветные (Scrophulariales). Семейство Норичниковые (Scrophulariaceae). Подкласс Астериды (Asteridae). Общая морфологическая характеристика. Порядок Астроцветные (Asterales). Семейство Сложноцветные (Compositae). Тема 14. Отдел Магнолиофиты. Класс Лилиопсиды. Происхождение Однодольных от Двудольных. Возникновение одной семядоли в зародыше семени. Систематика класса. Подкласс Ализматиды (Alismatidae). Примитивные признаки строения цветков, водные или земноводные формы. Порядок Частухоцветные (Alismatales). Семейство Частуховые (Alismataceae).Подкласс Лилииды (Liliidae). Порядок Лилиецветные (Liliades). Семейство Лилейные (Liliaceae). Порядок Амариллисовые (Amaryllidales). Семейство Луковые (Alliaceae). Семейство Амариллисовые (Amaryllidaceae). Порядок Осокоцветные (Cyperales). Семейство Осоковые (Суоегасеае). Порядок Злакоцветные (Poales). Семейство Злаки (Роасеае). Подкласс Арециды (Arecidae). Порядок Пальмоцветные (Arecales). Семейство Пальмы (Palmae). 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Лабораторная работа 1. Отдел Bryophyta. Класс MarchantiopsidaПриборы и материалы: микроскопы, лезвия, чашки Петри, слоевища Marchantia polymorpha, Riccia fluitans, юнгерманниевых мхов.План: Задание I. Внешний вид слоевища Marchantia polymorphaРассмотрите растение, обратите внимание на характер ветвления, различия верхней и нижней стороны. Зарисуйте слоевище (вид сбоку) и обозначьте: дорзальную сторону, вентральную сторону, фитиль ризоидов. Задание II. Поперечный срез слоевища маршанции. Приготовьтепоперечный срез и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте и обозначьте: ассимиляционные клетки, паренхиму, простые ризоиды, язычковые ризоиды. Задание III. Морфология Riccia fluitans Рассмотрите и зарисуйте слоевище риччии. Задание IV. Морфология юнгерманиевых мхов. Поместите небольшой участок слоевища мха на предметное стекло, рассмотрите в микроскоп, зарисуйте и обозначьте: дорсальные «листья», вентральные «листья». Задание V. Строение клетки юнгерманиевых мхов. Отделите филлоид, поместите на предметное стекло в каплю воды. Рассмотрите в микроскоп на иммерсионном увеличении. Зарисуйте и обозначьте: масляные тела, хлоропласты. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Дифференцировка слоевища маршанциевых 2. Фитоценотическая роль маршанциевых 3. Половое и бесполое размножение маршанциевых 4. Отличительные морфологические особенности юнгерманниевых мхов Вопросы для самостоятельного изучения 1. Печеночные мхи как индикаторы аэротехногенного загрязнения 2. Роль печеночных мхов в первичных сукцессиях 3. Эпифитные печеночные мхи 4. Печеночники Мурманской области Основная литература.1. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Систематика высших или наземных растений. Москва: Академа. 2001. 427 с. 2. Сергиевская Е.В. Систематика высших растений. Санкт-Петербург: Лань. 1998. 448 с. 3. Флора и растительность Мурманской области. Апатиты. 1999 Дополнительная литература 1. Константинова Н.А., Потемкин А.Д., Шляков Р.Н. Список печеночников и антоцеротовых территории бывшего СССР // Arctoa. 1992. T. 1. № 1-2. C. 87 127. 2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. М.: Мир. 1990. Т.1 347 с. 3. Шляков Р.Н. Печеночные мхи Севера СССР. Л.: Наука. 1976. 4. Шляков Р.Н., Константинова Н.А. Конспект мохообразных Мурманской области. Апатиты. 1982. 228 с. Лабораторная работа 2. Отдел Bryophyta. Класс Bryopsida Приборы и материалы: микроскопы, гербарии Sphagnum sp. , веточки Sphagnum sp. с филлоидами, гербарий Polytrichum commune, препарат продольного среза коробочки со спорами P. commune. ПЛАН. Задание 1. Морфология Sphagnum sp. Зарисовать общий вид гаметофита Sphagnum sp. Обозначить на рисунке: стебель, боковые веточки, филлоиды, спорофиты (спорогоны). Задание 2. Анатомическое строение листа Sphagnum sp. Зарисовать анатомическое строение листа Sphagnum sp. при увеличении (7х40). Обозначить: гиалиновые клетки с порами и утолщениями на оболочке, ассимилирующие клетки. Задание 3. Морфология Polytrichum commune. Зарисовать: женский гаметофит с архегониями, мужской гаметофит с антеридиями. Обозначить: ризоиды, стеблевую часть, филлоиды, перигониальные листья (у мужского гаметофита).Зарисовать морфологическое строение спорогона P. commune. Обозначить: спорофор, коробочку с крышечкой, колпачок. Задание 4. Анатомическое строение спорогония Polytrichum commune. Зарисовать продольный срез коробочки со спорами.Обозначить: апофизу, колонку, эпифрагму, крышечку, споровый мешок, стенки коробочки, колпачок, перистом. Вопросы для обсуждения: 1. Моховидные как тупиковая ветвь эволюции высших растений 2. Жизненный цикл листостебельных мхов 3. Значение листостебельных мхов в природе Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Роль сфагновых мхов в круговороте СО2 2. Значение листостебельных мхов в хозяйственной деятельности человека 3. Моховидные Мурманской области Основная литература.
Дополнительная литература
Лабораторная работа 3. Отделы Psilotophyta, LycopodiophytaПриборы и материалы: микроскопы, бинокулярная лупа, ручные лупы, гербарии Lycopodium sp., спороносные колоски Lycopodium clavatum План. Задание 1. Изучение спороносных колосков Lycopodium clavatum. Зарисовать спороносный колосок, отпрепарировать и зарисовать спорофиллоид со спорангием. В капле воды на предметном стекле раздавить спорангий и увеличении (7 х 40) рассмотреть споры. Обратить внимание, что все споры одинаковой величины. Споры мелкие, одеты толстой сетчатой оболочкой, округло-тетраэдрической формы. Каждая спора снабжена ясно выраженным тетраэдрическим рубчиком. Задание 2. Эколого-морфологический анализ Lycopodium sp. Рассмотреть гербарные образцы различных видов плаунов. Обратить внимания на их морфологические различия. Определить, заполнить таблицу. Зарисовать общий вид растений, отметив дихотомическое ветвление стеблей, спороносные колоски, их число, филлоиды. Таблица. Эколого-морфологический анализ Lycopodium sp.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1.Систематика Psilotophyta и общая характеристика. 2.Морфология и анатомия спорофита Psilotum nudum. 3.Морфология и анатомия гаметофита Psilotum nudum. 4.Систематика Lycopodiophyta. 5.Общая характеристика Отд. Lycopodiophyta и класса Lycopodiopsida. 6. Систематика порядка Lycopodiales. 7 Морфология спорофита Lycopodium clavatum. 8. Анатомия спорофита.Lycopodium clavatum. 9.Гаметофит Lycopodium clavatum. Вопросы для самостоятельного изучения:
Основная литература.
Дополнительная литература
Лабораторная работа 4. Отдел Sphenophyta. Приборы и материалы: микроскопы, ручные лупы, бинокулярная лупа, гербарии Equisetum sp., влажные препараты и сухие споры E. аrvense. План. Задание 1. Изучение строения спорофита Equisetum sp. Рассмотреть и зарисовать внешний вид Equisetum arvense (хвощ полевой). Отметить на рисунке: стебель; мутовки листьев, ветвление стебля и боковые ветви; корневище. Зарисовать спороносный побег. Отметить: спороносный колосок, узлы (влагалище листьев), междоузлия. Задание 2. Изучение строения спороносного колоска Equisetum arvense. Зарисовать поперечный срез спороносного колоска, отметив его осевую часть, спорофиллы,их ножки и спорангии. Зарисовать отдельный спорофилл, отметив его части. Задание 3. Строение спор Equisetum arvense. Зарисовать споры, отметив элатеры. Проследить под микроскопом движение элатер при изменении влажности среды. Задание 4. Эколого-морфологический анализ Equisetum sp. Рассмотреть гербарии: Equisetum palustre L., E. flaviatile L., E. silvaticum L., E. hiemale L. Результаты изучения видов оформить в виде таблицы: Таблица: Эколого-морфологический анализ видов Equisetum sp.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Пояснительная записка: Программа курса «Физиология человека» «050102 Биология», «050102. 00 Биология с дополнительной специальностью» и «050103. 00 География с дополнительной специальностью... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Программа курса по выбору «Орнитология» предназначена для студентов... «Биология»; 050102, 032400. 00 «Биология с дополнительной специальностью География» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1 Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050102. 00 «Биология» Автор программы: Зотиков Сергей Васильевич, кандидат физико-математических наук, доцент, зав кафедрой ма и мпм мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских... Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного... Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная) |