Скачать 428.9 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПД.Ф.2.7 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050103 География, с дополнительной специальностью «Биология» Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012 г.) Зав.кафедрой ____________ Рычкова Н.А. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор-составитель программы: к.п.н., доцент Т.В. Панченко 1.2. Рецензенты: Арефьев И.П., д.п.н., профессор ШГПУ., Манухин В.П., к.п.н., профессор МОИПКРО. 1.3 Пояснительная записка. Цель дисциплины - вооружить студентов знаниями о сущности и специфике технологического подхода к воспитательно-образовательному процессу, педагогических технологиях как интегративной области знания, методах педагогических исследований. Подготовить студентов к прохождению педагогической практики в 8 семестре. Задачи дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения содержания дисциплины студент должен овладеть знаниями:
Студенты должны овладеть первоначальными умениями и навыками:
1.4 Извлечение из ГОС ВПО. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Понятие педагогических технологий. "Педагогическая технология" как категория педагогической науки. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Прогнозирование, проектирование и процесс решения педагогических задач. Технологии управления образовательным процессом. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технологии контроля образовательного процесса. Психолого-педагогическая диагностика. Основные формы и методы психолого-педагогической диагностики. Анкетирование и тестирование. Диагностика ученического коллектива, уровня воспитанности и социализированности учащихся. Освоение методов изучения результатов и организации педагогического процесса. Технология постановки и решения педагогических задач. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Их виды. Выделение условий задачи. Отработка навыков решения педагогических задач. Способы решения конфликтов в деятельности учителя. Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций. Понятие "педагогическая ситуация". Особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Создание ситуаций сотрудничества педагога и учащихся. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Моделирование и конструирование педагогической деятельности. Формы и методы педагогической деятельности, их классификация и взаимосвязь. Отработка навыков целеполагания и планирования. Выбор форм и методов в зависимости от цели деятельности педагога. Освоение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Понятие моделирования. Оценка эффективности применяемых форм и методов моделирования педагогической деятельности. Освоение способов, приемов контроля в педагогической деятельности. Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя. Развитие творческих способностей. Необходимость и важность постоянного приобретения новых знаний. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта. Развитие коммуникационного потенциала личности педагога. Коммуникативные умения и навыки. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов. Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога. Роль положительного эмоционального состояния в мотивации профессиональной деятельности педагога. Методики управления педагогом своим эмоциональным состоянием. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы по изученному материалу. Практическое занятие 1. Тема: Технология диагностики личности учащихся и ученических коллективов. План
Вопросы для обсуждения: 1.Понятие и признаки коллектива. Особенности межличностных отношений в коллективе школьников. 2.Понятие о педагогической диагностике. Практические цели и задачи использования методов изучения личности и коллектива. 3.Требования к методам изучения личности и коллектива школьников. Проблема этики педагогических исследований. Задание для самостоятельной работы: на основе рекомендованной литературы подобрать методику исследования школьного коллектива /5-8 классы/, методику исследования личности учащихся /5-8 классы/. Литература:
Практическое занятие 2. Тема: Технология организации коллективных творческих дел (КТД). Технологии проведения классного часа. План. 1. Планирование воспитательной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Каковы критерии успешности классных часов? 2. Назовите методические требования к организации и проведению КТД. Задания для самостоятельной работы:
Тема для выступления: «Планирование работы классного руководителя» (Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – С. 427-435). Литература:
Дополнительная литература
Практическое занятие 3. Тема: Технология разрешения педагогических конфликтов. План. 1. Педагогический конфликт и конфликтная ситуация. 2. Управление конфликтами и их профилактика. 3. Понятие о саморегуляции. Вопросы для обсуждения:
Примерные темы реферативных сообщений: «Основные стили /типы/ поведения личности в конфликтных ситуациях»; «Основные виды несовместимости людей как источник конфликтных отношений; «Типология конфликтных личностей»; «Место саморегуляции в деятельности педагога»; «Значение рефлексии в деятельности педагога»; «Механизмы и приемы психологической саморугяции». Задание для самостоятельной работы: Определить собственное реагирование на конфликтные ситуации с помощью методики К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» /методику см. в Приложении/; ознакомившись с литературой, подобрать для себя приемы психологической саморегуляции. Основная литература:
Дополнительная литература: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Пер. с англ. – СПб., 1992. – 342 с. 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература: Основная литература
Дополнительная литература
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. Видеофильмы «Н.Е. Щуркова. Педагогические технологии» (из видеотеки МГПУ). Электронный учебник Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Электронный учебник. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии. http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/index.html 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Тестовое задание 1. 1.Одним из продуктивных способов решения конфликтных ситуаций является: 1.попытка учителя сломить сопротивление ученика 2.Наказание как естественное последствие 3.Компромисс 2.Педагогическое воздействие это: 1.Система управляющих действий учителя на уроке и вне его 2.Воздействие учителя на ученика в процессе взаимодействия с ним 3.Особый вид деятельности педагога, направленной на раскрытие потенциальных возможностей ребенка быть субъектом 3.Педагогическая оценка это: 1.Форма воздействия на ученика с целью демонстрации успешности или не успешности его поведения 2.Оценка качеств личности ученика, ориентированная на нормы современной культуры, с целью развития социально-ценностного отношения к миру 3.Оценка знаний конкретного ученика в области определенной науки 4.Виды педагогических задач классифицируются согласно логике: 1. Тактические - оперативные - стратегические 2.Оперативные – тактические - стратегические 3.Стратегические – тактические - оперативные 5.Валидность, точность, надежность, технологичность – это свойства: 1.Педагогического общения 2.Педагогического взаимодействия 3.педагогического исследования 6.Формы воспитательного воздействия это- 1. Установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленные на решение определенных педагогических задач 2. Виды воспитательного воздействия, организуемые с определенной целью, при использовании определенных средств и методов 3.Организация конкретных воздействий на воспитанников в условиях урока и вне его с целью решения воспитательных задач 7.Развитие школьного коллектива происходит через последовательность стадий (по А.С. Макаренко): 1.Исполнение требований педагога – исполнение требований актива – исполнение требований коллектива 2.Сплочение –целеполагание - организация - анализ 3.Планирование – распределение полномочий – организация – проведение - анализ Тестовое задание 2. 1.Профессионально-педагогическое общение это: 1.Профессиональное общение учителя с учениками на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата и управление социальными процессами в коллективе 2. Процесс обогащения деятельностных способностей и иных качеств личности учителя в процессе взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса 3.Постоянно проявляющиеся черты личности педагога во взаимодействии с учениками 2.Функциями педагогического воздействия являются: 1.Инициация активности ребенка, оснащение его способами деятельности, содействие осмыслению связи ребенка с миром 2.Соучастие, открытие, возвышение 3.Создание благоприятного психологического климата для развития личности ребенка 3.Щуркова Н.Е выделяет следующие функции педагогической оценки: 1. Корректирующая, возвышающая личность ребенка, раскрывающая 2.Поощрение, наказание, организация деятельности 3.Информационная, ориентирующая, стимулирующая 4.На этапе целеполагания, когда формулируются задачи деятельности, исходя из имеющихся ресурсов (возможностей данного коллектива, учебного заведения, времени и др.) ставятся: 1. Тактические цели 2.Стратегические цели 3. Оперативные цели 5.С помощью социометрического исследования можно получить данные о: 1.Социальной позиции школьников 2.Структуре деловых отношений в коллективе школьников 3. Симпатиях во взаимоотношениях школьников 6. Признаки детского (ученического) коллектива: 1. Наличие актива, единства места и времени, внутреннее единство участников 2.Наличие заданных целей и условий деятельности, единство места и времени 3. Общественно-значимые цели и перспективы, реально действующий актив, сплоченность, совместная деятельность, внутренняя структура 7. Впервые методика коллективных творческих дел разработана: 1.Ивановым И.Т. 2.Щурковой Н.Е. 3. Кондрашевой Л.В. Тестовое задание 3. 1. Педагогическое общение это: 1. Профессиональное общение учителя с учениками на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата и управление социальными процессами в коллективе 2.Взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, навыками. 3.Процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на создание благоприятного психологического климата и управление социальной структурой коллектива 2.Суть педагогического взаимодействия можно выразить формулой: 1. Субъект-субъект; 2. Субъект – объект; 3. Объект – объект. 3. Педагогическое требование как форма воздействия должно отвечать следующим условиям: 1. Быть информативным, доведенным до логического конца, доступным, полезным, детальным 2.Быть доведенным до логического конца, инструктивным, доступным, позитивным по форме, переакцентированным на детали 3.Быть конкретным, однозначным, выражающим интересы учеников 4.Требования к процессу целеполагания: 1. Диагностичность, реальность, направленность на результат, преемственность 2.Объективность, надежность, точность, значительность 3.Валидность, логичность, диагностичность, надежность 5.Личностные опросники, тесты способностей, пректные методы, тесты достижения - это: 1.Методы исследования коллективов 2.Методы исследования личности 3.Методы исследования деятельности 6.Группа для которой характерно наличие общей цели, реально действующий актив, сплоченность, совместная деятельность, внутренняя структура - это:
Тестовое задание 4. 1.Коллективные творческие дела - это: 1. Одна из форм воспитательного воздействия, характеризующаяся участием школьников в достижении общественно-значимой цели посредством творческого самовыражения 2. Одна из форм воспитательного воздействия, отличающаяся массовостью и актуальностью. 3. Мероприятия, организуемые для школьников с целью решения актуальных воспитательных задач 2. Успешность классного часа определяется по следующим признакам: 1.Интерес учащихся к теме, активность, улучшение взаимоотношений детей, повышение ответственности 2.Участие в обсуждении тем, улучшение отношений с классным руководителем, отсутствие конфликтов с родителями, посещаемость классных часов 3.Появление самоуправления, общественная активность школьников, изменение статуса отдельных школьников. 3.Педагогическое мастерство – это: 1.Владение технологией организации обучения учащихся с помощью современных средств и методик 2. высокое искусство в какой- либо области 3.Знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение, создавать новые алгоритмы деятельности 1. 11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)
1.12 Комплект экзаменационных билетов (Утверждено на заседании кафедры. Протокол № 1от 11 сентября 2007 г). Экзаменационный билет №1 Вопрос 1. Предмет и задачи курса. Сущность основных понятий курса. Вопрос 2. Концепция профилактики школьной дезадаптации. Экзаменационный билет № 2 Вопрос 1. Специфика внеклассной и внешкольной работы в современных условиях. Основные требования к организации внеклассной работы в школе. Вопрос 2. Понятие о дезадаптированном поведении детей и подростков. Экзаменационный билет № 3 Вопрос 1. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя. Вопрос 2. Воспитательные возможности классного часа и технологии его организации. Экзаменационный билет № 4 Вопрос 1. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности. Вопрос 2. Способы коммуникативного воздействия на учащихся. Экзаменационный билет № 5 Вопрос 1. Индивидуальная работа классного воспитателя. Вопрос 2.Требования, предъявляемые к методам изучения личности учащегося и ученических коллективов. Экзаменационный билет № 6 Вопрос 1. Деятельность классного воспитателя в сфере досуга учащегося. Вопрос 2.Педагогические технологии организации ученического коллектива. Экзаменационный билет № 7 Вопрос 1. Специфика педагогического творчества. Вопрос 2. Индивидуальные формы работы классного руководителя с родителями. Экзаменационный билет № 8 Вопрос 1.Понятие педагогического общения как творческого процесса. Функции педагогического общения. Вопрос 2. Технология системного анализа внеурочных мероприятий. 1.13 Примерная тематика рефератов.
6. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществлении образовательного процесса. 7.Формы и методы психолого-педагогической диагностики. 8.Понятие педагогической ситуации. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. 9.Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Технология постановки и решения педагогических задач. 10.Моделирование и конструирование педагогической деятельности. 11.Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта. 12.Коммуникативные умения и навыки педагога. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов. 1.14 Примерная тематика курсовых работ Не предусмотрена. 1.15. Примерная тематика дипломных работ. Не предусмотрена. 1.16. Методика исследования. Нет. 1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. - Раздел. 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Нет занятий на заочной форме обучения. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование... В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Дс. Ф. 1 История зарубежной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 1 Кольский Север на английском... На наш взгляд, очень важно, с воспитательной точки зрения, привить любовь к родному краю, познакомить студентов с историей, культурой... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |