Скачать 1.62 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.ДС.Ф.1 - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование» Утверждено на заседании кафедры музыкального образования факультета культуры и искусств (протокол №___от________200__г.) Зав. кафедрой ______________________________ Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор: Е.Г.Трудкова, канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования МГПУ 1.2. Рецензенты: Л.С.Беляева, канд.пед.наук, профессор кафедры музыкаль- ного образования МГПУ; В.И.Малахов, педагог дополнительного образования МОУ средняя школа № 42 г.Мурманска 1.3. Пояснительная записка. Цель курса – подготовка студентов к профессиональной деятельности, закрепление знаний и навыков, полученных при изучении музыкальной литературы. Личный пример лектора, ведущего курс истории музыки, творческая активность, умение обобщать отдельные факты в единое целое, связь традиций и новаторства в системе преподавания, современный аспект в раскрытии содержания курса, привлечение новой музыковедческой литературы стимулируют художественное мышление студентов, способствуют осознанию специфики музыкального искусства, формируют мировоззрение будущего учителя-музыканта широкого профиля. Задачи курса:
Место курса в общей системе подготовки специалиста. Вузовский курс истории зарубежной музыки, одной из важнейших дисциплин музыкально-теоретического цикла, есть курс проблемный, предполагающий широкий исторический подход к изучаемым явлениям; его предметом является процесс развития музыкальной культуры. Отсюда соответствующая направленность анализа музыкальных произведений. Для полноценного усвоения такого курса необходима база, которую образуют музыкально-теоретические и обще-гуманитарные дисциплины. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Структура курса. Основные разделы истории зарубежной музыки охватывают огромный период становления и развития культуры и искусства: древности (конец IV тысячелетия до н.э. – 476 г. н.э.), средневековья (476 – 1453), Возрождения (Х1У-ХУ1 века), барокко (1600-1750), Просвещения (ХУ111 век), романтизма (Х1Х век), современности (ХХ век). Основополагающая концепция курса – взаимосвязь творчества композиторов с общеисторическим процессом, научными и культурными событиями времени. Неразрывная связь музыки с литературой и искусством позволяет систематически приобщать студентов к широким художественным обобщениям, помогает им раскрывать природу музыкальных произведений, выраженную не только в авторской конкретной сюжетной программности, но и во внепрограммных сочинениях классиков и современных композиторов. Монографические темы разграничены на более обширные (творческий путь) и менее объемные (творчество композитора). В соответствии с учебным планом курс истории зарубежной музыки изучается один год. Занятия проводятся в форме лекций, семинарских выступлений. В курсе истории музыки студентами применяется творческий, поисковый тип изложения учебного материала. Практические занятия проводятся в форме слушания музыки (регулярно) и семинарских занятий. В процессе освоения предмета необходима самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Она должна обеспечить подготовку к семинарским занятиям. Музыкальная литература включает сочинения композиторов, указанные в списках семинарских занятий (крупные произведения – кантатно-ораториальные, оперы, симфонии и другие циклические и одночастные сочинения изучаются по указанным фрагментам). Настоящая программа составлена на основе программных материалов, разработанных Л.Б.Римским, доцентом МПГУ (М., 1999). 1.4. ГОС ВПО специальности 050403 «Культурология» (дисциплина дополнительной специальности). 1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Зарубежная музыкальная культура от древности до эпохи барокко. 1.1. Введение. Культура и искусство древности. Культура и искусство античности 1.2. Культура и искусство средневековья. Культура и искусство эпохи Возрождения 1.3. Культура и искусство эпохи барокко 2. Зарубежная музыкальная культура эпохи Просвещения 2.1. Культура и искусство эпохи Просвещения. Инструментальная музыка. 2.2. Оперное искусство 18 века (Италия, Франция, Англия, Германия, Австрия). 3. Венская классическая школа. 3.1. Венская классическая школа: основные художественные принципы венской классической школы. Творческий путь И. Гайдна. 3.2. Творческий путь В.А.Моцарта. В.А.Моцарт и австро-немецкий оперный театр. 3.3. Творческий путь Л.Бетховена. Сонаты. Симфоническое творчество Л.Бетховена. 4. Зарубежная музыкальная культура эпохи романтизма. 4.1. Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве 19 века. 4.2. Творчество Ф.Шуберта. Симфонии. Фортепианное и вокальное наследие Ф.Шуберта. Творчество Ф.Мендельсона. 4.3. Новые романтические жанры. Творчество Р.Шумана. Инструментальные и вокальные циклы. 4.4. Французская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Г.Берлиоза. 4.5. Итальянская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Д.Россини. 4.6. Польская музыкальная культура первой половины Х1Х века и творчество Ф.Шопена. 4.7. Венгерская музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Ф.Листа. Симфоническое творчество Ф.Листа. Фортепианное творчество Ф.Листа. 5. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века. 5.1. Австро-немецкая музыкальная культура первой половины 19 века и творчество Р.Вагнера. 5.2. Французская музыкальная культура второй половины 19 века. Творчество Ш.Гуно. Творчество Ж.Бизе. Творчество С.Франка. 5.3. Итальянская музыкальная культура 19 века и творчество Д.Верди. 5.4. Итальянский оперный веризм. Творчество Дж.Пуччини. 5.5. Чешская музыкальная культура второй половины 19 века. и творчество Сметаны, Дворжака. 5.6. Норвежская музыкальная культура второй половины 19 века. Творчество Э.Грига. Фортепианное и вокальное творчество Э.Грига. 5.7. Финская музыкальная культура и творчество Я.Сибелиуса. 6. Зарубежная музыкальная культура на рубеже XIX – XX веков. 6.1. Французский импрессионизм. Проблемы стиля. Творческий путь К.Дебюсси. Творческий путь М.Равеля. 6.2. Австро-немецкий симфонизм рубежа 19-20 веков (Г.Малер, Р.Штраус).Австро-немецкая музыкальная культура первой половины 20 века. 6.3. Чешская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество Л. Яначека. 6.4. Испанская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество М. де Фальи. 7. Зарубежная музыкальная культура XX века. 7.1. Венгерская музыкальная культура первой половины 20 века. Творчество Б.Бартока. 7.2. Американская музыкальная культура 19 века. Творчество Д.Гершвина. 7.3. Французская музыкальная культура конца 19– первой половины 20 века. Творчество Ф.Пуленка. 7.4. Английская музыкальная культура конца 19 – первой половины 20 века. Творчество Б.Бриттена. 7.5. Польская музыкальная культура 20 века. Творчество К.Пендерецкого. 7.6. Заключение. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
|
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Дс. Ф. 3 Народное музыкальное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Гармония подготовки... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Справочник студента Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа профессионального модуля Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа учебной дисциплины основы автоматизации производства Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В2 Художественные музеи... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... |