Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии





Скачать 133.24 Kb.
НазваниеДоклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии
Дата публикации16.01.2015
Размер133.24 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад


Доклад Руководителя Росприроднадзора В.В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии

"Опыт Правительства Российской Федерации и нефтяных компаний по эффективному использованию попутного нефтяного газа"
«Полезное использование попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы»
СЛАЙД 1- Заставка.
Уважаемые участники конференции, представляю Вашему вниманию доклад на тему "Полезное использование попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы".
СЛАЙД 2- Видео.

Для начала предлагаю Вашему вниманию небольшой видео сюжет об истории рационализации использования попутного нефтяного газа в России.
СЛАЙД 3

Негативное воздействие сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на окружающую среду


Из-за сжигания попутного нефтяного газа в атмосферный воздух происходит выброс следующих загрязняющих веществ: диоксид углерода, железо, магний, канцерогенны и многие другие.

При этом основными компонентами, попадающими в атмосферу при сжигании ПНГ, являются диоксид углерода и активная сажа.

По экспертным оценкам до 12 процентов от общего объема загрязнений в России составляют выбросы загрязняющих веществ на факельных установках.

Устойчиво высокие концентрации загрязняющих веществ в атмосфере неблагоприятно влияют на здоровье населения и объекты животного мира. Выбросы диоксида углерода вызывают парниковый эффект, определяющий глобальное изменение климата. Кроме того, сжигание газа сопровождается тепловым и химическим загрязнением с разрушением почвы в радиусе от 100 до 350 метров от факела. При горении ПНГ интенсивному тепловому и химическому воздействию подвергается почвенный покров и растительность.
СЛАЙД 4

Объем загрязняющих веществ образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках







В среднем в Российской Федерации за год от факельных систем происходит выброс порядка 400 тысяч тонн загрязняющих веществ. Основными являются оксид углерода, с его возможными производными – 64%, сажа – 13%, оксид азота – 10% диоксид серы – 7%. Помимо этих веществ, при сгорании ПНГ в атмосферу поступают выбросы более 100 различных элементов, включая такие опасные для жизнедеятельности человека как ртуть, мышьяк, магний.

СЛАЙД 5

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 №1715-р.



Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации (от 13.11.2009 №1715-р) является одним из основополагающих документов по развитию топливно-энергетического комплекса, выполнение данного документа является одним из приоритетных направлений деятельности, как органов государственной власти, так и недропользователей.

Повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов являются одними из приоритетов в модернизации нашей экономики.

В Энергетической стратегии России отдельно выделено направление по рациональному использованию ПНГ.

В стратегии предусмотрено создание благоприятной экономической среды, которая включает в себя стимулирование экологического бизнеса и снятие основных инфраструктурных, технологических и нормативно-правовых барьеров. Одновременно стратегия предполагает систему перспективных регламентов, стандартов и норм, которая приведет к ужесточению контроля за соблюдением экологических требований и даст возможность для гармонизации норм российского и международного экологического законодательства.

Поддержка стратегических инициатив стимулирует разработку, внедрение и дальнейшее совершенствование системы экологического аудита и мониторинга, а так же увеличение производства высококачественных продуктов переработки ПНГ с улучшенными экологическими характеристиками.

Реализация стратегии в данном вопросе происходит в 3 этапа и включает в себя снижение удельных показателей выбросов, обеспечение уровня эмиссии парниковых газов и устанавливает коэффициент утилизации ПНГ на уровне 95%.
СЛАЙД 6

Использование и сжигание попутного газа по данным Министерства энергетики Российской Федерации

За 2012 год в России по данным Министерства энергетики было сожжено и рассеяно17 миллиардов кубометров попутного газа, при этом за 3 года было сожжено и рассеяно порядка 50 миллиардов кубометров.

В Российской Федерации до настоящего времени ПНГ продолжают считать сопутствующим продуктом при добыче нефти. К нему не относятся как к полноценному сырью, как к нефти или природному газу. Кроме того, на него не распространяются акцизы и налог на добычу полезного ископаемого (НДПИ). В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ПНГ – это единственное сырье, на которое установлена нулевая ставка НДПИ.

Уровень рационального использования за 2010-2012 год сохраняется примерно на одной отметке равной 75-76 %, при этом стоит отметить, что несмотря на все предпринимаемые меры по повышению уровня рационального использования, абсолютная величина сожжённого и рассеянного ПНГ возросла с 15,5 до 17,1 миллиардов кубометров.
СЛАЙДЫ 7,8

Уровень рационального использования (%), объемы добычи, сжигания попутного газа по федеральным округам. (данные Федеральной службы по надзору в сфере природопользования



Уровень рационального использования ПНГ на отметке в 95 % не был достигнут ни в одном из федеральных округов Российской Федерации. Максимальный уровень рационального использования в 2012 году был достигнут в Дальневосточном федеральном округе – 94 %. Наименьший уровень в Сибирском федеральном округе – 23%.




Наибольшие объемы добычи ПНГ в 2012 году были зафиксированы на территориях следующих округов:

1. Уральский - 34,3 миллиардов кубометров;

2. Дальневосточный – 11,7 миллиардов кубометров;

3. Сибирский – 10,4 миллиардов кубометров.

На данные федеральные округа приходится порядка 90% объема добычи ПНГ в России.

Максимальные объемы сожжённого попутного нефтяного газа были выявлены на территориях следующих округов:

Сибирский – 7,9 миллиардов; Уральский – 4,2 миллиарда;

Приволжский – 1,8 миллиардов кубических метров.
СЛАЙД 9 (Организация инструментального контроля за рациональным использованием ПНГ)




Установить точный объем добычи ПНГ в Российской Федерации в рамках мероприятий, проводимых Росприроднадзором, сегодня достаточно проблематично, и связано это в первую очередь со следующим.

На данный момент оборудовано средствами измерения около 60% всех объектов, на которых идет рассеивание и сжигание ПНГ. В связи с этим официальная статистика не опирается на точные инструментальные замеры добываемых и используемых объемов ПНГ.

В свою очередь стоит отметить, что даже, несмотря на наличие приборов учета и инструментального контроля, большинство недропользователей предоставляют приблизительные данные, полученные с помощью расчетного метода.

Анализ материалов проверок и дополнительной информации, поступающей от территориальных органов Росприроднадзора, показал, что в настоящее время на территории Российской Федерации существуют 1905 факельных установок и 493 свечи рассеивания, из которых 1647 установок оснащены замерными устройствами для учета сжигаемого ПНГ. В связи с чем, учет добычи попутного газа на нефтяных промыслах, как правило, осуществляется косвенным путем, т.е. по газовому фактору.

На слайде представлена доля факельных установок, оснащенных замерными устройствами по сжиганию ПНГ по федеральным округам. Наиболее оснащенными являются Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный федеральные округа - около 90% факельных установок и свечей рассеивания оснащены средствами измерения и учета.

Наименее оснащенным является Северо-Кавказский федеральный округ - только 21% факельных установок и свечей рассеивания оснащены средствами измерения.
СЛАЙД 10

Данные государственного надзора в отношении недропользователей, осуществляющих работы по использованию ПНГ
В первом квартале 2013 года территориальными органами Росприроднадзора было проведено 18 проверок недропользователей, осуществляющих добычу и рациональное использование ПНГ по 33 лицензиям, выданным на пользование недрами месторождений углеводородного сырья.


По результатам проверок Росприроднадзором применены меры административного воздействия и взысканы штрафы в размере двух миллионов рублей.

За 2012 год Росприроднадзором было проведено 98 проверок недропользователей, осуществляющих добычу и рациональное использование ПНГ по 467 лицензиям, выданным на пользование недрами месторождений углеводородного сырья.

По результатам проверок выдано 87 предписаний об устранении выявленных нарушений в части добычи и использования ПНГ. Применены меры административного воздействия и взысканы штрафы на общую сумму порядка 20 миллионов рублей.

В ходе проведения проверок установлено, что основными нарушениями являются:

- невыполнение условий лицензионных соглашений по утилизации ПНГ, отсутствие системы утилизации на вновь вводимых месторождениях;

- отклонения фактических показателей по добыче и использованию ПНГ от проектных.

В ряде случаев проектной документацией уровень добычи и использования ПНГ не предусмотрен, в связи с этим добытый ПНГ на участках недр полностью сжигается на факельных установках.
СЛАЙД 11

Добыча попутного нефтяного газа ведущими компаниями недропользователями РФ млн.м3. по данным Министерства энергетики Российской Федерации
Объемы добычи попутного нефтяного газа ведущими компаниями недропользователями в РФ в 2012 году представлены на слайде.



На долю указанных 10 компаний приходится 88% всего объема ПНГ добываемого в РФ, при этом лидерами являются Роснефть, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, Газпромнефть.
СЛАЙД 12

Уровень рационального использования и объем инвестиций по ведущим компаниям недропользователям


В 2012 году ведущими российскими компаниями было использовано 48 миллиардов кубометров, при этом сожжено и рассеяно на факельных установках 14,5 миллиардов кубометров.

При этом самый низкий уровень использования ПНГ среди 10 вертикально-интегрированных компаний был зафиксирован у ОАО «НОВАТЭК» - 47%.

Примерно на одном уровне 65-75% находятся компании: ОАО НК «БашНефть», ОАО НГК «Славнефть», ОАО НК «РуссНефть», ОАО «Газпром нефть».

Довольно высокий уровень рационального использования ПНГ у компании ОАО «ЛУКОЙЛ» - 87,5% и ОАО «ТНК-ВР» - 82,8%.

И только две компании ОАО «ТатНефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» достигли уровня использования установленного на отметке 95% и более.

Общий фактический объем инвестиций в проекты по повышению рационального использования ПНГ за 2012 год составил 53 миллиарда рублей.

При этом самыми крупными инвесторами, в проекты по повышению рационального использования ПНГ, в 2012 году стали компании:

ОАО «РосНефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть».
СЛАЙД 13

Динамика изменения уровня рационального использования ПНГ в % по ведущим российским компаниям



Как уже было отмечено ранее, на данный момент из ведущих российских нефтяных компаний уровня рационального использования на отметке 95% достигли ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Татнефть», при этом сохранив положительную динамику.

Однако стоит отметить, что у ОАО «Татнефть» указанный уровень, достигнут в целом по компании, но при этом остаются объекты, на которых происходит сверхнормативное сжигание ПНГ.

Положительную динамику уровня использование ПНГ с 2010 – 2012 года можно наблюдать у компаний ОАО «НОВАТЭК» (+30%), ОАО «Лукойл» (+11%), ОАО «Газпром нефть» (+4%).

В компаниях ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Башнефть» произошло падение уровня рационального использования ПНГ на 3 процента.
СЛАЙД 14

Основные проблемы полезного использования ПНГ

Основной проблемой рационального использование ПНГ является отсутствие финансовых стимулов, которые напрямую связаны с низкой отпускной стоимостью.

Практически отсутствует необходимая инфраструктура и технологии по переработки ПНГ, при этом не существуют государственные гарантии инвесторам осуществляющим строительство газоперерабатывающих предприятий и объектов.

Низкий уровень использования ПНГ вызван вводом в эксплуатацию месторождений, удаленных от инфраструктуры по транспортировке и переработке ПНГ.

На данный момент нет четкой системы инструментального контроля добычи, использования и сжигания ПНГ, а также единой информационной базы, что в свою очередь затрудняет проведение комплексного анализа учетных показателей баланса ПНГ в РФ.

Следствием указанных причин является:

1. Низкий уровень применения инновационных технологий, материалов и оборудования по использованию ПНГ.

2. Неполное обеспечение средствами измерений объемов добываемого, используемого и уничтожаемого ПНГ.

3. Экономическая нецелесообразность утилизации ПНГ (организация сбора газа с месторождений по сформировавшейся схеме является весьма капиталоемким мероприятием, со значительными эксплуатационными затратами, которые не окупаются из-за сложившихся цен на ПНГ в России).

4. Дефицит подготовленных квалифицированных кадров для ведения процессов переработки газа.

5. Не достаточно высокий уровень достоверности предоставляемых недропользователями сведений об использовании ПНГ.
Вместе с тем необходимо отметить, что с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 8 ноября 2012 года № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», учтен ряд существующих проблем.

Основной целью постановления является побуждение недропользователей к сокращению загрязнения атмосферного воздуха при сжигании ПНГ и его рационального использования.

Постановление устанавливает:

1. Положение об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.

2. Порядок платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа, добытого на участках недр.

3. Предельно допустимые значение показателя сжигания на факельных установках и рассеивания попутного нефтяного газа в размере не более 5 процентов объема добытого попутного нефтяного газа.

В развитие указанного Постановления, Минприроды России разработан проект инструктивно - методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующих при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.

СЛАЙД 15

Предложения по рациональному использования ПНГ


Далее обозначу предложения Росприроднадзора по рациональному использования ПНГ.
1. Необходимо провести инвентаризацию и актуализацию реестра факельных установок по сжиганию ПНГ и свечей рассеивания.

2. Законодательно установить определение «попутный нефтяной газ» и его отнесения к полезным ископаемым, при этом пересмотреть порядок ценообразования государством на ПНГ.

3. Разработать предложения по повышению эффективности надзора за оснащением нефтегазодобывающих предприятий средствами измерений и учета данных об объемах добываемого, используемого и сжигаемого ПНГ, а также инструментального контроля качества добываемого ПНГ на всех этапах его движения - от добычи до переработки и реализации.

В целом считаю, что выполнение данных мероприятий поможет реально увеличить уровень рационального использования попутного нефтяного газа в Российской Федерации.
СЛАЙД 16
Спасибо за внимание!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад руководителя росприроднадзора кириллова в. В. На 16-ой международной...
«Деятельность Росприроднадзора в области охраны окружающей среды: экологические проблемы нефтегазодобывающей промышленности»
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад Руководителя Росприроднадзора Кириллова В. В. на тему:"10...

Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад руководителя росприроднадзора в. В. Кириллова на международном...
Уважаемые участники Форума, приветствую Вас от лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования!
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на тему: «Ущерб...
Слайд Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному надзору в сфере...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на заседании...
Тематика партнерства имеет особую актуальность в последние годы резко обострился интерес мирового энергетического, экологического...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад шестого совещания региональной рабочей группы экспертов по...
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад руководителя управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан...
Доклад руководителя управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Ю. В. Дудникова на совещании территориальных органов Росприроднадзора...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан Ф. Ю. Хайрутдинова

Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconМ. А. Коваль заместитель руководителя Управления Росприроднадзора...
М. А. Коваль – заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, доклад на зональном семинаре по проблемам...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconАгамехти Мамед-оглы Русскоязычное книгоиздание в межэтническом взаимодействии...
Охватывают территории Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Такой подход к изучению выпуска изданий...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области...
Каплина А. Е. на тему: «Результаты контрольно-надзорной деятельности в части обращения с отходами производства и потребления Управления...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад Секретариата: «Перспективы взаимодействия Израиля и других...
Большим успехом стало создание зон, свободных от ядерного оружия («безъядерных зон») в Латинской Америке и Карибском бассейне, южной...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconАвтор: А. А. Маслов Вице-президент и исполнительный директор Ассоциации...
Ассоциации Шаолиньского ушу по странам Европы и снг, вице-президент Ассоциации боевых искусств России, доктор исторических наук,...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconДоклад Заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по пфо...
«Итоги контрольно-надзорной деятельности территориальных управлений Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу за 1 полугодие...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconОтчет региональной встречи за круглым столом центральной и южной азии
Южной Африке в 2002г в г. Йоханнесбурге. Важным моментом является обеспечение того, чтобы выводы Саммита не ограничивались обзором,...
Доклад Руководителя Росприроднадзора В. В. Кириллова на Региональной конференции по странам Европы и Центральной Азии iconРабочая программа дисциплины история стран Европы, 1960-е-2005 годы (32 час.)
Цель курса – сформировать у студентов представления об особенностях становления постиндустриального общества на примере стран Западной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск