М. Д. Андреев «Общая экология»





НазваниеМ. Д. Андреев «Общая экология»
страница1/6
Дата публикации21.01.2015
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6


Орехово-Зуевский филиал

Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт экономики и предпринимательства» (НОУ « ИНЭП») г. Москва


М.Д.Андреев

«Общая экология»
Учебно - методическое пособие

Москва-2009
Содержание

1.Требования основной образовательной программы………………4
2.Цели и задачи дисциплины « Общая экология»………………......5
3. Обязательный минимум содержания профессиональной

образовательной программы по дисциплине « Общая экология»…6
4.Учебно-тематический план…………………………………………7
5.Содержание учебной программы…………………………………..7
6. Методические рекомендации по подготовке к семинарам………9
7.Темы для рефератов и контрольных работ……………………….52
8.Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)……………………54
9.Основные экологические понятия и термины…………………...56
10.Основные экологические законы………………………………...61
11.Периодические издания (газеты и журналы) - e-mail…………..64

1. Требования основной образовательной программы

Специалист должен:

Знать:

-современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем;

-основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;

-основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней;

-причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека;

-основы типологии и классификации ландшафтов;

-роль почвенного покрова как компонента наземных и некоторых субаквальных экосистем;

-основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;

-назначение мониторинга природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем;

-основные черты кризисных экологических ситуаций.

Уметь:

-использовать стратиграфическую шкалу;

-владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;

-использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;

-планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

Понимать:

-взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы;

-роль экзогенных и эндогенных процессов в развитии земной коры во времени и пространстве;

-динамику и функционирование ландшафта;

-физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

-механизмы взаимодействия различных техногенных систем с природными экосистемами.

Иметь представление:

-о пределах толерантности организмов и популяций;

-об экологической нише, как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;

-о популяциях в экологии, систематике, генетике;

-закономерности роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнедеятельности;

-о возможностях управления процессами в экосистеме;

-об основных этапах геологической истории земной коры и эволюции органического мира прошлого;

-о природно-антропогенных геосистемах;

-о геохимической роли живого вещества, как биотической компоненты биосферы;

-о глобальном масштабе биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов;

-о принципах организации экологических экспертиз территорий, производства и технологических проектов.

2. Цели и задачи дисциплины « Общая экология».

Главная цель обучения:

-изучение основных механизмов и закономерностей устойчивости биологических систем различного иерархического уровня в условиях меняющейся среды;

-формирование глобально-ориентированного, научно-гуманистического мировоззрения на основе целостной научной картины мира.

Основные задачи:

-дать представление об основных проблемах фундаментальной экологии;

-сформировать системные знания о современной экологической картине мира;

-развить и сформировать ценностные ориентации мировоззренческого уровня, отражающие объективную целостность и ценность природы, а также ориентации нормативно-правового уровня;

-развить ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране на основе экологических знаний.

3.Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине « Общая экология»


Дидактические единицы

Всего

часов


Основные этапы развития экологической науки. Структура и задачи современной экологии. Среда и экологические факторы. Законы их действия на организмы. Основные пути воздействия организмов на среду обитания. Адаптивные стратегии видов в разных средах обитания. Жизненные формы. Принципы экологических классификаций. Биотическая среда. Типы взаимосвязей организмов, их экологическое и эволюционное значение. Популяции. Системные свойства. Структура и динамика. Генеалогические, экологические и информационные связи. Законы роста популяций. Зависимость от плотности. Механизмы гомеостаза. Колебательные циклы. Биоценозы. Принципиальные черты надорганизменных систем. Структура сообществ. Видовое разнообразие. Концепция экологической ниши. Роль трофических отношений и конкуренции в устойчивости сообществ. Мутуалистические связи в сообществах. Механизмы регуляции численности популяций в биоценозах. Законы экологической сукцессии. Специфика островных биоценозов. Экосистемы и биогеоценозы. Потоки вещества и энергии в экосистемах. Проблемы биологической продуктивности. Деструкционные блоки экосистем, их структура и значение. Биологический круговорот веществ как основа стабильности. Дигрессии в биогеоценозах и их причины. Биосфера как глобальная экосистема. Структура биосферы. Основные геохимические функции жизни. Продукционная и регуляторная функции биосферы как основа жизнеобеспечения человечества. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы.

60



4. Учебно-тематический план курса « Общая экология»




п/п


Наименование разделов и тем


Всего

часов


В том числе

лекции

семинары

Сам

работа


1.
2.
3.
4.
5.
6.



Введение в общую экологию
Биосфера
Организм и факторы среды
Популяционная экология
Биоценология
Человек и биосфера


6
6
10
14
18
6


2
2
6
10
12
2


2
2
2
2
4
2


2
2
2
2
2
2

7.


Форма контроля

Экзамен

8.

Итого

60

34

14

12



5. Содержание учебной программы дисциплины

«Общая экология»

1. Введение в общую экологию

Общие представления об экологии. Предмет экологии. История развития экологии как науки.

2. Биосфера

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функциональные связи в биосфере. Средообразующая роль живого вещества. Биосфера как целостная система. Уровни организации живой материи. Биогеохимические циклы. Круговорот углерода. Азот, фосфор, сера, макро - и микроэлементы в биосфере.

Энергетическое обеспечение биологического круговорота. Место человека в биосфере. Концепция ноосферы.

3. Организм и факторы среды

Влияние температуры на жизненные процессы. Стратегия теплообмена: пойкилотермные и гомойотермные организмы. Вода, минеральные соли, кислород. Свет как фактор фотосинтеза. Биологические ритмы. Общие правила адаптации. Правило оптимума. Эври - и стенобитные организмы. Зоны нормы и зоны пессимума. Правило минимума Либиха.

Комплексное воздействие факторов. Правило двух уровней адаптации.

4. Популяционная экология

Понятие о популяции. Географические и экологические популяции. Пространственная структура популяции. Оседлый и кочевой образ жизни. Взаимоотношения внутри популяции. Иерархическая система. Гомеостаз популяций. Поддержание пространственной структуры, генетической структуры, регуляция плотности населения. Демографическая структура популяции. Кривые выживания. Репродуктивный потенциал.

Экспоненциальная и логическая модели роста популяции. Динамика численности. Концепция экологических стратегий (К-стратегия, г- стратегия). Факторы, регулирующие изменение численности популяции.

5. Биоценология

Понятие о биоценозе. Трофическая структура биоценоза. Цепи питания. Образование первичной продукции. Консументы I, II , III порядков. Правило экологических пирамид. Пищевые цепи. Цепи разложения. Пространственная структура биоценозов. Биотопы. Консорции. Топические, фабрические, форические связи популяций разных видов.

Экологические ниши. Основные формы межвидовых связей (антибиоз, нейтрализм, мутуализм, комменсализм). Прямые трофические связи:

« растение- фитофаг», « хищник-жертва», паразитизм.

Конкуренция. Принцип Гаузе. Временная структура сообществ. Типы динамики экосистем. Экологические сукцессии. Климакс. Первичные, вторичные сукцессии. Гомеостаз экосистем.

6. Человек и биосфера

Влияние человека на биосферные процессы. Технологические формы воздействия. Прямое истребление видов, загрязнение биосферы примышленными отходами. Экологические формы воздействия. Переселение живых организмов за пределы естественного ареала.

Антропогенное изменение ландшафтов. Деятельность человека как фактор эволюции. Образование видов – синантропов. Влияние антропогенного воздействия на эволюцию видов и биоценозов.

6.Методические рекомендации по подготовке к семинарам

Раздел №1 Введение в общую экологию

Семинар №1 Введение. Экология как самостоятельная наука.

Время 2 часа

Цели занятия:

- ознакомление с предметом « Общая экология», место данной дисциплины в системе научных знаний и в жизни общества;

- уяснение основных функций и задач дисциплины « Общая экология»

- изучение основных этапов развития экологии;

План

1. Введение.

2. Функции и задачи общей экологии.

3. Научное становление общей экологии.

Темы докладов и рефератов

1. Взаимосвязь общей экологии с другими науками.

2. Применение экологических знаний в практической деятельности.

3. Экологическое благополучие и ответственность в деятельности людей.

4. Проблемы и задачи современной экологической науки.

5. Структура экологической науки.

6. Основные тенденции развития экологии в настоящее время.

7. Основные методы экологических исследований.

8. Экосистемный подход в изучении биосферы.

9. Особенности применения моделирования в экологии.

10. Взаимосвязь экологических проблем на локальном и глобальном уровнях.

Рекомендуемая литература

Основная:

1.Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2001.

2.О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году. Государственный доклад. - М., 1998.

3.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для ВУЗов. – М., Изд-во ЮНИТИ, 2000. – 456 с.

4. Шилов И.А. Экология. – М.: Высш. шк., 2003.-512 с.: ил.

Дополнительная:

1.Андреева Т.А. Экология в вопросах и ответах. - ТК Велби. Изд-во Проспект. 2007.-184 с.

2.Богданкевич О.В. Лекции по экологии. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002.

3.Коммонер Б. Замыкающий круг. Природа. Человек. Техника: Пер. с англ.- Л.: Гидрометеоиздат, 1974.-248 с.

4.Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.-5-е изд., дораб. – М.: Дрофа,2001.-240 с.

5.Одум Ю. Экология: В 2-х т./ Пер. С англ. – М.: Изд. Мир, 1986.-328 с., ил.

6.Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.: Изд-во “Россия молодая”, 1994.-367 с.

7.Хрестоматия по общей экологии (развитие идей) / Сост. Н.А. Кузнецова. _ М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.-292 с.

8.Экологический энциклопедический словарь. – М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Введение. Прежде всего, необходимо сказать, что курс « Общей экологии» способствует формированию у студентов экологического мировоззрения и развивает познавательную деятельность в вопросах взаимоотношения отдельных организмов или видов между собой и окружающей средой, определить роль человека в биосфере. Необходимо акцентировать внимание на проблемы, возникшие в результате антропогенной деятельности, обусловившие актуальность связи экологии с различными науками. Обратить внимание на то, что экология приобретает черты мировоззрения на современное состояние объективного мира и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, на основные жизненные позиции людей, их идеалы. Необходимо проанализировать принципы и нормы отношения человека к природе, которые выражаются в запретах, требованиях, предписаниях, идеалах общества, которые предлагают современные ученые, проповедуемые различными научными направлениями. Следует отстаивать представление о связи природной среды с социальными процессами, а на основании их дать определение понятию

« экологический кризис». Должным образом, следует обратить внимание на этическую, охранную и экономическую значимость экологических законов в вопросах защиты и оптимизации окружающей среды. Следует указать на то, что каждый специалист, не будучи профессиональным экологом, обязан владеть определенной суммой знаний об устройстве, законах и функционировании природы. Укажите, что курс « Общей экологии» способствует также формированию представлений о человеке как о части природы; о единстве и самоценности всего живого; невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучению восприятия явлений, связанных с жизнью человека в природной среде.

По второму вопросу. Необходимо сказать, что общая экология характеризуется сложной структурой. Сначала появились многие частные экологические дисциплины, гораздо позже – комплексные. Общая же экология формируется только сегодня и сообразуется всеми частными. Важно также отметить, что, несмотря на нерешенность своих самых фундаментальных проблем, она переживает самый настоящий бум популярности. Разумеется, общая экология, тесно связана со всеми частными и комплексными экологическими науками. Но она не есть простая сумма этих наук. Общеизвестно, что частные науки изучают всесторонне конкретные объекты органического мира («все об одном»), а общие – весь органический мир в одном направлении («немного обо всем»). Для частных наук, наиважнейшей единицей является организм или совокупность организмов одного вида. Для комплексных наук – конкретные условия среды (почва, лес, вода) и взаимоотношения живых организмов с этими условиями. А для общей экологии – экосистема ранга биогеоценоза, т.е. вся совокупность видов, слагающих биоценоз, и вся совокупность факторов среды, определяющих существование данного биоценоза с учетом неизбежного антропогенного воздействия, а организм или вид – наименьшей единицей. Чтобы вскрыть законы взаимоотношений составных частей экосистем необходимо иметь представление о разных аспектах функционирования этих составных частей, поэтому выделение отраслей и дисциплин в общей экологии, классифицирование их также целесообразно, как и в любой другой науке. Отметьте, что экология изначально возникла как наука о среде обитания живых организмов: растений, животных (в том числе и человека), грибов, бактерий и вирусов, о взаимоотношениях между организмами и средой их обитания и о взаимоотношениях организмов друг с другом. Само же слово «экология» возникло гораздо позже в сравнении со временем появления собственно экологических знаний. Оно было введено немецким биологом Эрнстом Геккелем (1869 г.) и образовано от греческого слова «ойкос» - дом, жилище. До 30-х годов ХХ столетия общей экологии, как общепризнанной науки, еще не существовало. Долгое время экология была представлена всевозможными частными экологическими дисциплинами: экологией растений, экологией животных, экологией грибов и т.д. Эти дисциплины формировались в рамках соответствующих таксономических разделов биологии - ботаники, зоологии, микологии и др., как подразделения этих наук. Выделите при этом, что по мере накопления знаний о взаимодействии живых организмов со средой обитания исследователи поняли, что на Земле существуют своеобразные системы, состоящие из живых организмов и неживого вещества. Для них характерен высокий уровень организации, наличие прямых и обратных связей между компонентами (частями этих систем), способность к поддержанию своего состояния при всевозможных возмущениях, т.е. эти системы, состоят из упорядоченно взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, образующих единое целое. Они были названы экологическими, или экосистемами. Экосистемы и являются специфическим объектом изучения общей экологии. Таким образом, общая экология - это наука об экосистемах, которые включают в себя живые организмы и неживое вещество, с которым эти организмы постоянно взаимодействуют.

По третьему вопросу. Обратите внимание на то, что экология в своем развитии прошла несколько этапов. Охарактеризуйте кратко каждый из них.

Первый этап – примитивные знания, накопление фактического материала. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми они питаются, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. О зависимости растений от внешних условий хорошо знали до новой эры и первые земледельцы (10-15 тыс. лет назад). Севооборот сельскохозяйственных культур применяли в Египте, Китае и Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке. Элементы экологии отражены в эпических произведениях и легендах: в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI-II вв. до н.э.; сведения о повадках и образе жизни 50 животных), в рукописных книгах Китая и Вавилона (сроки посева и сбора диких и культурных растений, способы обработки земли, виды птиц и зверей).

Второй этап – продолжение накопления фактического материала античными учеными, прежде всего в Древней Греции: Гераклит(530-470 лет до н.э.) и Гиппократ(460-370 лет до н.э.). Укажите, что Аристотель (384-322 лет до н.э.) в «Истории животных» описал более 500 видов животных, классифицируя их по образу жизни. Его ученик, друг и преемник Теофраст (он же Титрам, 287-372 лет до н.э.) описал 500 видов растений. Теофраст сделал ботанику самостоятельной наукой, отделив ее от зоологии. Потому его и называют отцом ботаники. Но Теофраст был не только отцом ботаники. Большое внимание в своих трудах он уделял влиянию внешней среды на живые организмы, и именно он впервые разделил покрытосеменные растения на жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники и травы, с учетом зависимости от почвы и климата.

Третий этап – В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, церковь явилась тормозом развития всех естественных наук. Связь строения организмов со средой всецело приписывалась воле бога. Научные сведения содержатся в единичных работах - многотомное сочинение Венсенна де Бове (XIII век) "Зеркало вещей". Труд "Поучение Владимира Мономаха" (XI) и имеют прикладной характер. Но уже в позднее средневековье стали появились новые веяния в науке - зачатки экологии. Альберт Великий (Альберт фон Больштедт, ~1193-1280 гг.) в трудах о растениях придает большое значение условиям произрастания, в частности световому фактору – "солнечному теплу", рассматривает причины "зимнего сна". Появилась информация о дальних странах (Марко Поло (XIII век), Афанасий Никитин (XV век) и его известное "Хождение за три моря"). Описание и систематизация колоссального фактического материала после средневекового застоя началось с великих географических открытий XIV и XVI веков и колонизацией новых стран – с эпохой Возрождения. Новая географическая и биологическая информация, полученная в экспедициях, заставила переосмыслить многие религиозные догматы. И такое осмысление произошло. В первой половине XVIII века Карл Линней создал таксономическую систему животных и растений, которой ботаники пользуются и поныне.

Жан Батист Ламарк (1744-1829) открыл эволюцию жизни. Ламарк был последователем К. Линнея и составил классификацию животных ("Философия зоологии"), отражающую происхождение – эволюцию, животных, выбрав в качестве признаков внутреннее строение (отделил беспозвоночных от позвоночных) и строение нервной системы (бесчувственные – инфузории и полипы, чувствующие – все остальные беспозвоночные, и разумные – позвоночные). Ламарк считается предшественником Ч. Дарвина. Известный английский химик Р. Бойль (1627-1691) поставил первый экологический эксперимент по влиянию низкого атмосферного давления на развитие животных, а Ф. Реди экспериментально доказал, что самозарождение сложных животных невозможно. Антони ван Левенгук, изобретший микроскоп, был первым в изучении трофических цепей и регуляции численности организмов. Большой вклад в развитие экологических представлений в это время внесли и российские ученые такие, как М.В. Ломоносов (1711-1765), его сподвижник С.П. Крашенинников (1711-1755), П.С. Паллас (1741-1811), И.И. Лепехин (1740-1802).

Четвертый этап - ознаменовал начало в становлении экологии. Он связан с крупными ботанико-географическими исследованиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления. В начале XIX в. выделяются в самостоятельные отрасли экология растений и экология животных. Ученые этого времени анализировали закономерности организмов и среды, взаимоотношения между организмами, приспособляемость и приспособленность. Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), заложивший основы биогеографии. В книге «Идеи географии растений» (1807) он ввел ряд научных понятий, которые используются экологами и сегодня.

Пятый этап – становление эволюционной экологии. Профессор Московского университета Карл Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах (160 работ) заложил основы экологии животных, поставил проблемы адаптации, миграции и изменчивости. Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855 г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950 г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня. Важнейшей вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч. Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора, жесткой конкуренции. Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей. У Дарвина было много последователей. Один из них – немецкий зоолог Эрнст Геккель (1834-1919). Им было придумано много разных терминов для классификации отделов наук; много лет он искал одноклеточный организм, давший начало всему живому; искал общий закон, который бы объяснил все явления. Вскоре после выхода в свет учения Ч. Дарвина – в 1866 г. он предложил термин для новой науки – «экология», который впоследствии получил всеобщее признание. Именно 1866 г. следует считать годом рождения экологии. В конце XIX она представляла собой науку об адаптации организмов к климатическим условиям, но лишь через 100 лет превратилась в целое мировоззрение – общую экологию

Шестой этап - Теория Ч. Дарвина дала большой толчок развитию аутэкологического направления – изучение естественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся применительно к изменению условий среды, со второй половины середины XIX и до середины XX века было господствующим. Одновременно стали проводиться исследования по надорганизменным биологическим системам. Этому способствовало формирование концепции биоценозов, как многовидовых сообществ. В 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) на основе изучения устричных банок в Северном море разработал учение о биоценозе, как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Именно его труд "Устрицы и устричное хозяйство" положил начало биоценологическим – экосистемным, исследованиям и в дальнейшем обогатилось методами учета количественных соотношений организмов. Термин "биоценоз" широко используется современными учеными. Учение о растительных сообществах, благодаря С.И. Коржинскому (1861-1900) выделилось в фитосоциологию, или фитоценологию, позднее в геоботанику. Исключительно велики заслуги В.В. Докучаева (1846-1903). Он создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Показал, что почва - это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты. Теоретические разработки В.В. Докучаева ("Учение о зонах природы") положили начало развитию геоботаники и ландшафтной экологии. Особенно широко исследования надорганизменного уровня стали развиваться с начала XX века. Ч. Элтон (1927) выделил своеобразие биоценотических процессов, ввел понятие экологическая ниша, сформулировал правило экологических пирамид. К 30-ым годам XX столетия были созданы разные классификации растительности на основе морфологических, эколого-морфологических и динамических характеристик фитоценозов (К. Раункиер – Дания, Г. Ди Рюе – Швеция, И. Браун-Бланке – Швейцария); изучались структура, продуктивность сообществ, получены представления об экологических индикаторах (В.В. Алехин, Б.А. Келлер, А.П. Шенников).

Седьмой этап - отражает новый подход к исследованиям природных систем – в основу его положено изучение процессов материально-энергетического обмена, формирование общей экологии, как самостоятельной науки. Г. Гаузе в начале 40-х годов прошлого столетия провозгласил принцип конкурентного исключения, указав на важность трофических связей, как основного пути для потоков энергии через природные системы. Вслед за Гаузе, в 1935 г. английский ботаник А. Тенсли ввел понятие экосистемы, и этот год принято считать годом рождения общей экологии как науки, объектом которой являются не только отдельные виды и популяции видов, но и экосистемы, в которых биоценозы рассматриваются с биотопами, как единое целое. В общей экологии с этого времени четко выделились два направления – аутэкология и синэкология. В фитоценологии всеобщее признание получила парадигма дискретности растительного покрова, что объясняется стремлением к классификационным работам.

Восьмой этап - В современной биосфере, одним из наиболее значимых факторов, определяющих ее состояние, стала деятельность человека. Возникающие в связи с этим проблемы выходят за рамки экологии как биологической науки, приобретают направленный социальный и политический характер (движения "зеленых", борьба за охрану природы, постановка экологических вопросов в повестки дня политических организаций, и пр.). Решение их должно включать все естественные науки вкупе с хозяйственно-экономическими, социальными, политическими аспектами, что входит в задачи социальной экологии, в которой особое положение занимает экология человека (медико-биологический и социальный подходы).

В заключение рассматриваемой темы, необходимо сделать вывод, с обобщающимися характеристиками рассматриваемых на семинаре вопросов и предложить студентам вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы прошла экология в своем развитии?

2. Какова внутренняя структура экологической науки?

3. Какие методы используют в экологических исследованиях?

4. Каким образом можно представить себе систему экологических наук?

5.Почему экология приобрела особую социальную направленность в конце XX столетия?

6.Каким образом культура человека влияет на его взаимоотношения с природой?

7.Почему в духовном оздоровлении общества видят выход из экологического кризиса?

8. Каково значение экологии в системе взаимодействия Человек-Биосфера?

Тесты

1. Основателем экологии как науки является:

а) Э. Геккель;

б) Э. Зюсс;

в) Ч.Дарвин.

2. Что изучает классическая экология?

а) отношение организмов между собой и окружающей их средой

б) разнообразных животных и растений

в) растительные сообщества континентальных территорий

3. Современная экология является:

а) разделом биологии;

б) разделом естествознания

в) самостоятельной интегрированной наукой.

4. В задачи экологии как науки входят:

а) восстановление нарушенных природных систем;

б) регулирование численности популяции живых организмов;

в) сохранение эталонных участков биосферы.

5. Экологические исследования берут свое начало со времен:

а) Древнего Китая;

б) Древнего Рима;

в) Древней Греции;

6. Сколько типов экологического исследования выделяют:

А) четыре;

Б) три;

В) два.

7. Какое наиболее раннее изучение направления экологии:

а) количественная экология;

б) ландшафтная экология;

в) физиологическая экология.

8. Современное представление об экологии как науке:

а) биотехноцентрическое

б) антропоцентрическое

в) биоцентрическое

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Д. Андреев «Общая экология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Андреев, А. В. Итоговые занятия "Веселые старты"/ А. В. Андреев // Начальная школа. 2013. №7. С. 49 50
М. Д. Андреев «Общая экология» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Общая экология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 022000. 62 "Экология и природопользование"...
М. Д. Андреев «Общая экология» iconЗадачи и упражнения к школьному курсу общей экологии Часть общая...
Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными
М. Д. Андреев «Общая экология» iconКак работать над диссертацией
Андреев Г. И. Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности : учеб пособие для подготовки аспирантов и соискателей...
М. Д. Андреев «Общая экология» iconАннотированное содержание программы дисциплины «Общая экология» по...
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Курс 2, семестр 4
М. Д. Андреев «Общая экология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере
Программа дисциплины «Общая экология» по специальности 020804 Геоэкология и направлению 020800 Экология и природопользование: Учебная...
М. Д. Андреев «Общая экология» iconУчебно-методический комплекс гидробиология (Экология водных беспозвоночных)...

М. Д. Андреев «Общая экология» iconПояснительная записка. Цели и задачи дисциплины 1 осмысление современности...
Дисциплина «Культурология» относится к б профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору. Дисциплине предшествуют...
М. Д. Андреев «Общая экология» iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
М. Д. Андреев «Общая экология» iconУчебное пособие по дисциплине «Общая экология»
Составители: Толоконников В. П., докт вет наук, профессор, зав кафедрой паразитологии и ветсанэкспертизы сгау
М. Д. Андреев «Общая экология» iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
М. Д. Андреев «Общая экология» icon1. Общая характеристика приоритетного направления
Акимова, Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2007. – 510с
М. Д. Андреев «Общая экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
М. Д. Андреев «Общая экология» iconТематический план изучения дисциплины «экология»
Семестр Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа
М. Д. Андреев «Общая экология» iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
М. Д. Андреев «Общая экология» icon1. общая характеристика специальности 013100 – экология
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск