Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено





Скачать 346.5 Kb.
НазваниеРабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено
страница1/6
Дата публикации21.01.2015
Размер346.5 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
c:\users\учительская\desktop\ф 001.jpg
Рабочая программа

по экологии для учащихся 5-7 классов

Рассмотрено и утверждено

на НМС школы.
Автор: В.Н. Экзарьян,

доктор геолого-минералогических наук,

профессор РГГРУ, научный руководитель


Москва 2010 г.

Программа курса

5 класс

Введение в экологию: Живая планета


(34 ч; 1 ч в неделю)




Пояснительная записка

Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:

  • сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

  • на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Задачи:

  • способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

  • формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

  • формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

  • знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как москвичами в будущем;

  • развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

  • знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.

Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Тема 2. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Тема 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Тема 4. Край, где ты живёшь (6 ч, резервные часы на региональный компонент)1

Московский столичный регион, особенности географического положения, территория и границы. Природа московского края в прошлом. Изменение природы Московского региона человеком, его причины. Современный рельеф столицы.

Полезные ископаемые Москвы и Подмосковья. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. «Белый камень» в истории Москвы. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия Москвы и Подмосковья. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Москве (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города. Опасные погодные явления в Москве.

Воздух Москвы, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей столицы. Меры борьбы с загрязнением воздуха в Москве. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.

Водные ресурсы Москвы и Подмосковья, их значение в истории развития столицы. Река Москва — главная река столицы. Водоснабжение Москвы в прошлом и настоящем. Мытищинский водопровод. Рублевская водопроводная станция. Канал имени Москвы, его значение в водоснабжении и превращении Москвы в порт пяти морей. Реки Москва, Волга и Яуза — главные поставщики воды в столицу. Расход воды в городе. Загрязнение городских рек. Мероприятия по очистке воды в реках Москвы.

Зеленые насаждения Москвы. Леса Московского региона, их разнообразие и значение в истории и современной жизни москвичей и жителей Подмосковья. Леса Москвы: «Лосиный остров». Битцевский лес, Измайловский лес, Кузьминский лес, Серебряный бор — история, богатство видового разнообразия, современное состояние, мероприятия по охране.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады Москвы: Главный ботанический сад Российской Академии наук, Ботанический сад МГУ, история их создания и значение. Причины угнетения природных территорий в Москве. Красные книги Москвы и Московской области. Правила поведения в природе.

6 класс

Природа. Человек. Культура


(34 ч; 1 ч в неделю)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconПрограмма логопедических занятий для учащихся 1-7 классов специальной...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconРабочая программа по экологии 8 класс
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы. Предлагаемые программы ориентированы на учащихся...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconЭлективный курс по биологии для учащихся 6 классов составители: Шадренкова Ольга Валентиновна
Она включает в себя знания по биологии и экологии. Программа курса обучения составлена для учащихся 6 классов из расчета 34 учебных...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов
Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 02
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики «25» 04 2011 г. № протокола 12
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020501. 65
...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01
Рабочая программа по экологии для учащихся 5-7 классов Рассмотрено и утверждено iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 21. 04. 2011 №01


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск