Скачать 71.45 Kb.
|
Конспект урока по географии России, 8 класс «Этническая мозаика России». Учитель: Гришина Екатерина Александровна. Тема: Этническая мозаика России. Цели и задачи урока: Образовательные: - способствовать получению и углублению знаний учащихся о народах России; - выявить крупные и малые народы; - выделить районы проживания титульных народов России. Развивающие: - продолжить формирование работать с Интернет - ресурсами, картами атласа, таблицами и схемами; - активизировать мыслительную деятельность через работу с Интернет – ресурсами; - приобщить учащихся к знаниям общечеловеческой мировой цивилизации. Воспитывающие: - воспитывать уважение к культурному наследию народов России и населения мира; - воспитывать уважение учащихся не только к своему народу, но и к другим народам России и мира. Оборудование:
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная с применением информационных технологий (урок проводится в компьютерном классе). Методы и формы работы на уроке:
Методы: По источнику знаний – наглядный, словесный. По характеру деятельности учащихся – частично поисковый, проблемный. По учебным задачам – приобретение и применение знаний. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. ХОД УРОКА
Учащиеся выполняют цифровой географический тест (найдите соответствие: регион – демографическая ситуация) в тетради (слайд 1):
После написания теста учащиеся обмениваются тетрадями для проверки теста. Правильные ответы выводятся на доску (слайд 2): Север России – 1, 4 Северный Кавказ – 2, 3, 6 Центральная Россия – 2, 4, 5, 7 Взаимопроверка работ учащимися: «5» – 9 правильных ответов, «4» – 8–7 ответов, «3» – 6-5 ответов.
- Начать новую тему урока я хочу со стихотворения А. С. Пушкина (слайд 3): Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. – Скажите, пожалуйста, о каких народах идет речь в произведении А.С.Пушкин? Учащиеся предлагают разные варианты ответов: русские, тунгусы, калмыки. А как вы думаете, какие еще народы проживают на территории России? Предполагаемые ответы учащихся: татары, башкиры, цыгане, чукчи. – Скажите, пожалуйста, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Учащиеся предлагают разные варианты ответов: этнический состав населения, народы России. Тема нашего урока «Этническая мозаика России» (слайд 4). - Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны (слайд 5). - Найдите, пожалуйста, определения «коренные малые народы» и «автохтонные народы» и запишите в тетрадь на следующих сайтах http://ru.wikipedia и http://atalanu.com. После выполнения задания правильные определения выводятся на доску для самопроверки учащихся (слайд 6): Коренные малочисленные народы России - народы, насчитывающие до 50 тыс. человек, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохранившие традиционный образ жизни, хозяйствование, промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Автохтонные народы — народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест; народы, связанные с определённой территорией и проживающие на ней с незапамятных времён до настоящего времени; исконное население. - Как вы думаете, в каких документах указывается национальность человека? Учащиеся предлагают разные варианты ответов: паспорт и перепись населения России. Учащиеся переносят в тетрадь таблицу (слайд 7) и заполняют ее (указывают 3 крупных народа и 3 малочисленных народа) на основе данных сайта: http://www.perepis2002.ru: Таблица № 1. «Народы России»:
После выполнения задания, 2 ученика заполняют таблицу на интерактивной доске (слайд 8, 9). - Участники переписи ответили на вопросы о возрасте, семейном положении, знании языков, национальности, образовании. На каких языках говорят на территории России? Учащиеся предлагают разные варианты ответов: русский, татарский, башкирский, чеченский. - На территории России выделяют 4 крупные языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская и северокавказская (слайд 10). Учащиеся переносят в тетрадь таблицу (слайд 11) и заполняют ее (слайд 12), пользуясь данными сайта http://ru.lingvo Таблица № 2. «Классификация народов по языковой принадлежности»
- Посмотрите, пожалуйста, на таблицу № 2 и карту в атласе «Административно-территориальное деление России». Некоторые субъекты Российской Федерации содержат в своем названии название, какого – либо народа. Этот народ называется титульным. Попробуйте сами дать сами определение термину «Титульный народ». Учащиеся проговаривают определение и записывают его в тетрадь: Ти́тульный наро́д — народ, этническая группа, представленная в наименовании определённой территории: государства, республики, области, о́круга или иной национально-административной единицы (слайд 13). Учащиеся, на основе карт атласа, выбирают из списка титульные народы и записывают их тетрадь (слайд 14): Русские, ороки, ненцы, башкиры, кумыки, евреи, ассирийцы, дагестанцы, немцы, аварцы, греки, агулы, ногайцы, коми, марийцы. V.Закрепление материала: учащиеся выполняют тест на листочках (слайд 15):
А) алтайской; Б) индоевропейской; В) уральской. 2. В славянскую группу вместе с русскими входят… А) украинцы; Б) калмыки; В) белорусы. 3. В какой из республик преобладает коренное население? А) Карелия; Б) Дагестан; В) Хакасия. После выполнения теста, учащиеся обмениваются листочками и проверяют тест (слайд 16): 1 –Б; 2- А, Б; 3-Б. VI. Итог урока: выставляются оценки. VII. Домашнее задание (слайд 17): Если учащийся правильно ответил на тест, то ему дается творческое задание: подготовить презентацию об одном народе России на выбор. План презентации: 1. Кроткое описание народа и его численность, упомянуть наиболее знаменитых представителей. 2. Краткий очерк о религии. 3. Традиции, обычаи. Если учащийся не справился с тестом, то для него домашнее задание состоит из: параграфа № 48, в конце параграфа вопросы № 1-3, ответить на них в тетради. |
Итоговый тест по географии (9 класс) Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева | Протокол № от Утверждена Приказ от Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева | ||
Рабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство» Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе... | Урок «Особо охраняемые природные территории России» Учебно-методическое пособие для учителя к учебнику под редакцией А. И. Алексеева «География России. Кнг. 1: Природа и население» | ||
Тематическое планирование по географии 8 класс Учебник под редакциейДронов В. П, Баринова И. И, Ром В. Я., ЛобжанидзеА. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.... | А. И. Алексеева 8 класс география россии. Природа и население. 68... Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г | ||
Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8класс» | Рабочая программа Предмет: География России. Природа и население.... Учебник: География России. Природа и население. Хозяйство и географические районы. 8-9 классы | ||
Приказ по боу «Пореченская оош» №-107-од К учебнику «География России. Природа, население, хозяйство. Крупные регионы России. Меесто и роль России в современном мире» под... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: учебник географии 9 класс «География. Население и хозяйство России», авторы В. П. Дронов, В. Я. Ром» Москва Издательство... | ||
Пояснительная записка рабочая программа соответствует требованиям... А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, под ред. А. И. Алексеева «География. Природа и люди». 7 класс. – М.: Просвещение,... | Календарно тематический план по географии «Население и хозяйство России» 9 класс География России. Население и хозяйство.: учебник для 9 класса /В. П. Дронов, В. Я. Ром. – М.: Дрофа,2006 | ||
Рабочая программа по географии 8класс базовый уровень (2 часа в неделю) ... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «География... Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе... | ||
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX классы), рекомендованная... | Рабочая программа по географии 8 класс Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-ых классов составлена на основе примерной... |