Поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией А.И. Алексеева
8 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ.
68 часов
Составитель Э.В. Ким.
Дата
| Тема урока
| Домашнее задание
|
| ВВЕДЕНИЕ 1 час
Урок1.1.Географизация современной жизни человека.
Раздел I ПРОСТРАНСТВА РОССИИ 7 часов
Урок 2.1. Россия на карте мира.
Урок 3.2. Границы России. Практическая работа 1. Обозначение на контурных картах пограничных государств.
Урок 4.3. Россия на карте часовых поясов.
Урок 5.4. Формирование территории России.
Урок 6.5. Географическое изучение территории России. Урок 7.6. Тематический контроль по разделу «Пространства России».
Урок 8.7. Обобщение и коррекция знаний по разделу «Пространства России».
Раздел II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 38 часов
Тема 1. Рельеф и недра России (4 часа)
Урок 9.1. Строение земной коры (литосферы) на территории России.
Урок 10.2. Особенности рельефа России. Практическая работа 2. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
Урок 11.3. Современное развитие рельефа.
Урок 12.4. Использование недр. Закономерности размещения полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности.
Тема 2. Климат (5 часов)
Урок 13.1. Общая характеристика климата России.
Л.К. Оценка климатических условий России.
Урок 14.2. Закономерности циркуляции воздушных масс.
Урок 15.3. Распределение температур и осадков.
Урок 16.4. Типы климата нашей страны. Практическая работа 3. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.
Урок 17.5. Климат и человек. Агроклиматические условия. Л.К. Оценка разных районов России с точки зрения благоприятности их условий для занятия сельскохозяйственным производством.
Тема 3. Богатство внутренних вод России (3 часа)
Урок 18.1. Реки России. Практическая работа 4. Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования.
Урок 19.2. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. Л.К. Характеристика наиболее крупных озер.
Урок 20.3. Человек и вода. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши. Л.К. Оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны (4 часа)
Урок 21.1. Почвы - «особое природное тело». Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Урок 22.2. География почв России. Разнообразие типов почв. Их основные характеристики. Закономерности размещения.
Урок 23.3. Почвы и урожай. Плодородие, его зависимость от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия.
Урок 24.4. Рациональное использование и охрана почв.
Тема 5. Живая природа (5 часов)
Урок 25.1. Лесные богатства страны. География лесов России.
Урок 26.2. Лес и окружающая среда.
Урок 27.3. Безлесные пространства России - луга, тундра и степи.
Урок 28.4. Болота. Причины образования, районы распространения, значение болот в природе и хозяйственной деятельности. Л.К. Прогноз последствий уничтожения болот.
Урок 29.5. Животный мир. Приспособленность к разнообразным условиям обитания.
Тема 6. В природе все взаимосвязано (5 часов)
Урок 30.1. Понятие о природном территориальном комплексе (ЛТК).
Урок 31.2. Свойства природных территориальных комплексов (ПТК). Л.К. Необходимость природного районирования территории.
Урок 32.3. Человек в ландшафте. Антропогенные природные комплексы. Л.К. Прогнозирование изменения ландшафтов.
Урок 33.4. Контроль знаний по изученным темам раздела «Природа и человек».
Урок 34.5. Обобщение знаний по изученным темам раздела «Природа и человек».
Тема 7. Природно-хозяйственные зоны (8 часов)
Урок 35.1. Учение о природных зонах. Практическая работа 5. Описание природно-хозяйственных зон.
Урок 36.2. «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика
Урок 37.3. Таежная зона. Самая большая, древняя и снежная зона России.
Урок 38.4. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
Урок 39.5. Лесостепи и степи.
Урок 40.6. Полупустыни, пустыни, субтропики.
Урок 41.7. «Многоэтажность» природы гор.
Урок 42.8. Человек и горы. Опасные природные явления.
Тема 8. Природопользование и охрана природы (4 часа)
Урок 43.1. Основные принципы рационального использования природных ресурсов
Урок 44.2. Охрана природы и охраняемые территории. Л.К. Прогноз возможных и перспективных путей рационального использования и сохранения природы.
Урок 45.3. Тематический контроль по темам «Природно-хозяйственные зоны» и «Природопользование и охрана природы».
Урок 46.4. Обобщение и коррекция знаний по темам «Природно-хозяйственные зоны» и «Природопользование и охрана природы».
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 16 часов
Тема 9. Сколько нас - россиян? (2 часа)
Урок 47.1. Численность населения России. Л.К. Изменение численности и естественного движения населения России в историческом плане.
Урок 48.2. Воспроизводство населения России.
Тема 10. Кто мы? (1 час)
Урок 49.1. Половозрастной состав населения.
Тема 11. Куда и зачем едут люди? (2 часа)
Урок 50.1. Миграции населения. Практическая работа 6. Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.
Л.К. Оценка изменения демографической ситуации в России.
Урок 51.2. Территориальная подвижность населения.
Тема 12. Человек и труд (1 час)
Урок 52.1. География рынка труда. Трудовые ресурсы.
Тема 13. Народы и религии (3 часа)
Урок 53.1. Этнический состав населения.
Урок 54.2. Этническая мозаика России.
Урок 55.3. Религии народов России.
Тема 14. Где и как живут люди? (6 часов)
Урок 56.1. Плотность населения. Практическая работа 7. Выделение на контурной карте «Главной полосы расселения», выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.
Урок 57.2. Расселение и урбанизация.
Урок 58.3. Города России.
Урок 59.4. Сельская Россия. Влияние природных условий на особенности сельских поселений и образ жизни людей.
Урок 60.5. Тематический контроль по разделу «Население России».
Урок 61.6. Обобщение и коррекция знаний по разделу «Население России».
Раздел IV МОСКОВСКИЙ СТОЛИЧНЫЙ РЕГИОН 6 часов
Урок 62.1. Географическое положение Москвы и Московской области. Территория, границы,
соседние субъекты.
Урок 63.2. Природа Москвы и Московской области.
Урок 64.3. Внутренние воды Москвы и Московской области.
Урок 65.4. Характеристика основных природных комплексов. Экологические проблемы и
пути их решения.
Урок 66.5. Население Москвы и Московской области.
Урок67.6. Обобщение и коррекция знаний по разделу «Московский столичный регион». Резерв времени – 1 час.
|
с.7-10 п.1 с.14-18
п.2 с.19-23
п.3 с.24-27
п.4.с.28-33 повторить п.6 с.41-49 п.7 с.50-52
п.8 с.53-59
п.9 с.60-66
п.10 с.67-72 п.11 с.73-80 п.12 с.81-84
п.13 с.85-90
п.14 с.91-95
п.15 с.96-103
п.16 с.104-108
п.17 с.109-114
п.18 с.115-119 п.19 с.120-124
п.20 с.125-128
п.21 с.129-134 п.22 с.135-137 п.23 с.138-143
п.24 с.144-146, п.25 с.147-1149
п.26 с.150-152
п.27 с.153-159
п.28 с.160-162
п.29 с.163-165
п.30 с.166-171 повторить
п.31 с.172-176 п.32 с.177-179, п.33 с.180-187
п.34 с.188-193 п.35 с.194-198 п.36 с.199-204
п.37 с.205-210
п.38 с.211-215
п.39 с.216-220
п.40 с.221-222, п.41 с.223-227
п.42 с.228-231
повторить
п.43 с.233-238
п.44 с.239-242 п.45 с.243-246, п.46 с.247-251
п.47 с.252-256, п.48 с.257-260
п.49 с.261-264 п.50 с.265-279 п.51 с.270-272
п.52 с.273-277
п.53 с.278-283 п.54 с.284-287
п.55 с.288-292
п.56 с.293-298
п.57 с.299-302
повторить
|
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией А.И. Алексеева
9 класс ГЕОГРАФИЯ РОССИИ.
ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ
68 часов
Составители: Э.В. Ким, Г.Я. Лисенкова.
Дата
| Тема урока
| Домашнее задание
|
| ВВЕДЕНИЕ 1 час
Урок 1. Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.
Раздел I ХОЗЯЙСТВО РОССИИ 19 часов
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3 часа)
Урок 2.1. Понятие хозяйства. Его структура.
Урок 3.2. Этапы развития хозяйства.
Урок 4.3. Географическое районирование. Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа 1. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 часов)
Урок 5.1. Сельское хозяйство. Растениеводство.
Урок 6.2. Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа 2. Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства.
Урок 7.3. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность.
Урок 8.4. Лесной комплекс. Главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность.
Урок 9.5. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Угольная промышленность.
Урок 10.6. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа 3. Изучение особенностей размещения объектов ТЭК.
Урок 11.7. Электроэнергетика.
Урок 12.8. Металлургический комплекс. Практическая работа 4. Изучение особенностей размещения металлургического производства.
Урок 13.9. Машиностроительный комплекс.
Урок 14.10. Военно-промышленный комплекс.
Урок 15.11. Химическая промышленность. Практическая работа 5. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
Урок 16.12. Транспорт. Практическая работа 6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны на основе карт.
Урок 17.13. Информационная инфраструктура.
Урок 18.14. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Урок 19.15. Территориальное (географическое) разделение труда. Хозяйственная специализация территорий.
Урок 20.16. Обобщение и коррекция знаний по разделу «Хозяйство России».
Раздел II РАЙОНЫ РОССИИ 46 часов
Тема 3. Европейская часть России (28 часов)
Урок 21.1. Восточно-Европейская равнина. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства.
Урок 22.2. Волга - стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Экологические проблемы.
Центральная Россия
Урок 23.3. Центральная Россия: состав, географическое положение.
Урок 24.4. Центральный район: особенности населения. Народные промыслы.
Урок 25.5. Хозяйство Центрального района.
Урок 26.6. Москва — столица России.
Урок 27.7. Внутрирегиональные различия Москвы и Московского столичного региона. Л.К. Контрасты природных особенностей, расселения и географии хозяйства.
Урок 28.8. Города Центрального района.
Урок 29.9. Центрально-Черноземный район. Географическое положение. Этапы развития. Природные ресурсы. Особенности территориальной структуры.
Урок 30.10. Волго-Вятский район. Хозяйственные различия севера и юга района. Л.К. Этническое разнообразие.
Северо-Запад
Урок 31.11. Географическое положение и природа.
Урок 32.12. Города на старых водных торговых путях.
Урок 33.13. Санкт-Петербург - новый «хозяйственный узел» России.
Урок 34.14. Калининградская область. Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. Л.К. Проблемы развития области.
Европейский Север
Урок 35.15. Географическое положение и природа.
Урок 36.16. Этапы развития хозяйства.
Урок 37.17. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.
Поволжье
Урок 38.18. Географическое положение и природа.
Урок 39.19. Население и хозяйство.
Северный Кавказ
Урок 40.20. Состав района, границы, физико-, экономико- и политико-географическое положение. Природные условия.
Урок 41.21. Хозяйство района. Агропромышленный комплекс. Рекреационные зоны.
Урок 42.22. Народы Северного Кавказа. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района.
Урок 43.23. Южные моря России.
Урал
Урок 44.24. Географическое положение и природа. Состав района. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане.
Урок 45.25. Этапы развития и современное хозяйство. Урок 46.26. Города Урала. Проблемы района.
Урок 47.27. Тематический контроль по теме «Европейская часть России». Урок 48.28. Обобщение знаний по теме «Европейская часть России».
Тема 4. Азиатская часть России (17 часов)
Урок 49.1. Азиатская Россия - территория, рельеф, климат. Природа Сибири. Природно-хозяйственные зоны.
Урок 50.2. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Виды хозяйственной деятельности.
Урок 51.3. Арктические моря. Северный морской путь.
Урок 52.4. Население Сибири. Л.К. Характер заселения территории.
Урок 53.5. Хозяйственное освоение Сибири.
Западная Сибирь
Урок 54.6. Состав, географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Урок 55.7. Хозяйство района.
Восточная Сибирь
Урок 56.8. Состав района, ЭГП. Природные условия и ресурсы.
Урок 57.9. Байкал - уникальное творение природы.
Урок 58.10. Хозяйство района.
Дальний Восток
Урок 59.11. Формирование территории. Состав. Особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России.
Урок 60.12. Природные условия и ресурсы.
Урок 61.13. Моря Тихого океана.
Урок 62.14. Население района.
Урок 63.15. Хозяйство района. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта. Л.К. Внутренняя неоднородность.
Урок 64.16. Тематический контроль по теме «Азиатская часть России».
Урок 65.17. Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России».
Урок 66.1. Типы районов России. Обобщение знаний по разделу «Районы России». Практическая работа 7. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России.
Урок 67.2. Россия в мире. Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Л.К.Место и роль России в мировой политике. Резерв времени - 1 час
|
с.7-8
п.1 с.10-13
п.2 с.14-17
п.3 с.18-23,атлас
п.4 с.25-29,атлас
п.5 с.29-34,атлас п.6 с.35-38,атлас
п.7 с.39-42,атлас
п.8 с.43-47,атлас
п.8 с.47-51,атлас
п.9 с.52-55,атлас
п.10 с.56-59,атлас
п.11 с.60-63,атлас
п.12 с.64-69,атлас
п.13 с.70-73,атлас
п.14 с.74-79,атлас
п.15 с.79-82,атлас п.16 с.83-86,атлас
п.17 с.87-89,атлас повторить
п.18 с.93-99,атлас
п.19 с.100-103,атлас
п.20 с.104-106,атлас п.21 с.108-111,атлас
п.22 с.111-114,атлас
п.23 с.115-118,атлас
записи в тетради
п.24 с.119-123,атлас
п.25 с.125-127,атлас
п.26 с.129-131,атлас п.27 с.133-135,атлас
п.28 с.136-138,атлас
п.29,30 с.139-144.атлас
п.31 с.145-147,атлас п.32 с.149-151,атлас
п.33 с.152-155,атлас п.34 с.156-159,атлас п.35 с.161-164,атлас
п.36 с.164-169,атлас
п.37 с.171-173,атлас п.38 с.173-176,атлас п.39 с.177-179,атлас
п.40 с.179-183,атлас
п.41 с.185-190,атлас
п.42 с.191-193,атлас
п.43 с.194-198,атлас повторить тему повторить тему
п.44 с.200-204,атлас п.45 с.205-208,атлас п.46 с.209-212,атлас п.47 с.213-215,атлас
п.48 с.216-219,атлас
п.49 с.222-224,атлас
п.50 с.225-228,атлас
п.51 с.230-232,атлас
п.52 с.233-239,атлас
п.53 с.239-242,атлас
п.54 с.244-246,атлас
п.55 с.246-251,атлас
п.56 с.252-254,атлас
п.57 с.255-258,атлас
п.58 с.258-261,атлас повторить тему повторить тему
повторить раздел
с.263-267,атлас
| |