Календарно – тематическое планирование
по курсу: «География России. Природа и население» (9 класс)
№
|
Тема
урока
| Кол
во
ча-
сов
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
| Требования к
уровню
подготовки
учащихся
|
Форма
контроля
|
Практические
работы
|
Дом.
зада-
ние
|
Дата
|
Введение. Наша Родина на карте мира.(7 часов)
1
| Что изучает физическая география России
| 1
| Усвоение новых знаний
| Источники географической информации
| Уметь: использовать различные источники географической информации
| Анализ источников
|
| С.3-5
атлас
|
| 2
3
| Географическое положение России
| 2
| Практикум
| Факторы, определяющие ГП России, крайние точки, пограничные страны.
| Уметь: показывать и называть факторы, крайние точки, пограничные страны, наносить их на к/к
| Географический диктант
| Практическая работа №1
| П.1 воп.1-4
|
| 4
| Моря, омывающие берега России
| 1
| Практикум
| Моря России, их географическое положение, особенности
| Уметь характеризовать по плану моря России.
|
| Практическая работа №2
| П.2
воп.1-3
|
| 5
6
| Россия на карте часовых поясов
| 2
| Усвоение новых знаний.
Практикум
| Часовые пояса России
| Определять разницу во времени по карте часовых поясов
| Решение задач на поясное время
| Практическая работа №3
| П.3 воп.1-4
|
| 7
| Как осваивали и изучали территорию России
| 1
| Урок- путешествие
| История освоения и изучения территории России
| Знать результаты географических открытий
| Составление по карте маршрута путешествий
|
| П.4 сообщения
|
|
Раздел I. Особенности природы и природных ресурсов России (25 часов)
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 часов)
8
9
| Особенности рельефа России
| 2
| Усвоение новых знаний.
Практикум
| Крупные формы рельефа России
| Знать и уметь показывать на карте, называть крупные формы рельефа России, наносить их на к/к, определять, как рельеф влияет на жизнь людей.
| Фронтальный опрос
|
| П.5 воп.1-3
к\к, атлас
|
| 10
11
| Геологическое строение территории России
| 2
| Усвоение новых знаний
| Основные этапы формирования земной коры, основные тектонические структуры
| Читать тектоническую, геологическую карту, знать особенности геологического строения России
| Анализ карт
|
| П.6 воп.1-3 зад.3
|
| 12
13
| Минеральные ресурсы России
| 2
| Практикум
| Минеральные ресурсы страны, проблемы их рационального использования.
| Уметь называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых.
| Работа с контурной картой,
|
| П.7 воп.1-3 к/к атлас
|
| 14
| Развитие форм рельефа
| 1
| Актуализация знаний и умений
| Развитие крупных форм рельефа и взаимосвязь их с тектоническим строением.
| Уметь выявлять взаимосвязь тектонических структур и форм рельефа
|
| Практическая работа №4
| П.8 зад.1
|
| Климат и климатические ресурсы нашей страны (6 часов)
15
16
| От чего зависит климат нашей страны
| 2
| Усвоение новых знаний
Практикум
| Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, цикло- ны, антициклоны. Закономерности распределения теп-ла и влаги .
| Знать закономерности суммарной солнечной радиации
Уметь давать оценку климатичес-
ких особенностей России .
| Анализ карт, фронтальный опрос.
| Практическая работа №5
| П.9 воп.1-4 зад.1
|
| 17
18
| Типы климатов России
| 2
| Исследование
| Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
| Уметь давать развернутую характеристику типов климатов России, показывать их на карте.
| Составление таблицы,
взаимопроверка
|
| П.10 воп.1-4
|
| 19
| Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы.
| 1
| Практикум
| Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека.
| Давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.
| Беседа
| Практическая работа №6
| П.11
С.72 вопросы
|
| 20
| Повторение и обобщение по теме «Климат»
| 1
| Контроль и коррекция знаний и умений
|
|
| Итоговое тестирование
|
| Доп.материал
|
| Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)
21
| Внутренние воды России. Реки
| 1
| Усвоение новых знаний
| Главные речные системы России, к каким бассейнам океанов относятся, Питание, режим, роль рек в освоении территорий и развитии экономии- ки России.
| Уметь: показывать реки России на карте, объяснять основные характеристики рек, приводить примеры использования рек на конкретных примерах.
| Анализ карт, фронтальный устный опрос
|
| П.12 вопросы задания
|
| 22
| Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Много- летняя мерзлота
| 1
| Практикум
| Важнейшие озера, их происхождение. Болота, Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерз-
лота.
| Показывать на карте и давать характеристику озер, артезианских бассейнов, областей распространения вечной мерзлоты.
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| П.13 вопросы задания
|
| 23
| Водные ресурсы. Охрана вод.
| 1
| Семинар
| Водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Охрана водных ресурсов.
| Приводить примеры хозяйственного использования водных ресурсов, их значение для жизни людей.
| Сообщения
|
| П.14 вопросы задания
|
| 24
| Повторение и обобщение по теме: «Внутренние воды России»
| 1
| Контроль и коррекция знаний и умений
|
|
| Итоговое тестирование
|
| С.89 вопросы
|
|
Почвы и почвенные ресурсы.(3 часа)
25
| Образование почв и их разнообразие
| 1
| Усвоение новых знаний
| Почвы и почвенные ресурсы.
| Знать типы почв России, их свойства называть факторы почвообразования
| Анализ учебного материала
|
| П.15 вопросы задания
|
| 26
| Закономерности распространения почв
| 1
| Практикум
| Закономерности распространения почв
| Выявлять закономерности распространения почв.
| Анализ карт, фронтальный устный опрос
|
| П.16 вопросы задания
|
| 27
| Почвенные ресурсы России
| 1
| Семинар
| Почвы – основной компонент природы.
В.В.Докучаев – основоположник почвоведения
| Давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйст- венного использования, объяснять необходимость охраны почв, рационального их использования.
| Опережающие задания - сообщения
|
| П.17 вопросы
|
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (5 часов)
28
29
| Растительный и животный мир России.
| 2
| Усвоение новых знаний. исследование
| Растительный и жи- вотный мир России: видовое разнообра- зие, факторы, опре- деляющие его облик особенности
| Знать видовое разннобразие раст. и живот. мира России Приводить примеры значения растительного мира для жизни людей
| Составление таблицы, взаимопроверка рефераты
|
| П.18 вопросы таблица
|
| 30
| Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира
| 1
| Актуализация знаний и умений
| Биологические ресурсы, их рацио-
нальное использо- вание. Меры по охране.
| Уметь объяснять значение биоресур- сов для людей,меры по охране биоресурсов
| Анализ учебного материала
|
| П.19 вопросы задания
|
| 31
| Природно-ресурсный потенциал России
| 1
| Практикум
| Природные терри- ториальные комп- лексы.
| Уметь прогнозировать последствия вмеша- тельства деятель- ности людей в жизнь природы
| Анализ карт
|
| П.20 вопросы задания
|
| 32
| Повторение и обобщение по 1 разделу
| 1
| Контроль и коррекция знаний и умений
|
|
| Зачет
|
| Вопросы в тетради
|
|
Раздел II. Природные комплексы России (25 часов)
Природное районирование (6 часов)
33
| Разнообразие ПК России
| 1
| Усвоение новых знаний
| Природные и антропогенные ПТК
| Знать разнообразие ПК России
| Индивидуаль-
ный устный опрос
|
| П.21 вопросы
|
| 34
| Моря - как крупные ПК
| 1
| Практикум
| Моря России на примере Белого моря
| Уметь давать харак- теристику по плану
| Составление характеристи-
ки Белого моря
|
| П.22 доп.материал
|
| 35
| Природные зоны России
| 1
| Актуализация знаний и умений
| Арктические пустыни, тундра, лесотундра
| Уметь описывать природные условия и ресурсы ПЗ на основе чтения тематических карт
| Анализ карт и учебного материала, составление таблицы
|
| П.23
таблица
|
| 36
| Разнообразие лесов России.
| 1
| Актуализация знаний и умений
| Тайга, смешанные и широколиственные леса.
| Уметь описывать природные условия и ресурсы ПЗ на основе чтения карт
| Анализ карт и учебного материала, составление таблицы
|
| П.24 таблица
|
| 37
| Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность
| 1
| Актуализация знаний и умений
| Степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность
| Уметь описывать природные условия
| Анализ карт и учебного материала
| Практическая работа №8
| П.25 таблица
повторить п. 23-24
|
| 38
| Повторение и обобщение по теме: «Природное районирование»
| 1
| Контроль и коррекция знаний и умений
|
|
| зачет
|
|
|
|
Природа регионов России (19 часов)
39
| Русская равнина
| 1
| Усвоение новых знаний
| Разнообразие и особенности природы Русской равнины. Географическое по-
ложение.
| Уметь определять особенности геогра-
фического положе-
ния равнины, знать крупные географические объекты равнины.
| Составление характеристики по плану
|
| П.27 вопросы
сообщения
|
| 40
| Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы
| 1
| Актуализация знаний и умений
| ПК Русской равнины, памятники природы.
| Уметь характеризовать ПК равнины, знать памятники природы
| Анализ учебного материала, карт
|
| П.28 вопросы
рефераты
|
| 41
| Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины
| 1
| Семинар
| Влияние природных ресурсов на жизнь и хоз.деятельность населения
| Знать природные ресурсы равнины, характеризовать и оценивать природные ресурсы крупных объектов
| Рефераты
|
| П.29 вопросы и задания
|
| 42
| Кавказ- самые высокие горы России
| 1
| Исследование
| Географическое положение региона, особенности природы, климат, внутренние воды, полезные ископаемые, ПЗ, растительный и животный мир.
| Уметь описывать по плану Северный Кавказ
| Составление характеристики по плану
|
| П.30 вопросы
рефераты
|
| 43
| Природные комплексы Северного Кавказа
| 1
| Семинар
| Прикубанская равнина, Кавказские минеральные воды, высокогорный Дагестан
| Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных регионов
| Рефераты
|
| П.31 вопросы
|
| 44
| Урал- «каменный пояс Русской земли»
| 1
| Усвоение новых знаний
| Географическое положение,история освоения Урала, природные ресурсы
| Уметь характеризовать ГП, объяснять причину богатств Урала
| Анализ учебного материала, карт
|
| П.32 вопросы
|
| 45
| Своеобразие природы Урала
| 1
| Практикум
| Климат, почвы, растительный и жи-
вотный мир, ПЗ
| Уметь выделять особенности природных районов Урала и сравнивать их
| Анализ карт, учебного материала
|
| П.33 вопросы
рефераты
|
| 46
| Природные уникумы. Экологические проблемы Урала
| 1
| Семинар
| Кунгурская ледяная пещера, река Чусовая, Уральские самоцветы
| Знать и уметь описывать природные уникумы, оценивать экологические проблемы
| Рефераты
|
| П.34 вопросы
|
| 47
| Западно-Сибирская равнина
| 1
| Усвоение новых знаний
| ГП, рельеф, причины суровости климата, почвы, ПЗ
| Уметь описывать по плану природный регион России
| Анализ карт, учебного материала
|
| П.35 волпросы
|
| 48
| Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения
| 1
| Практикум
| Природные ресурсы равнины, что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины.
| Уметь давать оценку природных ресурсов, знать крупнейшие месторождения полезных ископаемых терри- тории
| Анализ карт
|
| П.36 вопросы
|
| 49
| Восточная Сибирь:
величие и суровость природы
| 1
| Актуализация знаний и умений
| Состав территории, история освоения, особенности природы, климат
| Уметь описывать по плану природный регион России
| Работа в группах
|
| П.37 вопросы
|
| 50
| Природные районы Восточной Сибири
| 1
| Семинар
| Тундры на полуострове Таймыр, природа Якутии, Восточно- Сибирская тайга, Минусинская котловина, Байкал
| Уметь давать оценку природных районов Восточной Сибири.
| рефераты
|
| П.38, 39 вопросы
|
| 51
| Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения
| 1
| Актуализация новых знаний
| Природные ресурсы, Енисей, освоение Таймыра.
| Уметь давать оценку природных ресурсов, их значение
| Анализ карт
|
| П.40 вопросы
|
| 52
| Повторение по теме: «Природа регионов»
| 1
| Актуализация знаний и умений
|
|
| зачет
|
| Повторить п.27-37
|
| 53
| Дальний Восток – край контрастов
| 1
| Актуализация новых знаний
| Главные особеннос-ти природы: ГП, климат, рельеф, ПЗ
| Уметь давать характеристику природных районов
| Работа в группах
|
| П.41
вопросы
|
| 54
55
| Природные комплексы Дальнего Востока
| 2
| Семинар
| Чукотское нагорье, п-ов Камчатка, о. Сахалин, Приморье
| Знать природные уникумы Дальнего Востока
| сообщения
|
| П.42 вопросы
|
| 56
| Природные ресурсы Дальнего Востока
| 1
| Исследование
| Природные ресурсы
| Уметь давать оценку природных ресурсов, показывать на карте их местонахождение
| Анализ карт, учебного материала
|
| П.43 вопросы задания
|
| 57
| Повторение и обобщение по теме: « Природа регионов»
| 1
| Контроль и коррекция знаний и умений
|
|
|
| Практическая работа №9
|
|
|
Раздел III. Человек и природа (5 часов)
58
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
| 1
| Усвоение новых знаний
| Благоприятные условия для жизни и деятельности человека, освоение территорий с экстремальными условиями, стихийные природные явления, их причины, география, борьба с ними.
| Знать причины, географию стихийных природных явлений, методы борьбы с ними
| Фронтальный опрос
|
| П.44 вопросы задания
|
| 59
| Антропогенные воздействия на природу
| 1
| Семинар
| Общественные потребности, удовлетворенные за счет природы
| Уметь высказывать свое суждение о деятельности человека, негативно влияющей на ПК
| Диспут
|
| П.45 вопросы
задания
|
| 60
| Рациональное природопользова-
ние
| 1
| Практикум
| Принципы рационального природопользования, прогнозирование природной среды
| Уметь объяснять роль рольгеографической науки в рациональном природопользовании, составлять географические прогнозы.
| Анализ карт, учебного материала
|
| П.46 вопросы задания
|
| 61
| Экологическая ситуация в России
| 1
| Актуализация знаний и умений
| Памятники Всемирного природ- ного и культурного наследия в нашей стране, экологические ситуации в России
| Уметь анализировать экологические карты России, уметь выполнять правила природоохранного поведения.
| Анализ карт, фронтальный опрос
|
| П.47 вопросы
|
| 62
| Повторение и обобщение по теме: «Человек и природа»
| 1
| Контроль и коррекция знаний и умений
|
|
| Итоговое тестирование
|
|
|
|
Региональный компонент: География РТ. Введение (6 часов)
63
| Географическое положение РТ
| 1
| Усвоение новых знаний
| Особенности географического положения РТ
| Уметь характеризовать ГП, выявлять особенности
| Фронтальный опрос
|
| С.23-28
|
| 64
| История образования РТ
| 1
| Актуализация новых знаний
| История образования РТ
| Уметь составлять грамотный рассказ используя имеющиеся знания
| Сообщения
|
| Доп.материал
|
| 65
| Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые РТ
| 1
| Исследование
| Особенности рельефа, геологического строения, основные месторождения ПИ
| Знать особенности рельефа, показывать на карте месторождения полезных ископаемых
| Анализ карт, учебного материала
|
| Лекция
|
| 66
| Климат, внутренние воды
| 1
| Практикум
| Особенности климата, основные реки и озера РТ
| Уметь характеризовать климат РТ, знать и показывать на карте реки и озера РТ
| Работа в группах
|
| С.30-38
|
| 67
| Природные зоны РТ
| 1
| Актуализация новых знаний
| Природные зоны РТ
| Уметь описывать природные зоны РТ
| Работа в группах
|
| С.39-45
|
| 68
| Повторение и обобщение по теме: «География РТ. Введение»
| 1
| Контроль и коррекция знаний и умений
|
|
| Итоговое тестирование
|
|
|
| |