Примерное тематическое планирование
по курсу «География России», 8 класс,
68 ч (2 ч в неделю)
№ урока, тема
| Содержание урока
| Вид деятельности
| Наша Родина на карте мира (5 ч)
| Урок № 1
Введение
Урок № 2
Урок № 3
Моря, омывающие берега России
Урок № 4
Россия на карте часовых поясов
|
Что изучает география России? Зачем следует изучать географию своей страны?
Знакомство с разными ГИС
Особенности ФГП, ЭГП и эколого-географического положения России.
Границы РФ Характеристика морей России (к бассейну какого океана принадлежат, особенности природы, ресурсы морей, экологические проблемы)
Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в РФ
|
Знакомство учащихся с новым учебником, анализ его структуры; с интернет-ресурсами
Анализ и сопоставление карт, развитие умений работать с разными ГИС, делать выводы. На к/к обозначение границ РФ
Продолжение работы по формированию умений давать характеристику объектам природы.
Обозначение на к/к береговой линии РФ
Решение задач на определение местного и поясного времени
| Урок № 5
Как осваивали и изучали территорию России
Урок № 6
Современное
административно-территориальное устройство России
Урок № 7
Итоговый обобщающий урок по теме
|
Формирование государственной территории России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Открытие и освоение Сибири русскими землепроходцами, их имена на карте России. Роль РГО в изучении территории страны
Федеральные округа и их столицы. Субъекты федерации: края, области, города федерального подчинения, национально-территориальные образования
Систематизация и обобщение знаний по теме, итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации
|
Сбор информации из разных ГИИ о русских ученых, землепроходцах-открывателях земель на севере и востоке страны
Анализ политико-административной карты РФ, умение называть и показывать государственные границы, федеральные округа и их столицы, субъекты РФ.
Осознание себя Гражданином России, великой державы, самой большой по площади страны мира
Самостоятельная работа с картами атласа, интернет-ресурсами; самоидентификация «я – гражданин России (житель ее конкретного региона)»; подготовка презентаций
| Природа и природные ресурсы России (18 ч)
|
Урок № 8
Особенности рельефа России
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (4 ч) Крупные формы рельефа России и их размещение
|
Работа с к/к: обозначение основных форм рельефа России
| Урок № 9
Геологическое строение территории страны
Урок № 10
Минеральные ресурсы России
Урок № 11
Развитие форм рельефа
Урок № 12
Отчего зависит климат нашей страны
Урок № 13
Типы климатов России
Урок № 14
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы
Урок № 15
Климат вашей местности
|
Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Литосферные плиты, платформы, подвижные складчатые пояса.
Геохронологическая таблица
Богатство недр России полезными ископаемыми.
Основные месторождения и бассейны полезных ископаемых.
Минерально-сырьевая база нашей страны
Современные процессы рельефообразования: внутренние и внешние. Древнее оледенение на территории России. Влияние деятельности человека на рельеф. Стихийные явления, связанные с литосферой: землетрясения, извержения вулканов, обвалы, оползни, лавины, сели
Климат и климатические ресурсы (4 ч)
Факторы, влияющие на климат России: географическое положение, размеры территории, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность.
Солнечная радиация. Атмосферный фронт.
Циклоны и антициклоны
Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. Коэффициент увлажнения. Испаряемость, испарение. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Благоприятные климатические условия.
Неблагоприятные климатические явления: засухи, суховеи, заморозки, сильные ливни, сильные морозы, ураганы и пыльные бури.
Агроклиматические ресурсы
Характеристика климата своего края, оценка его агроклиматических ресурсов
|
Анализ и сопоставление физической и тектонической карт
Характеристика размещения полезных ископаемых России, обозначение крупных месторождений на к/к. Умение объяснить особенности размещения полезных ископаемых
Умение охарактеризовать современные процессы, формирующие рельеф. Развитие географического мышления о взаимосвязи всех компонентов природы. Осознание могущества стихийных природных явлений, необходимость знания правил безопасного поведения в природе Самостоятельный анализ климатических карт и диаграмм. Отработка новых понятий с помощью программы «Тренажер»
Развитие умений систематизировать и делать выводы, характеризовать разные типы климата
Характеристика стихийных явлений и их последствий для человека (1 – 2 типичных для вашего края). Работа с к/к
Развитие умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно давать им оценку
|
Урок № 16
Разнообразие внутренних вод России
Урок № 17
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Урок № 18
Водные ресурсы
Урок № 19
Итоговый урок по теме
| Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)
Разнообразие внутренних вод нашей страны. Россия – страна великих речных систем. Равнинные игорные реки. Падение и уклон реки.
Режим питания реки. Годовой сток. Стихийные явления, связанные с реками, защита от них.
Роль рек в жизни человека
Крупные озера России, их происхождение и размещение. Роль озер в жизни страны. Образование болот. Важность сохранения водно-болотных угодий
Уникальная роль воды в природе. Современная проблема дефицита пресной воды в мире.
Оценка водных ресурсов России, их распределение по территории страны.
Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их восстановлению и сбережению
Повторение и обобщение знаний по теме.
Оценка водных ресурсов своего края
| Умение показывать и характеризовать реки по карте. Объяснение влияния климата на реки
Самостоятельная работа с к/к: обозначение крупных рек, озер, границу многолетней мерзлоты
Оценка роли воды в жизни человека (оценочно-смысловые компетенции). Осознание эстетической и оздоровительной роли водных ландшафтов
Демонстрация самостоятельно приготовленных презентаций:
• Реки – наше богатство
• Красивейшие озера России: Байкал, Селигер, Ладога, Онега
• Охрана водных ресурсов на примере родного края
|
Урок № 20
Образование почв и их разнообразие
Урок № 21
Типы почв России
Урок № 22
Почвенные ресурсы России
Урок № 23
Растительный и животный мир России
Урок № 24
Биологические ресурсы. ООПТ
Урок № 25
Обобщение знаний по разделу
| Почвы и почвенные ресурсы
(3 ч) В.В. Докучаев – основатель науки «почвоведения».
Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, время, климат, растения и животные, деятельность человека.
Основные типы почв.
Почвенный профиль
Главные типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые, их размещение по территории страны
Плодородие – основное свойство почв.
Значение почвы для жизни и деятельности человека. Мелиорация, виды мелиораций. Противоэрозионные мероприятия.
Типы почв вашего края, их использование.
Оценка почвенных ресурсов страны, проблемы их сбережения Растительный и животный мир. ООПТ (3 ч)
Разнообразие растительного и животного мира нашей страны, его типичные представители
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории, их виды и назначение
Оценка природно-ресурсного потенциала России.
Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.
Особенности размещения природных ресурсов
|
Анализ текста и рисунков учебника.
Составление конспекта «Факторы почвообразования»
Анализировать зависимость распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов
Характеризовать основные типы почв страны, оценивать почвенные ресурсы
Самостоятельный анализ карт растительности и зоогеографической карты, объяснение приспособления их к условиям окружающей среды, опираясь на межпредметные знания и умения
Обозначение на к/к основных ООПТ России
Самостоятельная оценка природных условий и ресурсов России, подготовка и защита презентаций, проектов
| Природные комплексы нашей страны (36 ч)
|
Урок № 26
Разнообразие природных комплексов России
Урок № 27
Моря как крупные ПК
Урок № 28
Природно-хозяйственные зоны России
Урок № 29
Разнообразие лесов России
Урок № 30
Безлесные зоны на юге России
Урок № 31
Высотная поясность
|
Разнообразие ПК по уровням: глобальный, региональный, локальный. Природные и антропогенные ПК.
Физико-географическое районирование России
Особенности ПК морей на примере Белого моря. Ресурсы морей
Расширение и углубление представлений о природной зональности. В.В. Докучаев о зональности.
Взаимосвязь компонентов природы в пределах природной зоны.
Особенности природы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры России
Россия – лесная страна. Особенности ГП и состава лесной зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Роль лесов в жизни человека. Оценка природных ресурсов лесной зоны. Лесные пожары – угроза лесу. Необходимость охраны и восстановления лесов
Размещение зон степей, полупустынь и пустынь в нашей стране. Особенности природы, типичные растения и животные этих зон. Возможности хозяйственного использования
Влияние гор на ПК и человека.
Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Характеристика высотной поясности Кавказа, Алтая, Урала, гор Забайкалья
|
Повторение и систематизации ранее усвоенных знаний и умений
Характеристика ПК Белого моря
Самостоятельная характеристика одной из северных зон страны по разным ГИИ
Обозначение природных зон России на к/к. Сравнительная характеристика тайги и смешанных лесов Сравнительная характеристика природы тундры и степной зоны
Самостоятельное составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны
| Природа регионов России (30 ч)
| Урок № 32
Русская (Восточно-Европейская) равнина
Урок № 33
Особенности природы Русской равнины
Урок № 34
Природные комплексы Русской равнины Урок № 35
Оценка природных ресурсов и проблема их рационального использования
Урок № 36
Природные уникумы и памятники природы. ООПТ равнины
Урок № 37
Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России
Урок № 38
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые региона
Урок № 39
Особенности природы Северного Кавказа
Урок № 40
Природные комплексы Северного Кавказа
Урок № 41
Природные ресурсы. Уникальность природы и населения Северного Кавказа Урок № 42
Урал – «каменный пояс земли русской»
Урок № 43
Особенности рельефа. Природные ресурсы
Урок № 44
Своеобразие природы разных частей Урала
Урок № 45
Природные уникумы Урала. ООПТ
Урок № 46
Экологические проблемы Урала
Урок № 47
Западно-Сибирская равнина. Влияние ГП на особенности природы
Урок № 48
Особенности природы Западно-Сибирской равнины
Урок № 49
Природные зоны Западно-Сибирской равнины
Урок № 50
Природные ресурсы, трудности их освоения. Экологические проблемы
Урок № 51
Восточная Сибирь: величие и суровость природы
Урок № 52
История освоения и заселения региона
Урок № 53
Особенности природы Восточной Сибири
Урок № 54
Природные районы Восточной Сибири, их специфика. ООПТ региона
Урок № 55
Байкал – уникальное море-озеро
Урок № 56
Природные ресурсы Восточной Сибири
Урок № 57
Дальний Восток – край контрастов
Урок № 58
Особенности природы Дальнего Востока
Урок № 58
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы
Урок № 59
Природные ресурсы Дальнего Востока и освоение их человеком
Урок № 60
Обобщение знаний по теме «Регины России»
|
Особенности ГП Русской равнины, площадь и конфигурация.
История освоения. Русская равнина – колыбель Российской государственности. Древние русские города
Главная особенность природы – равнинность. Причины такого рельефа. Влияние ГП равнины на природу: умеренно континентальный климат, самый полный набор природных зон.
Реки и озера равнины. Великая русская река «Волга-матушка»
Самые крупные природные комплексы Русской равнины – природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни
Основные полезные ископаемые равнины: железные руды КМА; каменный уголь Воркуты и бурый уголь Подмосковного бассейна; нефть – Волго-Уральского, Тимано-Печорского и Каспийского бассейнов; горючие сланцы Ленинградской обл. и в районе г. Самары; апатитонефелиновые руды Кольского п-ова; алмазы Архангельской обл. и т.д.
Водные, агроклиматические, лесные ресурсы.
Богатый потенциал рекреационных ресурсов.
Проблемы рационального использования природных ресурсов и мероприятия по их восстановлению и сбережению: посадка леса; создание лесных полос; противоэрозионные мероприятия; рекультивация земель после добычи полезных ископаемых; охрана водно-болотных угодий
Природные уникумы и природные памятники в Списке Всемирного наследия: Волга, Валдай, Селигер, Беломорье, остров Валаам, Кижи, Карелия. Девственные леса Коми.
ООПТ Русской равнины: заповедники и национальные парки – «Русский Север», Кандалакшский, Центрально-лесной, Валдайский, Приокско-Террасный, Астраханский и др.
Особенности ГП: Северный Кавказ – самая южная часть территории России. По гребням Главного Кавказского хребта проходит граница со странами Закавказья.
Кавказ – это Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье
Кавказ – молодые горы. Признаки возраста гор. Эльбрус – самая высокая вершина России и Европы.
Взаимосвязь тектонического строения и рельефа. Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр полезными ископаемыми. Месторождения нефти и газа, полиметаллические руды, вольфрам, медь, молибден, ртуть. Наличие минеральных источников
Северный Кавказ – пример «многоэтажности» природы. Вертикальная зональность природы. Отличие климата высокогорий от равнинных и предгорных частей. Местные ветры: фён, бора. Реки, их особенности. Плодородные почвы
Причина разнообразия ПК Северного Кавказа – различие в ГП и в высоте над уровнем моря. Особенности природы Прикубанской равнины. Кубань – житница России.
Кавказские Минеральные Воды – крупнейший курортный район страны.
Высокогорный Дагестан
Богатство Северного Кавказа природными ресурсами. Уникальный курортный регион России: бальнеологические курорты страны. Самый многонациональный район РФ. Традиции и обычаи народов Кавказа
Особенности НП Урала: пограничное положение между двумя частями света – Европой и Азией; почти меридиональное направление хребтов. История освоения Урала. Древние обитатели Урала. Описание Урала в художественной литературе: П. Бажов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А. Твардовский, А. Иванов
Урал – древние горы страны. Размещение богатых месторождений полезных ископаемых Урала в зависимости от истории геологического развития территории. Академик А.Е. Ферсман называл Урал «минералогическим раем»
Основные закономерности изменения природы Урала: с севера на юг (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урал); с запада на восток (Предуралье и Зауралье) снизу вверх (высотная поясность). Характеристика природы отдельных частей Урала
Ильменский хребет. Ильменский заповедник – край самоцветов. Кунгурская ледяная пещера. Река Чусовая
Урал – старо промышленный регион России. Преобладание антропогенных ландшафтов.
Главные промышленные центры Урала – Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил – лидеры в списке самых неблагополучных городов страны.
Основные направления улучшения экологической ситуации в регионе
ГП Западно-Сибирской равнины. Границы равнины. Особенности рельефа. Географический образ региона
Главные особенности природы региона: плоский рельеф, понижающийся к центру; суровый континентальный климат; обилие поверхностных вод; сильная заболоченность территории; многолетняя мерзлота; широтно-зональное изменение природных ландшафтов
Отчетливо выраженная зональность природы. Широтное размещение природных зон: от тундры на побережье Красного моря до степей на юге. Отсутствие широколиственных и смешанных (хвойно-широколиственных) лесов, небольшая площадь лесостепей. Урманы. Гривы. Колки
Разнообразие природных ресурсов. Западная Сибирь – один из мировых лидеров по запасам нефти и газа. Изменения со временем представлений о природных богатствах Западной Сибири: от ценной пушнины («мягкая рухлядь») в XVI в. до энергоресурсов в ХХ в. Трудности освоения природных богатств: суровый климат, многолетняя мерзлота, заболоченность, мошка. Причины и последствия лесных пожаров
ГП и состав территории Восточной Сибири. Географический образ территории
Поселения охотников и рыболовов в верхнем палеозое.
XV в., первые сведения о «Сибирской земле» в русских летописях. Походы землепроходцев в Сибирь. Мангазея (Туруханск). Основание Красноярска (1628 г.), Братского острога (1631 г.).
XVIII в. – включение Восточной Сибири в состав России
Влияние ГП на природу региона: суровый резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты. Полюс холода северного полушария – Оймякон.
Горные массивы и плоскогорья занимают ¾ всей территории региона.
Полноводные реки: Лена, Енисей. Бескрайняя тайга. Жемчужина Сибири – Байкал
Особенности природы разных районов Восточной Сибири: Средняя, Северо-Восточная и Южная Сибирь.
Тундры на п-ове Таймыр. Природа Якутии. Минусинская котловина. Алтай – высочайшие горы Сибири. ООПТ региона Особенности ГП и природы Байкала. Байкал в Списке Всемирного природного наследия. Ресурсы Байкала: водные, биологические, рекреационные
Наличие разнообразных ресурсов для развития современных отраслей хозяйства: минеральные, энергетические, лесные, водные, биологические, рекреационные. Проблема освоения природных ресурсов
Специфика ГП Дальнего Востока: большая протяженность с севера на юг вдоль Тихого океана. Сейсмоактивный регион. Землетрясения и цунами. История освоения Дальнего Востока
Самый контрастный регион России по природным условиям: от арктических тундр на севере до широколиственных лесов с лианами на юге. Муссонный климат на юге
Смещение природных зон региона к югу по сравнении. С материковыми территориями. Наиболее типичные физико-географические районы Д. Востока: Чукотское тундровое нагорье, Камчатские молодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин, Приморский край. Природные уникумы: Долина Гейзеров на Камчатке, Уссурийская тайга, Сахалин, Курильские о-ва
Разнообразие природных ресурсов: рудные – золото, олово, железные руды; цветные металлы.
Благоприятные агроклиматические ресурсы в Приморском крае. Густая речная сеть и минеральные воды Камчатки.
Энергетические ресурсы. Особенности биологических ресурсов. Богатые рекреационные ресурсы
Урок-практикум: выполнение практических работ по оценке природных ресурсов разных регионов России; прогнозирование дальнейшего освое7ния природных ресурсов; характеристика природных уникумов.
Повторение и закрепление знаний по истории географических открытий с опорой на межпредметные связи с историей
|
Знакомство с приемом характеристики региона страны по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей. Осознание единства географического пространства России
Обозначение на к/к основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон Самостоятельная характеристика природных зон
Умение давать комплексную оценку природным ресурсам территории и отдельным их видам.
Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов: «Золотое кольцо России»
Обозначение на к/к природных уникумов, памятников природы, крупных ООПТ.
Подготовка презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи
Самостоятельная характеристика ГП Кавказа. Обозначение на к/к объектов номенклатуры из учебника
Умение сопоставлять анализировать различные источники географической информации. Обозначение на к/к основных месторождений (по тексту учебника)
Построение вертикального профиля Северного Кавказа, обозначение высотных поясов
Самостоятельная характеристика одного из ПК Северного Кавказа (по выбору) с презентацией
Составление схемы, таблицы «Природные ресурсы региона». Уважение к традициям и культуре разных национальностей страны
Самостоятельная работа с к/к: обозначение географических объектов региона
Составление таблицы: природные ресурсы Урала
Самостоятельная сравнительная характеристика отдельности частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья) с презентацией Самостоятельная характеристика по разным ГИИ и литературным произведениям ООПТ Урала – метапредметные умения
Оценка экологической ситуации на Урале: причины ее и возможные пути улучшения
Сравнение ГП Западно-Сибирской и Русской равнин
Анализ учебника, атласа для составления характеристики климата региона и объяснения причин его суровости Умение давать характеристику, создавать географический образ природной зоны. Сравнение природных зон Западной Сибири и Русской равнины, объяснение различий
Осознание справедливости лов М.В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать Сибирию будет…».
Умение обосновать свою точку зрения
Виртуальное путешествие по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с Европейской частью России и странами Западной Европы
Доклады с презентациями об освоении русскими Сибири (по опережающим заданиям)
Осознание величия и красоты Сибирских просторов России путем составления географических эссе о разных компонентах природы
Самостоятельное выявление главных природных особенностей районов с помощью анализа разных ГИИ. Обозначение на к/к национальных парков и заповедников региона
Составление конспекта урока «Черты уникальности Байкала»
Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири»
Обозначение на к/к береговой линии региона, основных горных сооружений и равнин Сравнительная характеристика природы северных и южных частей Дальнего Востока
Самостоятельное составление географического образа Дальнего Востока. Сравнительная характеристика ПК региона: Чукотка и Приморье, Камчатка и Сахалин
Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона
Подготовка докладов и презентаций по истории освоения разных регионов России; сравнительная характеристика природных условий и природных ресурсов Европейской и Азиатской частей страны.
Осознание себя Гражданином великой страны и жителем одного из ее регионов
| Человек и природа (4 ч)
| Урок № 61
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Урок № 62
Воздействие человека на природы
Урок № 63
Рациональное природопользование Урок № 64
Экологическая ситуация в России Урок № 65
Обобщение знаний по курсу «Россия на карте мира»
|
Благоприятные условия для жизни человека. Освоение территорий с экстремальными условиями.
Стихийные природные явления, их причины и география. Меры борьбы со стихийными природными явлениями
Природа – основной источник удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Антропогенные ландшафты
Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу. Охрана природы. Значение географических прогнозов
Источники экологической опасности.
Контроль за состоянием природной среды – мониторинг. Экологически чистые виды энергии
Оценка нашей страны как важной части мира с точки зрения природно-ресурсного потенциала, уникальности ее природных объектов в Списке Всем ирного природного наследия. Осознание места своего родного края в судьбе страны Резерв времени – 3 часа
|
Объяснение размещения природных стихийных явлений на территории страны: землетрясения, вулканы, наводнения, смерчи, лавины, сели
Умение характеризовать причины возникновения антропогенных ландшафтов и рас познавать их в реальной жизни
Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края!
Осознание роли географического прогноза в жизни и деятельности человека
Понимание места и роли нашей страны на планете Земля. Нам есть, чем гордиться: Семь чудес России
|
|