МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет экологический Кафедра экологии и защиты окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
__________Ю.И. Сухоруких
«_____»____________ 20____г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.3.1. Лесные пожары и борьба с ними специальности 280705 .65 Пожарная безопасность
квалификация (степень)
выпускника специалист
Форма обучения очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 280705 .65 Пожарная безопасность
(шифр, специальности) Составитель рабочей программы:
Доцент, канд. с.-х. наук
|
|
| М.И. Уджуху
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Экологии и защиты окружающей среды
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
В.Г. Варзарева
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
научно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Ю.И. Сухоруких
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Г.А. Гук
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Д.Д. Кулова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является подготовка квалифицированных специалистов в области пожарной безопасности, владеющих теоретическими знаниями по основам лесной пирологии, возможности управления огнем в лесу, технике и тактике тушения лесных пожаров умеющих на практике реализовать полученные знания в деле охраны лесов от пожаров.
Задачи:
Изучение теоретических основ лесных пожаров;
Приобретение практических навыков профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров;
Формирование способности объективно оценивать пожароопасную обстановку в лесу и соответственно реагировать на нее;
Повышение общей грамотности студентов, в том числе в вопросах охраны лесов от пожаров.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Дисциплина «Лесные пожары и борьба с ними» входит в перечень курсов вариативной части, профессионального цикла.
Лесные пожары – грозное стихийное явление, наносящее большой ущерб народному хозяйству. Именно поэтому перед лесным хозяйством поставлена задача по усилению охраны лесов от пожаров. Чтобы ее выполнить необходимо хорошо знать природу лесных пожаров, особенности горения ленных горючих материалов, технику и тактику борьбы с огнем.
Изучение дисциплины включает в себя вопросы теории горения и лесной пирологии. Студенты должны изучить основные теоретические и практические методы оценки ущерба от лесных пожаров, способы обнаружения пожаров, способы и средства их тушения, технику безопасности и приемы оценки ущерба от пожаров. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать: значение огня в жизни человека, организацию охраны лесов от пожаров, предупреждение возникновения лесных пожаров, обнаружение лесных пожаров, тушение лесных пожаров, последствия лесных пожаров. (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-4, ПК-19);
уметь: оценить пожарную опасность в лесу по условиям погоды, на основе анализа сложившейся ситуации, организовать пожаротушение с соблюдением всех требований, инструкций, оформить необходимые документы (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-4, ПК-19);
владеть: навыками о своевременной обстановке с пожаротушением и горимостью лесов в регионе и в стране в целом (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-4, ПК-19).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__зачетные единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 34/0,98
| 34/0,98
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 17/0,474
| 17/0,474
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 17/0,47
| 17/0,47
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 38/1,05
| 38/1,05
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 28/0,77
| 28/0,77
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
| 10/0,27
| 10/0,27
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 8/0,22
| 8/0,22
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 64/1,77
| 64/1,77
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
| 44/1,22
| 44/1,22
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
| 20/0,55
| 20/0,55
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| семестр 7
| 1.
| Введение. Природа лесных пожаров.
| 1-2
| 2
| 2
|
| 4
| реферат
| 2.
| Влияние различных факторов на интенсивность горения и скорость распространения лесных пожаров.
| 3 – 4
| 2
| 2
|
| 5
| Устный опрос
| 3.
| Условия возникновения и развития лесных пожаров. Природа леса и лесные пожары.
| 5 – 6
| 2
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| 4.
| Прогнозирование пожарной опасности
| 7-8
| 2
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| 5.
| Средства и способы тушения лесных пожаров
| 9-10
| 2
| 2
|
| 4
| реферат
| 6.
| Борьба с лесными пожарами
| 11-12
| 2
| 2
|
| 5
| реферат
| 7.
| Тактика тушения лесных пожаров
| 13-14
| 2
|
|
| 4
| реферат
| 8.
| Организация охраны лесов от пожаров
| 15-16
| 2
| 2
|
| 4
| реферат
| 9.
| Последствия лесных пожаров
| 17
| 1
| 1
|
| 4
| Контрольная работа
|
| Форма промежуточной аттестации:
|
|
|
|
|
| Зачет в устной форме
| Итого
|
| 17
| 17
|
| 38
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| семестр 7
| 1.
| Введение. Природа лесных пожаров.
| Сессионный период
|
|
|
| 10
| 2.
| Влияние различных факторов на интенсивность горения и скорость распространения лесных пожаров.
| 1
|
|
| 10
| 3.
| Условия возникновения и развития лесных пожаров. Природа леса и лесные пожары.
| 1
|
|
| 10
| 4.
| Прогнозирование пожарной опасности
|
| 1
|
| 5
| 5.
| Средства и способы тушения лесных пожаров
| 1
|
|
| 14
| 6.
| Борьба с лесными пожарами
| 1
|
|
| 5
| 7.
| Тактика тушения лесных пожаров
|
|
| 1
|
|
| 8.
| Организация охраны лесов от пожаров
|
|
| 1
|
| 5
| 9.
| Последствия лесных пожаров
|
| 1
| 1
|
| 5
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
| Итого
|
| 4
| 4
|
| 64
|
|