План-конспект урока ОБЖ - 7 класс
ТЕМА: «ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ»
ЦЕЛЬ:
- изучить основы безопасности и защиты населения от лесных и торфяных пожаров;
ЗАДАЧИ:
- разъяснить основные причины возгорания лесов;
- дать учащимся знания о лесных и торфяных пожарах как чрезвычайных ситуациях природного характера;
- изучить правила пожарной безопасности в лесах и способы защиты при возгорании лесных и торфяных пожаров.
Педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения ;
- игровые технологии;
-технология объяснительно-иллюстративного обучения;
-технология коллективного взаимообучения.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (написаны на доске):
Лесные и торфяные пожары – чрезвычайные ситуации природного характера. Основные причины их возникновения.
Классификация лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах и способы защиты в условиях лесного и торфяного пожаров.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- тексты ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в лесах (приложение к постановлению Правительства РФ от 30. 06.2007 г. № 417);
- слайды – правила «В лесу запрещено», фотографии леса и лесных пожаров, а также на каждого учащегося – тесты №1 и № 2;
- комплекты карточек с названиями предметов, действий людей, техногенных ЧС и природных явлений (сигареты, продукты питания, окурок, рюкзак, костер, хозяйственные работы, прорыв газо – или нефтепровода, обрыв ЛЭП, ж/д или автомобильная авария с возгоранием, стекло, палатка, сухая трава, пал – сжигание травы или кустарника, гроза и пр.)
- памятка «Правила пожарной безопасности и действий при пожаре».
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- оборудование для демонстрации слайдов;
ХОД УРОКА.
ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ. ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗГОРАНИЯ.
Большая часть территории нашей страны покрыта лесами. В России сосредоточено почти 25% всех запасов древесины планеты. Лес является национальным богатством страны.
(Учитель читает стихотворение, демонстрирует слайды, соответствующие их содержанию).
Слайд 1
Преданьем предков манит косогор,
О тайнах разных он молчит до срока –
Пока не позовет сосновый бор…
И вот стою я у его порога.
Приятен мне покой сторожевой,
И дятла стук, и мха ковер скрипучий,
А в глубине – и сумрак вековой,
Где отдыхают молнии и тучи…
Слайд 2
Дождем промытый чисто, до иглы,
Как зеркало, бор смотрит в поднебесье.
А сосны песню мне приберегли –
Люблю их нестареющую песню!
Слайд 3
Про жизнь земли, про волю и про нас…
Пленен чарующей зеленой речью,
Я от вершин не отрываю глаз,
Как будто там лесов российских вече!
Леса помогают бороться с бурями, ураганами, обвалами, селями, укрепляют почву, уменьшая разрушительное воздействие стихийных сил. Но в лесах нас может подстерегать беда – огонь!
«Лесные и торфяные пожары» - тема нашего урока.
«ПОЖАР – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства». Это определение дано в Законе «О пожарной безопасности», принятом 21.12.1994 г.
Лесные пожары – наиболее многочисленные из чрезвычайных ситуаций природного характера.
Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Пожары, охватывающие обширные территории в течение короткого промежутка времени, называются массовыми. (Учащиеся записывают определение лесного пожара.)
«ЛЕСНОЙ ПОЖАР»
Вадим Шефнер
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
О важности темы свидетельствует статистика Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза). Его документ «Охрана лесов от пожаров: итоги 2011 года» свидетельствует: «В 2011 г. В Российской Федерации, по оперативным данным мониторинга пожарной опасности в лесах, возникло 16,8 тыс. Лесных пожаров. Огнем пройдены земли различных категорий, на которых располагаются леса общей площадью – 1040,8 тыс.га, в том числе 708,4 тыс.га лесных земель». Ежегодные лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей среде.
В лесу могут гореть трава, мох, пни, кустарники, деревья, торф. Пожар в нем возможен в любое время года, но чаще всего огненная беда приходит в леса летом.
Выясним основные причины возгорания лесов.
К сожалению, виновник 98 из каждых 100 лесных пожаров – человек, его безответственное отношение при пользовании огнем в лесу, особенно в летний сезон. И только в 2% случаев причиной лесных пожаров бывают грозовые разряды. Но от удара молний сильные пожары бывают крайне редко, поскольку гроза, как правило, сопровождается дождем.
Давайте уточним: что увеличивает опасность лесных пожаров?
ЗАДАНИЕ:
Из выданных вам карточек выберите те, на которых указаны названия предметов, действий людей, техногенных ЧС и природных явлений, которые создают угрозу возникновения лесного пожара и могут привести к нему.
Пример заполнения карточек: окурок сигареты, костер, продукты питания, рюкзак, хозяйственные работы, палатка, стекло, сухая трава и т.д.
Учащиеся выбирают карточки, называют предметы, природные явления, техногенные ЧС и записывают их в тетради.
Учитель прикрепляет карточки с названиями, выбранными школьниками, к доске, дополняет ответы школьников названиями, которые они не указали, и кратко подводит итог рассмотрения первого учебного вопроса.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ.
Вопрос: По каким признакам различают виды лесных пожаров?
Ответы на эти вопросы найдем в учебнике.
ТЕСТ № 1
Выберите правильные ответы.
Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:
а) стихийный пожар;
б) природный пожар;
в) лесной пожар.
Оттает: в
По характеру распространения лесные пожары разделяют на:
а) низовые;
в) наземные;
г) верховые;
д) подземные.
Ответ: а,в,г.
По интенсивности (силе) пожары бывают:
а) слабые;
б) средние;
в) сильные;
г) гигантские.
Ответ: а,б,в.
По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на:
а) устойчивые;
б) беглые;
в) медленные;
г) быстрые.
Ответ : а, б.
Запомните эти характеристики лесных пожаров. Если столкнетесь с огненной стхией в лесу, знание классификации лесных пожаров поможет вам выбрать эффективные способы спасения от беды.
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ В УСЛОВИЯХ ЛЕСНОГО И ТОРФЯНОГО ПОЖАРОВ.
А теперь приступим к изучению самого важного учебного вопроса темы: правил пожарной безопасности в лесу.
ТЕСТ 2
В дополнение к тексту учебника прочтите выданную каждому из вас памятку. Выберите правильные ответы на вопросы:
К тушению лесных пожаров не допускают лиц моложе:
а) 14 лет;
б) 16 лет;
в) 18 лет;
г) 20 лет.
Ответ: в.
Запрещено разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, под корнями деревьев:
а) с 1 мая до 1 октября;
б) в период засушливой погоды;
в) со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой погоды или образования снежного покрова.
Ответ: в.
Разведение костров допускается:
а) на площадках, окаймленных полосой, очищенной от горючих растительных остатков, шириной не менее 0,5 метра;
б) только на берегах водоемов;
в) исключительно на полянах и опушках леса.
Ответ: а.
Запрещается посещать лес:
а) при сильной засухе;
б) после принятия органами власти постановления о временном запрете посещения леса;
в) после сообщений об увеличении количества лесных пожаров в соседних регионах.
Ответ: б.
А теперь давайте вместе сформулируем правила. Ответьте на вопрос: что запрещено в лесу?
Учащиеся предлагают пункты правил и обсуждают их.
Учитель кратко подводит итог обсуждения, выведя на экран изображение слайда : «В лесу запрещено»:
- бросать горящие спички, окурки, тлеющие тряпки;
- разводить костер:
- в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;
- в хвойных молодняках, торфяниках, на лесосеках с заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев;
- в непосредственной близости от стогов сена, деревьев, кустарников и других легковоспламеняющихся местных предметов;
- на площадках, не окаймленных полосой почвы, очищенной от горючих растительных остатков, шириной не менее 0,5 метра.
- оставлять легковоспламеняющиеся материалы, пропитанные бензином, иными горючими веществами;
- использовать на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
- поджигать камыш, а также траву или кустарник на полянах и опушках леса, в садах, на полях.
Необходимо помнить также: при обнаружении лесных пожаров каждый гражданин обязан незамедлительно уведомлять о них органы государственной власти или местного самоуправления.
ИГРА «РАЗРЕШАЕТСЯ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ»
Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете красные карточка, если оно запрещено и синие – если разрешено.
При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 (+).
Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара (+).
Бросать горящие спички, окурки ( - ).
Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( -)
Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. ( + )
Оставлять без присмотра горящий костер. ( - )
Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - )
Учиться пользоваться огнетушителем. ( + )
В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления ( + )
В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). (+)
Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - )
В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись ( + )
При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )
Отправить пострадавшего в больницу ( + )
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Назовите ваши действия и их очередность в следующих ситуациях:
При обнаружении пожара в лесу:
а) постараетесь быстро выйти из леса, двигаясь под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону (откуда дует ветер);
б) определите направление распространения огня;
в) выберете направление ветра.
Ответы: г, б, в, а
В турпоходе, когда из-за неосторожного обращения одного из ваших товарищей с огнем в лесу произошло возгорание:
а) быстро выйдите из зоны пожара;
б) попытайтесь немедленно ликвидировать возгорание, сбить кромку огня ветками, забросать его землей или залить водой;
в) если ликвидировать возгорание не удается, пошлите кого-нибудь в ближайший населенный пункт сообщить о возгорании и выйдите в безопасное место.
Ответы: б,в
Вы оказались в зоне лесного пожара:
а) двигайтесь под прямым углом к направлению распространения огня, не пытайтесь опередить огонь – убежать в направлении его распространения;
б) накрывайте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой;
в) если рядом есть водоем – окунитесь в него.
Ответы : б, в, г, а
При обнаружении в лесу огня, распространяющегося по кустарнику и деревьям, на расстоянии 100 – 150 метров от вас :
а) побежите по направлению распространения огня;
б) определите направление распространения огня;
в) станните кричать, звать на помощь;
г) определите направление ветра;
д) быстро сориентируетесь и направитесь в безопасное место под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону;
е) попробуете ветками или подручными средствами сбить огонь;
ж) найдете ближайший водоем и в нем дождетесь, когда пройдет огонь;
з) как можно быстрее доберетесь до ближайшего поселка и сообщите о пожаре взрослым.
Ответы: г, б, д, з
Во время ночевки в лесу у ручья, разбуженные криками товарищей, вы выскочили из палатки и увидели, что вокруг горит трава, кусты, огонь подобрался к соснам, из-за густого дыма на расстоянии 15 – 20 метров ничего не видно, стало трудно дышать:
а) побежите из зоны пожара по направлению ветра;
б) окунетесь в ручей и пойдете по нему;
в) определите направление распространения огня;
г) быстро соберете палатки, рюкзаки, вышлете несколько человек на разведку с целью определения границы пожара;
д) накроете голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой, будете дышать через мокрый платок или смоченную одежду;
е) организуете тушение огня водой из ручья;
ж) обнаружив границу пожара, попытаетесь сбивать пламя ветками и подручными средствами с травы и кустов;
з) в случае сильного задымления пригнетесь к земле, чтобы стало легче дышать;
и) будете выходить из зоны пожара в наветренную сторону;
к) добравшись до ближайшего населенного пункта, немедленно сообщите взрослым о пожаре в лесу.
Ответы : з, б, д, и, к
Учитель подводит итоги урока, акцентируя внимание на важность знания и соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, а также способов спасения, отмечает наиболее активных, старательных учащихся и завершает подведение итогов словами: «Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? Насколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь…
Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. Наш долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертельного огня!»
Домашнее задание.
Каждому в начале урока выдана памятка «Правила пожарной безопасности и действий при пожаре». Обсудите ее с родителями, бабушками, дедушками и подготовьте памятку для учащихся начальной школы «Берегите лес от пожара».
|