Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области





НазваниеИсследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области
страница1/23
Дата публикации20.02.2015
Размер3.15 Mb.
ТипИсследование
100-bal.ru > География > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


XI ВЕРНАДОВСКИЕ ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Сборник областного конкурса образовательных программ, методических пособий, разработок и проектов.


Тамбов, 2009

ББК

Редакционная коллегия:
Селиванова О.В., зав. кафедрой преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Уварова Н.Н., к.х.н, доцента, зам. директора Института естествознания ТГУ им. Г.Р. Державина;

Черникова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Тарасова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Антипова Н.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО;

Егорова М.К., зав.отделом экологии и охраны природы ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития. Экологии и туризма»

Буковский М.Е., к.г.н., преподаватель кафедры экологии и БЖД ТГУ им. Г.Р. Державина;

Похвищева С.В., лаборант кафедры преподавания дисциплин естественно – математического цикла ТОИПКРО

В сборник включены тезисы докладов, представленных на ХI межрегиональные юношеские чтения им. В.И. Вернадского. В них изложены результаты исследований молодых ученых, аспирантов, студентов, учителей, учащихся школ.

Материалы могут быть полезны педагогам и преподавателям образовательных учреждений разных типов, занимающихся организацией исследовательской деятельности школьников и студентов.


Содержание
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Дробжев М.И., Прогностичность учения В.И. Вернадского

Петухова Ю.Ф., О повышении роли школьных лесничеств Тамбовской области в подготовке и воспитании молодых специалистов

СЕКЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕЛЕНИЙ»
Банникова Татьяна, Пушкина Алена, Родионова Виктория, Влияние автотранспорта на окружающую среду

Панкова Кристина, Где вода, там и жизнь

Решетов Иван, Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области

Баркатин Иван, Загрязнение среды тяжёлыми металлами

Чернова Юлия, Вискова Юлия, Особенности воды и климата Тамбовской области

Платухина Анна, Обнаружение нитратов в овощах и фруктах

Французевич Лайне, Оценка здоровья среды в некоторых водоемах Тамбовской области по уровню флуктуирующей асимметрии у речного окуня и серебряного карася

Фролкина Виктория, Хавронина Ксения, Воздух, которым мы дышим»

Кошеляева Карина, Влияние автотранспорта на атмосферу и растительность
СЕКЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ»
Новокщенова Наталья, Тепцов Максим, Попов Александр, Исследование качества родниковой воды

Беленова Светлана, Почему в Староюрьеве не растут дубы?

Мокроусова Алена, Влияние родника на модификационную изменчивость растений (на примере конского щавеля)

Ермаков Иван, Мыскина Екатерина, Экологическое исследование водных экосистем

Экологический клуб «Искатель, Родники села Лукино

Абрамова Ольга, Жмырова Татьяна, Родник – источник жизни

Экологический клуб «Искатель», Экология грибов

Белова Ксения, Лишайники Тамбовской области

Ярославская София, Громушенский родник: экологическое состояние и перспективы сохранения

Андина Алена, Тарабрина Валя, Хлопотов Никита, Сравнительный анализ эколого-фаунистической характеристики почвенной макрофауны

Селезнев Игорь, Живи, родник, живи!
СЕКЦИЯ ПЕДАГОГОВ
Стрыгина М.М., Организация ученического общества в школе

Буковская Г.В., Научно – практическая конференция – важный этап в организации исследовательской деятельности студентов

Маркова Л.А., Экологические ступени образования в рамках исследовательской деятельности обучающихся

Баркова Л.Е., Развитие социальных, информационных и коммуникативных компетенций обучающихся с целью повышения качества образовательной деятельности на основе исследования краеведческого материала во внеурочной работе

Аверин Н.В., Малышева Н.В.,Гордеева О.Н., Организация учебно-исследовательской работы в школе

Фионова Л. А., Областная экологическая смена «Юные друзья природы»

Хачатрян Т.П., Использование внеклассной работы для осуществления «принципа пожизненного повышения квалификации»

Цынкалова А. Ю., Экология и дети

Цибизова И.Н., Использование заданий эколого-краеведческого содержания в начальной школе

Кириллова В. Д., «Глобус» Программа дополнительного образования

Алексеева И. В., «Живи, Земля!» Программа дополнительного образования

Перова Е. Т., «Где работать мне потом?» Программа дополнительного образования

Серёгина А. В., Духовное краеведение» Программа дополнительного образования культурологической направленности

Геринг С.Ф., Методика подготовки и проведения исследовательско - опытнической работы учащихся на уроках и во внеурочное время
СЕКЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Желтиков Ю.В., Эффективные микробные консорциумы в природоохранной деятельности

Зеленская М.П., О размножении болотной черепахи (Emys orbicularis) в Хоперском заповеднике (Воронежская область)

Зотов Д.В., Киреев А.А., Старков К.А., Бакуменко Д.В., Чернова Н.А., Опыт изучения маркировочной активности обыкновенного бобра (саstor fiber l.) в весенний период

Медведев Д.А., Экология и морфология ротана-головешки (Perccottus glenii) в водоемах степных западин Тамбовской области

Пелов И.П., Биомониторинг по показателю активности фотосистемы II в хлорофиллсодержащих тканях – индикатор состояния растений и экологической загрязненности среды

Протасов А. С., Балыбин Д. В., Константы скоростей реакции выделения водорода и его диффузии в углеродистую сталь в кислых хлоридных растворах

Савельева Е.Н., Роль устойчивых к болезням сортов плодовых культур, не требующих применения фунгицидов, в сохранении биосферы

Стрельникова К.О., Защитная эффективность ингибиторов сероводородной коррозии серии «ЭМ»

Сухоруков А.В., Природно-климатические условия как фактор территориальной дифференциации комфортности проживания населения региона

Шамшин И.Н., Эколого-фаунистическая характеристика населения жужелиц (Coleoptera, Carabidae) березовой лесополосы Тамбовской области

Приветствия участникам конференции
Голубева Л.А.,

зам.начальника управления образования

и науки Тамбовской области
Наш родной край и Отечество прославили многие всемирно известные люди – Державин, Рахманинов, Герасимов, Баратынский, Чичерин, Мичурин. В. И. Вернадский – один из ярких представителей этой славной плеяды.

Именно на Тамбовской земле зарождались и обдумывались идеи будущего учения о ноосфере, о живом веществе, о единстве человечества.

Тамбовчане чтут своего знаменитого земляка, основоположника целого комплекса естественных наук, философа, политического и общественного деятеля, академика В.И.Вернадского.

В.И.Вернадский - один из крупнейших создателей новой научной дисциплины ХХ столетия - науки о науке или, как ее еще называют, науковедения. В.И.Вернадский был одним из тех, кто еще на рубеже XIX-XX веков откликнулся на запросы и потребности качественно новой исторической эпохи, наступившей в развитии науки. По сути, Владимир Иванович был и остается первым и пока единственным, кто предпринял грандиозностью попытку осмыслить науку как целостное явление планетарного масштаба в единстве всех ее основополагающих аспектов - природных и социальных, исторических и теоретических, индивидуальных и коллективных, мировоззренческих и психологических, эстетических и этических и ряда иных.

Нам, своим потомкам, он оставил в наследство воистину безграничное поле работы, чему можно только радоваться.

Наследие Вернадского является мощным стимулом людей к активным действиям для достижения устойчивого развития общества в гармонии с природой, в гармонии с новым веком.

Знакомство с личностью и идеями В.И. Вернадского обогащает знаниями, учит размышлять, помогает познавать окружающий мир и самого себя в этом мире. Прекрасные личные качества В.И. Вернадского: честность, доброта, увлеченность наукой, трудолюбие, жажда познания делают его примером для молодежи, для тех, кто может и хочет посвятить себя науке и творчеству.

Вернадский говорил, что придет время, когда человеческий разум, его деятельность станут основным фактором развития планеты. И мы, люди разума, должны взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли, за наше будущее, за будущее наших детей.

12 марта 2009 года вся мировая общественность празднует день рождения В. И. Вернадского. В рамках этой даты педагогической общественностью области на базе ТГУ им. Державина проводятся XI Вернадовские юношеские чтения.

Загородникова Л.А.,

Зам.начальника отдела

Управления по охране окружающей среды

и природопользованию
Сегодня, в день рождения В.И. Вернадского - Человека, Ученого и Мыслителя, нас объединило глубокое уважение к его учению.

Мы испытываем особую гордость за причастность к этому мировому имени, так как научное творчество его тесно связано с его жизнью в Вернадовке. Его вера в то, что оно предназначено для будущего, формировалась и на нашей земле, в наблюдениях за нашей природой, жизнью наших крестьян.

Общеизвестно, что труды В.И. Вернадского служат научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем, и, прежде всего, проблем окружающей человека среды и разумного использования природных богатств биосферы.

А тамбовчане – экологи уже давно являются не только обладателями его научной и философской мысли, но и активно их изучают, развивают и реализуют.

Тамбовская область, обладающая достаточным интеллектуальным и природоресурсным потенциалом, одна из первых среди соседних регионов перешла на новый путь формирования региональной социально- экономической системы и сегодня находится в числе наиболее динамично развивающихся регионов России. Мы, экологи, полностью разделяя и поддерживая идеи В.И. Вернадского, стремимся практическими делами содействовать устойчивому развитию и нашего региона.

Исключительно практический подход к рассмотрению и возможной применимости ноосферной методологии в процессах образования, природопользования и управления стал особенностью ежегодных Вернадовских конференций, проводимых на Тамбовской земле. В начале июня 2009 года традиционная Межрегиональная научно-практическая конференция состоится на базе Мичуринского государственного аграрного университета. Она будет посвящена аграрному направлению ноосферологии, вопросам агросферы и сельскохозяйственного производства во всем его многообразии.

Пользуясь случаем, я приглашаю вас принять участие в обсуждении этих проблем.

Идеи Вернадского в нашем регионе материализуются в конкретную политику, направленную на интеграцию научной мысли, научного и промышленного потенциала Тамбовской области, ее природных ресурсов.

Многие примеры конкретных решений по приоритетным экологическим проблемам области соответствуют принципам устойчивого развития, обозначенным В.И. Вернадским почти 100 лет назад.

Это и проблемы отходов, минерально-сырьевой базы, развития экоэффективности, организации научной деятельности и творчества людей и многие другие, о воплощении которых мечтал ученый.

Концепция биосферы В.И. Вернадского отличается единством биотической и абиотической составляющих биосферы, самой среды жизни. С позиций ученого вся биосфера нуждается в защите как функционирующая единая система, а не только ее отдельные ее компоненты, группа организмов или отдельный биоценоз. И для экологов это утверждение В.И. Вернадского является главным и определяющим их профессиональную деятельность.

Соприкасаясь вновь и вновь с творчеством нашего великого земляка В.И. Вернадского, мы поражаемся глубине его научного предвидения, жизненной силе его гениальных идей, которые учат нас искать ответы на многие вопросы взаимоотношений природы и человека, анализировать изменения ее состояния.

Наблюдая за состоянием науки и размышляя о ее перспективах, В.И. Вернадский предвосхитил форму организации научной деятельности, которой предстояло большое будущее. Он планировал создать комплексные научные центры, «ученые городки-сады», концентрирующие творческие и интеллектуальные ресурсы.

Сегодня такими очагами, деятельность которых преобразовывает сознание наших земляков, активно формирует условия «приближающие царство разума на Земле» служат наши тамбовские вузы, в числе которых Тамбовский государственный университет им. Державина, бессменный организатор и инициатор этих Чтений.

Здесь не только помнят, но и неуклонно следуют великому завету В.И. Вернадского: условия жизни народа могут быть кардинально улучшены поднятием культурного уровня широких народных масс, устройством демократичности общества и духовным развитием каждой личности, совокупностью их осмысленных действий.

Сохраняя и развивая лучшие традиции российской научной интеллигенции, он через свою разностороннюю деятельность обеспечивает постоянное взаимодействие деловых кругов, управленческих структур, науки, общества и их творческое общение.

Сегодняшняя встреча, обсуждение этих вопросов и принятые рекомендации будут способствовать эффективному решению многих важных проблем.
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Прогностичность учения В.И. Вернадского
Дробжев М.И.,

к.ф.н., доцент, зав.лабораторией по изучению

наследия В.И. Вернадского, ТГУ им.Г.Р. Державина
Характерной особенностью творчества Вернадского является устремленность в будущее. Его учение – это плод анализа прошлого на основе обработки солидного эмпирического материала, рассмотрения его связи с современностью, прогнозирование будущего человеческой цивилизации. Основные положения учения Вернадского сегодня актуальны, современны, их нельзя игнорировать, если мы хотим обеспечить прогрессивное развитие человеческой цивилизации. К чему они сводятся?

Биосферно-ноосферная концеция В.И. Вернадского приобретает все большее признание в мире. Биосфера, по мнению Вернадского, есть саморегулируемый организм, поддерживающий свое существование благодаря биогенно направленному геологическому процессу и биологической эволюции на нашей планете. Здесь ученый выдвигает положение о цефализации развития биосферы, возникновения обособленной головы у живых существ. Если история возникновения и развития жизни насчитывает 4 млрд. лет, то подобие головы у живых существ появилось примерно 600 млн. лет тому назад. Стал развиваться мозг и центральная нервная система. Вернадский выдвинул и обосновал, а скорее открыл закон, суть которого заключается в том, раз достигнутый уровень центральной нервной системы в многовековой эволюции никогда не идет вспять, а только вперед.

Человек у Вернадского – неизбежный и закономерный результат естественного развития биосферы. Более того, через Homo sapiens –человека разумного биосфера поняла саму себя, он становится разумом Вселенной. Человек выступает средством спасения природы и общества, арбитром всех процессов, как на Земле, так и в космосе. Наш земляк, один из основателей русского космизма Н.Ф. Федоров эти мысли выразил так: «природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою; в нас она достигает совершенства». [1. с. 521].

Эта мысль имеет огромное прогностическое и практическое значение. Ведь отсюда следует сделать вывод, что негативные последствия науки – это не атрибутивный признак науки, а всего лишь признак ее неразвитости, что человек, поднявшись в уровне осознания и познания природы, сумеет использовать науку только в положительном направлении. В таком случае природа ничего разрушать не будет, а все ранее разрушенное она восстановит. Таких выводов по науке и перспектив ее развития не делал ни один философ в мире за всю историю человечества, пожалуй, лишь кроме Гегеля. Гегель не видел преград для познания. «Скрытая сущность вселенной, – писал он, – не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».

Н.Ф. Федоров рисует будущее человечества, когда ему будет под силу с помощью регуляции подчинять слепые движения планет всей солнечной системы, другие звездные системы, воссоздавать их, управлять ими с помощью разума. «Земля, а затем и другие планеты, созидаясь из космической пыли, под управлением разумных существ создадут из той же космической пыли и метеоритов проводники силы к солнцу и от него получат силу свободного полета».

Самым священным местом во Вселенной будет Земля – место воскрешения и рождения, могила и колыбель, исходный пункт знания и дела. Получается, что планета Земля будет центром Вселенной, выступать вся в виде Храма, а человек станет обладателем всей Вселенной. «Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства, должен сделаться их обитателем и правителем». Сама же Земля будет первою звездою на небе, движимой не слепою силою падения, а разумом, восстанавливающим и предупреждающим падение и смерть.

При сравнении этих высказываний поражает их вера в силу человеческого познания и видна разница: у Гегеля познание природы дает возможность наслаждаться ее дарами. У Федорова – через познание человек, сам дитя природы, осознает ее и научается управлять ей на благо человека и человечества. Вернадский считает, что на основе глубоких знаний и трудовой деятельности человек становится арбитром развития общества и природы.

Важное место в учении В. И. Вернадского занимает проблема человека. Он показал, что человек и человечество есть закономерная часть живого вещества, часть организованности биосферы. Причинами возрастающей роли человечества в развитии биосферы выступают трудовая деятельность и постоянный рост научного знания. На этой основе человек становится крупнейшей геологической силой. В связи с этим перед человеком во всей широте и глубине становится проблема перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Что же делает человека геологической силой? Это прежде всего разум человека, научная мысль как планетное явление превратившаяся в геологическую и непосредственно производительную силу. Научная мысль является главным, основным источником народного богатства. Отсюда следует призыв ученого к более глубокому научному постижению реальной действительности, к преобладанию научного знания в школьном образовании, полноте свободы научного поиска, освобождению его от всяких рутинных преград. Открывая законы природы и общества, наука умножает силы, как отдельного индивида, так и всего человечества, и тем самым создает основы дальнейшего развития цивилизации.

На этой основе формируется роль человека как арбитра всех явлений и процессов в мире. Человек становится ноосферным существом, который определяет все сам, в том числе и себя. Ноосферный человек – это продукт развития биосферы и создатель ноосферы. Он должен овладеть знаниями, быть духовно-нравственной личностью, способной стать арбитром на Земле, и во всей вселенной.

В. И. Вернадский видел необходимость тесной взаимосвязи и единства геологических, биологических и социально-исторических законов развития природы и общества. Он по-особому, масштабно и глубоко понимал роль человека в системе космической эволюции и считал, что геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей. Для него это закон природы. Само человечество выступает у него как мощная геологическая сила, которая направлена на перестройку биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Огромную роль в этом процессе перерастания биосферы в ноосферу играет научная мысль, космизация научного познания, синтез естественных, технических и гуманитарных наук, превращение науки в непосредственную производительную силу глобального, планетарного и космического масштаба. Подчеркивая огромное значение науки Вернадский писал: «… мы, мне кажется, сейчас находимся на переломе, государственное значение науки как творческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в создании народного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его создания уже проникло в массовое сознание. С этого пути, очевидно, человечество не сможет уже сойти, так как наука есть максимальная сила создания ноосферы».

Прогностическая мысль великого ученого не останавливается на роли науки и её организации в масштабе государства. Он предвидит неизбежность претворения в жизнь идеи государственного объединения усилий всего человечества, при широком использовании средств природы на благо широких народных масс. Но это может случиться только при коренном изменении положения науки и ученых в государственном строе. Вернадский с сожалением констатирует, что пока этого ещё нет. «Ещё не вошло в общее сознание, - пишет он, - что человечество может чрезвычайно расширить свою силу и влияние в биосфере – создать для ближайших поколений сознательной государственной работой неизмеримо лучшие условия жизни». Вся научная деятельность Вернадского была подчинена поиску и утверждению правды. Будучи еще молодым ученым – в возрасте 24 лет – в письме жене Наталье Егоровне он определил так свое кредо: «Нет ничего сильнее желания познания, силы сомнения… Когда при знании фактов доходишь до вопросов «почему - отчего», - их непременно надо разъяснить… И это искание, это стремление есть основа всякой ученой деятельности… Ищешь правды и я вполне чувствую, что могу умереть, могу сгореть ища её, но мне важно найти её, эту правду, как бы горька, призрачна и скверна она ни была».

Вернадского с полным основанием следует считать одним из родоначальников понятия ноосферы. Основными составляющими частями ноосферы, ее признаками и факторами, способствующими ее становлению и развитию, выступают косная и живая материя, человечество как главная геологическая сила, научная мысль как планетное явление, социальная структура и деятельность общества, человеческая культура как проявление биогеохимической энергии. Понятие «ноосфера» часто рассматривается как сфера разума. И это верно. Однако здесь разум видится, как правило, только как положительное явление, правильное и истинное знание. Игнорируется тот факт, что понятие разума включает в себя, во-первых, различные формы как научного, так и ненаучного знания. Во-вторых, сам разум может ошибаться, он неоднороден и неоднозначен. И с этим надо считаться.

На практике различают разум и рассудок, как уровни мыслительной деятельности. Рассудок есть способность рассуждения, познания относительного, земного и космического; он разводит, обособляет и констатирует наличие противоположностей. Разум же выступает как высший уровень познания, он схватывает единство противоположностей, сводит их к общему знаменателю; его сущность состоит в целеполагании, установлении истины, абсолютного и вечного.

В разумной деятельности объективно присутствует рассудок, чувство, анализ и синтез. И. Кант это очень хорошо выразил: «Всякое наше знание начинает с чувственного, переходит потом к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для отработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».

Г.Б. Наумов при анализе моей монографии «Учение В.И. Вернадского и реалии ХХI века» обратил внимание на то, что «В различных контекстах один и тот же термин может приобретать различные нюансы, окраски, оттенять тот или иной аспект его значения в данном контексте». И он совершенно прав. Г.Б. Наумов пишет, что в греческом языке значение слова noos – разум означает способность понимания и осмысления. В русском же языке слово разум несет в себе разные смысловые оттенки, оно означает не только мышление, но и еще нечто «разумное, доброе, вечное».

Очень часто слова разум и рациональность употребляют как синонимы, имеющие полностью или частично совпадающие значения. На самом деле это не так. Разум и рациональность не одно и тоже. Разум несет в себе нравственное начало, добро; он направлен на удовлетворение насущных потребностей личности. Рациональность чаще всего связана со стремлением к выгоде, пользе сегодняшней, без анализа, во что это выльется в будущем. Просто ум – это стерилизованный продукт познания. Разум же означает полифоническую данность, понимание истины в свете высокой нравственности и гуманизма. Разум есть единство истины, духовности и добра. Только в этом значении можно говорить о ноосфере как сфере разума.

Нельзя игнорировать и еще одно явление – формирование искусственного интеллекта, создания все более совершенных компьютеров, усиливающих способность проникновения человека в сущность его самого, природы и Космоса. Искусственный разум логичен, отличается быстродействием и не подвержен эмоциям, выводящим человека из равновесия и иногда являющихся причиной ошибок.

Создалась очень парадоксальная обстановка: с одной стороны, компьютер не только заменяет человека, но в значительной мере подчиняет его себе. Машинный рассудок, умные машины стали надежной системой. С другой стороны, машинный рассудок – это разум механический, не способный к творчеству, он не знает ни этики, ни эстетики, ни сомнений, ни всплесков интуиции, ни эмоции. Это не живой, а мертвый разум, не знающий человеческих слабостей, заблуждений и пороков. Но это ведь тоже разум.

В повестку дня поставлен вопрос создания «искусственного интеллекта». Гете писал в задуманном им в начале 1770-х гг. и завершенном в 1831 г. «Фаусте»: «Нам говорят «безумец» и «фантаст» / Но, выйдя из зависимости грустной, / С годами мозг мыслителя искусный / Мыслителя искусственно создаст». Здесь интересен тот факт, что Гете подразумевал в этом отрывке возможность искусственного зарождения человека – гомункула в пробирке. Сейчас же мы, комментируем этот отрывок как стремление создать «искусственный интеллект».

И он создается довольно успешно. Два чемпиона мира по шахматам – Г. Каспаров и В. Крамник – проиграли свои матчи с компьютером. Правда, эти компьютеры воплотили в себе опыт мирового шахматного искусства и способность считать и выбирать варианты ходов значительно быстрее человека. Можно ли считать победы компьютеров как прогресс в области вычислительной техники и в создании «искусственного интеллекта»? Да, безусловно. Но куда ведет такой прогресс?

Ученые считали, что только через 40-50 лет персональный компьютер по своей памяти и сообразительности превзойдет человеческий мозг. Он будет лучше, чем человек осваивать и осуществлять принципы систем управления и систем автоматизации умственного труда. Для этого будут созданы более совершенные ЭВМ и на их основе – роботы. Считалось нормальным, когда человеческая речь, язык и письменность выступали средствами общения, накопления и передачи социального опыта человечества. Теперь эти функции стали отчасти выполнять компьютеры. Возникла кибернетика – наука об общих законах получения, хранения передачи и переработки информации. Компьютеры по своей надежности, быстродействию, логичности и оптимальности реакции во многом превосходят способности человека.

Начиная со второй половины ХХ в., в мире идет компьютерная революция. Она оказывает глубокое и многостороннее влияние на всю жизнедеятельность общества. Это влияние, прежде всего, сказывается на развитии экономики. Индустриально-информационный комплекс становится новой производительной силой, которая способствует росту производительности труда, эффективному использованию трудосберегающих технологий, экономичному расходованию природных ресурсов. Прогресс на этом пути и в том, что результат, продукт компьютерной обработки информации становится экономическим ресурсом, а информация – экономической категорией.

Компьютеры серьезно преобразуют процесс труда и обучения, способствуют ускоренному развитию человеческого интеллекта, личности, влияют на идеологию человека и человечества. Вызывают глубокие качественные сдвиги в социально-экономической, политической и культурной жизни. С помощью информационных технологий контролируется социальная жизнь, нарастает манипуляция индивидуальным и общественным сознанием.

Нарастающими темпами происходит качественное развитие электронной вычислительной техники. Всего-то 10-15 лет назад компьютер с памятью в 1,5-2 гигабайта считался роскошью. Сейчас такой и даже большей памятью обладают мобильные телефоны. Сегодня персональные компьютеры выпускаются с памятью 350-500-750 гигабайт. Ширится процесс создания и эксплуатации супер-ЭВМ сверхвысокой производительности и мини-ЭВМ с высокими эксплуатационными параметрами.

Футурологи не без основания предрекают, что в дальнейшем все больше профессий будут выполнять роботы. Они освоят и возьмут на себя все сферы сервиса на вокзалах, в аэропортах, магазинах. Уже действуют роботы-секретари, роботы-санитары, роботы-кассиры и т. д. Число роботов в мире растет большими темпами. В 2005 г. число роботов в мире составило 848 тыс. штук. Из них в Европе – 279 тыс., в Америке – 12,5 тыс., в Азии – 443 тыс. роботов. В 2008 г. число роботов в мире перешагнет 1 млн. штук. В Японии на 10 тыс. населения приходится 490 роботов, занятых в промышленности, в Германии – 165, в США – 70, в России – 8.

К чему это ведет? О. Тофлер предрекает, что уже в этом столетии рабочая неделя сократится вдвое, пенсионный возраст начнется с 45 лет. Причина: роботы с внешностью гуманоидов вытеснят человека с большинства рабочих мест уже к 2030 г. Еще через 25 лет человек станет безработным и ненужным.

Еще в начале 2006 г. научный обозреватель газеты «Известия» С. Лесков предполагал, что к 2040 г. компьютер будет совершать 10 миллионов миллиардов операций в секунду. Это примерно равняется объему человеческой памяти. Не прошло и года после этого прогноза, когда канадская фирма D-Wave провела презентацию первого в мире квантового компьютера «Орион». «Разница в мощности, – как пишет С. Лесков, – между квантовыми компьютерами и кремниевыми, как между кремниевыми компьютерами и деревянными счетами». Эта фирма обещает создать квантовый компьютер мощностью в одну тысячу кубит. Такая мощность позволит обрабатывать больше данных, чем существует частиц во Вселенной! Он будет более точно предсказывать погоду, поможет в создании онкологических препаратов, будет в состоянии обрабатывать сигналы из Вселенной и обнаруживать в ней внеземные цивилизации. Профессор Центра квантовых вычислений Оксфордского университета Э. Штайн прировнял создание квантового компьютера к овладению холодного термоядерного синтеза.

Еще одно направление сегодняшнего прогресса – нанотехнология. Нанометр – одна миллиардная доля метра. Размер атома – несколько десятых нанометра. Создание сканирующего туннельного микроскопа и сканирующего атомно-силового микроскопа позволило не только рассматривать атомы в кристалле, но и двигать, переставлять их в нужном порядке. Для этого создан специальный пинцет.

Если научно-техническая революция, возможность которой предсказал Вернадский еще в 1926 г. назвав её взрывом научного творчества, ставила своей целью копирование механизмов и материалов, созданных природой, то нанотехнология делает человека Творцом, создающим новую материю, которая природе неизвестна и недоступна. На повестку дня ставится вопрос создания живой материи, способной к самоорганизации и саморегуляции. Возникнет возможность производства человеческих органов: глаз, печени, почек и т. д.

Ученый обратил внимание на новую для своего времени качественную особенность науки - выдвижение на первое место её прикладного значения. «Значение науки и её проблем растет с ещё большей скоростью, чем растут новые области знания. Эти новые области научного знания расширяют и углубляют прикладное значение науки, её значение в ноосфере». Этого всё в большей мере требуют потребности общественного производства. Это предвидение ученого стало аксиомой нашего времени. Он предвидел и предсказал, что «ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени», что, как правило, она имеет яркий созидательный, а не разрушительный характер». Вместе с тем он предостерегал, что в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, при условии, если он поймет это, и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление. Ещё более категоричен его прогноз, сделанный им в 1922 г., когда только начинались работы по овладению атомной энергией. В предисловии к сборнику «Очерки и речи» он опубликовал свое знаменитое предостережение: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?».

На съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1909 г., то есть 100 лет тому назад Вернадский предположил «В каждой капле и пылинке вещества на земной поверхности по мере увеличения тонкости наших исследований мы открываем всё новые и новые элементы. Получается впечатление микрокосмического характера их рассеяния. В песчинке или капле, как в микрокосме, отражается общий состав космоса. В ней могут быть найдены все те же элементы, какие наблюдаются на земном шаре, в небесных пространствах». В 1924 г. в «Очерках геохимии» он, развивая эту мысль, пишет: «Одни и те же законы господствуют как в великих небесных светилах и в планетных системах, так и в мельчайших молекулах, быть может, даже в ещё более ограниченном пространстве отдельных атомов». Сегодня многие ученые эти положения стали называть «законом Вернадского». По-своему эту мысль выразил русский поэт Валерий Брюсов в стихотворении «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны –/ Миры, где пять материков,/Искусства, знанья, войны, троны/ И память сорока веков./ Еще быть может, каждый атом –/ Вселенная, где сто планет;/ Там все, что здесь, в объеме сжатом,/ Но также то, чего здесь нет.

Поэт не только включает в содержание атомов их строение, величину, разнообразие, но даже и духовные явления, человеческие страсти, скорбь и высокомерие. Он пишет:

Их миры малы, но все та же/ Их бесконечность, как и здесь;/ Там скорбь и страсть, как здесь и даже/ Там та же мировая спесь.

Все настойчивее проявляется стремление по созданию «искусственного интеллекта». Ученые пытаются создать такие программно-аппаратные средства, которые позволили бы имитировать на ЭВМ отдельные элементы творческого процесса, автоматизировать целенаправленное поведение роботов, обеспечивать диалоговое общение с ЭВМ на языке их предметной деятельности. Наделить роботы хорошими манерами и чуть ли не элементами нравственности и гуманизма.

Парадокс жизни: робота стараются довести до уровня человека разумного, а человека разумного низводят до уровня биологизированного робота. И человеку, и роботу нужны не только глубокие профессиональные знания, но и высокая духовность, нравственная чистота, приверженность к добру, культуре и красоте, гуманизму. Конечно, такие понятия, как честь, совесть, порядочность, приверженность к справедливости, в первую очередь должны стать критериями каждой личности, они пока недоступны для робота.

Слово робот изобрел чешский писатель и драматург Карел Чапек. В 1920 г. он написал пьесу «RUR» – Росумские универсальные роботы. С помощью научно-фантастических гипотез К. Чапек доводит выдвинутые им идеи до гигантских масштабов. Он рассматривает изобретения и открытия, способные помочь людям сегодня, но приводящие в будущем к трагическим последствиям. Вместо пользы человеку, роботы становятся его врагами. Они подняли бунт против владычества человека и уничтожили всех людей. Почему это стало возможным? Потому что движущей силой производства роботов был спрос на них и большая прибыль, т. е. товарно-денежные отношения.

И вот ведь в чем заключается парадокс: чем больше человеческий труд замещается трудом механических роботов, тем больше обесчеловечивается человек. Он становится ненужным, излишним. Потому он и гибнет. А все более совершенные роботы становятся все более похожими на людей, обретают подлинные человеческие чувства и потребности.

Биосфера вышла из стационарного развития, она не справляется с возросшей в результате роста человечества и удовлетворения его потребностей нагрузкой и стремительно деградирует. Главная причина этого – рост народонаселения. И. С. Шкловский, В. А. Зубаков, В. П. Казначеев, Е. А. Спирин, А. Д. Урсул и другие уже не в фантазии, а реально предрекают наступление цивилизации электронно-кибернетических роботов, которая заменит цивилизацию человеческую. В. И. Данилов-Данильян назвал эту идею фантастической. «По-моему, – пишет он, – это так же вероятно, как и приход на смену людям приведений, водяных или леших» [14, с. 286].

Попробуем разобраться, где тут фантазия и где реальность. В 1995 г. в Лондоне состоялась Международная конференция по робототехнике. На ней с докладом выступил Кэвин Уорвик. Он рассказал, что его группа в университете Ридинг сконструировала и изготовила семь шестиногих мини-роботов, имеющих электронный мозг (Е-мозг) на уровне интеллекта насекомых. Трехнедельное наблюдение за этими «семью гномами» привело Уорвика к очень устрашающим выводам. Поведение этих роботов, действующих без заданной программы, оказалось загадочным и непредсказуемым: они обладали элементами коллективизма, обменивались друг с другом в инфракрасном диапазоне, каждый раз выбирая себе лидера и подчиняясь ему. Они учились, и день ото дня становились все сноровистее, причем проявляли индивидуальные особенности. Скорость эволюции их Е-мозга была феноменальной. На вопрос: «Кто или что будет править планетой?» Докладчик отвечает: «Уверяю Вас, ответ звучит устрашающе»

Американский кибернетик А. Болонкин написал статью под названием «Если не мы, то наши дети будут последним поколением людей». В ней он пишет, что через 50-100 лет электронный мозг (Е-мозг) сравняется по своим возможностям с мозгом человека. После этого начнется быстрый переход человеческой цивилизации в электронную. Люди будут вытеснены в резервации в небольшом количестве. Он пишет, что как только Е-мозг достигнет человеческого уровня, человечество выполнит свою историческую миссию и не потребуется более ни природе, ни Богу.

Возникает вопрос: предполагал ли Вернадский возможность такой ситуации на нашей планете? Оказывается, предполагал. В работе «Научная мысль как планетное явление» ученый пророчески писал: «
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconОценка экологического состояния озер р-на о. Великого
В последнее десятилетия при определении экологического состояния водоемов все больше внимание уделяют биологическим методам. Животный...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconУправление образования и науки тамбовской области
Управление образования и науки Тамбовской области информирует, что Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина проводит...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическое исследование экологического состояния района гимназии №7 г. Балтийска Калининградской области
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области icon«Мураевинская начальная общеобразовательная школа» «Экологическое...
Практические рекомендации по улучшению экологического состояния родников (выработка правил обустройства родника)
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconДоклад тогбоу «Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина»
Караульский детский дом им. Г. В. Чичерина Инжавинского района Тамбовской области расположен в селе Карауле, что в 20 км от района...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconПрактикум исследование Экологическое состояние пришкольного участка, его реконструкция
Введение. Актуальность исследования экологического состояния пришкольного участка
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconОтчет о научно-исследовательской работе
Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconУправление сельского хозяйства тамбовской области тамбовское областное...
Аксенов А. В., Шлыкова Т. В., Кулаков А. Н.(Управление сльского хозяйства Тамбовской области), Балобаев Р. В.(Фгу ппз «Пригородный»),...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconКомплексная оценка экологического состояния микрорайона мбоу лицея №5 г. Ельца
Название оу муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5 города Ельца Липецкой области
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconИсследование эвтрофирования водоемов
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconУрок Что изучает география?
...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconИсследование и выявление экологического состояния пришкольного участка...
Роль зеленых насаждений в создании комфортных условий городской среды Омска, на примере пришкольного участка
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconМетодические рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшую...
По проведению смотра конкурса на лучшую учебно-материальную базу организаций Тамбовской области
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconРеферат: Шайдуров А. Г. Исследование и разработка некоторых графических...
Шайдуров А. Г. Исследование и разработка некоторых графических алгоритмов. Квалификационная работа на степень магистра наук по направлению...
Исследование экологического состояния некоторых водоемов Тамбова и Тамбовской области iconРабочая программа по дисциплине В. Методы и приборы экологического контроля
Дать студентам основные понятия о правовой базе в области охраны окружающей среды, привить им навыки выбора и использования приборов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск