Скачать 299.75 Kb.
|
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ На правах рукописи КРАВЧЕНКО Иван Игоревич Межрегиональное сотрудничество как элемент евроинтеграции в глобализирующемся мире Специальность: 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений и глобального развития АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Москва 2006 Работа выполнена в Центре трансатлантических исследований Дипломатической академии МИД России Научный руководитель: ЗВЕРЕВА Татьяна Вадимовна, кандидат исторических наук Официальные оппоненты: МИТРОФАНОВА Анастасия Владимировна, доктор политических наук БОРИСОВ Алексей Владимирович, кандидат политических наук Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Защита диссертации состоится “___” _______ 2006 года в ___ ч. На заседании диссертационного Совета К 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, Б. Козловский пер., 4. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России Автореферат разослан “___”________ 2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат политических наук А.Е. Тарасов Межрегиональное сотрудничество и региональная интеграция являются важнейшими элементами современного витка социальной эволюции. В общемировом масштабе они представляют собой синтез взаимодействия глобализации и регионализации. Практика межрегионального сотрудничества позволяет эффективно использовать новые возможности политической кооперации, экономического и межкультурного взаимодействия, а также обеспечивать стабильность и устойчивое развитие с учетом новых вызовов и угроз. Весьма четко это проявляется на пространстве Европейского союза (ЕС) – высокоразвитого и во многом уникального интеграционного объединения, успешно адаптирующегося к условиям глобализации и регионализации. В Европейском союзе процессы межрегионального сотрудничества достигли наиболее совершенного уровня и обрели высокоэффективное институциональное оформление. Практика активного взаимодействия между регионами единой Европы, как неотъемлемая составляющая интеграционных процессов, не только влияет на формирование современной структуры общеевропейского пространства, но и проникает в сферу международных отношений. Грань между внутренней и внешней политикой в ЕС постепенно стирается. Архитекторы единой Европы разрабатывают своеобразную единую стратегию развития внутриевропейского пространства в тесном взаимодействии с окружающими странами и регионами. Теоретическая база, методы и инструментарий межрегионального сотрудничества формируют одну из опор успешной эволюции Евросоюза в мире глобализации и регионализации. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что всестороннее изучение региональной проблематики и практики межрегионального взаимодействия как современных мировых реалий чрезвычайно важно для поддержания высокого качества научно-аналитического обеспечения российской внешней политики. С учетом ускорения процессов в современных международных отношениях и усложнения организационной структуры мирового сообщества необходимо постоянное совершенствование теоретической базы и переосмысление накопленного опыта в соответствии с новыми вызовами. В противном случае существует риск возникновения дефицита знаний и понимания внешнего мира. Это может губительно отразиться на судьбе не только отдельно взятого государства, но и всего человечества. Следует также отметить, что наука, комплексно изучающая феномен региона и трансграничное взаимодействие на региональном уровне, активно развивается. В настоящее время ни одно государство не является монополистом научной инициативы в данной сфере. Исследование практики межрегионального сотрудничества в ЕС представляется весьма важным для формирования российской внешней политики на европейском направлении. Для Российской Федерации европейский вектор – традиционное приоритетное направление внешней политики, в рамках которого отношения с ЕС имеют ключевое значение. Европейский союз рассматривается как важный экономический и политический партнер на мировой арене, в отношениях с которым Россия стремится к «развитию… интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний».1 В своем ежегодном послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 г. президент В.В. Путин особо отметил, что Евросоюз – крупнейший из российских внешнеполитических партнеров, постоянный диалог с которым «создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов»2. Общеевропейский опыт сотрудничества на региональном и местном уровне представляет закономерный интерес для России как федерации, постоянно совершенствующей механизмы взаимодействия субъектов с центром и активно развивающей международные связи своих регионов.3 Россия и Евросоюз – важнейшие партнеры в подходах к глобальным проблемам. Их объединяет общая заинтересованность в строительстве процветающей Европы без разделительных линий, способной к самостоятельным ответам на вызовы 21 века. В этом контексте Россия и ЕС разделяют важность процессов регионального сотрудничества и интеграции, а также добиваются тесного взаимодействия в работе различных международных структур и региональных организаций. Особую актуальность тематике настоящего исследования придает и тот факт, что, несмотря на тесные партнерские отношения, Россия и ЕС являются, в свою очередь, и конкурирующими интеграционными центрами на континенте. При этом межрегиональное сотрудничество – существенный элемент единой стратегии ЕС в отношении сопредельных территорий, в том числе и на постсоветском пространстве. И Россия, и Евросоюз признают, что интеграционные процессы обеих сторон должны быть совместимыми и дополнять друг друга.4 Без активного исследования региональной составляющей в ЕС и европейской практики межрегионального взаимодействия, выполнение этой важнейшей внешнеполитической задачи будет крайне сложным. Изучение региональной проблематики в рамках европейской интеграции, а также опыта межрегиональных контактов в ЕС для нашей страны важно и по той причине, что в России в настоящее время проблема баланса интересов между национальной элитой (центром) и элитами региональными не представляется до конца разрешенной. Вариант сверхцентрализации, вполне оправданный в качестве временной меры, вряд ли приемлем в долгосрочной перспективе, так как лишает политическую систему необходимой в современных условиях гибкости и при этом не придает ей дополнительной прочности. Научная новизна исследования определяется тем, что активное применение механизмов и методов межрегионального сотрудничества во внутренних структурообразующих процессах на пространстве ЕС, а также во внешнеполитической стратегии единой Европы – явление относительно новое и мало изученное. В частности, потенциал межрегионального сотрудничества как элемента внешней политики не исследован в полной мере. На базе широкого спектра источников и аналитической литературы подтверждено, что регионализация в ЕС выходит на качественно новую ступень: на общеевропейском пространстве постепенно формируется новый субнациональный уровень социальной организации - региональный. В социально-политическом устройстве Европейского союза значительно возросла роль региональных элит, что проявляется, прежде всего, в более настойчивых требованиях самоуправления и доступа на наднациональный уровень. Наряду с этим рассмотрено уникальное явление: постепенное образование и укрепление позиций общеевропейской наднациональной элиты, имеющей единые геополитические интересы и соответствующие им стратегические цели. Эта группа обеспечивает и поддерживает преемственность курса интеграции, а также содействует сонаправленному развитию национальных интересов государств-членов с наднациональными интересами единой Европы. Исследованы теории и механизмы, благодаря которым в Евросоюзе успешно решается проблема конкуренции между правящими кругами национальных государств, региональными элитами и наднациональными властными структурами. В основу решения было заложено четкое разделение сфер влияния и распределение компетенций этих групп в соответствии с реальным потенциалом власти. При этом выявляется одна из объективных причин тесного взаимодействия всех уровней власти в ЕС – новые возможности, а также проблемы, вызовы и угрозы, связанные с влиянием глобализации. Детально изучены качественно новые механизмы европейской внешней политики в отношении сопредельных территорий. Эти аспекты напрямую затрагивают чрезвычайно актуальную проблематику российско-европейских отношений. Практическая значимость работы заключается в том, что она позволяет оценить современное состояние и перспективы развития межрегионального сотрудничества как неотъемлемой составляющей европейской интеграции в условиях глобализирующегося мира. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в деятельности российских государственных структур, принимающих участие в разработке и проведении внешней политики на европейском направлении. С учетом активного воздействия механизмов и инструментария межрегионального сотрудничества на формирование внешнеполитического курса ЕС, представленный в работе детальный анализ практики трансграничного взаимодействия регионов единой Европы необходим для укрепления позиций России в диалоге с Европейским союзом. Результаты исследования могут быть полезны в работе различных ведомств, связанных с политикой административно-территориального устройства. Знание сущности рассматриваемых в работе процессов позволяет придать внутриполитическому курсу государства необходимую устойчивость в стратегическом плане и гибкость в решении тактических задач. Исследуемый в работе европейский опыт разграничения сфер влияния и компетенций национального, регионального и наднационального уровня власти может быть эффективно задействован в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Собранные в диссертации материалы могут быть использованы в учебном процессе при разработке методических пособий и спецкурсов по проблематике европейской интеграции, внутренней и внешней политике Евросоюза, а также российско-европейским отношениям. Объектом исследования выступает Европейский союз как интеграционная структура, предмет исследования – региональная составляющая европейской интеграции, в рамках которой процессы межрегионального взаимодействия оказывают влияние на формирование как структуры внутриевропейского пространства, так и внешнеполитической стратегии единой Европы. Цель исследования – анализ политических и социо-культурных аспектов региональной составляющей европейской интеграции на пространстве Евросоюза, существенной компонентой которой на современном этапе является проблематика межрегионального трансграничного сотрудничества. Развитие тесного взаимодействия между регионами стран-членов ЕС рассматривается как неотъемлемая часть процессов формирования единой Европы в условиях глобализации и регионализации, оказывающая непосредственное влияние на эволюцию интеграционного объединения. Руководствуясь этим, поставлены следующие исследовательские задачи: - определить место регионов и роль их взаимодействия в становлении социально-политической архитектуры единой Европы и более широком контексте европейской интеграции. Охарактеризовать современное состояние и институциональное оформление процессов межрегионального сотрудничества в Европе; - рассмотреть применение механизмов и методов межрегионального сотрудничества в ЕС в контексте ряда современных проблем, с которыми сталкивается Евросоюз в условиях глобализации; - исследовать практику использования теоретических основ, механизмов и инструментария трансграничного межрегионального сотрудничества во внешнеполитической стратегии единой Европы; - с учетом особой значимости отношений России и Европейского союза, дать оценку значимости межрегионального трансграничного сотрудничества, а также всех вышеперечисленных сопутствующих процессов в контексте национальных интересов Российской Федерации. Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет системный подход, активно применяемый при исследовании проблематики международных отношений. На его базе проработаны официальные документы, сообщения СМИ и научная литература. Рассмотрение Европейского союза как системы с несколькими уровнями социально-политической организации позволяет наиболее полно понять его внутреннюю структуру, современную расстановку центров влияния, а также более детально проанализировать ряд внешнеполитических механизмов, играющих существенную роль в позиционировании Евросоюза на мировой арене. Источниковая база настоящего исследования представлена широким спектром документов и информационных материалов. Основу составляют официальные документы органов управления Европейского Союза.5 Используются материалы договорно-правовой базы, к которой следует также отнести стратегии и концепции6. Задействованы документы Комиссии Европейских сообществ7 (далее КЕС или Еврокомиссия), в которых изложены позиции наднациональной правящей элиты Евросоюза по политическим, экономическим и культурным вопросам общеевропейского характера. Общая задача подобных документов – способствовать совместимости деятельности руководства государств-членов ЕС и региональных властей с единым интеграционным курсом. Представлен ряд документов Комитета регионов8, содержащих рекомендации и предложения по вопросам региональной политики. Основное внимание в них уделяется субнациональным аспектам общеевропейских процессов. Мнение Комитета регионов отражает общие позиции и совместные действия региональных властей по насущным проблемам. Используются тексты выступлений европейских политиков, где в сжатом виде излагаются ключевые моменты актуальных вопросов и действий по решению приоритетных задач. В качестве источников представлен ряд официальных российских документов по различным аспектам сотрудничества с Евросоюзом. В частности здесь следует особо отметить выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина, выступления и заявления Министра иностранных дел С.В. Лаврова и руководства МИД России. Эти документальные материалы опубликованы в ежегодных сборниках «Внешняя политика России», и журнале «Дипломатический вестник»9. Ряд информационных материалов также доступен на Интернет-сайте МИД России.10 Обширная информация по динамике интеграционных процессов, а также подробное освещение крупных политических событий представлены в новостных сводках BBC News11. В частности, весьма подробно отслеживался процесс принятия Европейской Конституции. Этот документ призван был законодательно закрепить качественно новую структуру единой Европы, определить границы полномочий регионального и наднационального уровней управления. Использованы также статьи в российских и зарубежных аналитических изданиях: «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь», «Современная Европа», «Россия в глобальной политике» и «Foreign Affairs». В рамках исследования проведен анализ информации в прессе, в частности стоит упомянуть такие периодические издания как «Независимая газета», «Коммерсант», «Российская газета», «The Economist», «The International Herald Tribune», «Newsweek», «Time» и «Der Spiegel». В диссертации также задействованы аналитические обзоры исследовательских организаций при европейских институтах. Особо стоит отметить Центр по вопросам европейских реформ (Centre for European Reform)12, в рамках которого изучаются, помимо прочего, вопросы европейской внешней политики и взаимодействия с сопредельными странами. |
Программа мероприятий V российско-азербайджанского форума «Межрегиональное... ... | Американо-кубинские отношения в глобализирующемся мире (2000-2007 гг.) Работа выполнена в Центре мировой экономики и глобальных проблем Дипломатической академии мид россии | ||
Исполнительный комитет межрегиональное и приграничное сотрудничество... Настоящая информационно-аналитическая записка подготовлена Департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ... | Программа «сотрудничество» Гродно 2014 2015 введение программа «Сотрудничество» Программа «Сотрудничество» ориентирована на взаимодействие областных и региональных учреждений дополнительного образования детей... | ||
Пояснительная записка в современном мире право на образование рассматривается... Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юнеско рекомендует рассматривать право... | План. Введение. I основная часть. История создания ООН а Лига Наций... В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации... | ||
Валютные отношения как элемент приграничной торговли России и кнр Валютные отношения как элемент приграничной торговли России и кнр токаева Ирина Руслановна | Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество | ||
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество | Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество 43 | ||
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество | Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество | Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество | ||
Отчет по результатам самообследования отдельной профессиональной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество | Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной... Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество |