Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования





НазваниеОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования
страница1/28
Дата публикации12.11.2014
Размер2.74 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Право > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА


 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета права

председатель Ученого совета

_____________________ А.А. Иванов

«24» сентября 2013 г. протокол № 76
ОТЧЕТ

по результатам самообследования


основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

направления подготовки 030900.68 «Юриспруденция»,
второй уровень высшего образования


Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от 28.03.2013г. № 6.18.1-01/2803-07

Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ



отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2. Организация учебно-воспитательного процесса

3. Организация методической и научно-методической работы

4. Организация научно-исследовательской работы

5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

6. Материально-техническая база

7. Информация по устранению недостатков по реализации ООП ВПО, отмеченных в ходе комплексной оценки деятельности вуза

8. Общие выводы и рекомендации

9. Приложения

ОТЧЕТ

о результатах самообследования
направления подготовки
030900.68 «Юриспруденция»,

На основании приказа ректора от 28.03.2013г. № 6.18.1-01/2803-07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов» комиссия под председательством Салыгина Е. Н., декана факультета права

в составе:

Прокудиной Л. А., заместителя декана по науке

Исакова В. Б. , заведующего кафедрой теории права и сравнительного правоведения

Олейник О. М. ,Заведующий кафедрой предпринимательского права

Морщаковой Т.Г., заведующего кафедрой судебной власти и организации правосудия

Орловского Ю. П., заведующего кафедрой трудового права

Краснова М. А. , заведующего кафедрой конституционного и муниципального права

Козырина А. Н., заведующего кафедрой финансового права

Ерпылёвой Н. Ю., заведующего кафедрой международного частного права

Пановой И. В., заведующего кафедрой административного права

Иванова А. А. , заведующего кафедрой гражданского права

Юмашева Ю. М., заведующего кафедрой международного права

Арзамасова Ю. Г., зам. заведующего кафедрой теории права и сравнительного правоведения

Дроздова И. А., зам. заведующего кафедрой гражданского права

Шаблинского И.Г. , зам. заведующего кафедрой конституционного и муниципального права

Русиновой В. Н., зам. заведующего кафедрой международного права

Трошкиной Т. Н., зам. заведующего кафедрой финансового права

Дроновой А. В., директора департамента международного права и сотрудничества министерства юстиции РФ

Гольцблат А.А., управляющего партнера Goltsblat BLP ,

Меркуловой Л. В.,, начальника отдела магистратуры
рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» и определила следующее.
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Подготовка магистров по направлению 030500.68 «Юриспруденция» ведётся на факультете права НИУ ВШЭ с 2009г. на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 (в ред. от 24.04.2008г.), Федерального закона от 22.08.1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред.от 15.07.2008г.).Подготовка магистров ведется на факультете в соответствии с:

1.1. Лицензией серия АА № 001480 (регистрационный номер 1473) от 12 мая 2009г. Федеральной службы по надзору в сфере образования, а также Приложением № 1 к указанной лицензии. приказ

1.2. Качество подготовки юристов подтверждено:

- Свидетельством о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации НИУ ВШЭ рег. № 0203 от 13.09.2012 г. Действует до 25.05.2014г.

- Свидетельством о профессионально-общественной: аккредитации, проведенной Ассоциацией юристов России (№ 8 от 10.10.2011, http://pravo.hse.ru/news/44241076.html).

1.3. Факультет права руководствуется следующей нормативной и организационно-распорядительной документацией по организации и ведению учебной, методической и научной работы:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- Указом Президента РФ от 09.09.2008 г. № 1332 (ред. от 19.03.2013 г.) «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования»;

- Указом Президента РФ от 26.05.2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 г. № 1177-р

- Уставом НИУ ВШЭ;

- Программой развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», на 2009-2018 годы, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. № 677;

- Положением о факультете права НИУ ВШЭ, утверждено Ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 26.12.2003 г. № 15);

- Правилами внутреннего распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 21.12.2012 г. № 42,

- Положением об организации международной академической мобильности студентов Государственного университета – Высшей школы экономики, Утверждено ученым советом протокол от 08.10.2010 г. № 16;

- Регламентом использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики, Утверждено ученым советом протокол от 20.03.2009 г. № 56;

- Положением о порядке восстановления студентов и допуска к учебному процессу в связи с выходом из академического отпуска, Утверждено ученым советом протокол от 30.11.2012 г. № 41;

- Положением о Европейском приложении к диплому Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о высшем профессиональном образовании, Утверждено ученым советом протокол от 01.03.2013 № 44;

- Приказом ректора «О введении в действие электронной зачетной книжки студента (слушателя) НИУ ВШЭ, утверждении формы академической справки, формы справки об успеваемости и Порядка заполнения и выдачи академических справок установленного НИУ ВШЭ образца», от 22.01.2013 г. № 6.18.1-01/2201-02;

- Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 30.03.2012 г. № 34;

- Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011 г. № 23;

- Положением об организации контроля знаний, Утверждено ученым советом протокол от 21.12.2012 г. № 42;

- Положением о курсовой работе/курсовом проекте студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011 г. № 23;

- Порядком перехода студентов с платного обучения на бесплатное, Утверждено ученым советом протокол от 21.12.2012 г. № 42;

- Положением об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011 г. № 23;

- Приказом ректора «О введении регламента организации учебной дисциплины, не входящей в рабочий учебный план» от 16.11.2010 г. № 31.1-04/829;

- Регламентом планирования и организации дисциплин по выбору и факультативов, Утверждено ученым советом протокол от 24.06.2011 г. № 26;

- Положением о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов, Утверждено ученым советом протокол от 29.04.2011 г. № 24;

- Положением об учебных планах, Утверждено ученым советом протокол от 24.06.2011 г. № 26;

- Приказом ректора О введении в действие правил разработки и реализации магистерских программ ГУ-ВШЭ, 25.04.2008 г. № 31-04/321; 

- Приказом ректора О введении в действие регламента разработки, согласования и утверждения программ учебных дисциплин, от 13.05.2013 г. № 6.18.1-01/1305-03;

- Регламентом рассмотрения заявлений студентов о переводе на факультет права, Утверждено решением ученого совета факультета права ДАТА

- Порядком принятия решений о финансировании академической мобильности работников, аспирантов и студентов факультета и входящих в него структурных подразделений за счет средств бюджета факультета Утверждено решением ученого совета факультета права от 30.09.2011 г. протокол № 27;

- иными приказами ректора НИУ ВШЭ и распорядительными актами декана факультета права НИУ ВШЭ, иными локальными актами НИУ ВШЭ в соответствии с п.1.13 Устава НИУ ВШЭ и п.5 раздела VIII Положения о факультете ГУ-ВШЭ.
1.4. Выводы и рекомендации.

Нормативная и организационно-распорядительная документация факультета права соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Уставу НИУ ВШЭ, а также иной нормативной документации университета.

Организация управления содержанием и качеством подготовки магистров на факультете права соответствует Постановлению Правительства РФ от 23 декабря 2010 г. «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1613-р (об университетах, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет"), Уставу федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», принятому 23 декабря 2010 г. и Программе развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», на 2009 - 2018 годы, с учетом изменений, принимаемых на конференциях научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся НИУ ВШЭ.

2. Организация учебно-воспитательного процесса

    1. Структура подготовки Изменение структуры подготовки магистров за 2008-2013 годы1. Динамика приёма по формам обучения. Соотношение между приемом на бюджетной основе и приемом на договорных условиях с частичным или полным возмещением затрат (Приложение 1).

С 2009 году на факультете права были открыты две магистерские программы, где обучалось 45 студентов (данные на 01.01.2010г.); по состоянию на 01.09.2013г. на факультете права обучается 262 студентов на 8 магистерских программах по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» очной формы обучения.


План приема на бюджет - 15 человек на 1 магистерскую программу.

Удельный вес студентов, обучающихся на договорной основе – 9,5%.

Средний уровень конкурса по заявлениям в магистратуру 2 человека на место. Значительно расширился спектр магистерских программ. В 2009-2010 учебном году были только программы «Публичное право» и «Корпоративный юрист» по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция», в 2010-2011 учебном году были открыты еще две магистерские программы: «Правовая информатика» и «Финансовое, налоговое и таможенное право», в 2011-2012 учебном году открываются еще три магистерские программы «История, теория и философия права», «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности» и «Правовое обеспечение управления персоналом» , в 2015 -2014 учебном году — программа «Исламское право». В настоящий момент ведется подготовка по 8 магистерским программам, как теоретической, так и практической направленности, готовятся еще 2 магистерские программы: Международное экономическое право и Административная юстиция.

Для информирования абитуриентов проводятся как общеуниверситетские, так и факультетские (минимум 2 раза в год) дни открытых дверей. Факультет участвует в проведении многопрофильной олимпиады НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов, по результатам которой победители и призеры имеют право поступать вне конкурса.

Ежегодно проводятся тематические зимние школы по юриспруденции.
2.2. Структура освоения основной образовательной программы, срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы.

Подготовка по направлению 030900.68 «Юриспруденция» ведется по оригинальному стандарту, разработанному факультетом и утвержденным решением Ученого совета НИУ ВШЭ 02.07.2010, протокол № 15.

Структура освоения основной образовательной программы

ООП состоит из следующих учебных циклов:

- цикл программ направления, общей трудоемкостью 8-12ЗЕ;

- профессиональный цикл, общей трудоемкостью 48ЗЕ;

и разделов:

- практики и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация

В магистерских программах «Правовая информатика», «История, теория и философия права», «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности», «Финансовое, налоговое и таможенное право», «Публичное право», «Правовое обеспечение управления персоналом» дополнительно предусмотрен адаптационный цикл (для студентов, имеющих непрофильное юридическое образование).

Профессиональный цикл содержит не только базовые (общепрофессиональные) дисциплины, но и дисциплины по выбору (от 18 ЗЕ до 32 ЗЕ). Дисциплины вариативной части составляют от 57% до 67% от всего объема дисциплин программы.
Программы учебных дисциплин (ПУД) по ООП содержат критерии оценивания формируемых дисциплиной знаний, умений, навыков и компетенциями, в целом формируемыми соответствующей магистерской программой.

Программы учебных дисциплин размещены на страницах кафедр.

Результаты отражены в таблице (Приложение 2б).

Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы

Нормативный срок освоения основной образовательной программы — 2 года трудоемкость — 120 ЗЕ. Программа реализуется только в очной форме обучения, трудоемкость за учебный год — 60 ЗЕ. 1ЗЕ равна 36 часам.

Трудоемкость по разделам и учебным циклам сведена в таблицу (Приложение 3б).

- Общая трудоемкость каждой дисциплины основной образовательной программы, указанная в плане, соответствует расписанию занятий.

- Объем факультативных дисциплин (при из наличии в плана ООП) за весь период обучения у каждого из студентов – не более 10 ЗЕ.

    1. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.

Выполнение требований к условиям реализации ООП сведены в таблицу (Приложение 4б).

Расписание занятий по специальности 030900.68 «Юриспруденция» соответствует содержанию и параметрам учебного плана по каждому модулю: перечень дисциплин; объём лекционных, семинарских и практических занятий; объём самостоятельной работы, количество курсовых работ; экзаменов, зачётов.

Обязательные дисциплины базовой (обязательной) части, указанные в учебном плане соответствующей магистерской программы, присутствуют в расписании занятий;

При составлении расписания учитываются возможности организации учебного процесса для преподавателей с учётом их научных и методических интересов, а для практикующих юристов – возможности совмещать практику и преподавание. Расписание полностью соответствует утвержденным рабочим учебным планам как по объему запланированной аудиторной нагрузки, видам текущего и итогового контроля, так и в содержательной части (наличие учебных дисциплин в РУПах соответствует расписанию).

Ряд студентов обучается по индивидуальным учебным планам, что дает возможность строить свою образовательную траекторию в соответствии со своими устремлениями, научными и образовательными целями.

Самостоятельная работа студентов состоит из домашних заданий, написания эссе, рефератов, подготовке к семинарских занятиям. В программе соответствующей дисциплины обязательно запланированы формы промежуточного контроля, даны методические рекомендации по их выполнению.

Качество организации практической подготовки (практики) магистров:

Практика магистров состоит из двух частей: научно-исследовательской и педагогической и проходит на соответствующих кафедрах, или лабораториях факультета права. Продолжительность практики – 4 недели. По результатам прохождения практики составляется отчет, итоговая оценка – зачет. Базы практик бакалавров сведены в таблицу (Приложение 5).

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям:

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с - Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 30.03.2012 № 34; Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Утверждено ученым советом протокол от 25.03.2011№ 23; приказом ректора НИУ ВШЭ «О подготовке и проведении итоговой государственной аттестации выпускников», приказами, утверждающими тему ВКР, научных руководителей, консультантов и рецензентов, графиком проведения итоговой государственной аттестации студентов факультета права, приказами проректора, утверждающими состав комиссий по проведению ИГА, иной распорядительной документацией.

Итоговая государственная аттестация магистров состоит из итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки магистров и защиты ВКР в виде магистерской диссертации.

По каждой программе подготовки магистров разработаны программы итогового государственного экзамена, каждая из которых была утверждена Ученым советом факультета. Программы размещены на сайтах кафедр, реализующих соответствующую магистерскую программу. В программе содержатся примерный перечень вопросов, критерии оценивания ответа, методические рекомендации для подготовки. Содержательно программы ИГА соответствуют ОС НИУ ВШЭ по направлению. 030900.68 «Юриспруденция».

Билеты были подготовлены кафедрами на основании ОС НИУ ВШЭ подготовки юриста. Отраженные в них темы охватывали полный курс дисциплины. Так же применялась письменная форма (заполнение тестов) в качестве одного из этапов экзамена (в частности, по программам Корпоративный юрист, Финансовое, налоговое и таможенное право).

В зависимости от магистерской программы в билете содержится 2 или 3 вопроса.

Председатели экзаменационных комиссий отмечают достаточно высокий уровень подготовленности при сдаче государственных экзаменов. Уровень знаний показывает возможность как продолжения научной деятельности выпускников, так и их достаточную подготовленность к ведению практической деятельности юриста.

Тематика ВКР подбирается в соответствии с современными проблемами права, значительное внимание уделялось новейшим коллизиям в праве, вызванным принятием новых нормативных актов, постановлений высших судов, изменениями международных отношений и международного права. Большое внимание уделено исследованиям правового регулирования экономически ориентированных отраслей.

Следует отметить, что критерий актуальности и новизны стал основным в выборе студентами тем при подготовке ВКР.

Результаты защиты дипломной работы определялись на основе оценок:

  • научного руководителя за качество работы, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к ВКР соответствующего уровня;

  • рецензента за работу в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;

  • членов ГАК за содержание работы, ее защиту, включая доклад, ответы на замечания рецензента.

Основными критериями оценки дипломной являются:

  • глубина анализа, умение разобраться в затронутых вопросах;

  • самостоятельность, творческий подход к рассматриваемой проблеме;

  • использование новейшего нормативного и доктринального материала;

  • полнота решения всех тех задач, которые автор поставил перед собой в работе;

  • грамотность, логичность, ясность и доступность в изложении материала;

  • безупречное качество оформления работы.


Абсолютное большинство работ отличаются актуальностью, очевидной новизной, практической значимостью сделанных выводов; использованием общетеоретической и специальной научной литературы, в т.ч. иностранной; анализом нормативных правовых актов и судебной практики.

Наиболее яркие диссертационные исследования рекомендуются:

  • продолжить исследование

  • к публикации

  • в качестве основы для кандидатской диссертации


2.4. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе:
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности сотрудников кафедр факультета права является методическое обеспечение учебного процесса. При планировании учебно-методической работы приоритетной задачей является подготовка учебных пособий по всем читаемым кафедрами учебным курсам. К настоящему времени эта задача по ряду кафедр выполнена: например, по каждому учебному курсу, читаемому по кафедре финансового права, студенты получают подготовленное преподавателями кафедры учебно-методическое пособие. По "крупным" курсам (финансовое право, налоговое право, таможенное право, бюджетное право) наряду с учебными пособиями изданы практикумы2.

Более активному вовлечению подготовленных на кафедре финансового права учебно-методических изданий в образовательный процесс способствует их размещение в справочно-правовых системах3. Успешной представляется также практика размещения учебных пособий и иных учебно-методических материалов на специальных учебных дисках "Высшая школа", выпускаемых СПС "КонсультантПлюс". Большинство учебных пособий размещено на таких дисках. С 2012 года кафедрой издается серия учебно-методических пособий "Библиотечка финансового права"4. Представленные в этой серии издания помогают студентам в организации их самостоятельной работы: содержат конспективное изложение наиболее сложных тем, схемы, помогающие усвоению выносимых на самостоятельное изучение вопросов, тесты, задания для самоконтроля и т.д. В подготовке таких учебно-методических пособий участвуют студенты и аспиранты, исследующие соответствующие проблемы в рамках научно-исследовательских групп5, а также участвующие в проекте "Учебные ассистенты".

При поддержке Института публично-правовых исследований издается серия "Магистерские учебники"6.

Кафедра не только готовит учебно-методические комплексы по курсам, уже включенным в учебные планы ВШЭ, но и разрабатывает программы новых учебных дисциплин7. Оригинальные программы, подготовленные на кафедре, отмечаются на ежегодных конкурсах, проводимых Фондом образовательных инноваций8.

В своей педагогической деятельности сотрудники не только кафедры финансового права активно применяют оригинальные образовательные методики: проведение деловых игр9, ситуационных семинаров, учебных визитов10, учебных экскурсий11, тренингов, "библиотечных занятий" по изучению информационных ресурсов финансового права12 и т.д.

Широко применяются современные образовательные технологии: технологии модульного и проблемного обучения, самопрезентации и подготовки магистрантами портфолио исследователя13. В педагогическую практику последовательно внедряются дистанционные технологии. На протяжении трех лет при методическом кабинете кафедры действуют дистанционные подготовительные курсы, директором которых является Ю.В. Гинзбург14.

Особого упоминания заслуживает Learning Management System (LMS) - информационная образовательная интернет-среда, которая, без преувеличения, произвела переворот в образовательных технологиях в ВШЭ. Многие преподаватели факультета завершили программу краткосрочного повышения квалификации "Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront". Научившись работать в LMS, они в своей педагогической практике успешно осваивают ее уникальные возможности15.

И еще об одном проекте Высшей школы экономики нельзя не упомянуть, характеризуя учебно-методическую работу на факультете права. Фонд образовательных инноваций ВШЭ вот уже несколько лет проводит конкурс "Учебные ассистенты". Преподаватели делятся своим педагогическим опытом со студентами - учебными ассистентами, знакомят их с особенностями преподавательской работы в ВШЭ, а учебные ассистенты помогают преподавателям в организации учебного процесса, методическом сопровождении учебных курсов, "разгружают" их, высвобождая время для научных исследований16.

Организационным центром методической работы на ряде кафедр является кафедральные методические кабинеты.

Сотрудники методического кабинета осуществляют координацию методической работы на кафедре, обобщают и распространяют лучшие учебно-методические практики, оказывают методическую помощь студентам и преподавателям кафедры в рамках проводимых ими исследований.

В методических кабинетах создан и постоянно пополняется фонд учебно-методической литературы. Сотрудники методического кабинета помогают преподавателям формировать учебно-методические комплексы по учебным курсам. Особое направление деятельности методического кабинета - формирование фонда контрольно-измерительных материалов. Сотрудники проводят мониторинг тематического фонда контрольных работ, рефератов, домашних заданий, курсовых и выпускных квалификационных работ. Они консультируют также студентов по методическому сопровождению письменных форм контроля, помогают им в организации самостоятельной работы.

Благодаря информационной поддержке, предоставляемой "КонсультантПлюс", «Гарант», «Кодекс» студенты, и все сотрудники факультета имеют доступ к уникальным информационно-аналитическим и правовым ресурсам, необходимым для педагогической деятельности, а также индивидуальной и коллективной исследовательской работы.

В организации учебно-методической работы большую помощь кафедрам оказывает библиотека НИУ ВШЭ, оперативно закупающая необходимую учебную литературу, предоставляющая сотрудникам кафедры, аспирантам и студентам уникальные возможности по доступу к электронным библиотечным ресурсам: базам данных научного цитирования ISI Web of Knowledge и Scopus, зарубежных диссертаций (с полными текстами), богатой коллекции англоязычных и отечественных электронных книг, зарубежной периодики, отечественных газет и журналов, изданиям и статистическим ресурсам Всемирного банка, ОЭСР, МВФ и т.д.

На кафедральных методических семинарах происходит оживленный обмен опытом: преподаватели стремятся сделать обучение и исследовательскую работу интересными для студентов и максимально продуктивными. Насколько им это удается, можно судить по результатам ежегодно проводимого в университете конкурса на звание лучшего преподавателя года. Каждый год преподаватели факультета права находят свои фамилии в списках лучших преподавателей Высшей школы экономики, формируемых по результатам голосования студентов. Например, в юбилейном для кафедры финансового права году сразу четыре сотрудника кафедры стали победителями в этом конкурсе педагогического мастерства: А.Н. Козырин, Д.В. Корф, Т.Н. Трошкина и А.А. Ялбулганов были названы лучшими преподавателями Высшей школы экономики 2012 года в номинации "Юриспруденция".
2.5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы. Соответствие ООП ВПО и учебно-методической документации требованиям ФГОС/ОС НИУ ВШЭ: обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.

Учебно-методическое обеспечение каждой из 8 магистерских программ состоит из комплекта следующих документов:

- концептуальной пояснительной записки, определяющей цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- образовательного стандарта НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция»;

- учебного плана на весь срок обучения - БУП;

- учебных планов текущего учебного года- РУПы;

- совокупности рабочих учебных программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

- материалов, устанавливающих содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (критерии оценивания, порядок формирования итоговой оценки по дисциплине, примерный перечень вопросов по промежуточной/итоговой аттестации, виды текущего контроля и примерный перечень заданий к ним) содержатся в УМК. Ознакомится с ними можно на кафедрах, кроме того они размещены в базе дисциплин на сайте.

Периодичность обновления программ по всем дисциплинам, в том числе и программам практик - ежегодно, базовые учебники, указанные в программах не старше 5 лет.

Фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине, комплекты образцов экзаменационных билетов; хранятся на кафедрах.

В подготовке студентов не последнюю роль играют компьютерный класс и методические кабинеты, существующие на факультете. Кабинеты оборудованы персональными компьютерами, подключенными к правовой системе «Консультант Плюс», а также электронной базе библиотеки НИУ ВШЭ, что позволяет студентам знакомиться с теоретическими и практическими материалами, статьями в зарубежных научно-практических журналах, например, База данных NATLEX, JStore, ProQuest и другие в режиме реального времени. Это позволяет им более успешно и эффективно следить за изменениями в правовой среде не только в России, но и за рубежом, успешно анализировать изменения и вырабатывать свой взгляд на тенденции развития законодательства.

По многим учебным курсам, читаемым на факультете, чтение лекций сопровождается демонстрацией презентаций, включающие схематическое изложение текстов нормативных правовых актов, судебной практики и доктрины по соответствующим темам. При этом используются мультимедийные проекторы, установленные в основных лекционных аудиториях. Это помогает систематизировать излагаемый материал. Презентации наглядно представляют сложный юридический материал (в частности, соотношение нормативного текста и его толкования) и тем самым способствуют его усвоению студентами.

Многие преподаватели факультета организовали общение со студентами с использованием сети Интернет для разъяснения вопросов, возникающих у студентов при самостоятельной работе.

Использование студентами доступа по сети Интернет к ресурсам отечественных и зарубежных библиотек при подготовке письменных работ на некоторых кафедрах (например, на кафедре предпринимательского права) поощряется повышением оценок.

За 2011-2013 годы созданы тесты по базовым профессиональным учебным дисциплинам магистратуры, таким как сравнительное правоведение, финансовое право, др.

Перечень специального программного обеспечения, используемого в учебном процессе:

  • система «Антиплагиат»,

  • LMS,

  • Cправочно-правовые базы данных: «Консультант+», «Гарант», «Кодекс», Infotrak One File, ProQuest, Science direct, Jstore, База данных NATLEX, Экспертная юридическая система «Lexpro».

В организации учебного процесса:

  • Система АСАВ (сопровождение учебного процесса от поступления до выпуска)

  • Система ИсПро (база договоров со студентами, обучающимися на договорной основе)

  • Система СДОУ (электронного документооборота)

Все компьютеры оснащены стандартным системным обеспечением и выходом в Internet. Кроме этого, работает Wi-Fi сеть.

Интернет представляет собой неотъемлемое средство организации учебного процесса на факультете права. Факультет обеспечен высокоскоростным доступом к сети Интернет. Возможность доступа к сети Интернет имеет каждая кафедра, каждый кабинет. В здании факультета имеется беспроводная открытая сеть WI-FI. На факультете организована работа компьютерных классов, оснащенных компьютерами, подключенными к Интернету. Доступом к сети Интернет оснащен и читальный зал. Кроме того, Интернетом можно пользоваться в учебных аудиториях. Интернет используется сотрудниками учебной части факультета права, сотрудниками и преподавателями кафедр и лабораторий, и, разумеется, студентами и аспирантами факультета.

Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ. Одним из важнейших направлений использования Интернета является обеспечение доступа к электронным библиотечным ресурсам. В НИУ ВШЭ оформлена подписка и оплачен доступ к различным онлайновым информационным источникам, которые включают в себя базы данных зарубежной периодики, базы данных отечественных газет и журналов, базу данных зарубежных диссертаций, индексы научного цитирования, издания и статистические ресурсы, коллекции книг, а также отечественные и зарубежные словари и энциклопедии. Возможность доступа к перечисленным ресурсам с помощью Интернета в высокой степени облегчает поиск научной информации, выводя научную, исследовательскую работу как студентов, так и преподавателей на новый уровень. Такие ресурсы предоставляют возможность знакомиться с последними научными публикациями и получать свежие новости из газет.

Служебный сайт факультета. Факультет права представлен в сети Интернет в форме служебного сайта (http://pravo.hse.ru), на котором размещается информация о руководстве и структурных подразделениях факультета, работе Ученого совета факультета права, существующих направлениях подготовки в т.ч. магистерских программах, аспирантуре, учебных планах и расписании, работе студенческих организаций. Через служебный сайт факультета студенты узнают о новостях работы факультета в целом, и кафедр в частности. Имеется форум декана факультета. Редактирование сайта осуществляется на постоянной основе.

Рабочие порталы кафедр. Кафедры факультета права имеют собственные рабочие порталы, на которых, как правило, представлена информация о преподавателях, дисциплинах, кафедральных мероприятиях и проектах. С помощью рабочих порталов преподаватели могут направлять студентам материалы для подготовки к занятиям, в том числе научные публикации, планы занятий, информировать об академических задолженностях и отработках. Также собственные странички в Интернете имеют многие преподаватели, что позволяет проявить индивидуальный подход к организации образовательного процесса.

Система документационного обеспечения управления. Факультет права подключен к информационной системе документационного обеспечения управления (СДОУ), которая предназначена для решения следующих задач: документирования принимаемых организационных, плановых и административных управленческих решений; документационного обеспечения управления (ДОУ); получения, фильтрации и распределения потоков внешней и внутренней информации руководителям и исполнителям подразделений в соответствии с их полномочиями; контроля их исполнения, анализа качества и сроков исполнения; организации хранения, поиска документов и выдачи документов, необходимых для выполнения функций управления или деловых процессов и процедур.

Пакет «Антиплагиат. ВУЗ». Факультет права использует пакет «Антиплагиат. ВУЗ» - Интернет-сервис для вузов, предназначенный для оценки степени самостоятельности письменных работ учащихся. Преподаватель вместе со студенческой работой получает подробный отчёт с выделением всех скопированных частей, указанием источников цитирования и процента заимствованного текста. Студенты вузов, использующих пакет, получат стимул для творческой деятельности при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ. Система позволяет проверять тексты на наличие в них заимствований, сверяя работу с двумя группами источников: Интернет и собственная коллекция НИУ ВШЭ.

Система «Абитуриент – Студент – Аспирант – Выпускник». Для учета контингента обучающихся на факультете права, начиная с их участия во вступительных испытаниях и заканчивая мониторингом карьеры выпускников, используется учетно-аналитическая система «Абитуриент – Студент – Аспирант – Выпускник» (далее – Система), разработанная ООО «Мельница технологий» по заказу НИУ ВШЭ. В Системе может быть реализован учет обучения, как по программам подготовки специалистов, так и по программам подготовки бакалавров и магистров, а также учет обучения в аспирантуре по различным формам.

Панель инструментов «Учебный план». Учебная часть факультета права с помощью системы АСАВ организует работу с учебными планами, которая ведется в специальной области, расположенной на служебном сайте факультета.

Корпоративная почта. Сотрудники факультета права имеют возможность завести собственный корпоративный почтовый ящик, используя его в том числе для общения со студентами по вопросам учебного процесса: консультирование, проверка письменных работ, рассылка заданий.

Система LMS позволяет не только общаться преподавателю и студентам, но и контролировать со стороны преподавателя активность студентов при изучении его дисциплины, обсуждать в интерактивной форме наиболее трудные вопросы, вести журнал оценок. С 2012 года в системе LMS ведется и зачетная книжка студента. Там же можно помещать и материалы дисциплины — от программы и примерных вопросов к промежуточному, текущему и итоговому контролю, до авторского учебника и презентаций лекций.

Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы учебно-методической документацией соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ:

Требования к образовательным результатам (компетенциям), указанным в ПУД соответствует ОС НИУ ВШЭ.
2.6. Достаточность и современность учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин в качестве основной (обязательной); наличие в библиотечном фонде достаточного количества основной и дополнительной (рекомендуемой) учебно-методической литературы; наличие и уровень программно-информационного обеспечения учебного процесса по циклам дисциплин учебного плана.

Учебный процесс в полной мере обеспечен современной учебной и учебно-методической литературой. Студенты пользуются фондами библиотеки НИУ ВШЭ, включая учебный и научный абонемент, читальными залами во всех учебных корпусах университета. На факультете права есть свой читальный зал, обеспеченный необходимой периодикой, основной литературой, компьютерами с выходом в Интернет и местами для подключения ноутбуков к Интернету. В корпусе есть Wi-Fi сеть, работает электронная библиотека. (http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm ).

При кафедрах финансового права, уголовного права, предпринимательского права, трудового права, международного частного права функционируют учебно-методические кабинеты, которые работают в режиме читального зала по удобному для студентов и преподавателей графику, утвержденному деканом факультета в соответствии с Трудовым кодексом РФ (при кафедрах предпринимательского, уголовного, финансового права и др.).

Целью создания учебно-методических кабинетов является обеспечение научного и учебного процессов научной, учебной и методической литературой, определение потребности в ее приобретении, и планов издания, координация издательской деятельности, совершенствование подготовки научных и педагогических кадров и повышения их квалификации.

Основной задачей учебно-методического кабинета является организация и координация:

  • выполнения научных исследований по направлениям деятельности кафедры;

  • разработок методических и научных проблем, связанных с совершенствованием учебного процесса по дисциплинам, читаемым ППС кафедры;

  • связи научных исследований с учебно-воспитательным процессом путем широкого привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к научно-исследовательской работе и активного использования результатов исследования в учебном процессе.

Например, на кафедре предпринимательского права в методическом кабинете создана выставка книг «Классика российской цивилистики». Студенты и преподаватели могут в удобное для них время ознакомиться и поработать с книгами (56 томов). В кабинете есть периодические издания журналов и книг, содержащие статьи преподавателей кафедры, с которыми студенты и преподаватели также могут ознакомиться, и взять через абонемент для подготовки по спецкурсам кафедры. Методический кабинет кафедры предпринимательского права организует научно-исследовательские конференции студентов.

Заведующая методическим кабинетом кафедры предпринимательского права аккумулирует инновационные методики обучения; участвует в разработке и тиражирует современные технологии обучения. В частности в методическом кабинете организовано обсуждение слайдов лекций по Российскому предпринимательскому праву (I-ой части). Создан банк данных слайдов.

В методическом кабинете студенты могут получить все необходимые методические материалы по дисциплинам, преподаваемым на кафедре, а также, воспользоваться компьютерами, принтерами, Интернетом. Методический кабинет оказывает помощь в создании и тиражировании методических материалов к проведению занятий и консультаций. В методическом кабинете систематизированы лучшие письменные работы студентов

 В библиотечном фонде имеется достаточное количество основной литературы, что подтверждается Приложением № 6.
2.7. Обеспечение реализуемой основной образовательной программы научно-педагогическими кадрами: оценка кадрового обеспечения по циклам дисциплин на соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин; доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание; процент штатных преподавателей по образовательной программе, принимающих участие в научной и/или научно-методической, творческой деятельности.

На факультете права создан уникальный преподавательский состав. Многие преподаватели являются знаковыми фигурами в юридическом сообществе Так, кафедру гражданского права возглавляет Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, проф. А.А.Иванов, кафедрой судебной власти и организации правосудия руководит заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в отставке д.ю.н., проф. Т.Г.Морщакова; кафедру конституционного и муниципального права возглавляет д.ю.н., ординарный профессор М.А.Краснов.

Преподавание по дисциплинам магистерских программ ведут в основном преподаватели, имеющие научную степень. В долях ставок этот показатель варьируется от одной магистерской программы к другой, но в среднем имеют ученую степень кандидата и доктора наук - 74,7% (наиболее высокий – программа Юрист в правосудии – 96,4%), из них степень доктора юридических наук - 28% (наиболее высокий – программа Публичное право – 57,7%, наименьший – программа Правовое обеспечение управления персоналом – 15,3% )

Более подробно информация в таблице (Приложение 7 по магистерским программам)

2.8. Результаты освоения основной образовательной программы и качество подготовки обучающихся: уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов за 2008-2013 г. (или за время существования программы, если она начала реализоваться позже 2008 г.); уровень требований и результатов при проведении промежуточных аттестаций студентов; измерительные материалы и процедуры для оценки образовательных результатов, доля обучающихся, освоивших обязательные дисциплины по ООП ВПО; срезовые данные по освоению содержания «ядра подготовки», результаты государственной (итоговой) аттестации; измерение компетенций выпускника на выходе.

Качество на входе.

Контрольные цифры приема за счёт средств, обеспеченных государственным финансированием, 15 человек на каждую магистерскую программу не меняется с 2009 года. Процент студентов, обучающихся на коммерческой основе – 8,6% от всей численности магистров. При поступлении на магистерские программы абитуриенты сдают профильные экзамены.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования отдельной профессиональной...
Содержание отчета по самообследованию основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Московский институт электроники и математики национального исследовательского университета «высшая школа экономики»
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной образовательной программы...
Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы 15
Отчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск