Учебная программа курса «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Е.А. Игумнова, В.П. Горлачёв, О.В. Корсун
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г. Чернышевского Актуальность создания программы. Низкий уровень экологической культуры населения, нарастающая угроза разрушения многих экосистем в силу усиливающегося на них техногенного воздействия способны существенно повлиять как на процессы экономического развития (включая инвестиционную и рекреационную привлекательность региона), так и на социально-политическую обстановку в регионе в будущем.
В этой ситуации общество заинтересовано в подготовке граждан, владеющих экологическими знаниями, которые могли бы стать для них основой решения реальных экологических проблем в быту, в общественной жизни и на производстве; ориентиром в выборе поведения в быстро меняющихся условиях социоприродного окружения.
Очевидна социальная значимость разработки и введения региональной составляющей в образовательный процесс, одним из путей реализации которого может стать курс «Региональная экология». Необходимость разработки курса и его реализации в школе диктуется жизненно важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образовании, социально-экономической потребностью региона в сохранении уникальной природы Забайкалья, потребностью страны в сохранении природных ресурсов и здоровья граждан, потребностью сохранения биосферы и человечества в ней. Ценностно-смысловое и чувственно-эмоциональное развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем и закономерностей невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные экологические проблемы своего региона. Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально».
Цель программы: содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии. Задачи программы:
– формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека;
– понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем;
– помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;
– воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;
– развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкальского края;
– приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Возраст учащихся, продолжительность курса. Разработанный курс предназначен для старшеклассников и носит обобщающий характер. Продолжительность курса – 34 часа. Идеи, положенные в основу разработки программы. Структура и содержание программы курса «Региональная экология» разработаны с учётом следующих концептуальных положений:
– сочетание аксиологического, гносеологического и онтологического подходов для целей осуществления образовательного процесса;
– принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания образования;
– использование принципа проблемной интеграции как способа стимулирования познавательной активности учащихся;
– структуризация программы через использование «средового» подхода, как варианта комплексного изучения явлений;
– изучение региональных экологических особенностей и проблем в во взаимосвязи с глобальными и местными;
– учёт специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона;
– адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям старшеклассников. При формировании содержания программы курса «Региональная экология» системообразующим понятием может стать проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.
В разработанном курсе данная проблема раскрывается как:
– противоречие, возникающее при нарушении равновесия «человек – окружающая среда»;
– процесс, порождённый деятельностью человека и влияющий как на самого человека, так и на виды животных, растений и экосистемы в целом;
– результат, демонстрирующий проявление на локальном уровне региональных и глобальных проблем;
– задача, требующая решения с учётом нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных позиций (включая процесс воспитания экологической культуры населения).
Таким образом, проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья рассматривается как комплексная по происхождению, воздействию на человека и природу, механизмам её решения.
При раскрытии содержания курса осуществляется интеграция знаний из школьных предметов естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов для целостного раскрытия какого-либо аспекта проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.
Вовлечение социоприродного окружения в образовательный процесс по экологии будет содействовать активному участию школьников в изучении и решении местных экологических проблем, т.е. конкретных проблем того сообщества, в котором они проживают и с которым многие из них будут связаны в течение всей жизни.
С учётом психологических особенностей старшеклассников авторы курса «Региональная экология» рекомендуют осуществлять аксиологический подход в преподавании как основополагающий. В содержании курса реализуется идея, что высшими ценностями являются жизнь, человек и его здоровье, универсальная значимость природы, ответственность человека за судьбу планеты. По нашему мнению, очень важен показ уникальной ценности и красоты своего края, воспитание гордости за «малую» родину.
Рекомендуемый для реализации программы онтологический подход также соотносится с возрастом старшеклассников, обдумывающих необходимость выбора дальнейшего пути, склонных к саморефлексии, проявляющих критичность мышления и интерес к проблемам взаимодействия личности с обществом.
Структура курса. В предложенной программе выделены следующие разделы:
1 раздел: введение;
2–4 разделы посвящены проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Читинской области;
5 раздел – проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона;
6 раздел – проблеме сохранения здоровья человека в условиях региона;
7 раздел – проблеме развития общества в экологических условиях региона. Тематический план дан в приложении.
Требования к уровню подготовки учащихся
по региональной экологии Учащийся должен:
Уметь характеризовать:
роль экологии в системе наук и жизни современного общества;
роль экологии в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;
особенности экологических факторов, свойственные Забайкальскому краю;
взаимоотношения в системе «организм – среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);
структуру и демографические характеристики популяций (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);
особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);
процессы эвтрофикация и зарастания водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, озеро Кенон);
специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Забайкалья;
влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека;
роль адаптаций организмов к экологическим факторам среды, характерным для Забайкальского края;
необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов Забайкальского края;
значение особо охраняемых природных территорий Забайкальского края в сохранении природы и в жизни человека;
роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;
роль региона в формировании качества вод озера Байкал;
особенности методов экологических исследований, в том числе мониторинга земель, вод и воздуха в Забайкальском крае;
роль образования в развитии экологической культуры населения Забайкальского края.
Приводить примеры:
демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.);
влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском крае;
сукцессий в экосистемах Забайкальского края;
взаимоотношений представителей забайкальской флоры и фауны;
редких и охраняемых видов флоры и фауны Забайкальского края;
особо охраняемых природных территорий Забайкальского края (заповедников, заказников и памятников природы);
глобальных, региональных и локальных (местных) проблем состояния окружающей среды;
традиций рационального природопользования населения Забайкальского края.
Уметь применять знания на практике:
выявлять причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и уязвимостью экосистем Забайкальского края;
выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае;
строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края;
оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья;
применять правила поведения человека в природе;
решать прогностические задачи по региональной экологии;
проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы.
Методическое обеспечение программы. Учебник «Региональная экология» (авторы: В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А Игумнова, Л.Н. Золотарёва), рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации для школ региона.
Издания, рекомендуемые при реализации программы:
Анудариева Д.Ц. Региональная экология. Практикум. Чита: Изд-во
ЗабГПУ, 2001. 25 с.
Афонин А.В. и др. Животный мир Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1997. 201 с.
Гомбоева Н.Г., Томских А.А., Цыбикмитова Г.Ц. Региональная экология и экология человека. Учебное пособие. Чита, 2001. 92 с.
Горлачёв В.П., Золотарёва. Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с.
Доклад[ы] о состоянии окружающей природной среды в Читинской области. Чита: Читинск. обл. ком. по экологии и природопользованию, 1993–2007.
Дулепова Б.И. Растительный покров Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1996. 161 с.
Золотарёва Л.Н. Экосистемы Восточного Забайкалья. Учебное пособие. Чита, 2001. 25 с.
Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Экология водоёма: озеро Кенон и я. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 56 с.
Корсун О.В. Мониторинг насекомых в Читинской области. Учебно-методическое пособие для студентов биологических специальностей и педагогов. Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2003. 32 с.
Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 214 с.
Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль, 2002. 280 с.
Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. Новосибирск: Наука, 1995. 248 с.
Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в байкальском бассейне. Книга 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 165 с.
Экология растений Забайкалья. Сборник информационных материалов для педагогов-экологов. Вып. 1–7. Чита, 1997–2000.
Экология. Пособие для учителей Читинской области. Чита, 1997. 170 с.
Энциклопедия Забайкалья. Читинская область Общий очерк. Новосибирск: Наука, 2000; 2003. Ч. 1. Ч. 2.
Тематический план программы курса «Региональная экология»
№
п/п
| Тема
| Основное содержание
| Формулируемые понятия
| Кол-во
час.
|
I. ВВЕДЕНИЕ
| 1.1
| Экология в современном мире
| Экология как наука. Значение и задачи экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности, вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы Барри Коммонера. Экология и общество
| Экология. Антропогенные факторы. Биосфера. Ксенобиотики
| 1
| 1.2
| Забайкальский край: 50 вопросов и ответов о расположении, природе и климате нашего края
| Забайкальский край: природные и социальные особенности региона
|
| 1
|
II. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
| 2.1
| Особенности атмосферных процессов на территории Забайкальского края
| Динамика атмосферных процессов на территории Забайкальском крае
| Сибирский антицклон. Приземная температурная инверсия. Парниковый эффект
| 1
| 2.2
| Загрязнение воздуха
| Концентрации загрязняющих веществ. Основные загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека. Антропогенное загрязнение атмосферы
| Концентрации загрязняющих веществ: предельно-допустимая, опасная, смертельная. Фотохимический смог. Диоксины. Канцерогены
| 1
| 2.3
| Источники атмосферного загрязнения
| Промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы. Дымовое загрязнение атмосферы
| Этилированный бензин. Радионуклиды
| 1
| 2.4
| Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его воздействие на человека
| Радон как природный газ. Радон и здоровье. Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях
|
| 1
| 2.5
| Очистка воздуха
| Меры по очистке воздуха: контроль источников загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях
| Физические и химические методы очистки воздуха
| 1
|
III. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОДНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
| 3.1
| Водные объекты Забайкальского края
| Водные ресурсы Забайкальского края: текучие воды, водные бассейны, озёра Восточного Забайкалья, подземные воды
| Наледи. Подземные воды: пресные, минеральные, рассолы
| 1
| 3.2
| Вода и жизнь
| Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения в забайкальских водоёмах
| «Цветение» воды
| 1
| 3.3
| Загрязнение воды в Забайкальском крае
| Проблемы водных экосистем на территории региона. Основные факторы загрязнения водной среды. Сточные воды (бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод в Забайкальском крае. Эвтрофикация и зарастание водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, Кенон и др.). Трансграничные переносы загрязнённых вод
| Эвтрофикация, антропогенная эвтрофикация водоёмов. Токсическое загрязнение воды промышленными стоками. Индекс загрязнения воды. Трансграничные переносы загрязнённых вод
| 1
| 3.4
| Рациональное использование воды
| Водопотребление. Экологические основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды Забайкальского края
| Водопотребление
| 1
| 3.5
| Чистая вода
| Качество воды, биологическая индикация качества воды. В поисках решения проблем: очистка воды. Роль региона в формировании качества вод озера Байкал
| Качество питьевой воды. Биоиндикаторы чистоты водоёмов. Бытовые фильтры водоочистки. Оборотное использование воды
| 1
|
IV. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПОЧВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
| 4.1
| Ландшафт как среда жизни
| Ландшафты, характерные для Восточного Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком
| Ландшафт, экосистема, биогеоценоз. Агроландшафты. Морозное пучение
| 1
| 4.2
| Почвы Забайкальского края
| Основные типы почв в Восточном Забайкалье. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем Забайкальском крае и их отличия от природных экосистем. Загрязнение почв пестицидами и тяжёлыми металлами.
| Типы почв в Восточном Забайкалье
| 1
| 4.3
| Почвенная эрозия
| Почвенная эрозия, её виды в Забайкальском крае. Примеры и причины почвенной эрозии. Особенности ведения сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота
| Эрозия почвенная. Виды почвенной эрозии
| 1
| 4.4
| Добыча полезных ископаемых
| Добыча полезных ископаемых как фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных ископаемых, приводящие к разрушению экосистем в Забайкальском крае: золотодобыча, добыча угля карьерным способом и др.
| Добыча золота дражным методом, метод кучного выщелачивания
| 1
| 4.5
| Сохраним землю чистой
| Проблема утилизации бытовых отходов. Свалки в окрестностях населённых пунктов, возможность загрязнения территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами. Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды Забайкальского края. В поисках решения проблемы
| Рекультивация
| 1
|
V. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
| 5.1
| Биологическое разнообразие – разнообразие
жизни
| Биологическое разнообразие: его уровни. Видовое разнообразие. Причины снижения видового разнообразия. Разрушение естественных экосистем, использование ядохимикатов и браконьерство как причины снижения численности дзерена, манула, тарбагана, журавлей, хищных птиц и других видов фауны и флоры Забайкальского края
| Генное, видовое, экосистемное биоразнообразие
| 1
| 5.2
| Проблемы сохранения растительного и животного мира Забайкальского края
| Причины сокращения численности видов животных и растений (на примере конкретных видов Забайкальском крае). Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Забайкальского края. Красная книга Забайкальского края и Агинского Бурятского автономного округа
| Красные книги Российской Федерации, Забайкальском крае и АБАО. Реликты
| 1
| 5.3
| Многообразие экосистем
| Экосистемное разнообразие. Особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных). Примеры основных компонентов данных экосистем и связей между ними. Пищевые цепи в водных и наземных экосистемах. Низкая устойчивость экосистем Забайкалья и её причины
| Экосистемное разнообразие
| 1
| 5.4
| Таёжные богатства
| Забайкальская тайга как часть пояса бореальных лесов. Биомасса и продуктивность забайкальских лесов. Проблема карбонового кредита. Браконьерство. Вырубка лесов. Лесные пожары. Использование недревесных ресурсов леса
| Бореальные леса. Эдификаторы
| 1
| 5.5
| Судьба степей
| Особенности степей Забайкальского края. Виды степей. Животные в степи. Степь и деятельность человека. Изменение потоков энергии в степных экосистемах в результате развития скотоводства. Стадии сукцессии формирующегося на месте залежи степного сообщества (по Б.И. Дулеповой)
| Виды степей Восточного Забайкалья: горные каменистые и равнинные степи. Сукцессия
| 1
| 5.6
| Сохранить для потомков
| Причины создания и особенности охраняемых территорий Забайкальского края. Сохондинский и Даурский биосферные заповедники. Национальный парк «Алханай». Необходимость создания национальных парков (Кодарского, «Чикой») как центров охраны природы, экологического туризма и просвещения. Примеры заказников и памятников природы Забайкальского края
| Особо охраняемая природная территория. Заповедник. Заказник. Национальный парк. Памятник природы. Участок всемирного наследия
| 1
|
VI. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
| 6.1
| Здоровье и болезнь
| Биологическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье человека. Болезнь
| Здоровье. Биологический гомеостаз. Болезнь
| 1
| 6.2
| Здоровье и окружающая среда
| Эколого-географические особенности Забайкальского края. Геохимические особенности территории Забайкальском крае и их влияние на здоровье человека. Примеры геохимических и климатических (преобладание холодного дискомфортного климата; резкие изменения метеоусловий как по сезонам года, так и в течение суток) влияний на здоровье. Социально-гигиенические факторы окружающей среды в Забайкалье. Особо опасные и природно-очаговые заболевания в Забайкалье
| Мутагены. Эндемичные заболевания (уровская болезнь, болезнь Кешана, эндемический зоб, гипофтороз, флюороз). Природно-очаговые инфекции (на примере клещевого энцефалита)
| 1
| 6.3
| Инфекционные заболевания
| Социально-обусловленные инфекции в Восточном Забайкалье: СПИД, вирусные гепатиты, туберкулёз. Способы защиты от этих инфекций
| Социально-обусловленные инфекции
| 1
| 6.4
| Здоровый образ жизни
| Здоровый образ жизни. Адаптации человека к условиям Забайкалья и возможности управления адаптацией (закаливание, физическая тренировка, общение с природой)
| Здоровый образ жизни. Адаптация
| 1
|
VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА
| 7.1
| Использование природных ресурсов
| Экологические факторы выживания людей. Природа и общество: корни конфликта. Невозобновимые и возобновимые ресурсы. Вторичная переработка. Использование лесных ресурсов, в том числе недревесных
| Природные ресурсы: невозобновимые и возобновимые. Вторичная переработка
| 1
| 7.2
| Демографические процессы в Забайкальском крае
| Демографическая обстановка в Забайкальском крае. Причины естественной убыли населения Читинской. Роль общества в стабилизации численности населения
| Демографическая ситуация. Естественный прирост, естественная убыль. Миграционный прирост, миграционная убыль. Депопуляция
| 1
| 7.3
| Населённый пункт как экосистема
| Специфика городских и промышленных экосистем (Чита, Балей, Краснокаменск). Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. Человек в искусственной экосистеме. Потоки вещества и энергии в городской экосистеме. Использование природосберегающих технологий на предприятиях Забайкальском крае. Экология моего дома
|
| 1
| 7.4
| Энергетические проблемы Забайкальском крае
| Энергетические проблемы в Восточном Забайкалье. Экологические проблемы угледобычи, тепловой энергетики. Энергетика и проблема озера Кенон. Возможности энергосбережения. Перспективы развития ветровой и солнечной энергетики в Забайкалье
| Альтернативные источники электроэнергии
| 1
| 7.5
| Устойчивое развитие региона
| Концепция устойчивого развития. Роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы. Трансграничный характер экосистем. Забайкальский край как регион мирового водораздела. Экологическая политика. Экологический туризм
| Устойчивое развитие
| 1
| 7.6
| Что я могу сделать для сохранения природы
| Конференция учащихся: «В поисках решения социально-экологических проблем»
|
| 2
| |