Учебная программа курса «региональная экология»





Скачать 213.75 Kb.
НазваниеУчебная программа курса «региональная экология»
Дата публикации26.02.2015
Размер213.75 Kb.
ТипУчебная программа курса
100-bal.ru > География > Учебная программа курса
Учебная программа курса «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Е.А. Игумнова, В.П. Горлачёв, О.В. Корсун

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского
Актуальность создания программы. Низкий уровень экологической культуры населения, нарастающая угроза разрушения многих экосистем в силу усиливающегося на них техногенного воздействия способны существенно повлиять как на процессы экономического развития (включая инвестиционную и рекреационную привлекательность региона), так и на социально-политическую обстановку в регионе в будущем.

В этой ситуации общество заинтересовано в подготовке граждан, владеющих экологическими знаниями, которые могли бы стать для них основой решения реальных экологических проблем в быту, в общественной жизни и на производстве; ориентиром в выборе поведения в быстро меняющихся условиях социоприродного окружения.

Очевидна социальная значимость разработки и введения региональной составляющей в образовательный процесс, одним из путей реализации которого может стать курс «Региональная экология». Необходимость разработки курса и его реализации в школе диктуется жизненно важными потребностями: потребностью каждого человека жить в здоровой окружающей среде, потребностью личности в качественном образовании, социально-экономической потребностью региона в сохранении уникальной природы Забайкалья, потребностью страны в сохранении природных ресурсов и здоровья граждан, потребностью сохранения биосферы и человечества в ней. Ценностно-смысловое и чувственно-эмоциональное развитие учащихся в процессе осознания экологических проблем и закономерностей невозможно без сопричастности к глобальным проблемам через конкретные экологические проблемы своего региона. Вот почему в экологическом образовании актуален принцип: «Мысль глобально, действовать локально».

Цель программы: содействие воспитанию экологической культуры учащихся через освоение знаний по региональной экологии.
Задачи программы:

– формирование у учащихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и на человека;

– понимание учащимися путей и механизмов решения региональных проблем;

– помощь учащимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;

– воспитание у учащихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;

– развитие у учащихся умений и навыков по прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкальского края;

– приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Возраст учащихся, продолжительность курса. Разработанный курс предназначен для старшеклассников и носит обобщающий характер. Продолжительность курса – 34 часа.
Идеи, положенные в основу разработки программы. Структура и содержание программы курса «Региональная экология» разработаны с учётом следующих концептуальных положений:

– сочетание аксиологического, гносеологического и онтологического подходов для целей осуществления образовательного процесса;

– принцип гуманизации, предполагающий личностную и практическую направленность содержания образования;

– использование принципа проблемной интеграции как способа стимулирования познавательной активности учащихся;

– структуризация программы через использование «средового» подхода, как варианта комплексного изучения явлений;

– изучение региональных экологических особенностей и проблем в во взаимосвязи с глобальными и местными;

– учёт специфики социоприродного окружения образовательного учреждения как единицы региона;

– адаптация сложного научного материала по проблемам общей и социальной экологии к возрастным особенностям старшеклассников.
При формировании содержания программы курса «Региональная экология» системообразующим понятием может стать проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.

В разработанном курсе данная проблема раскрывается как:

– противоречие, возникающее при нарушении равновесия «человек – окружающая среда»;

– процесс, порождённый деятельностью человека и влияющий как на самого человека, так и на виды животных, растений и экосистемы в целом;

– результат, демонстрирующий проявление на локальном уровне региональных и глобальных проблем;

– задача, требующая решения с учётом нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных позиций (включая процесс воспитания экологической культуры населения).

Таким образом, проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья рассматривается как комплексная по происхождению, воздействию на человека и природу, механизмам её решения.

При раскрытии содержания курса осуществляется интеграция знаний из школьных предметов естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов для целостного раскрытия какого-либо аспекта проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья.

Вовлечение социоприродного окружения в образовательный процесс по экологии будет содействовать активному участию школьников в изучении и решении местных экологических проблем, т.е. конкретных проблем того сообщества, в котором они проживают и с которым многие из них будут связаны в течение всей жизни.

С учётом психологических особенностей старшеклассников авторы курса «Региональная экология» рекомендуют осуществлять аксиологический подход в преподавании как основополагающий. В содержании курса реализуется идея, что высшими ценностями являются жизнь, человек и его здоровье, универсальная значимость природы, ответственность человека за судьбу планеты. По нашему мнению, очень важен показ уникальной ценности и красоты своего края, воспитание гордости за «малую» родину.

Рекомендуемый для реализации программы онтологический подход также соотносится с возрастом старшеклассников, обдумывающих необходимость выбора дальнейшего пути, склонных к саморефлексии, проявляющих критичность мышления и интерес к проблемам взаимодействия личности с обществом.

Структура курса. В предложенной программе выделены следующие разделы:

1 раздел: введение;

2–4 разделы посвящены проблеме сохранения различных сред жизни: воздуха, воды и почвы в Читинской области;

5 раздел – проблеме сохранения биоразнообразия в условиях региона;

6 раздел – проблеме сохранения здоровья человека в условиях региона;

7 раздел – проблеме развития общества в экологических условиях региона.
Тематический план дан в приложении.


Требования к уровню подготовки учащихся

по региональной экологии
Учащийся должен:

Уметь характеризовать:

  • роль экологии в системе наук и жизни современного общества;

  • роль экологии в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;

  • особенности экологических факторов, свойственные Забайкальскому краю;

  • взаимоотношения в системе «организм – среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);

  • структуру и демографические характеристики популяций (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае);

  • особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);

  • процессы эвтрофикация и зарастания водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, озеро Кенон);

  • специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем Забайкалья;

  • влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека;

  • роль адаптаций организмов к экологическим факторам среды, характерным для Забайкальского края;

  • необходимые меры по сохранению редких и охраняемых видов Забайкальского края;

  • значение особо охраняемых природных территорий Забайкальского края в сохранении природы и в жизни человека;

  • роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;

  • роль региона в формировании качества вод озера Байкал;

  • особенности методов экологических исследований, в том числе мониторинга земель, вод и воздуха в Забайкальском крае;

  • роль образования в развитии экологической культуры населения Забайкальского края.


Приводить примеры:

  • демонстрирующие региональные и местные разрушения природных сообществ в Забайкальском крае (вырубки и лесные пожары, распашка степей, загрязнение водоёмов и др.);

  • влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском крае;

  • сукцессий в экосистемах Забайкальского края;

  • взаимоотношений представителей забайкальской флоры и фауны;

  • редких и охраняемых видов флоры и фауны Забайкальского края;

  • особо охраняемых природных территорий Забайкальского края (заповедников, заказников и памятников природы);

  • глобальных, региональных и локальных (местных) проблем состояния окружающей среды;

  • традиций рационального природопользования населения Забайкальского края.


Уметь применять знания на практике:

  • выявлять причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и уязвимостью экосистем Забайкальского края;

  • выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае;

  • строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края;

  • оценивать на практике состояние экосистем Забайкалья;

  • применять правила поведения человека в природе;

  • решать прогностические задачи по региональной экологии;

  • проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы.


Методическое обеспечение программы. Учебник «Региональная экология» (авторы: В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А Игумнова, Л.Н. Золотарёва), рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации для школ региона.

Издания, рекомендуемые при реализации программы:


  1. Анудариева Д.Ц. Региональная экология. Практикум. Чита: Изд-во

ЗабГПУ, 2001. 25 с.

  1. Афонин А.В. и др. Животный мир Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1997. 201 с.

  2. Гомбоева Н.Г., Томских А.А., Цыбикмитова Г.Ц. Региональная экология и экология человека. Учебное пособие. Чита, 2001. 92 с.

  3. Горлачёв В.П., Золотарёва. Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с.

  4. Доклад[ы] о состоянии окружающей природной среды в Читинской области. Чита: Читинск. обл. ком. по экологии и природопользованию, 1993–2007.

  5. Дулепова Б.И. Растительный покров Восточного Забайкалья. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1996. 161 с.

  6. Золотарёва Л.Н. Экосистемы Восточного Забайкалья. Учебное пособие. Чита, 2001. 25 с.

  7. Игумнова Е.А., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Экология водоёма: озеро Кенон и я. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. 56 с.

  8. Корсун О.В. Мониторинг насекомых в Читинской области. Учебно-методическое пособие для студентов биологических специальностей и педагогов. Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2003. 32 с.

  9. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 214 с.

  10. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль, 2002. 280 с.

  11. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. Новосибирск: Наука, 1995. 248 с.

  12. Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в байкальском бассейне. Книга 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 165 с.

  13. Экология растений Забайкалья. Сборник информационных материалов для педагогов-экологов. Вып. 1–7. Чита, 1997–2000.

  14. Экология. Пособие для учителей Читинской области. Чита, 1997. 170 с.

  15. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область Общий очерк. Новосибирск: Наука, 2000; 2003. Ч. 1. Ч. 2.


Тематический план программы курса «Региональная экология»




п/п

Тема

Основное содержание

Формулируемые понятия

Кол-во

час.


I. ВВЕДЕНИЕ


1.1

Экология в современном мире

Экология как наука. Значение и задачи экологии в современный период. Виды хозяйственной деятельности, вызывающие ухудшение качества окружающей среды. Экологические законы Барри Коммонера. Экология и общество

Экология. Антропогенные факторы. Биосфера. Ксенобиотики

1

1.2

Забайкальский край: 50 вопросов и ответов о расположении, природе и климате нашего края 

Забайкальский край: природные и социальные особенности региона




1


II. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


2.1

Особенности атмосферных процессов на территории Забайкальского края

Динамика атмосферных процессов на территории Забайкальском крае

Сибирский антицклон. Приземная температурная инверсия. Парниковый эффект

1

2.2

Загрязнение воздуха

Концентрации загрязняющих веществ. Основные загрязняющие вещества в воздухе и их влияние на здоровье человека. Антропогенное загрязнение атмосферы

Концентрации загрязняющих веществ: предельно-допустимая, опасная, смертельная. Фотохимический смог. Диоксины. Канцерогены

1

2.3

Источники атмосферного загрязнения

Промышленные предприятия, электростанции, транспорт, сельское хозяйство как загрязнители атмосферы. Дымовое загрязнение атмосферы

Этилированный бензин. Радионуклиды

1

2.4

Радиоактивный газ радон, чем он опасен и как уменьшить его воздействие на человека

Радон как природный газ. Радон и здоровье. Радоновая опасность в Забайкалье. Защита от радона в помещениях




1

2.5

Очистка воздуха

Меры по очистке воздуха: контроль источников загрязнения, технологическое усовершенствование, озеленение. Методы очистки воздуха: физические, химические. Охрана воздуха в помещениях

Физические и химические методы очистки воздуха

1


III. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧИСТОТЫ ВОДНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


3.1

Водные объекты Забайкальского края

Водные ресурсы Забайкальского края: текучие воды, водные бассейны, озёра Восточного Забайкалья, подземные воды


Наледи. Подземные воды: пресные, минеральные, рассолы

1

3.2

Вода и жизнь

Вода как вещество и среда обитания. Сезонные изменения в забайкальских водоёмах

«Цветение» воды

1

3.3

Загрязнение воды в Забайкальском крае

Проблемы водных экосистем на территории региона. Основные факторы загрязнения водной среды. Сточные воды (бытовое и промышленное загрязнение воды). Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод в Забайкальском крае. Эвтрофикация и зарастание водоёмов (Ивано-Арахлейские озёра, Кенон и др.). Трансграничные переносы загрязнённых вод


Эвтрофикация, антропогенная эвтрофикация водоёмов. Токсическое загрязнение воды промышленными стоками. Индекс загрязнения воды. Трансграничные переносы загрязнённых вод

1

3.4

Рациональное использование воды

Водопотребление. Экологические основы рационального использования водных экосистем. Минеральные воды Забайкальского края

Водопотребление

1

3.5

Чистая вода

Качество воды, биологическая индикация качества воды. В поисках решения проблем: очистка воды. Роль региона в формировании качества вод озера Байкал

Качество питьевой воды. Биоиндикаторы чистоты водоёмов. Бытовые фильтры водоочистки. Оборотное использование воды

1


IV. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПОЧВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


4.1

Ландшафт как среда жизни

Ландшафты, характерные для Восточного Забайкалья. Преобразование ландшафтов человеком

Ландшафт, экосистема, биогеоценоз. Агроландшафты. Морозное пучение

1

4.2

Почвы Забайкальского края

Основные типы почв в Восточном Забайкалье. Пашни и пастбища как примеры типичных агроэкосистем Забайкальском крае и их отличия от природных экосистем. Загрязнение почв пестицидами и тяжёлыми металлами.

Типы почв в Восточном Забайкалье

1

4.3

Почвенная эрозия

Почвенная эрозия, её виды в Забайкальском крае. Примеры и причины почвенной эрозии. Особенности ведения сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия. Последствия перевыпаса скота

Эрозия почвенная. Виды почвенной эрозии

1

4.4

Добыча полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых как фактор разрушения почвенного слоя. Последствия добычи полезных ископаемых, приводящие к разрушению экосистем в Забайкальском крае: золотодобыча, добыча угля карьерным способом и др.

Добыча золота дражным методом, метод кучного выщелачивания

1

4.5

Сохраним землю чистой

Проблема утилизации бытовых отходов. Свалки в окрестностях населённых пунктов, возможность загрязнения территории и подземных вод бытовыми и промышленными отходами. Факторы радиоактивного загрязнения окружающей среды Забайкальского края. В поисках решения проблемы

Рекультивация

1


V. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


5.1

Биологическое разнообразие – разнообразие

жизни

Биологическое разнообразие: его уровни. Видовое разнообразие. Причины снижения видового разнообразия. Разрушение естественных экосистем, использование ядохимикатов и браконьерство как причины снижения численности дзерена, манула, тарбагана, журавлей, хищных птиц и других видов фауны и флоры Забайкальского края

Генное, видовое, экосистемное биоразнообразие

1

5.2

Проблемы сохранения растительного и животного мира Забайкальского края

Причины сокращения численности видов животных и растений (на примере конкретных видов Забайкальском крае). Исчезнувшие и нуждающиеся в охране виды животных и растений Забайкальского края. Красная книга Забайкальского края и Агинского Бурятского автономного округа


Красные книги Российской Федерации, Забайкальском крае и АБАО. Реликты

1

5.3

Многообразие экосистем

Экосистемное разнообразие. Особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных). Примеры основных компонентов данных экосистем и связей между ними. Пищевые цепи в водных и наземных экосистемах. Низкая устойчивость экосистем Забайкалья и её причины

Экосистемное разнообразие

1

5.4

Таёжные богатства

Забайкальская тайга как часть пояса бореальных лесов. Биомасса и продуктивность забайкальских лесов. Проблема карбонового кредита. Браконьерство. Вырубка лесов. Лесные пожары. Использование недревесных ресурсов леса

Бореальные леса. Эдификаторы

1

5.5

Судьба степей

Особенности степей Забайкальского края. Виды степей. Животные в степи. Степь и деятельность человека. Изменение потоков энергии в степных экосистемах в результате развития скотоводства. Стадии сукцессии формирующегося на месте залежи степного сообщества (по Б.И. Дулеповой)

Виды степей Восточного Забайкалья: горные каменистые и равнинные степи. Сукцессия

1

5.6

Сохранить для потомков

Причины создания и особенности охраняемых территорий Забайкальского края. Сохондинский и Даурский биосферные заповедники. Национальный парк «Алханай». Необходимость создания национальных парков (Кодарского, «Чикой») как центров охраны природы, экологического туризма и просвещения. Примеры заказников и памятников природы Забайкальского края

Особо охраняемая природная территория. Заповедник. Заказник. Национальный парк. Памятник природы. Участок всемирного наследия

1


VI. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ


6.1

Здоровье и болезнь

Биологическое здоровье человека. Факторы, определяющие здоровье человека. Болезнь

Здоровье. Биологический гомеостаз. Болезнь

1

6.2

Здоровье и окружающая среда

Эколого-географические особенности Забайкальского края. Геохимические особенности территории Забайкальском крае и их влияние на здоровье человека. Примеры геохимических и климатических (преобладание холодного дискомфортного климата; резкие изменения метеоусловий как по сезонам года, так и в течение суток) влияний на здоровье. Социально-гигиенические факторы окружающей среды в Забайкалье. Особо опасные и природно-очаговые заболевания в Забайкалье

Мутагены. Эндемичные заболевания (уровская болезнь, болезнь Кешана, эндемический зоб, гипофтороз, флюороз). Природно-очаговые инфекции (на примере клещевого энцефалита)

1

6.3

Инфекционные заболевания

Социально-обусловленные инфекции в Восточном Забайкалье: СПИД, вирусные гепатиты, туберкулёз. Способы защиты от этих инфекций

Социально-обусловленные инфекции

1

6.4

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни. Адаптации человека к условиям Забайкалья и возможности управления адаптацией (закаливание, физическая тренировка, общение с природой)

Здоровый образ жизни. Адаптация

1


VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНА


7.1

Использование природных ресурсов

Экологические факторы выживания людей. Природа и общество: корни конфликта. Невозобновимые и возобновимые ресурсы. Вторичная переработка. Использование лесных ресурсов, в том числе недревесных

Природные ресурсы: невозобновимые и возобновимые. Вторичная переработка

1

7.2

Демографические процессы в Забайкальском крае

Демографическая обстановка в Забайкальском крае. Причины естественной убыли населения Читинской. Роль общества в стабилизации численности населения

Демографическая ситуация. Естественный прирост, естественная убыль. Миграционный прирост, миграционная убыль. Депопуляция

1

7.3

Населённый пункт как экосистема

Специфика городских и промышленных экосистем (Чита, Балей, Краснокаменск). Растения и животные в экосистемах населённых пунктов. Человек в искусственной экосистеме. Потоки вещества и энергии в городской экосистеме. Использование природосберегающих технологий на предприятиях Забайкальском крае. Экология моего дома




1

7.4

Энергетические проблемы Забайкальском крае

Энергетические проблемы в Восточном Забайкалье. Экологические проблемы угледобычи, тепловой энергетики. Энергетика и проблема озера Кенон. Возможности энергосбережения. Перспективы развития ветровой и солнечной энергетики в Забайкалье

Альтернативные источники электроэнергии

1

7.5

Устойчивое развитие региона

Концепция устойчивого развития. Роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы. Трансграничный характер экосистем. Забайкальский край как регион мирового водораздела. Экологическая политика. Экологический туризм

Устойчивое развитие

1

7.6

Что я могу сделать для сохранения природы

Конференция учащихся: «В поисках решения социально-экологических проблем»




2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Региональная и социальная...
Региональная и социальная программа [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 20 с
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная экология» разработана...
Социальная экология [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 36 с
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Учебная программа курса «региональная экология» icon«региональная экономика»
Дисциплина «Актуальные проблемы управления регионом» это первая часть учебного курса «Региональная экономика» относится к общепрофессиональным...
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс
Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на заседании городского методического объединения учителей биологии
Учебная программа курса «региональная экология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере
Программа дисциплины «Общая экология» по специальности 020804 Геоэкология и направлению 020800 Экология и природопользование: Учебная...
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая программа учебного курса «Экология»
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем
«Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г....
Учебная программа курса «региональная экология» iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Учебная программа курса «региональная экология» iconПрограмма прикладного курса «Электромагнитная экология»
Тематическое планирование прикладного курса «Электромагнитная экология»
Учебная программа курса «региональная экология» iconУчебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов»
Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебная программа курса «региональная экология» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика...
Плисецкий Е. Л., Глушкова В. Г. Программа дисциплины «Региональная экономика» для поступающих в аспирантуру по специальности 08....
Учебная программа курса «региональная экология» iconСоциальная экология
Социальная экология : программа курса, планы практических занятий и методические рекомендации / сост. Т. Г. Горская; Восточная экономико-юридическая...
Учебная программа курса «региональная экология» iconРабочая программа Учебная дисциплина Поведенческая экология



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск