Скачать 277.32 Kb.
|
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» («уроки экологического мышления») Автор программы курса и учебно-методических комплектов Галеева Н.Л., учитель ГОУ СОШ 196, кандидат биологических наук, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2003» Программа опубликована и рекомендована к использованию Московским комитетом образования в 1996году Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» разработана в школе-лаборатории №196 для детей со сложностями школьной и социальной адаптации различной этиологии. Программа курса “Мир человека” опубликована в 1996 г. и рекомендована МКО для классов и школ КРО. Среди детей – участников образовательного процесса в подобных школах чаще всего встречаются дети - с органическим поражением ЦНС ( психопатоподобный синдром, неврозоподобный синдром, неврозоподобное заикание, церебрастенический синдром, эписиндром , психоорганический синдром, ЗПР, постравматический синдром ); - с неврозами ( невротическое развитие личности, невроз навязчивых состояний , логоневроз, энурез, анорексия); - с патологическим развитием личности ( патохарактерологические реакции и черты характера, депрессивные расстройства личности, диссоциативные расстройства личности, ранний детский аутизм ); - с олигофренией, шизофренией, эпилепсией и психопатией. Необходимость введения подобного курса обусловлена присутствием у подавляющего большинства этих учащихся таких личностных черт, как:
Эти особенности детей стали мишенью для коррекционных целей курса - ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ОЩУТИТЬ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ОСОЗНАТЬ И АДЕКВАТНО ОЦЕНИТЬ СВОЕ МЕСТО В ЭТОМ МИРЕ. В качестве психофизиологической опоры при планировании конкретной учебной деятельности в рамках нашего курса, были выбраны инициация и развитие рефлекса ориентирования, уровень которого у наших детей снижен чаще всего из-за негативного социального опыта. Однако рефлекс ориентирования можно инициировать и развивать только в условиях достаточного уровня знаний о мире, причем, не разрозненных, а системных, обеспечивающих снятие тревожности при ориентации. При объективной оценке реальных знаний, получаемых ребенком в школе, приходится признать, что преобладающая доля школьных знаний не только разрознены, не системны, но и лежат зачастую далеко вне ЗБР ученика, вне того реального мира, в котором он живет и решает свои проблемы. Поэтому второй группой целей, не менее важной, чем коррекционные, стало ОБЪЕДИНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ С ОПЫТОМ И ПРОБЛЕМАМИ СОБСТВЕННОГО МИРА КАЖДОГО РЕБЕНКА через знания к самопознанию и мировоззрению. Эти две группы целей определили выбор содержания и педагогических технологий для учебных занятий, где КОРРЕКЦИОННОСТЬ приема, метода, информации была главным критерием отбора. Методологической основой, дифференцирующей основные критерии выбора дидактики, обеспечивающей цели нашего учебного курса, стали современные разработка психологов, философов-методологов, специалистов-синергетиков и т. д. о роли системного, экологического мышления как главного адаптационного механизма человека. Спроектированные рабочие тетради обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся развивающими заданиями разной степени сложности, что позволяет целенаправленно развивать системное мышление и применять его при анализе и решении проблем, задач интегрированного характера. Насыщенные такими заданиями, уроки курса мотивируют учащихся на самостоятельный поиск меж- и надпредметных связей школьных предметов. Педагогические технологии, отработанные для организации занятий - это технологии личностно-ориентированного образовательного процесса: индивидуальные и групповые проекты, тесты и психологические тренинги с самоанализом, рефераты, дискуссии, “мозговой штурм” и т. д. Структура курса “Мир человека” следует принципу “антропобиосфероцентризма”, отражая экологический подход к роли и месту человека в биосфере и ноосфере. Ежегодно. учащиеся изучают 3 раздела: “Мир вокруг человека”, “Мир внутри человека” и “Человек в обществе”. В каждом разделе по 6 тем-модулей, содержание и технологии которых отражают как учебные программы данной параллели, так и возрастные возможности учащихся. В 5-6 классах в основном опора на эмоционально-чувственную сферу; в 7-8 классах - на работу с понятийным аппаратом; в 9-10 классах в соответствии с возможностями каждого обучающегося происходит выход на аналитико-ценностный уровень самостоятельной деятельности. В разделе “Мир вокруг человека” практически все темы выходят на содержание курса ОБЖ и начинаются с личной безопасности. Имея личностную ориентацию содержания, эти темы постепенно вводят ученика в практически незнакомую им позицию - “этот урок про меня”. Происходит наработка искренности и доверия, необходимая для перехода ко второму разделу курса “Мир внутри человека”, непосредственно посвященному освоению навыков самоанализа и самокоррекции. Логика раздела “Человек среди людей” понятна и близка ребенку, так как отражает этапы осознания многослойности социальной структуры личности и значимую иерархию смыслов: от понимания социальной роли в семье - “я - сын, брат, внук”, через “я - ученик, друг, солдат, учитель”, до “я - гражданин”, “я - землянин”. Для этих детей, имеющих как правило, негативный опыт общения с социумом, такая поэтапность в освоении знаний о своем месте в социуме работает на адекватную социализацию. Место курса “Экология и мир человека” в модели адаптивной школы и образовательных программах школ коррекционно – развивающего обучения. Идея единства мира, возникнув впервые в умах мыслителей и ученых, постепенно проникает и в педагогику, оформляясь здесь в идею ноосферного образования. Согласно концепции ноосферного образования, Земля с ее био-, атмо, лито-, гидро-, социо- и этносферами определяется как единая многоуровневая система, связанная с надсистемой - Космосом, и находящаяся в прогрессирующей зависимости от одной из своих подсистем - человека. Основными целями ноосферного образования являются формирование:
Современная традиционная школа с системой предметов, не связанных мировоззренческими связями, способна выполнять первую и, отчасти, вторую и четвертую задачи из этого перечисления. Таким образом, возникает необходимость во введении в школьную программу курсов, направленных на формирование экологического мышления, глобального сознания и способности к сознательному самоопределению как ноосферной личности. Концепция предоставляемого курса, его основные “точки отсчета” в трудах классических и современных ученых, может быть представлена в виде четырех принципов:
Этот принцип интегрирует традиции классической педагогики и современные педагогические технологии и теории:
В таком виде принцип системного подхода лежит в основе структуры нашего курса и является основным навыком, формируемым на уроках.
Структура и логика курса. Курс “Экология человека” рассчитан на 36 часов в год (1 час в неделю) и содержит 18 вертикальных тем-модулей. Каждая тема ежегодно конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями и зоной ближайшего развития ребенка. Однако горизонтальная логика сохраняется ежегодно, связывая занятия в единую логическую последовательность в трех разделах: от места и роли человека во внешнем мире через изучения биосоциальной сущности человека и его внутреннего духовного мира к роли личности в системе общественных отношений: Модульная структура курса:
Выбор целей, содержания и педагогических технологий для каждого модуля в конкретной параллели отражает как психофизиологические особенности учащихся данного возраста (уровень и вектор мотивации, тип ведущей деятельности и т.д.), так и содержание параллельно изучаемых традиционных школьных предметов (тексты, алгоритмы, факты). Анализ работ отечественных и зарубежных психологов, посвященные изучению периодизации становления человека как личности (“субъекта человеческой общности” по В. Слободчикову), то с определенной степенью точности, достаточной для наших целей, как “проектировщиков” педагогической помощи детям в этом становлении, можно выделить 4 последовательных этапа смены типов опорной познавательной деятельности: младшая школа: “вижу, слышу, чувствую, спрашиваю, запоминаю” (познание через чувства); 5-6 класс: “наблюдаю, разбираю, собираю, измеряю, сравниваю” (познание через опыт, эксперимент); 7-8 класс: “анализирую, систематизирую, называю, или вербализирую” (познание через понятия, термины); 9-11 класс: “объясняю, оцениваю, делаю выводы, выбираю” (познание через мир мыслей, идей). Очевидно, что для каждого ребенка сроки прохождения этих этапов сугубо индивидуальны и зависят от множества факторов: общекультурного уровня ближайшего социума, психофизиологических особенностей и т.д. Но ценность такой, достаточно условной по абсолютным срокам, периодизации для учителя, воспитателя, родителя в том, что при этом вскрывается логика смены форм активной познавательной деятельности, не позволяющая “перескакивать” через этап или насильно, без уверенности в том, что текущий этап сформировал то, что ему положено, тащить ребенка в следующий этап. Иллюстрацией этих рассуждений может служить постепенное изменение содержания, а главное - приемов и методов работы в течение освоения модуля “Как человек познает мир”. Учащимся 5-6 классов, этим Томам Сойерам с их неутомимой страстью к активным практическим действиям и одновременно формирующейся способностью к обобщениям, необходимо целенаправленно помогать корректно, грамотно ставить вопросы, искать нужную информацию (5 кл. “Мир вопросов и Вселенная ответов”), овладевать простейшими навыками разработки эксперимента (6 кл. “На своем опыте и чужих ошибках”). Старшие подростки, овладевшие уже в достаточной мере алгоритмами учебной деятельности, зачастую демонстрируют трудности при вербализации обобщений опытов, объяснении смысла термина, “разворачивании информации”, представленной в виде символов, схем, рисунков. Для 7 класса тема “Как человек познает мир” конкретизируется в занятиях. “Жизнь слов” (об истории и происхождении терминов), в 8 классе “Жизнь в пяти измерениях” (о нравственной, духовной силе слова). Учащиеся 9-10х классов, ориентированные на аналитико-ценностную деятельность, в бóльшей мере сознательно формирующие свое мировоззрение, владея навыками логики и обобщения, обнаруживают зачастую неспособность различать факты, мнения и выводы (9 кл. “Знание и сознание”). В 10 классах учащиеся интегрируют системные знания о мире со своей системой взглядов и убеждений, обобщают и оценивают уровень своих познавательных способностей, планируют и прогнозируют эволюцию своего мировоззрения (10 кл. “История человеческих идей”, “Сколько моделей мира существует?”). Таким образом, складывается вертикальная структура курса, представленная 18-ю модулями, каждый из которых самодостаточен с точки зрения локальных целей, однако, следуя горизонтальной, ежегодной логике, является лишь частью образовательной системы, охватывающей внешний (природный и общественный) и внутренний мир человека. Содержание и особенности организации занятий курса “Экология человека”. Представляемый курс по содержанию (фактам, текстам, используемым для достижения целей каждой темы) не только максимально интерпретирует содержание практически всех школьных предметов, но и должен быть дополнен сведениями, фактами психологии, этики, философии и других “человековедческих” наук. Таким образом достигается одна из основных целей курса - обучение навыкам оперирования знаниями, полученными на уроках и гуманитарного и естественнонаучных циклов, при решении одной и той же проблемы. Знания, принадлежавшие в сознании ребенка к несопоставимым, интегрируются, реализуется основная концепция курса о единстве мира. Необходимо помнить, что специфика курса, востребующая исключительно субъектную позицию ученика (“этот урок про меня и для меня лично”) требует и от учителя максимально дифференцированного подхода в выборе приемов и отборе содержания для занятий, знаний о ЗБР учеников. Так, например, при подготовке к занятию на тему “Мир искусства” необходимо заранее знать уровень подготовленности класса к восприятию искусствоведческой терминологии, и, возможно, при низком уровне таких знаний опираться больше на зрительных ряд и аудиозаписи, чем на вербальные приемы. При разговоре и семье и семейных традициях необходимо очень осторожно сравнивать достоинства полной семьи с недостатками неполной в классе, где много детей из неполных семей. Знание особенностей конкретного контингента детей, интуиция, чувство меры и такта в нашем курсе пожалуй впервые в такое мере играют ведущую роль в отборе содержания, особенно для тем II и III разделов (“Мир внутри человека”, “Человек в обществе”). Изменить традиционную предметно-дидактическую точку зрения учителю придается не только при подготовке к занятиям. Сама позиция учителя по отношению у ученикам на занятиях диктуется не только содержанием и целями курса, но и субъективной позицией ребенка: “раз это урок про меня, то я имею право на свое мнение, пусть даже и ошибочное”. Позиция учителя при этом - сотрудничество в познании мира, когда ребенку ясно, что учитель и он равные партнеры, совместно ищущие ответы на “вечные” вопросы, и каждый из них имеет право на свою точку зрения. Уже одна эта позиция учителя имеет огромное психотерапевтическое значение, демонстрируя уважение и доверие к ребенку. Сама обстановка в классе может быть включена в дидактику: в классе может вообще не быть стола для учителя, а столы учеников поставлены в круг, разомкнутый на расстояние полутора метров около доски. Можно сдвинуть столы в один целый большой “стол”, когда надо будет систематизировать семейные реликвии, или коллекцию камней; можно объединять столы по два, когда учащиеся выполняют групповые задания. Основные умения и навыки, формируемые на занятиях курса. Если экология - наука о “доме”, в котором мы живем, а наш “дом” - это многоуровневые системы природы о общества в их развитии и взаимодействии, то определяющей методикой формирования мировоззрения является умение строить модели мира и прогнозировать их развитие. Модель как упрощенная версия реального мира - словесная, графическая, математическая, символическая и т.д. - дает возможность мысленного логического эксперимента, единственного приемлемого, если объектом эксперимента является сам человек. Метод же построения моделей доступен лишь людям, обладающим определенной способностью к системному мышлению. Практика показала, что детям для овладения начальными навыками системного мышления бывает достаточно нескольких занятий. Во время этих занятий ребята в игровой форме учатся оперировать шестью понятиями: система, подсистема, надсистема. Эти занятия формируют умения и навык находить под- и надсистемы в реальном мире, отыскивать взаимосвязь между уровнями систем и между системами, отслеживаются и изменения, возникающие при развитии систем по времени. Так как на таких занятиях в качестве примеров учителя могут выбирать любые сущности из внешнего и внутреннего мира человека (книга, атом, цветок, семья, государство и т.д.), то системное мышление постепенно становится для детей инструментом познания, а впоследствии при применении системного мышления на следующих занятиях - и осмысления окружающего и внутреннего мира. Кроме навыка экологического мышления, позволяющего отнести этот курс скорее к циклу технологическому (технология мышления), вторым, не менее важным, является целенаправленно формируемый на занятиях навык общения. Умения корректно ставить вопросы, высказывать свое отличное от других мнение, выслушивать других, дискутировать постепенно осваиваются каждым учеников, становясь неотъемлемой частью личности. Мы с ребятами приняли правила общения на уроках, которые стараемся выполнять:
Не только форма занятий, но и содержание некоторых тем “работают” на формирование навыков общения: “Языки родные и иностранные” (основы семиотики) 7 кл., “Почему люди ссорятся?” 6 кл., “Мои друзья и я” 5 кл., “Конфликты конструктивные и не очень” 9 кл. и т.д. Проблемы общения обсуждаются в теме “Человек в семье”, “Человек в обществе”, “Человек в этносе”. В заключении необходимо напомнить учителю о том, что курс « Экология и мир человека» спроектирован как открытая система. Опыт показывает, что такой подход к проектированию учебных программ позволяет из года в год дополнять и/или обновлять содержание курса и технологии его проведения в зависимости от состава учащихся и дидактических ресурсов учителя, при этом неизменными оставлять лишь концепции, цели и логику курса. Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» («Уроки экологического мышления»)
Модуль: Мир человека и его проблемы (5 класс). |
Содержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека ... | Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | Учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется... Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека... | ||
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет) | Рабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по... Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций | ||
Учебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений... «Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана... Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с | ||
2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Рабочая программа Основного общего образования по курсу «экология» Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику... | ||
Биологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,... | Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебного курса «Экология» Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения | Самыкина Светлана Владимировна педагогический стаж 18 лет, высшая... Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений... | ||
Экология человека как научная Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие... | Программа курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... |