Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека»





Скачать 277.32 Kb.
НазваниеПрограмма интегрирующего курса «Экология и мир человека»
страница1/2
Дата публикации07.03.2015
Размер277.32 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2


Программа

интегрирующего курса

«Экология и мир человека»

(«уроки экологического мышления»)



Автор программы курса и учебно-методических комплектов

Галеева Н.Л.,

учитель ГОУ СОШ 196,

кандидат биологических наук,

финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2003»
Программа опубликована и рекомендована к использованию Московским комитетом образования

в 1996году
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» разработана в школе-лаборатории №196 для детей со сложностями школьной и социальной адаптации различной этиологии. Программа курса “Мир человека” опубликована в 1996 г. и рекомендована МКО для классов и школ КРО.

Среди детей – участников образовательного процесса в подобных школах чаще всего встречаются дети

- с органическим поражением ЦНС ( психопатоподобный синдром, неврозоподобный синдром, неврозоподобное заикание, церебрастенический синдром, эписиндром , психоорганический синдром, ЗПР, постравматический синдром );

- с неврозами ( невротическое развитие личности, невроз навязчивых состояний , логоневроз, энурез, анорексия);

- с патологическим развитием личности ( патохарактерологические реакции и черты характера, депрессивные расстройства личности, диссоциативные расстройства личности, ранний детский аутизм );

- с олигофренией, шизофренией, эпилепсией и психопатией.
Необходимость введения подобного курса обусловлена присутствием у подавляющего большинства этих учащихся таких личностных черт, как:

  • враждебное отношение к окружающему миру;

  • восприятие себя как нечто отдельное от внешнего мира;

  • неадекватность самооценки; отсутствие навыков самопознания и самоанализа, и - как результат - разлад в своем внутреннем мире.

Эти особенности детей стали мишенью для коррекционных целей курса - ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ОЩУТИТЬ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ОСОЗНАТЬ И АДЕКВАТНО ОЦЕНИТЬ СВОЕ МЕСТО В ЭТОМ МИРЕ.

В качестве психофизиологической опоры при планировании конкретной учебной деятельности в рамках нашего курса, были выбраны инициация и развитие рефлекса ориентирования, уровень которого у наших детей снижен чаще всего из-за негативного социального опыта. Однако рефлекс ориентирования можно инициировать и развивать только в условиях достаточного уровня знаний о мире, причем, не разрозненных, а системных, обеспечивающих снятие тревожности при ориентации.

При объективной оценке реальных знаний, получаемых ребенком в школе, приходится признать, что преобладающая доля школьных знаний не только разрознены, не системны, но и лежат зачастую далеко вне ЗБР ученика, вне того реального мира, в котором он живет и решает свои проблемы.

Поэтому второй группой целей, не менее важной, чем коррекционные, стало ОБЪЕДИНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ С ОПЫТОМ И ПРОБЛЕМАМИ СОБСТВЕННОГО МИРА КАЖДОГО РЕБЕНКА через знания к самопознанию и мировоззрению.

Эти две группы целей определили выбор содержания и педагогических технологий для учебных занятий, где КОРРЕКЦИОННОСТЬ приема, метода, информации была главным критерием отбора.

Методологической основой, дифференцирующей основные критерии выбора дидактики, обеспечивающей цели нашего учебного курса, стали современные разработка психологов, философов-методологов, специалистов-синергетиков и т. д. о роли системного, экологического мышления как главного адаптационного механизма человека. Спроектированные рабочие тетради обеспечивают самостоятельную деятельность учащихся развивающими заданиями разной степени сложности, что позволяет целенаправленно развивать системное мышление и применять его при анализе и решении проблем, задач интегрированного характера.

Насыщенные такими заданиями, уроки курса мотивируют учащихся на самостоятельный поиск меж- и надпредметных связей школьных предметов.

Педагогические технологии, отработанные для организации занятий - это технологии личностно-ориентированного образовательного процесса: индивидуальные и групповые проекты, тесты и психологические тренинги с самоанализом, рефераты, дискуссии, “мозговой штурм” и т. д.

Структура курса “Мир человека” следует принципу “антропобиосфероцентризма”, отражая экологический подход к роли и месту человека в биосфере и ноосфере. Ежегодно. учащиеся изучают 3 раздела: “Мир вокруг человека”, “Мир внутри человека” и “Человек в обществе”. В каждом разделе по 6 тем-модулей, содержание и технологии которых отражают как учебные программы данной параллели, так и возрастные возможности учащихся. В 5-6 классах в основном опора на эмоционально-чувственную сферу; в 7-8 классах - на работу с понятийным аппаратом; в 9-10 классах в соответствии с возможностями каждого обучающегося происходит выход на аналитико-ценностный уровень самостоятельной деятельности.

В разделе “Мир вокруг человека” практически все темы выходят на содержание курса ОБЖ и начинаются с личной безопасности. Имея личностную ориентацию содержания, эти темы постепенно вводят ученика в практически незнакомую им позицию - “этот урок про меня”. Происходит наработка искренности и доверия, необходимая для перехода ко второму разделу курса “Мир внутри человека”, непосредственно посвященному освоению навыков самоанализа и самокоррекции.

Логика раздела “Человек среди людей” понятна и близка ребенку, так как отражает этапы осознания многослойности социальной структуры личности и значимую иерархию смыслов: от понимания социальной роли в семье - “я - сын, брат, внук”, через “я - ученик, друг, солдат, учитель”, до “я - гражданин”, “я - землянин”. Для этих детей, имеющих как правило, негативный опыт общения с социумом, такая поэтапность в освоении знаний о своем месте в социуме работает на адекватную социализацию.

Место курса “Экология и мир человека” в модели адаптивной школы и образовательных программах школ коррекционно – развивающего обучения.
Идея единства мира, возникнув впервые в умах мыслителей и ученых, постепенно проникает и в педагогику, оформляясь здесь в идею

ноосферного образования.

Согласно концепции ноосферного образования, Земля с ее био-, атмо, лито-, гидро-, социо- и этносферами определяется как

единая многоуровневая система,

связанная с надсистемой - Космосом, и находящаяся в прогрессирующей зависимости от одной из своих подсистем - человека.
Основными целями ноосферного образования являются формирование:

  1. научного создания, как способности познавать мир опытным путем;

  2. феноменологического сознания - способности воспринимать планету и все на ней как живое и в связи с живым;

  3. экологическое мышление - как способности ощущать и осознавать целостность и системность окружающего мира;

  4. гуманистического мышления как способности устанавливать приоритеты в иерархии ценностей, и в первую очередь - духовных ценностей и ценностей личности;

  5. глобального сознания как способности ощущать и осознавать связь местных проблем и глобальных;

  6. способность к самоопределению как ноосферной личности.

Современная традиционная школа с системой предметов, не связанных мировоззренческими связями, способна выполнять первую и, отчасти, вторую и четвертую задачи из этого перечисления.

Таким образом, возникает необходимость во введении в школьную программу курсов, направленных на формирование экологического мышления, глобального сознания и способности к сознательному самоопределению как ноосферной личности.

Концепция предоставляемого курса, его основные “точки отсчета” в трудах классических и современных ученых, может быть представлена в виде четырех принципов:

  1. Принцип педагогики личности (или экопедагогики):

Этот принцип интегрирует традиции классической педагогики и современные педагогические технологии и теории:

    1. обучение идет впереди развития и успешно только в зоне ближайшего развития (ЗБР) ученика (Л.С.Выготский);

    2. субъектности ученика в образовательном процессе, отражающий сущность обучения как процесса самопознания, саморазвития и самоопределения личности (Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.).;

    3. выбор содержания и технологии обучения на основе закономерностей возрастных изменений ведущей деятельности, мотивов, ориентирующих и адаптирующих ребенка к жизни (Эльхонин Д.Б., Слободчиков В., Давыдов В.В., Э. Эриксон.);

    4. постулат теории и практики нейролингвистического программирования (НЛП) о том, что осознанное формирование понятийного аппарата человеком как основы продуктивного мышления происходит в точке пересечения минимум трех информационных каналов - визуального, аудиального, кинестетического (Бэндлер Р., Гриндер Дж., Масалков И.К.).

  1. Принцип стратегии человека как основы нравственного выбора и выбора способов деятельности основан на идеях, положениях, теориях, изложенных в работах В.М. Вернадского, Тейяра де Шардена, К.А.Тимирязева, В.В. Докучаева, Н.В. Тимофеева   Ресовского и других философов и естествоиспытателей XX века. Особое место в формировании этого принципа в мировоззрении автора следует отвести работам эколога-глобалиста, ученого, которому очень близки проблемы образования - Н.Н. Моисеева. Принцип интегрирует идеи космизма русских философов с естественнонаучными теориями и “точками согласия”, прописанными в выводах многолетней работы участников Римского клуба: согласно этому принципу, человека - единственное чадо матери-Природы и отца-Космоса, наделенное ими сознанием, свободой воли и выбора, Духом. Поэтому единственной стратегией для человека - в Природе, в обществе, в Космосе - является антропоэкоцентризм, понимаемый как добровольно, осознанно признаваемая ответственность за свои мысли и действия. Ответственность не только в свободе законов, но в первую очередь в виде личного нравственного, экологического императива, внутреннего стимула, который можно назвать совестью человечества. Этот принцип лег в основу целеполагания и логики нашего курса.

  2. Второй принцип - принцип системного, экологического мышления - основан на многолетней практике, позволяющей видеть в любой локальной или глобальной проблеме, структуре систему, уметь с оптимальным разрешением отследить ее под- и надсистемы, создавать мысленные модели иерархии связей, эволюции исследуемых систем, находить антисистемы. Для системного, экологического мышления каждая система, даже после подробнейшего анализа - асистемна, т.е. допускает случайность, непредсказуемость. Точно так же любой случай, на первый взгляд феноменальный, необъяснимый, есть проявление каких-то непознанных систем.

В таком виде принцип системного подхода лежит в основе структуры нашего курса и является основным навыком, формируемым на уроках.

  1. Принцип “третьего варианта” или “стратегии” нелинейного мышления можно было бы заложить в качестве составляющей в предыдущий принцип экологического мышления. Однако мой педагогический опыт достоверно показывает, что содержание и методы современного школьного образования практически абсолютно игнорируют этот принцип. Согласитесь, что в школе от ученика требуется ответ “правильный, однозначный”, будь то факт, доказательство или форма глагола. Но в жизни парадигма мышления, основанная на выборе “или-или” проигрывает мышлению по типу “и-и”.

Структура и логика курса.

Курс “Экология человека” рассчитан на 36 часов в год (1 час в неделю) и содержит 18 вертикальных тем-модулей. Каждая тема ежегодно конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями и зоной ближайшего развития ребенка. Однако горизонтальная логика сохраняется ежегодно, связывая занятия в единую логическую последовательность в трех разделах: от места и роли человека во внешнем мире через изучения биосоциальной сущности человека и его внутреннего духовного мира к роли личности в системе общественных отношений:

Модульная структура курса:


Раздел

Модуль

Часы




  1. Мир вокруг человека.




  1. Мир человека и его проблемы.

  2. Как человек познает мир

  3. Учимся мыслить системно.

  4. Человека в природе.

  5. Природа в человеке.

Здоровье без лекарств.


2

2

2

2

2

2




  1. Мир внутри человека.




  1. Феномен человека.

  2. Личность, ее параметры.

  3. Законы общения.

  4. Этикет, правила и законы.

  5. Общение через время и пространство.

  6. Успех в жизни.





2

2

2

2

2

2





  1. Человек в обществе.




  1. Труд как способ выражения личности.

  2. Искусство как способ выражения личности.

  3. Человек в семье.

  4. Человек в государстве.

  5. Человек в этносе.

  6. Обобщение и выполнение творческих заданий.





2

2

2

2

2

2





Итого:

36


Выбор целей, содержания и педагогических технологий для каждого модуля в конкретной параллели отражает как психофизиологические особенности учащихся данного возраста (уровень и вектор мотивации, тип ведущей деятельности и т.д.), так и содержание параллельно изучаемых традиционных школьных предметов (тексты, алгоритмы, факты).

Анализ работ отечественных и зарубежных психологов, посвященные изучению периодизации становления человека как личности (“субъекта человеческой общности” по В. Слободчикову), то с определенной степенью точности, достаточной для наших целей, как “проектировщиков” педагогической помощи детям в этом становлении, можно выделить 4 последовательных этапа смены типов опорной познавательной деятельности:
младшая школа: “вижу, слышу, чувствую, спрашиваю, запоминаю” (познание через чувства);
5-6 класс: “наблюдаю, разбираю, собираю, измеряю, сравниваю” (познание через опыт, эксперимент);
7-8 класс: “анализирую, систематизирую, называю, или вербализирую” (познание через понятия, термины);
9-11 класс: “объясняю, оцениваю, делаю выводы, выбираю” (познание через мир мыслей, идей).

Очевидно, что для каждого ребенка сроки прохождения этих этапов сугубо индивидуальны и зависят от множества факторов: общекультурного уровня ближайшего социума, психофизиологических особенностей и т.д. Но ценность такой, достаточно условной по абсолютным срокам, периодизации для учителя, воспитателя, родителя в том, что при этом вскрывается логика смены форм активной познавательной деятельности, не позволяющая “перескакивать” через этап или насильно, без уверенности в том, что текущий этап сформировал то, что ему положено, тащить ребенка в следующий этап.

Иллюстрацией этих рассуждений может служить постепенное изменение содержания, а главное - приемов и методов работы в течение освоения модуля “Как человек познает мир”.

Учащимся 5-6 классов, этим Томам Сойерам с их неутомимой страстью к активным практическим действиям и одновременно формирующейся способностью к обобщениям, необходимо целенаправленно помогать корректно, грамотно ставить вопросы, искать нужную информацию (5 кл. “Мир вопросов и Вселенная ответов”), овладевать простейшими навыками разработки эксперимента (6 кл. “На своем опыте и чужих ошибках”).
Старшие подростки, овладевшие уже в достаточной мере алгоритмами учебной деятельности, зачастую демонстрируют трудности при вербализации обобщений опытов, объяснении смысла термина, “разворачивании информации”, представленной в виде символов, схем, рисунков. Для 7 класса тема “Как человек познает мир” конкретизируется в занятиях. “Жизнь слов” (об истории и происхождении терминов), в 8 классе “Жизнь в пяти измерениях” (о нравственной, духовной силе слова).
Учащиеся 9-10х классов, ориентированные на аналитико-ценностную деятельность, в бóльшей мере сознательно формирующие свое мировоззрение, владея навыками логики и обобщения, обнаруживают зачастую неспособность различать факты, мнения и выводы (9 кл. “Знание и сознание”). В 10 классах учащиеся интегрируют системные знания о мире со своей системой взглядов и убеждений, обобщают и оценивают уровень своих познавательных способностей, планируют и прогнозируют эволюцию своего мировоззрения (10 кл. “История человеческих идей”, “Сколько моделей мира существует?”).
Таким образом, складывается вертикальная структура курса, представленная 18-ю модулями, каждый из которых самодостаточен с точки зрения локальных целей, однако, следуя горизонтальной, ежегодной логике, является лишь частью образовательной системы, охватывающей внешний (природный и общественный) и внутренний мир человека.

Содержание и особенности организации занятий курса “Экология человека”.
Представляемый курс по содержанию (фактам, текстам, используемым для достижения целей каждой темы) не только максимально интерпретирует содержание практически всех школьных предметов, но и должен быть дополнен сведениями, фактами психологии, этики, философии и других “человековедческих” наук. Таким образом достигается одна из основных целей курса - обучение навыкам оперирования знаниями, полученными на уроках и гуманитарного и естественнонаучных циклов, при решении одной и той же проблемы. Знания, принадлежавшие в сознании ребенка к несопоставимым, интегрируются, реализуется основная концепция курса о единстве мира.

Необходимо помнить, что специфика курса, востребующая исключительно субъектную позицию ученика (“этот урок про меня и для меня лично”) требует и от учителя максимально дифференцированного подхода в выборе приемов и отборе содержания для занятий, знаний о ЗБР учеников. Так, например, при подготовке к занятию на тему “Мир искусства” необходимо заранее знать уровень подготовленности класса к восприятию искусствоведческой терминологии, и, возможно, при низком уровне таких знаний опираться больше на зрительных ряд и аудиозаписи, чем на вербальные приемы. При разговоре и семье и семейных традициях необходимо очень осторожно сравнивать достоинства полной семьи с недостатками неполной в классе, где много детей из неполных семей. Знание особенностей конкретного контингента детей, интуиция, чувство меры и такта в нашем курсе пожалуй впервые в такое мере играют ведущую роль в отборе содержания, особенно для тем II и III разделов (“Мир внутри человека”, “Человек в обществе”).
Изменить традиционную предметно-дидактическую точку зрения учителю придается не только при подготовке к занятиям. Сама позиция учителя по отношению у ученикам на занятиях диктуется не только содержанием и целями курса, но и субъективной позицией ребенка: “раз это урок про меня, то я имею право на свое мнение, пусть даже и ошибочное”. Позиция учителя при этом - сотрудничество в познании мира, когда ребенку ясно, что учитель и он равные партнеры, совместно ищущие ответы на “вечные” вопросы, и каждый из них имеет право на свою точку зрения. Уже одна эта позиция учителя имеет огромное психотерапевтическое значение, демонстрируя уважение и доверие к ребенку. Сама обстановка в классе может быть включена в дидактику: в классе может вообще не быть стола для учителя, а столы учеников поставлены в круг, разомкнутый на расстояние полутора метров около доски. Можно сдвинуть столы в один целый большой “стол”, когда надо будет систематизировать семейные реликвии, или коллекцию камней; можно объединять столы по два, когда учащиеся выполняют групповые задания.

Основные умения и навыки, формируемые на занятиях курса.
Если экология - наука о “доме”, в котором мы живем, а наш “дом” - это многоуровневые системы природы о общества в их развитии и взаимодействии, то определяющей методикой формирования мировоззрения является умение строить модели мира и прогнозировать их развитие. Модель как упрощенная версия реального мира - словесная, графическая, математическая, символическая и т.д. - дает возможность мысленного логического эксперимента, единственного приемлемого, если объектом эксперимента является сам человек.

Метод же построения моделей доступен лишь людям, обладающим определенной способностью к системному мышлению. Практика показала, что детям для овладения начальными навыками системного мышления бывает достаточно нескольких занятий. Во время этих занятий ребята в игровой форме учатся оперировать шестью понятиями: система, подсистема, надсистема.

Эти занятия формируют умения и навык находить под- и надсистемы в реальном мире, отыскивать взаимосвязь между уровнями систем и между системами, отслеживаются и изменения, возникающие при развитии систем по времени. Так как на таких занятиях в качестве примеров учителя могут выбирать любые сущности из внешнего и внутреннего мира человека (книга, атом, цветок, семья, государство и т.д.), то системное мышление постепенно становится для детей инструментом познания, а впоследствии при применении системного мышления на следующих занятиях - и осмысления окружающего и внутреннего мира.

Кроме навыка экологического мышления, позволяющего отнести этот курс скорее к циклу технологическому (технология мышления), вторым, не менее важным, является целенаправленно формируемый на занятиях навык общения. Умения корректно ставить вопросы, высказывать свое отличное от других мнение, выслушивать других, дискутировать постепенно осваиваются каждым учеников, становясь неотъемлемой частью личности. Мы с ребятами приняли правила общения на уроках, которые стараемся выполнять:

  1. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

  2. Мое мнение так же ценно, как и мнение моего собеседника.

  3. Когда я говорю, все слушают и стараются понять меня.

  4. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.

  5. Я сам - и вместе со всеми.


Не только форма занятий, но и содержание некоторых тем “работают” на формирование навыков общения: “Языки родные и иностранные” (основы семиотики)   7 кл., “Почему люди ссорятся?”   6 кл., “Мои друзья и я”   5 кл., “Конфликты конструктивные и не очень”   9 кл. и т.д. Проблемы общения обсуждаются в теме “Человек в семье”, “Человек в обществе”, “Человек в этносе”.

В заключении необходимо напомнить учителю о том, что курс

« Экология и мир человека» спроектирован как открытая система. Опыт показывает, что такой подход к проектированию учебных программ позволяет из года в год дополнять и/или обновлять содержание курса и технологии его проведения в зависимости от состава учащихся и дидактических ресурсов учителя, при этом неизменными оставлять лишь концепции, цели и логику курса.


Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека»

Уроки экологического мышления»)

№№ разделов и тем

Название раздела

и темы вертикальных модулей


Темы уроков для обучающихся в разных параллелях (5 – 10 классы)


5 класс «Мой мир – мой дом»

(целое)

6 класс «Мой мир – мир чувств»

(мера)

7 класс «Мой мир – мир слов»

(слово, понятие, смысл)




Раздел I. «Мир вокруг человека»

1.

Мир человека и его проблемы.

Мой мир – мой дом. Великий Волшебник.

Мой мир – мир чувств. Человек и вещи

Мой мир – мир слов.

2.

Как человек познаёт мир.

Мир вопросов и вселенная ответов.

Мера – главная мудрость..

Почему слово живое

3.

Учимся мыслить системно.

Что из чего состоит?

На своем опыте и чужих ошибках…

Системы живые и неживые.

4.

Человек в природе.

Природа у меня дома. В гостях у леса.

Мастерская природы.

Почему так называется?

5.

Природа в человеке.

Межгалактический клуб.

Твои возможности, человек…

Почему так называется?

6.

Здоровье без лекарств.

Зелёная аптека.

Здоровье и органы чувств.

Что такое ЗОЖ?




Раздел II. « Мир внутри человека»

7.

Феномен человека (духовное., социальное и биологическое в человеке).

Необычный пешеход.

Человек, животное, робот, инопланетянин…

Способности. Возможности. Потребности

8.

Феномен человека ( личность)

Мои любимые герои.

Мы такие разные…

Рисуем словесные портреты

9.

Законы общения.

Мои друзья и я.

Знаки – мера информации.

Языки родные и иностранные

10.

Этикет.

Гость в дом –радость в дом.

Ежели вы вежливы,,,

Как наше слово отзовётся

11.

Желаем успеха!

Что такое «не везёт»?

Ошибаться – это нормально?

Если бы я был волшебником…

12.

Общение через время и пространство.

Тростник, камень, глина, телячья кожа…

Что хотел сказать автор?...

«Вам письмо»…




Раздел III. «Человек среди людей»

13.

Труд как способ выражения личности.

Кто построил дом?

Меры труда и профессии.

Мир человека и мир профессий

14.

Искусство как способ выражения личности.

Самое красивое на свете.

Мои личные «Оскар» и «Ника»

Мир человека и мир искусства

15.

Семья и семейные традиции.

Моя семья и я.

Кто в семье главный?

Родословная моей семьи

16.

Личность и государство.

Мои права и моя ответственность.

Кто придумал Законы?

Закон, мораль, совесть и справедливость

17.

Личность и этнос.

Путешествие к истокам.

Приглашаем в путешествие.

Народ и его язык

18.

Рисуем и пишем свой мир.

Правила жизни.

Измеряем свой мир.

Слово в моем мире.



№№ разделов и тем

Название раздела

и темы вертикальных модулей

8 класс « Мой мир –

мир разнообразия»

(Состав, структура, система. Разнообразие и сходство)

9 класс « Мой мир во времени и пространстве»

( Время, процессы, развитие, эволюция)

10 класс «Мой мир – мир идей»

(Система ценностей, мировоззрение, гармония, экологичность)







1.

Мир человека и его проблемы.

Экология и нравственность в мире человека.

Человек и время.

Модели мира.

2.

Как человек познаёт мир.

Сначала – сравнить, потом – выбирать.

Познание как процесс

Методология как наука.

3.

Учимся мыслить системно.

Состав. Структура. Система.

Программа саморазвития

Мышление и мировоззрение.

4.

Человек в природе.

Живые системы и их свойства.

Человек как фактор биосферы.

Экологический императив.

5.

Природа в человеке.

Экологические факторы человека..

Эволюционизм и креационизм.

Экологический императив как атрибут живого.

6.

Здоровье без лекарств.

Здоровье человека как система.

Здоровье как процесс и как результат.

Кто отвечает за моё здоровье?

Раздел II. « Мир внутри человека»

7.

Феномен человека (духовное., социальное и биологическое в человеке).

Я - индивидуальность.. Мой стиль учебной деятельности.

Человек – этап или цель развития Вселенной?

Человек как «объект» исследования искусства, науки, философии

8.

Феномен человека ( личность)

Образ и структура личности.

Личность как совокупность процессов самопознания., саморазвития и самоопределения

Теория множественности интеллекта

9.

Законы общения.

Дитя, Взрослый, Родитель

Современная психология о законах эффективного общения.

Неразрушающее поведение как социальный императив.

10.

Этикет.

Новая наука о вечных вопросах.

Эволюция этикета: каноны и условности.

Имиджелогия – наука или искусство?

11.

Желаем успеха!

Успех и удача.

Алгоритм успеха.

Система ценностей и критерии успеха человека.

12.

Общение через время и пространство.

Книга или компьютер?,,

Эволюция способов общения.

СМИ как фактор формирования мировоззрения.

Раздел III. «Человек среди людей»

13.

Труд как способ выражения личности.

Добро пожаловать в профессию.

Умения и навыки.

Карьера вертикальная и карьера горизонтальная.

14.

Искусство как способ выражения личности..

Искусство в жизни человека и в человечества.

Искусство во мне и я в искусстве.

Потребитель? Ремесленник? Творец?

15.

Семья и семейные традиции.

Роль семьи и семейные роли.

«Дочки – матери»

(как научиться быть хорошей мамой, отцом, братом и т.д.))

Гармония семейных отношений. Молодая семья.

16.

Личность и государство.

Гражданский долг .

Социальная адаптация и дезадаптация..

Я – гражданин России.

17.

Личность и этнос.

Боги, герои и люди.

Национальная гордость и национализм

Теории этногенеза и практика этнической культуры.

18.

Рисуем и пишем свой мир.

Действуем, сравнивая.

Я и время.

Моя система ценностей.


Модуль: Мир человека и его проблемы (5 класс).

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая программа курса «Экология и здоровье человека»
Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет)
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconРабочая программа учебного курса «Экология»
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconСамыкина Светлана Владимировна педагогический стаж 18 лет, высшая...
Курс «На пороге школы» открывает перспективы становления личности гражданина России, человека, познающего мир наук, мир взаимоотношений...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Программа интегрирующего курса «Экология и мир человека» iconПрограмма курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск