Рабочая программа по ОБЖ
Учитель: Лузгин Ю.Н.
Год реализации программы : 2013/2014 учебный год
Класс: 8
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2009 ,
Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников 2008 г. М. «Просвещение»
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Учебно-тематический план.
№ п/п
| Наименование
разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| теоретические
| практические
|
| Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
| 11
|
|
| 1
| Тема 1. Пожарная безопасность
| 3
| 2
| 1
| 2
| Тема 2. Безопасность на дорогах
| 3
| 3
|
| 3
| Тема 3. Безопасность на водоемах
| 3
| 3
|
| 4
| Тема 4. Экология и безопасность
| 2
| 1
| 1
|
| Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность
| 12
|
|
| 5
| Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
| 9
| 8
| 1
| 6
| Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного
| 3
| 2
| 1
|
| Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 12
|
|
| 7
| Тема 7. Основы здорового образа жизни
| 8
| 7
| 1
| 8
| Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
| 4
| 1
| 3
|
| Итого:
| 35
| 27
| 8
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (8 класс).
Учебник
| Литература для учителя
| Литература для учащихся
| Интернет-ресурсы
| ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г
| 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.
| 1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007
2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД».,1997
| 1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
|
Календарно-тематический план по ОБЖ 8 класс
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип, форма урока
| Содержание учебного материала
| Выполнение требований стандарта
| Форма контроля
| Домашнее
задание
| дата
|
| Знания
| Умения
| план
| факт
|
| Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч)
Пожарная безопасность (3ч)
|
| 1
| Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия.
| 1
| ИНМ
Лекция
| Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
| Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара
| Называть способы тушения пожаров.
Умение работать с учебником, выделять главное
| Устный опрос
| П.2.1 стр.31 вопрос 2
|
|
| 2
| Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
| 1
| ИНМ
Лекция
| Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
| условия возникновения пожара
| Навыки действий при пожаре
| Устный опрос
| П.2.3 стр.40
вопрос1-4.
|
|
| 3
| Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.
| 1
| ИНМ
Лекция
| Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
| Права и обязанности
| Пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
| Тест
| Конспект (тема №3)
|
|
| Безопасность на дорогах(3ч)
|
| 4
| Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
| 1
| Комбин
беседа
| Причины ДТТ
| Причина ДТП, травматизм
| Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
| Устный опрос
| Конспект (тема №4)
|
|
| 5
| Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.
| 1
| ИНМ
Лекция
| Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда
| Общие обязанности водителя.
| Правила поведения на дорогах.
Умение работать с учебником, выделять главное
| Устный опрос
| Конспект (тема №5)
|
|
| 6
| Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.
| 1
| ИНМ
Лекция
| Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.
| Общие обязанности водителя.
| Правила поведения на дорогах.
Умение работать с учебником, выделять главное
| Тест
| Конспект (тема №6)
|
|
| Безопасность на водоемах.(3ч)
|
| 7
| Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
| 1
| ИНМ
Лекция
| Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года.
| водоем
| Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах
| Устный опрос
| Конспект (тема №7)
|
|
| 8
| Безопасный отдых у воды.
| 1
| ИНМ
Лекция
| Безопасный отдых у воды.
| Безопасный отдых
| Правила поведения на дорогах
| Устный опрос
| Конспект (тема №8)
|
|
| 9
| Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
| 1
|
| Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
| само- и взаимопомощь
| Уметь оказывать ПМП терпящим бедствие на воде.
| Контрольная работа.
| Конспект (тема №9)
|
|
| Экология и безопасность.(2ч)
|
| 10
| Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
| 1
| ИНМ
Лекция
| Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ.
| Экология и экологическая система, экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез, ПДК
| Приводить примеры ЧС экологического характера.
Умение работать с учебником, выделять главное
| фронтальный
| П.6.1.
Вопрос 3
|
|
| 11
| Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
| 1
| Комбин
беседа
| Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
| Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосфера, литосфера
Сведения об уровнях загрязнения регионов России.
| Приводить примеры основных источников загрязнения сфер.
Приводить примеры
чистых регионов России.
Умение работать с учебником, выделять главное
| зачет
| П.6.3.-6.6, задание 1
|
|
| Раздел 2
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 ч)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (9)
|
| 12
| Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
| 1
| ИНМ
Лекция
| Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.
|
|
| Устный опрос
| Конспект (тема №12)
|
|
| 13
| Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.
| 1
| Беседа, сам.раб
| Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах
| Радиоактивность, радиационно опасные объекты, ионизирующее излучение, РОО
| Приводить примеры крупных радиационных аварий
| Тест
| П.4.1 вопрос
на стр. 86, 1-3
|
|
| 14
| Обеспечение радиационной безопасности населения
| 1
| ИНМ
Лекция
| Основные поражающие факторы при авариях
Правила поведения населения при радиоактивных авариях.
| Основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязненной зоне.
| Основные способы защиты населения.
Действия при радиоактивных авариях
| Устный опрос
| П.4.2, стр91
Вопрос 3
|
|
| 15
| Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия
| 1
| Беседа сам. работа
| Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека.
Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, токсодоза
| Понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически –опасные объекты)
| Называть крупнейших
потребителей АХОВ.
Систематизировать знания в таблицу: «Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека», «Характер воздействия на человека АХОВ»
| Словарный диктант
| П.3.1 вопрос1-2
|
|
| 16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|