Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района





Скачать 203.64 Kb.
НазваниеКонкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района
Дата публикации30.03.2015
Размер203.64 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > География > Конкурс


ГОУ СОШ № 183 с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт-Петербурга

____________________________________________________________


Конкурс

проектно – исследовательских работ учащихся

Центрального района

Форум школьных проектов

Наивный мир суеверий
Гипотетическое исследование

Обществознание
«Думать при всяком деянии о цели оного»

(Л.Н. Толстой – русский писатель)


Работу выполнила:

Ученица 10 класса Васильева Ирина

Учитель: Захваткина Ирина Захаровна


Санкт-Петербург

2011

Введение
Актуальность темы:

Меня окружают самые разные люди. Они отличаются возрастом, отношением к религии, уровнем образования, интересами. Время от времени они стучат по дереву, боятся разбить зеркало и встретить черного кота - они в разной степени суеверны. И я тоже.

Социологи отмечают расцвет суеверий в современной России. Так бывает в периоды исторических перемен, говорят ученые. Духовенство видит причину в разрушении советской властью традиционной религии.

Опрос, проведенный «Левада – центром» в 2008 году показал, что 63 процента россиян суеверны. "Самое большое количество суеверий наблюдается у представителей профессий, связанных с риском, где большую роль играет случай, - говорит антрополог из Европейского университета в Санкт - Петербурге Ирина Назарова, - у летчиков, спортсменов, врачей, водителей. И почти совсем отсутствуют у учителей".

Цель исследования: выяснить, суеверны ли учителя и старшеклассники нашей школы.

Гипотеза: Среди учителей и старшеклассников петербургской школы с углубленным изучением английского языка, суеверных должно быть меньше, чем в среднем по России, т.е. менее 63 процентов.

Задачи исследования:

  • Выяснить, что такое суеверия, откуда они пришли и в каких формах существуют.

  • Доказать, что суеверия, появившиеся в последние десятилетия, тоже по сути своей языческие.

  • Привести оценки суеверий и суеверного сознания представителями науки и РПЦ

  • Представить результаты опроса учителей и старшеклассников школы на тему суеверности.

Источники для реферата я искала в РНБ с помощью библиографов и электронных каталогов. В основу работы легли труды академиков Б. Рыбакова1 и А. Панченко2, профессора Ю. Кривошеева3, Н. Гальковского.4 Полезный материал о спорах вокруг понятий двоеверие и народное православие нашла в работах М. Громыко5 и Е. Грузновой6.

Источники содержат специальную терминологию, поэтому потребовалась помощь справочников от Детской до Православной энциклопедии.

СПб митрополия предлагает всем, кто интересуется вопросами веры, получить консультации на ее сайте. Я воспользовалась этой возможностью.

Из научно-популярных источников отмечаю сайт www.sueverie.net. Материалы подбираются священниками, психологами, историками религии.


В Музее истории религии, единственном в России, вообще нет раздела «Язычество восточных славян» и тема пережитков в экспозиции не затронута.

Суеверия, их происхождение и формы, в которых они существуют.

Суевериями ученые и духовенство называют взгляды и ритуалы, которые по сути своей являются языческими.  Слово «суеверие» можно перевести как «пустая вера», «напрасная вера». Академическое определение этого понятия выделяет такую особенность, как отсутствие связи между причиной каких-либо событий, действием для изменения ситуации и последующим развитием событий.

Что касается языческого содержания суеверий. Наука называет язычеством7 совокупность религиозных представлений и обрядов, которые обладают следующими признаками: одухотворение природы и многобожие, отраженное в культах8 предметов, животных, предков. [10] Особенность язычества в том, что главными являются не представления, а обряды (жертвоприношения, участие в мистериях9). [9] Русская православная церковь языческими называет все верования, кроме христианских.

Языческие представления характерны для мировоззрения всех древних народов, в том числе и славян. Древнейшая форма - поклонение силам природы, предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства. Это называется фетишизмом. (см. рис. 1) Фетишем могли быть удачливые орудия труда, плодоносные деревья. Еще одна форма - анимизм - вера в духов (душу) предметов как причину жизни и явлений природы. На берегу Плещеева озера до сих пор лежит Синь-камень. При встрече весны его украшали и украшают лентами, цветами, водили и водят хороводы. Славяне поклонялись священным животным (вепрю, медведю), растениям (березы, дубы). Это тотемизм - вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами (родами) и животными или растениями. Культ предков 10. Считалось, что умершие помогали или вредили живым. След этих представлений сохранился в образе Чура (Щура) - почитаемого предка. Позднее сложился полидемонизм11 и политеизм.12 (см. приложение 1).

Языческие взгляды существовали тысячелетиями, многие из них забыты, некоторые дошли до нас и набрали невиданную силу. Они выражались в праздничных обрядах в честь духов и богов. Вот некоторые из земледельческих праздников. (см. приложение 2).

В конце декабря, в день зимнего солнцестояния, славяне отмечали праздник Коляды13. В этот день ряженые14 с песнями и прибаутками ходили по дворам, собирали подаяние и славили солнце.


В конце марта, в день весеннего равноденствия, праздновалась Масленица. Обряд связан со встречей весны. Древние считали блин символом солнца и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. В последний день масленичной недели провожали зиму - сжигали чучело Масленицы. (см. рис. 2)

В конце июня, в день летнего солнцестояния, праздновали Ивана Купалу15. Собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; прыгали через костры, что символизировало очищение.


Важнейшие события в жизни человека и человеческого коллектива тоже сопровождались особыми обрядами.

Свадебный обряд. Молодожены обходили три раза вокруг священного дерева – березы или дуба, славили богов. Свадьбе предшествовало похищение невесты: чтобы не прогневать духов своего рода, из которого она уходит. На пиру молодоженам запрещалось пить. Слово венчание произошло от венка (венца), который одевали невесте на голову.

Погребальный обряд. Славяне клали с мужчиной в могилу оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды с пищей и питьем, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Похороны завершались пиром и воинскими состязаниями. [7] (см. рис. 3) Поминали покойных несколько раз в году: для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли еду и питье на праздничном столе или на могиле.

Отдельные элементы этих обрядов дошли до нас.

Зимой, колядуя, крестьяне «надевали на себя звериные шкуры», плясали, скакали, пели. Это пережитки тотемизма, хотя праздник стал называться Святками. Ряжением занимались скоморохи. Оно дожило в деревнях до 30-х годов XX века. [3] У дворян ряжение превратилось в карнавальное16 (маскарадное17) действие в нач. XVIII в., любимо и сейчас. (см. рис. 4)

Поклонение солнцу так вошло в народную жизнь, что церковь была вынуждена признать древний праздник Комоедицы18–Масленицу подготовкой к Великому посту19 и последующему празднику Пасхи20. Поедание блинов, игрища (катание на лошадях, снежки), сжигание чучела остались элементами праздника до сего дня.

Особое отношение к огню отчетливо проявлялось в летнем празднике Купалы и дошло до нас традицией зажигания вечного очищающего огня. «К земле народ питает уважение, называет ее кормилицей, матерью сырой землей, местом покоя родителей». Родную землю берут с собой на чужбину, целуют на прощание, кладут на могилу. Трудно не увидеть в этом фетишизм и анимизм, как и в элементах похоронного обряда. До сих пор в гроб покойнику кладут вещи, которые были необходимы ему при жизни: очки, расческу, зубные протезы. После похорон организуют поминки, несут на могилы угощение.

Венец на голове невесты, похищение невесты, выкуп, зажигание свечей – архаичные элементы в современном свадебном обряде.

Древнее заклинание «Чур, меня!», которое дети используют в игре, - призыв предка на помощь. Используются и поговорки. Столкнувшись с неприятностью, говорим "Не было печали, черти накачали". Совершив необдуманный поступок, восклицаем "Черт попутал !».

Брань скверными словами (так отгоняли злых духов) осуждалась и осуждается церковью как проявление язычества. «Безмерное и премногое пиянство» рассматривается РПЦ как «бесовщина»21.


Обращение к ворожеям и колдунам, использующим магические действия, вера в сны, - это пришло из языческих времен.

Вера в «счастливую одежду», в талисманы22 «на счастье» - отголоски фетишизма. Магический фетишизм до сих пор сохранен в вере в порчи23, которые «наводят» по личным вещам человека.

Психологи утверждают, что россияне используют приблизительно 500 примет. Боязнь черных животных (кота, козла), некоторых цифр, деление дней на хорошие и плохие дошло до нас в поразительных формах.

На выборах в Государственную Думу в 2007 году Иркутская областная избирательная комиссия отказалась создавать избирательный участок № 666, ссылаясь на неприятности, происходившие на участке с таким номером во время выборов 2003 года. [8] Три аварии при запуске летательных аппаратов произошли в понедельник. С тех пор этот день недели в российской космонавтике официально "не стартовый". [2]


Первого апреля никому не верят. В этот день домовой просыпался после зимней спячки и был сердит. Чтобы развеселить его, обитатели дома надевали одежду наизнанку, все старались обмануть друг друга, пошутить.

Древние верования в виде суеверий так переплелись с христианством, что ученые ввели понятия двоеверие24 (для X-XVвв.) и народное православие (с XVв.), которое отличается от церковного (догматического25).

Древние обряды обретали новые черты. В газете «Комсомольская правда» рассказывалось, что советские школьники, посещавшие могилу пионера-героя Павла Морозова, вкладывали в трубы ограды свернутые записки с просьбой помочь в учебе, или убедить родителей купить велосипед, или же обрести любовь... [5]

Астрология появилась в России не позднее XIV века и сейчас переживает расцвет.

Новые суеверия, их языческий характер.


Несколько десятилетий назад появились новые суеверия.

Интерес к восточным календарям и гороскопам, знакам зодиака. Ученые утверждают, что китайскому календарю около пяти тысяч лет и что он донес до сегодняшнего дня веру в силу тотемных животных. Увлечение гороскопами было естественно для языческого мира, в котором закон судьбы (фатума, рока, кармы) был превыше всего. (см. рис. 5)

Постоянно приходиться слышать об особой энергетике стихий, людей, цветов, камней и т.д. Влияние потока информации на эту тему можно увидеть в следующем факте. «Дождавшись окончания пасхального крестного хода, множество молодых людей 15-17 лет направились на могилы и стали поедать припасенные заранее вареные яйца. На вопрос, зачем они это делают, прозвучал ответ: «Если в пасхальную ночь съешь на могиле как можно больше яиц, то в тебя войдет много энергии». [5] Цель модного учения фэн-шуй — поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека. (см. рис. 6) Востребованным действием является любовный приворот. И. Герман сообщает на своем сайте: «Это есть восстановление истинной любовной энергии между людьми». [1] Это ни что иное, как проявление анимизма!


Целители предлагают избавление от болезней с помощью магии.

Новый праздник Хэллуин – древний кельтский26 праздник. День Святого Валентина берет своё начало с Луперкалий27 Древнего Рима. (см. рис. 7)

Уфология - увлечение, возникшее в 1950-е годы во многих странах. Основным занятием - сбор сообщений очевидцев неопознанных явлений. [3]

Наука и религия о суевериях.

Психологи утверждают, что в следовании суевериям есть свои положительные стороны. Человек надеется, что если он сделает что-то или не сделает чего-то, то приобретет власть над событиями.

Психолог Т. Мизинова28 считает, что «…суеверия и верование в приметы являются проявлением наших бессознательных страхов». О причинах суеверного поведения: «…мы становимся очень суеверными именно в те моменты, когда в жизни переживаем какие-то трудности». С другой стороны, предупреждает психолог, суеверия «…опасны, вредны и разрушительны, потому что суеверия порождают фобии29. Поэтому мне все-таки кажется, что современный человек, человек XXI века, может открыто верить во Христа, ему это дано. А если он не верит, то все-таки лучше быть насмешником вольтеровского типа, чем жить во власти мрачных суеверий».

Еще в 1975 году 186 ведущих мировых учёных, в том числе 18 нобелевских лауреатов, выразили беспокойство по поводу того, что средства массовой информации предоставляют свои страницы астрологии и прочим псевдонаукам. В России с 1998 года существует Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Р А Н. (см. рис. 8)

Священник, историк Георгий Чистяков предлагает: «… давайте раз и навсегда придем к выводу, что любые суеверия - это осколки язычества». «Откуда берутся суеверия? Суеверными становятся из-за своего невежества, из-за того, что, придя в Церковь, они ищут в Ней не Христа, а удовлетворения своих материальных, эмоциональных и иных приземленных потребностей».

О суевериях вокруг нас

(Результаты выборочного опроса старшеклассников и учителей школы)

Цель опроса: выяснить, суеверны ли учителя и старшеклассники.

В декабре 2010 года был проведен опрос, в котором приняли участие 88 человек. Из них 84% (74 человека) имеют неполное среднее образование, т.е. это старшеклассники. 16% (14 человек) – учителя, у одного из них среднее специальное образование, у остальных - высшее. В опросе приняли участие 30% старшеклассников и учителей школы. Вопросы были составлены под руководством школьного психолога Е. Е. Смирновой (см. приложение 3). Опрос проводился анонимно.

По результатам проведенного опроса можно сделать следующие выводы: 88% опрошенных нами в той или иной степени суеверны.

Учителя: 93% (13 из 14) суеверны, только 1 учитель (мужчина) является несуеверным верующим, т.е. обладает цельным, неэклектичным30 (религиозным) мировоззрением. Этот учитель, единственный из опрошенных, имеет среднее специальное образование.

Ученики: 88% (65 из 74) суеверны, 6 человек сомневаются в силе суеверий, 3 – несуеверны, только 1 из 3-х несуеверных (девушка) является несуеверным и неверующим человеком, т. е. обладает цельным, неэклектичным (атеистическим) мировоззрением.
Интересны следующие данные:

верят в приметы – 37% (31% учащихся, 43% учителей);

в сглаз и порчу – 28% (28% учащихся, 29% учителей);

в общение с душами умерших – 22% (20% учащихся, 29% учителей);

в гадания – 27% (26% учащихся, 36% учителей);

в талисманы - 41% (55% учащихся, 21% учителей);

в астрологию – 33% (31% учащихся, 43 % учителей);

в инопланетян - 41% (39% учащихся, 50% учителей);

в идеи Фэн-шуй - 15% (14% учащихся, 21% учителей).


Заключение

Суеверия пришли к нам из далекой древности, являются пережитками языческого мировоззрения, осуждаются и наукой и православной церковью. В основном это элементы обрядов, которые когда-то сопровождали земледельческие, общинные, семейные праздники и горестные события.

В последние десятилетия перечень суеверий расширился за счет новых, но тоже языческих по сути взглядов и действий.

Ученые призывают людей оценить свое поведение с точки зрения разума, достижений цивилизации, научного знания. Если человек неверующий, то ему полезен совет психолога: «… лучше быть насмешником вольтеровского типа, чем жить во власти мрачных суеверий».

Если человек верующий, напоминает РПЦ, то он должен верить в Бога, а не в черную кошку. Незнание и непонимание христианского вероучения толкает людей к суевериям.

Государство должно оградить граждан от потока лженаучной информации.

Проведенное исследование достигло цели: мы выяснили отношение к суевериям учителей и старшеклассников нашей школы.

Гипотеза, выдвинутая нами, опровергнута: суеверность респондентов превысила данные по России на 25% ! Суеверность учителей выше, чем суеверность учеников, то есть возраст способствует этому, а высшее образование не мешает.

Я не ставила своей задачей исследовать причины суеверности школьников и учителей. Высказываю свое предположение: только сложные жизненные обстоятельства могли заставить искать помощь и в церкви и в суевериях. Жесткая конкуренция большого города и желание достигнуть много?

Очень грустно, что в обеих группах суеверность соседствует с верой и неверием, только один учитель и одна школьница обладают цельным мировоззрением. Учитель ( мужчина) своим отношением к православной вере, церкви, отрицанием суеверий порадовал бы духовенство. Одна из старшеклассниц, отрицая суеверия, не является верующей и не посещает церковь, что нельзя не признать логичным с точки зрения атеистического мировоззрения.

Список источников

1) Герман И.Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ilyaGerman.ru (07.10.2010)

2) Космические суеверия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.astrale.ru/dict.php?id=323 (24.12.2010)

3) Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://libelli.ru/library/tema/sc/atheism/aet/art/nat/history.htm (20.04.2010)

4) Левада-центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.levada.ru/religion.html (13.11.2010)

5) Отношение к смерти и почитанию умерших у современных россиян: смешение христианского и языческого понимания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bg-znanie.ru/article.php?nid=14382 (21.11.2010)

6) Почему Россию захлебнула волна суеверий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ruscourier.ru/archive/2009 (24.10.2010)

7) Славянская мифология. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Язычество_славян (04.02.2010)

8) Число зверя. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/6_июня_2006 (10.11.2010)

9) Язычество. Религия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: slovari.yandex.ru/~книги/Религия/Язычество/ (09.10.2010)

10) Язычество. Энциклопедии & Словари [Электронный ресурс]. - Режим доступа: enc-dic.com/history/JAzychestvo-49697.html (26.11.2010)

Приложение 1.

Духи восточнославянской мифологии


Домовой дух дома - имеет вид лохматого старичка с бородой, в кафтане, белой рубашке и с поясом. Живет за печкой или в подполье, в печной трубе. Ворчливого духа задабривают куском каравая. Домовой может предсказывать события плачем, стонами - горестные, песнями, прыжками - радостные.

Водяной - хозяин темных озер и омутов - выглядит как обмотанный тиной старик в шапке из водорослей. Водяные селятся в реках, которые протекают в еловых чащах. Он сторожит каждого человека, появляющегося в его владениях. С собой на дно утаскивает тех, кто вздумает купаться после заката солнца. Рыбаки должны делиться с водяным, отпуская первую пойманную рыбу.

Леший- хозяин леса - угрюмый бородатый старик. Его владения – хвойные чащи и буреломы. Леший может заставить плутать на одном месте, связав в узел все лесные тропинки. Больше всего не любит тех, кто оскверняет лесную тишину бранным словом.

Полевик - дух полей и лугов - еженощно обходит владения, проявляясь в виде огненной искры. Полевой выглядит как маленький уродливый человечек. Вместе со своей женой и детьми живет в меже. Дети - полевички - увидев спящего в меже человека, могут защекотать его до смерти. Осенью на поле оставляли для домового пучок колосьев или последний сноп: он спрячется в них до следующего года.

Русалки– души умерших девушек, иногда утопленниц, которые выходили из воды в поле. Они могли заманить в воду случайного прохожего. Русалки наказывали тех, кто работал в поле на русальную неделю. Неделя, когда, по поверям, русалки выходят из мест своего обитания. Суть обрядов - проводы русалок. Русалии отмечались несколько раз в год. Оживают они к весне и до самого дня Купалы(древний праздник летнего солнцестояния (24 июня старого стиля)). резвятся на холодном дне водоемов.

Приложение 2.

Боги восточных славян из пантеона князя Владимира


Перун - почитался славянами, поскольку от него зависело появление дождей, необходимых для посевов. Его представляли в виде немолодого мужчины с седой головой и золотыми усами. Вероятно, главное святилище бога находилось в местечке Перынь, расположенном неподалеку от Новгорода.

Хорс - божество солнечного диска. Хорс двигался по небу днём, под землей - ночью. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо".

Даждьбог – тоже бог солнца, тепла, плодородия, предок князей и русских людей. Имя его происходит не от слова «дождь», оно означает – «дающий Бог». Часто употребляемая фраза «дай бог» служит отражением древнего имени Дажьбога.

Мокошь (Макошь) – богиня плодородия, семьи, родов, домашнего очага. Покровительствовала прядению. Если богиню удавалось умилостивить (бросить в колодец пряжу), она помогала женщинам прясть или даже сама пряла в их отсутствие.

Стрибог - бог ветра. Он мог вызвать и укротить бурю. Ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца.

Симаргл (Семаргл) - предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности; возможно, был богом огня. Это единственное зооморфное(представление богов в образах животных) существо пантеона - священный крылатый пес.



Приложение 3.


«Верите ли вы…»





Верю

Сомневаюсь

Не верю

В Бога










В силу православной молитвы










В приметы










В сглаз, порчу










В общение с душами умерших










В гадания










В талисманы










В астрологию










В инопланетян










В принципы Фэн-шуй












Посещаете ли вы православную церковь?

А) раз в неделю Б) раз в месяц В) реже, чем раз в месяц Г) не посещаю
Стучите ли Вы по дереву? Плюете ли Вы через левое плечо?

А) Да Б) Нет А) Да Б) Нет

______________________________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Пол: А) мужской Б) женский

Образование: А) неполное среднее Б) среднее специальное В) высшее



Приложение 4.

Иллюстративный материал

Рис.1. Деревянный идол из Старой Ладоги




Рис.2. Сжигание чучела зимы. Масленица 2011. Фото


Рис.3. Тризна по Олегу. Худ. В. Васнецов



Рис.4. Ряженые на старый Новый год. 2008. Фото



Рис.5. Знаки Зодиака.



Рис.6. Обложка книги Энергетическое здоровье.



Рис.7. Хэллоуин. Фото

Рис. 8. Бюллетень Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. №1 2006г.


1 Борис Александрович Рыбаков (1908 - 2001) — русский советский археолог и историк, академик АН СССР с 1958.

2 Александр Михайлович Панченко ( 1937 - 2002) — советский филолог, исследователь русской литературы и культуры, академик РАН, лауреат Государственной премии России.

3 Юрий Владимирович Кривошеев - заведующий кафедрой исторического регионоведения СПбГУ, доктор исторических наук, профессор.

4 Н.М. Гальковский - историк церкви

5 Михаил Громыко – современный православный историк и этнограф.

6 Елена Грузнова – к.и.н., диссертация посвящена язычестве русской деревни XV – XVI в.в.

7 Язычество - от
старославянского языцы — народы, иноземцы 

8 Культ - действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению.

9 Мистерии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые.

10 Культ предков - поклонение душам или духам умерших предков.

11 Полидемонизм - ( от греч. – много и - дух) - вера во многих духов.

12 Политеизм - (от греч. –много и - бог) - многобожие, вера во многих богов.

13 Коляда́ — мифологический персонаж, связанный с весенним циклом плодородия. В образе ряженого (козёл и др.) — участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки).

14 Ряжение — обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.

15 Иван Купала - божество изобилия, земных плодов

16 Карнавал - вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

17 Маскарад - бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частью с масками на лицах; часть карнавального действия.

18 По поверьям, в эту пору Медведь( воплощение Велеса) просыпается после зимней спячки.

19 Пост - ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья

20 Пасха - ежегодное празднование воскресения Иисуса Христа

21 Бесы - в древнеславянской мифологии злые духи.

22 Талисман – предмет, который должен давать своему хозяину сверхъестественные силы или защиту.

23 Порча - болезнь, напущенная злой ворожбой, тем, кто хотел сглазить кого-нибудь.

24 Двоеверие - переплетение христианства и язычества

25 Догматический - категорический недопускающий возражений

26 Кельты - индоевропейские племена,. обитавшие в 1 тыс. до н. э. на территории современной Франции, Швейцарии, южной части Германии, Австрии, северной Италии, северной Испании, Британских о-вов.

27 Луперкалии - эротический праздник в честь богини «лихорадочной» любви Юно Фебруата (отсюда название месяца февраль) и бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ),

28 Татьяна Мизинова - директор Центра психологической поддержки и современного психоанализа "Персона", член правления Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии.

29 Фобии - навязчивые страхи.

30 Эклектика - соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т. д. Для Э. характерно игнорирование логических связей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКритерии оценивания проектно-исследовательских работ учащихся конкурса «Умники и умницы»
Исходя из основных требований фгос к использованию проектного метода и этапов работы над проектами, введены следующие критерии оценивания...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconПоложение о районном конкурсе исследовательских и проектно – исследовательских работ
Рядок организации и проведения районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся, посвященного памятной дате...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКонкурс проводится ежегодно и включает в себя защиту исследовательских...
«Отечество», в рамках которого 9 ноября в районном Доме детского творчества состоялся конкурс исследовательских краеведческих работ...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconМетодические рекомендации по критериям оценивания исследовательских работ учащихся
Необходимо признать, что бессистемность оценивания проектно-исследовательских работ учащихся снижает эффективность данной деятельности,...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКонкурс исследовательских работ учащихся начальной школы Кировского района «Знайка-2013»
...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКонкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012»
Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКонкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы»
Краевой конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы» (в рамках шестого Всероссийского исторического...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconБековского района пензенской области
Научно-исследовательская работа на Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённый...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconМосковский государственный
Что необходимо знать участнику проектно-исследовательских работ естественнонаучного цикла в лицее №1580. Практическое руководство...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКалендарный план работы гбоу сош №851 Южного окружного управления образования на март 2014 года
...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отчет о проведении v-го Открытого московского городского конкурса проектно-исследовательских работ учащихся
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconГ зеленокумскасоветского района
Муниципальный конкурс исследовательских работ, посвященных истории города Зеленокумска
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconМежрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских...
Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКонкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и гуманитарные...
Брянский институт повышения квалификации работников образования объявляет конкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и...
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconКонкурс исследовательских работ Направление
Соцопрос московских школьников и учащихся моу сош №3
Конкурс проектно исследовательских работ учащихся Центрального района iconВсероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск