Скачать 373.2 Kb.
|
Благоприятные для человека условия жизни на Земле поддерживаются за счет непрерывной работы природных экосистем. Эффективность механизмов биосферной регуляции обеспечивается биологическим разнообразием на глобальном, биоценотическом, видовом и популяционном уровнях. Современные масштабы разрушения живого покрова планеты заставляют поставить приоритетную цель – безусловное сохранение имеющихся природных систем. Задача статьи – привлечь внимание научной общественности к необходимости сохранения биологического разнообразия как основы стабильности биосферы.Биоразнообразие, экосистемные функции и жизнеобеспечение человечестваД.С. Павлов, Е.Н. Букварева Тревожные итоги тысячелетия Капитан экипажа шаттла Discovery Эллен Коллинз 4 августа 2005 г. передала с орбиты, что шокирована открывшимся ей зрелищем ущерба, который человек нанес природе Земли (http://news.bbc.co.uk/1/hi/sci/tech/4745963.stm). Благодаря проекту Google Earth (http://earth.google.com) сегодня в этом может убедиться каждый, кто имеет доступ в интернет. На рубеже тысячелетий стало ясно, что XX век был не только эрой научно-технической революции, но и эпохой самого массированного разрушения живого покрова Земли за всю историю человечества. ООН с 1972 г. проводит раз в 10 лет конференции по проблемам окружающей среды и глобального развития. Наиболее важные решения были приняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро: «Повестка дня на XXI век» [1], провозгласившая концепцию устойчивого развития, и Конвенция о биологическом разнообразии 1 [2]. К сожалению, через 10 с лишним лет после принятия этих документов приходится признать, что значимых успехов на пути к прекращению деградации биосферы не достигнуто [3]. Итоговый доклад международного проекта «Оценка экосистем на пороге тысячелетия», опубликованный в 2005 г., [4] убедительно доказывает глобальность масштабов и высокие темпы утраты природных экосистем и биоразнообразия. На сегодняшний день практически все наземные экосистемы Земли претерпели глубокие изменения в результате деятельности человека, в благоприятных для жизни и ведения сельского хозяйства природных зонах люди трансформировали и используют от 20 до 75% территории [4]. Продуктивных природных экосистем на Земле осталось совсем мало – это видно, если с карты мира убрать пустыни, полупустыни, ледники, а также сильно измененные человеком территории (рис.1). Рис.1. Оставшиеся массивы продуктивных природных экосистем суши. Белым цветом показаны малопродуктивные территории (пустыни, полупустыни, ледники), а также области, более трети которых изменено и используется человеком (по данным [4]). Серым цветом показаны травянистые и кустарниковые сообщества, черным - леса. Карта подготовлена на основе данных Global Land Cower 2000 (http://www-gvm.jrc.it/glc2000/ProductGLC2000.htm) Одновременно с сокращением площади живого покрова Земли происходит его упрощение. Последний обобщающий доклад, подготовленный в рамках Конвенции по биоразнообразию [5], в очередной раз предостерегает: богатство жизни сокращается на всех уровнях ее организации – от генетического разнообразия внутри отдельных популяций до разнообразия видов и экосистем в биосфере. Темпы этого разрушительного процесса не снижаются. Одним из глобальных индикаторов состояния биразнообразия является Индекс живой планеты, обобщенно показывающий тенденции изменения численности позвоночных животных в мире. Сегодня он включает данные примерно о 3600 популяций для 1300 видов в наземных, пресноводных и морских экосистемах разных регионов Земли. Этот показатель с 1970 г. по 2003 г. снизился на 30% [6]. В настоящее время под угрозой исчезновения согласно критериям МСОП (Всемирного союза охраны природы) находятся от 10 до 50% видов среди хорошо изученных групп растений и животных [7]. Объемы потерь в мало изученных группах организмов точно оценить невозможно, поскольку подавляющая часть видов исчезает, оставшись неизвестной науке2. Происходящее позволяет говорить о «шестом массовом вымирании» (сотни ссылок на публикации об этом можно найти на сайте «The current mass extinction” http://www.well.com/~davidu/extinction.html). Исчезновение видов – это по-настоящему необратимый процесс обеднения биосферы. Из-за утраты местных форм и широкого распространения инвазий распределение видов на Земле становится все более гомогенным. Таким образом, биосфера разрушается в двух направлениях, взаимно усиливающих друг друга:
Воздействие человека на биосферу продолжает нарастать. По оценкам экспертов из Global Footprint Network [6] оно уже превысило критический уровень, который биосфера может компенсировать. Использование возобновляемых природных ресурсов (глобальный «экологический след»3) с 1961 г. по 2001 г. выросло в 2,5 раза и сегодня на 25% превышает суммарную биологическую продуктивность Земли. Критический рубеж был пройден в конце 1980-х годов. Сегодня ресурсы биосферы расходуются быстрее, чем они могут восстанавливаться. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: обобщить знания учащихся о понятии функции, аргумента, функции вида y= kx, y= kx + b, y= x2, y= kx2, y= x3, y= kx3, ввести... | Учебное пособие для практических занятий «Биоразнообразие» | ||
Татьяна Сергеевна Сорокина Часть Первобытное общество Глава 1 врачевание в первобытном обществе История человечества начинается вместе с возникновением человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предел функции в точке. Предел последовательности. Общие свойства предела функции. Предел функции в точке по множеству. Необходимое... | ||
Геометрические преобразования Бласти определения функции ставит в соответствие некоторое число f(X) – значение функции f в точке Х. В геометрии рассматриваются... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: сформировать навыки построения графика функции, определять наибольшее и наименьшее значение функции, область значений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ввести определение функции, области определения функции, области значений функции | Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: рассмотреть построение графика функции y = x2 и её свойства, используя график функции y = x2, научиться находить значение... | Реферат Отчет 26 с., 7 ч Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, учебный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Функции их свойства, графики и периодичность. Построение графиков функций y = m f (X) и y = f (kx), если известен график функции... | Реферат к отчету Ключевые слова: биоразнообразие, коллекции, экспозиции, искусственные биоценозы, фитоценозы, интродукция, сообщества, экология, консортивные... | ||
Московская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория реферат... «Риски, связанные с деятельность и технологическим прогрессом человечества» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая цель. Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о функциях. Дать определения области определения функции... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обязательно ли построение графика линейной функции для того, чтобы определить вид монотонности функции? (Сформулировать теоремы).... | Программа дисциплины для специальности 013100 «Экология» (специализации... Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального |