РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учащихся начальных классов
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
4)прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальный. Курс «Проектная деятельность» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Занятия курса разделены на теоретические и практические.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников; проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гумманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Программа курса рассчитана на 33часа (1 час в неделю в 1-4-ых классах). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
Учебно-тематический план
1 год обучения (1 час в неделю)
№
п/п
| Название тем
| Содержание занятий
| Количество часов
| 1
| Что такое проекты.
| Обучающийся познакомится с понятием о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация.
| 1
| 2
| Что такое проблема.
| Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования
| 1
| 3
| Как мы познаём мир.
| Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира Опыты. 5людение за осенними изменениями в природе Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт
| 1
| 4-5
| Школа почемучек.
| Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ
| 2
| 6-7
| Удивительный вопрос.
| Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загаданное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
| 2
| 8-9
| Источники информации.
| Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
| 2
| 10-11
| Любимое число. Игры с числами.
| История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
| 2
| 12-14
| «Алфавит».
| История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
| 3
| 15-16
| «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки
| История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
| 2
| 17-19
| «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.
| Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
| 3
| 20-23
| «Растения»
| Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Прибайкалье.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
| 4
| 24-25
26-31
| «Симметрия вокруг нас»
«Сказки»
| Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия
Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.Театрализация сказки.
| 2
6
| 32-33
| Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
| Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
| 2
|
2 год обучения ( 1 час в неделю)
№
п/п
| Название тем
| Содержание занятий
| Количество часов
| 1
| Что такое исследование? Кто такие исследователи?
| Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий
| 2
| 2
| Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
| Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования
| 2
| 3
| Коллективная игра-исследование.
| Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения
| 2
| 4
| Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.
| Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований
| 2
| 5
| Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.
| Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления
| 2
| 6-10
| Путешествие в Загадкино
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 4
| 11-15
| Что такое Новый год?
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 4
| 16-20
| У меня растут года…
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 4
| 21-25
| Меры длины.
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 4
| 26-30
| Знакомые незнакомцы (озеленение)
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 4
| 31-33
| Праздники в России
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 3
| 3 год обучения ( 1 час в неделю)
№
п/п
| Название тем
| Содержание занятий
| Количество часов
| 1
| Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.
| Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.анкетирование учащихся, опрос.
| 1
| 2
| Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.
| Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания, построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
| 2
| 3
| План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования.
| Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез, определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.
| 2
| 4
| Основные источники получения информации.
| Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия, работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
| 3
| 5
| Оформление списка литературы и использованных электронных источников.
| Правила оформления списка использованной литературы. Оформления списка использованных электронных источников.
| 1
| 6
| Методы исследования. Мыслительные операции.
| Эксперимент Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
| 1
| 7
| Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
| Письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
| 1
| 8
| Оформление работы. Подготовка доклада.
| Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад, доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
| 2
| 9
| Как правильно делать презентацию. Знакомство с MicrosoftPowerPoint
| Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация «Моя мама».
| 2
| 10
| Тематические учебные исследования. Исследование числа.
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 11
| Исследование суммы, произведения.
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 12
| Исследование «Лексическое значение слов».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 13
| Исследование «Орфограммы в корне слова».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 14
| Исследование «Соединительные гласные в сложных словах».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 15
| Исследование мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции»
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 2
| 16
| Исследование «Вода - источник жизни». Конференция.
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 2
| 17
| Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 2
| 18
| Исследование «Наш город – Черемхово»
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 19
| Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 20
| Исследование «Труд в моей семье».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 21
| Исследование вредные и полезные привычки. Театрализованное представление вредные привычки».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 2
| 22
| Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний».
| Работа над проектом в соответствии с этапами
| 1
| 23
| Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.
| Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
| 1
|
|