Рабочая программа предмета «Природоведение»





Скачать 363.59 Kb.
НазваниеРабочая программа предмета «Природоведение»
страница1/3
Дата публикации22.04.2015
Размер363.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3





Комитет по образованию администрации

Алейского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кабаковская средняя общеобразовательная школа»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

педагогическим советом и.о. директора школы

Протокол №1 _______/Н.Н. Глухова /

от 31.08.2013 г. приказ № 62-о

от 02.09.2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Природоведение» для 5 класса

общеобразовательных учреждений
для II ступени
 


Автор-составитель: учитель географии

высшей квалификационной категории

Ласикова Людмила Алексеевна

Кабаково
2013г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ИСХОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПРОГРАММЫ.

1) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФКТОС), утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05 03 2004 года.

2) Федеральный базисный учебный план (ФБУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

3) Сборник нормативных документов. Природоведение. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по природоведению. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007.

4) Программа для общеобразовательных школ. Биология. 5-11 классы. Природоведение, 5 класс. Автор-составитель И.Б. Морзунова. М. Дрофа, 2008. Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

Рабочая программа адаптирована к учебному плану образовательного учреждения, к содержанию и последовательности изложения учебного материала в учебнике, используемом на практике:

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс. М. Дрофа. 2011 г. Выбранный учебно-методический комплекс позволяет в полной мере реализовать данную рабочую учебную программу в течение одного учебного года.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Естественно-научные предметы.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЮ: Формирование ценностного отношения школьников к природе, создание условий для воспитания уважения к научной истине.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.

- Систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно - научных знаний.

- Получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.

- Развитие у учащихся устойчивого интереса к естественно - научным знаниям.

- Формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков:

  • потребности познания окружающего мира и своих связей с ним;

  • экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил: гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению;

  • стремления к активному участию в природосберегающей деятельности, к осознанному выбору здорового образа жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Технология модульного обучения

Адаптивная система обучения

Элементы эффектив-ного тренинга

ИКТ

Отдельные модульные уроки и серии модульных уроков (6 – 10 классы). Модульная программа по разделу «Природные комплексы России», 8 класс. Различные типы учебных элементов: словесные, текстовые, ил-люстративные, статистичес-кие, интерактивные, компью-терные, аудио-, видео- и т.д.

Самостоятельная работа учащихся в статистических, динамических, вариационных парах.

Включённый,

отключённый контроль учителя.

Интерактивные упраж-нения, «мозговые ата-ки», театрализация, имитационные игры, дискуссии, познава-тельные конфликты, моделирование ситуа-ций, ролевые и дело-вые игры.

Групповая, межгрупповая работа.

Активное использование медиаресурсов и интернет - ресурсов.
В кабинете – компьютер, медиапроектор.


Способы и формы оценки достижения результатов:

Текущий контроль

Итоговый контроль

  1. Устные ответы учащихся.

  2. Тестовая проверка знаний.

  3. Взаимопроверка в статических парах.

  4. Включённый и отключённый контроль учителя.

  5. Географические диктанты (цифровые, буквенные).

  6. Тренажёры (компьютер).

  1. Контрольное тестирование.

  2. Письменный срез знаний для определения коэффициента усвоения теоретического материала.

  3. Тематический зачёт.

  4. Дифференцированный зачёт.

  5. Контрольная работа.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАССЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

2 часа в неделю – 68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н.Копернику; роль Дж. Бруно, Г. Галилея в развитии взглядов на Вселенную;

  • строение и состав Солнечной системы;

  • общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;

  • основные типы звёзд, созвездия неба Северного полушария;

  • характеристику галактик;

  • основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;

  • внутреннее строение Земли и её внешние оболочки;

  • причины землетрясений и вулканической деятельности; общую характеристику материков.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, измерительными приборами;

  • рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

  • показывать на карте основные природные зоны Земли;

  • составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно либо под руководством учителя.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивация к изучению в дальнейшем различии естественных наук;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную УД, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов,



  • использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией, систематизация информации, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • в ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о природоведении как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  • в познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно – научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

  • в трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на школьном цветнике, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

  • в эстетической сфере – приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;

  • в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами контроля своего физического состояния.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, 5 КЛАСС

УМК А.А. ПЛЕШАКОВА, Н.И. СОНИНА

1. Введение. Изучение природы. Введение.  Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы.  Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований:  увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.  Великие  естествоиспытатели: Карл Линней, Чарльз Дарвин, Вернадский Владимир Иванович. Растворение веществ.

2. Вселенная. Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля,  Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника,  Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав.  Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет.  Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро,  пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты,  сверхгиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

3. Земля. Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение  Земли. Ядро, мантия,  земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества. Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные, химические явления. Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана.  Действующие и потухшие вулканы.  Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова. Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники. Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.

4. Жизнь на Земле. Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная  мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора  и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды, толщи воды, донное, глубоководное.

5. Человек на Земле. Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая  дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на  природу.




п/п

Тема

Количество часов

Практи-ческие работы

по про-

грамме

по КТП

РАЗДЕЛ 1

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ

3

7

1

РАЗДЕЛ 2

ВСЕЛЕННАЯ

14

13

2

РАЗДЕЛ 3

ЗЕМЛЯ

18

19

3

РАЗДЕЛ 4

ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

14

16

6

РАЗДЕЛ 5

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ

16

13

1




ИТОГО:

65+5 резерв

68

13
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа курса «природоведение»
Рабочая программа предмета «Природоведение» составлена на основе нормативно – правовой базы
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа по предмету природоведение
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования умк н. И....
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconОтчет по апробации умк г. К. Муравина, О. В. Муравиной «Математика. 6 класс»
Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета маоу «Гимназия №1»
И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой, представленой в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы:...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии...
Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа по предмету «Природоведение» на 2013-2014 учебный год в 5 классе
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение 5 класс». – М.: дрофа,...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного курса «Природоведение»
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии,...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа по учебному курсу «Природоведение» для 5 класса
Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа По природоведению для 5 класса «Природоведение через путешествие»
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа,...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа учебного предмета маоу «Гимназия №1»
В. Б. Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. 6 изд., стереотип....
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа разработана на основе: -закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции)
Программа предназначена для общеобразовательных учреждений РФ по изучению предмета природоведение в 5 классе в объеме 70 учебных...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа разработана на основе: -закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции)
Программа предназначена для общеобразовательных учреждений РФ по изучению предмета природоведение в 5 классе в объеме 70 учебных...
Рабочая программа предмета «Природоведение» iconРабочая программа по предмету «природоведение»
Биология 5- 11 класс (авт сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск