Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
-Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
-Примерной программы основного общего образования по природоведению; (5кл.)-авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, М-про
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год
-Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год
- Устава школы
Программа предназначена для общеобразовательных учреждений РФ по изучению предмета природоведение в 5 классе в объеме 70 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения
описывать их результаты, формулировать выводы; развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решет
познавательных задач; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасно
поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь основой для изучения естественных наук.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом сисгематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
• работа в малых группах (2-5 человек);
• подготовка сообщений/ рефератов;
• информационно-поисковая деятельность;
• выполнение практических и лабораторных работ.
Знания оцениваются в форме тестового контроля
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Вселенная (17 часов) ,
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-
естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель
Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия X1V-XVII вв. и их влияние на развитие
астрономии. Система мира по П. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н Коперника
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды;
Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда
Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Практические работы
Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария.
Тема 2. Земля (19 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И.Кант, Д. Джине, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Вещества и явления в окружающем мире. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Основные характеристики погоды. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные во.! Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. Практические работы
Па контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков. На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки. Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 3. Жизнь на Земле (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся ,птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие' клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны
пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа
Глубоководное сообщество
Практические работы
Ознакомление с ископаемыми остатками организмов.
Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
Рассматривание иод микроскопом одноклеточных организмов.
Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов
Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
Тема 4. Человек на Земле (16 час)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Чело1 умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
П рактические работы
• Измерение своего роста и массы тела.
Тема 5 Здоровье человека и безопасность жизни (2час)
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучении природоведения ученик должен: знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать):
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучег природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений):
строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей):
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать):
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественник!
первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений):
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местное и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняем виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя:
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания: изменение окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
-находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты:
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; ^ описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; -
-находить значение указанных терминов в справочной литературе; ^ кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера: выделять ею главную мысль
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения сторон горизонта с помощью компаса. Полярной звезды или местных признаков:
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных
следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными
растениями. Литература:
Учебники: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- N Дрофа. 2006 г. Плешаков А.А.. Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. - М.: Дрофа, 2009. B.C.Рохле П.И.Сонин Природоведение Тестовые задания Москва Дрофа 2002 г Интернет-ресурсы Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема
| Дата по плану
| Дата факт.
| Примечание
| 1.
| Введение. Науки о природе. Методы изучения природы Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
|
|
|
| 2.
| Тема: Вселенная Вселенная. Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную Вклад великих ученых-
естествоиспытателей в развитие науки
|
|
|
| 3.
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею
|
|
|
| 4.
| Николай Коперник и его модель Вселенной
|
|
|
| 5.
| Дж.Бруно и Г.Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника
|
|
|
| 6.
| Обобщение по статьям "Как древние люди представляли Вселенную", "От Коперника до наших дней"
|
|
|
| 7.
| Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы
|
|
|
| 8.
| Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Самая маленькая планета – Плутон
|
|
|
| 9.
| Спутники планет. Луна – естественный спутник Земли
|
|
|
| 10.
| Астероиды. Кометы
|
|
| .
| 11.
| Метеоры. Метеориты
|
|
|
| 12.
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда
|
|
| .
| 13.
| Многообразие звезд
|
|
|
| 14.
| Созвездия
|
|
|
| 15.
| Галактики. Световой год
|
|
|
| 16.
| Многообразие галактик
|
|
|
| 17.
| Обобщающий урок по теме "Вселенная"
|
|
|
| 18.
| Тема: Земля Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли
|
|
|
| 19.
| Возникновение Земли
|
|
|
| 20.
| Внутреннее строение Земли
|
|
|
| 21.
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Вещества и явления в окружающем мире
|
|
|
| 22.
| Землетрясения
|
|
|
| 23.
| Вулканы
|
|
|
| 24.
| Гейзеры
|
|
|
| 25.
| Суша планеты
|
|
|
| 26.
| Проверочная работа по темам "Землетрясения и вулканы", "Суша"
|
|
|
| 27.
| Атмосфера Земли
|
|
| .
| 28.
| Погода
|
|
|
| 29.
| Климат
|
|
|
| 30.
| Движение воздуха. Ветер
|
|
|
| 31-32
| Ураганы. Смерчи
|
|
|
| 33.
| Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан
|
|
|
| 34.
| Воды суши
|
|
|
| 35.
| Уникальность планеты Земля
|
|
|
| 36.
| Обобщающий урок по теме "Земля"
|
|
|
|
37.
| Тема: "Жизнь на Земле" Развитие жизни на Земле
|
|
|
| 38.
| Животные прошлого
|
|
|
| 39.
| Живые клетки
|
|
|
| 40.
| Строение клетки. Разнообразие клеток
|
|
|
| 41.
| Царства живой природы. Одноклеточные организмы
|
|
|
| 42.
| Многоклеточные организмы (грибы, растения)
|
|
|
| 43.
| Беспозвоночные и позвоночные животные
|
|
|
| 44.
| Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней
|
|
|
| 45.
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней
|
|
|
| 46.
| Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве
|
|
|
| 47.
| Жизнь на разных материках
|
|
|
| 48.
| Природные зоны Земли
|
|
|
| 49.
| Жизнь в морях и океанах
|
|
|
| 50.
| Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле"
|
|
|
|
51.
| Тема: "Человек на Земле" Происхождение человека. Древние предки человека
|
|
|
| 52.
| Первые люди
|
|
|
| 53.
| Науки о природе
|
|
|
| 54.
| Методы изучения природы. Наблюдения
|
|
|
| 55.
| Эксперимент, измерение – методы познания природы
|
|
|
| 56.
| Оборудование для научных исследований
|
|
|
| 57.
| Проверочная работа
|
|
|
| 58.
| История географических открытий. Открытие Америки
|
|
|
| 59.
| Открытие Австралии и Антарктиды
|
|
|
| 60.
| Великие путешественники-первооткрыватели новых земель
|
|
|
| 61.
| Как человек изменил Землю
|
|
|
| 62.
| Глобальные экологические проблемы
|
|
|
| 63.
| О кислотных дождях, об озоновой дыре, парниковом эффекте
|
|
|
| 64.
| Жизнь под угрозой
|
|
|
| 65.
| Меры сохранения жизни на Земле
|
|
|
| 66.
| Опустынивание и его причина. Защита Земли от опустынивания
|
|
|
| 67-
68
| Тема 5 Здоровье человека и безопасность жизни
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Обобщающий урок по теме»Человек на Земле»
|
|
|
| 69-70
| Резервные уроки
|
|
|
| |