«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков»





Скачать 101.36 Kb.
Название«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков»
Дата публикации19.05.2015
Размер101.36 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Камышки

Александрово-Гайского района

Фестиваль гуманитарной культуры

«Радуга творчества»

Доклад

«Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков»

Автор: Михеева Оксана,

учащаяся 9 класса

МБОУ СОШ с. Камышки

Руководитель:

Харькова Татьяна Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Камышки



с. Камышки

2012 г.

Мне кажется, что литература должна

поднять свой голос не только вообще в

защиту природы, но проявить особую за -

боту о том морально-психологическом

комплексе человеческой души, который

связан с восприятием природы.

Чингиз Айтматов

Любовь к природе органически входит в чувство любви к Родине.

М.Пришвин.

Человек всегда жил в природе и природой, был близок к ней физически и духовно. Условием выживания был необходимый минимальный уровень того, что мы сейчас называем экологической культурой. Без всяких лекций и учебников люди знали, что нельзя пахать до уреза воды и вдоль склона, недопустимо рубить лес и кустарник на горных склонах и в поймах рек, преступно охотиться на птицу и зверя в некоторые периоды их жизни. Близость к земле, к природе формировала в человеке своего рода нравственный экологический императив, воспитывала в нем чувство природы, чувство земли.

Тема «человек и природа», «человек и земля», тема «природного», «цельного» человека, тема малой и через нее – большой Родины – вечные темы в литературе.

Поэзия природы, любовь к большой и малой родине пронизывают и произведения писателей XIX-XX веков. Природа и история, одухотворенная красота родных мест – важнейший фактор в их книгах.

«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника, - так начинается рассказ В.Белова «На родине». – И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела…Мне кажется, что я слышу, как растет на полянах трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотевшие сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег…

Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине?..»

Русская природа для Белова прежде всего – образ Родины. То же можно сказать и о повести Ю.Сбитнева «Своя земля и в горсти мила», наполненной тонким, лирическим чувством среднерусских, приокских мест, ежесекундно напоминающим автору «о всем том, что вписано в наши сердца большими, очень большими буквами – Родина».

Если вернуться чуть вспять, то, пожалуй, одним из самых ярких певцов этой темы в прозе следует назвать Вл.Солоухина. Его «Каплю росы», как и «Владимирские проселки», трудно причислить к какому-то определенному жанру – это не повесть, не роман, не очерки, а скорее, как определяет её в одном месте сам автор, «лирические записки». В них рассказывается о жизни и быте маленького села Олепино. Это совсем крохотное, ничем особенным не отличающееся, обыкновенное владимирское село, в нем всего тридцать шесть дворов. Но В.Солоухин рассказал нам именно о нем, ему необходимо было рассказать о нем: «Село Олепино – одно для меня на всей земле, я в нем родился и вырос». Его книга – своеобразное путешествие в «самую дивную из всех волшебных стран - страну детства. Ключи от нее заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно , что никогда ,никогда, хотя бы одним глазком ,хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. Все там полно значения и смысла. Человек, позабывший, что было там и как было там, позабывший даже про то, что это когда-то было, - самый бедный человек на земле».

Где расположена дивная ,волшебная страна детства? Если она там, где, казалось, огромная (а на самом деле совсем маленькая) гора, спускающаяся от села к реке, где песчаный обрыв над рекой, на котором так хорошо игралось «в Чапаева», где совсем неподалеку огромный и страшный лес, в котором обитают «разбойники», если твою родную деревню называют Иваниха, или Олепино, или Маныловица и расположена она в Московской, Владимирской или Вологодской области, «Капля росы» поможет ощутить непреходящую прелесть родных твоих мест. А если детство связано с городским двором, книга Солоухина расскажет о запахе, цвете и звуках русской сельщины, и сердце тогда защемит от грусти, от острого желания ощутить, почувствовать, узнать силу сказочного волшебства, о котором повествуется в ней. Повествуется с такой душевной теплотой и поэтичностью, что книга полностью забирает в полон и неотрывно ведет за собой. Вот как видится, к примеру, автору раннее заревое утро:

«Алые облака, округлые, как бы надутые, плыли по небу с торжественностью и медлительностью лебедей; алые облака плыли и по реке, окрашивая цветом своим не только воду, не только легкий парок над водой, но и широкие глянцевитые листья кувшинок…»

В прозе Солоухина, как и в прозе Белова, – поэзия родной земли, поэзия жизни, крестьянского труда.

Василий Белов - настолько крупное и самобытное явление в литературе, что он заслуживает особого внимания. Его рассказы завораживают пленительной, медвяной чистотой, пахучей вязью истинно народной речи. Они наполнены любовью к родной природе, к русскому селу, к отчей деревне. Остро чувствует Белов запахи северного леса, скупые краски северорусских деревень. О деревенском труде он пишет настолько осязаемо, что кажется: человек, ни разу в жизни не державший вил, сможет, прочитав картину сенокоса в повести «Деревня Бердяйка», метать стога. Автор сумел передать поэзию труда земледельца, красоту творений руке человеческих. Труд в его рассказах и в самом деле предстает как творчество, как колдовство, как таинство, - именно с таким ощущением читаешь страницы повести «Деревня Бердяйка», где деревенские плотники ставят дом.

Повесть Белова «Привычное дело» – одно из самых замечательных произведений писателя.

Писатель стремился раскрыть истоки духовной красоты таких характеров, как Иван Африканович и Катерина, вобравших в себя чистоту природы и труда.

Поэзия природы, поэзия крестьянского труда, пронизывающие повесть, - естественное состояние души Ивана Африкановича. Вслушайтесь в те мысленные беседы, которые ведет Иван Африканович наедине с собой. Вчитайтесь хотя бы в главку «Утро Ивана Африкановича», как он идет по утреннему морозцу на работу.

Вот он постоял с минуту у гумна, полюбовался восходом: «Восходит – каждый день восходит, так все время, не остановить, не осилить…»

Вот он увидел у гуменной стены на снегу неподвижного воробья: «Жив ли ты, парень? – спросил Иван Африканович. – Вроде замерз начисто». Он взял воробья на теплую ладонь, дыхнул, потом положил под фуфайку: «Сиди, инвалид. Отогревайся в даровом тепле, а там видно будет…»

Ворона каркнула на высоком стожаре, Иван Африканович поглядел наверх: «Чего, дура, орешь? Орать нечего зря». Невдалеке, не стесняясь человека, мышковала спозаранку лисица, - Иван Африканович полюбовался лисой. И дальше пошел по студеным от наста родимым полям. «Ноги сами несли его, и он перестал ощущать себя, слился со снегом и солнцем, с глубоким, безнадежно далеким небом, со всеми запахами и звуками предвечной весны.

Все было студено, солнечно, широко. Деревни вдали тихо дымили трубами, пели петухи, урчали тетерева, мерцали белые, скованные морозцем снега. Иван Африканович шел и шел по певучему насту, и время остановилось для него. Он ничего не думал, точь-в-точь, как тот, кто лежал в люльке и улыбался, для которого еще не существовала разница между сном и не сном.

И для обоих сейчас не было ни конца, ни начала».

Драматична и печальна эта повесть. Но, несмотря на печаль, она светла – прежде всего, народными крестьянскими характерами, выписанными художником любовно, зримо, крупно. Характерами, убеждающими нас в том, что и сегодня крестьянин носит в сердце неизбывную любовь к земле, к светлому труду на ней.

Иван Африканович у Белова – это именно «природный» человек, воплощающий те общечеловеческие ценности нравственности, которые вырабатывались народом на протяжении тысячелетнего труда на земле. Едва ли не главное отношение, в которое Африканыч поставлен писателем, это именно «человек и природа». Слышится мотив полного слияния героя повести со снегом и солнцем, с глубоким, «безнадежно далёким небом, со всеми запахами и звуками предвечной весны».

В прозе В.Белова звучит лирическое признание в верности и любви к сельским краям: «Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли покой в тишине?..»

Он вслушивается в сосновый шум, в шелест берез и вздрагивает, когда в этот зеленый шум вплетается непонятный нарастающий свист, заполняющий весь этот тихий зелёный мир. Он смотрит в небо, но серебряное туловище реактивного самолета уже исчезает за горизонтом.

«Как мне понять, что это. Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса?»

В рассказах В.Белова (и не только его) обостренно звучит тревожная мысль: а вдруг «отмашет время еще какие-то полстолетия, и березы понадобятся одни лишь песням?..»

Подлинно высокое, благородное понимание темы Родины, России, отмеченное предельно душевной деликатностью и одновременно гражданственностью пронизывает все творчество Яшина – поэта и прозаика. Убежденнейший интернационалист и гуманист, он представляет себе любовь к Родине только как активное, действенное, горячее и участливое к людям чувство: «Спеши на выручку, других зови, - пусть не найдется душ глухих и жестких! Без этого к чему слова любви о родине, о речках, о березах?!..»

«Босиком по земле» - называлась одна из книг поэта. Его любовь и близость к родной русской северной природе диктовалась судьбой: «Я тутошний. Из Блуднова, и это моя судьба» (стихотворение «Земной поклон»). Это было не холодное, чисто эстетическое, но опять-таки глубоко нравственное, одухотворенное человеческое чувство.

Как бесценный завет хранил А.Яшин шутливые слова Михаила Михайловича Пришвина, который во время одной из совместных прогулок с ним «подошел к толстой березе с поперечными черточками на коре, словно строчками стихов, разбитыми лесенкой, осмотрел ствол с одной, с другой стороны и сказал:

- Тут записей разных немало. Поэзии на целую книжку может хватить. Сколько разберете – все ваше».

Об этом рассказано А.Яшиным в цикле лирических миниатюр «Вместе с Пришвиным». «Пристальность, с какой вглядывался он в окружающий нас мир, в даль полей и лугов и в лесное многоэтажье, поражала меня, - пишет Яшин. – Пришвин видел и небо, и землю, всю глубину леса с его многонаселенностью, и все луговое многотравье, каждое зернышко в колоске, и каждую тычинку в соцветии, и никогда ни к чему живому не был равнодушен. Многие десятилетия он как одержимый бродил по земле – матушке от зари до зари то с ружьем, то с записной книжкой – то вскинув голову к небу, то не отрывая глаз от земли. Он дружил с природой, не заискивая, без низкопоклонства, дружил на равных началах, и природа ничего от него не прятала».

Яшин мечтал, чтобы так же дружили с природой все люди.

Он также тревожился за уходящие, исчезающие ценности народной жизни, выработанные в вековечном общении человека с природой, землей.

И потому – то ему было «жаль иногда своих детей. Жаль, что они, городские, - писал он в «Угощаю рябиной», - меньше общаются с природой, с деревней, чем мне хотелось бы. Они, вероятно, что-то теряют из-за этого, что-то неуловимое, хорошее проходит мимо их души.

Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах и преображениях делают человека проще, мягче, добрее. Я не знаю другого рабочего места, кроме земли, которое бы так облагораживало и умиротворяло человека».

И в «Вологодской свадьбе», написанной в 1965 году, и в «Угощаю рябиной», написанном в 1965 году, А.Яшин, пожалуй, первым в нашей литературе поставил с такой остротой вопрос большого философского звучания: о противоречии между человеком и природой в век научно-технической революции, о путях разрешения этого противоречия. Вопрос этот многопланов. Очевидно, что с ускорением научно-технического прогресса все большее количество людей с неизбежностью будет отдаляться от природы - могучего духовного и эстетического врачевателя и воспитателя душ человеческих, - замыкаясь в искусственной, созданной человеком среде.

Замечательна повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход». Она сочетает в себе нравственные вопросы современности с проблемой отношения человека к природе.

«…Надо. Как ни парадоксально это звучит, научиться пользоваться преимуществами нашей общественной системы, - сказал Ч.Айтматов. – Мне кажется, что литература должна поднять свой голос не только вообще в защиту природы, но проявлять особую заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».

Эта повесть не только о судьбе патриархального сознания, но и о противоречии между человеком и природой, о бережном отношении человека к природе как величайшей материальной и духовной ценности. В своих «Необходимых уточнениях» («Литературная газета») Ч.Айтматов так объяснил свое обращение к древнему народному сказанию о Рогатой матери - оленихе : легенды и сказки, как известно, есть «память народа, сгусток его жизненного опыта, его философии и истории, выраженных в сказочно-фантастической форме; наконец, это его заветы будущим поколениям. Человек формировал свой духовный мир через познание внешней природы и осознавал себя как часть этой природы. Меня поразило, - подчеркивает писатель, - что проблемы, поставленные в древней притче о матери – оленихе, не утратили своего нравственного смысла и для наших дней. Извечная неустанная устремленность человека к добру, к разумному господству над природой нашла в легенде не просто беспристрастное выражение, но и свое критическое осмысление. Критерий гуманности - отношение человека к природе. И отсюда закономерно вытекает проблема нравственная – проблема совести как одна из важнейших функций сознания, как одно из качеств, отличающих человека от всего остального в мире».

В повести поставлен вопрос о гармоническом взаимоотношении человека и природы – важный вопрос современной человеческой цивилизации, вопрос настолько животрепещущий для человека, что еще «люди древности, пишет он, облекая его в форму драмы и трагедии, сочли нужным подвергнуть «самокритике» собственное отношение к природе, высказать укор своей совести» назидание потомкам.

Книги писателей XX века проникнуты заботой и тревогой о судьбах природы в бурный, стремительный, научно-технический век, о том, как сохранить нашу планету и передать ее последующим поколениям в достойном состоянии.

Литература

  1. Произведения В. Белова, В. Солоухина, А. Яшина, Г. Айтматова.

  2. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. М. «Просвещение» 1988 г.

  3. Сборник. Мы и наша земля. Молодая гвардия 1986 г.

  4. Сборник. В судьбе природы – наша судьба. М. Худ. Литература, 1990 г.

  5. Сборник. Слово о русском поле. М. «Советская Россия» 1990 г.

  6. Сборник. Трава после нас. Изд. Агентство печати Новости. М. 1989 г.

  7. Сборник. Чувство земли. М. «Мысль» 1988 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconКонцептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого...
Концептуализация русских писателей-классиков XIX века Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в англоязычной лингвокультуре
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconКалендарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература...
Введение. Литература и история. ( Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX в., художественными открытиями русских писателей-классиков
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» icon«Родная природа в произведениях русских писателей»
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconУрок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы)
Предварительное д/з: выучить стихотворения русских поэтов, подготовить презентации о природе
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconМ. М. Пришвина Обзор жизни и творчества русского писателя
И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один очень выделяется на общем фоне....
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconЛитература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому...
Выявление уровня литературного развития учащихся. Понятие об историзме творчества классиков русской литературы
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconКонспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»
Образовательная: на основе самостоятельной работы учащихся, владению ими навыка системного анализа, проследить эволюцию темы притчи...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconУрок в 8 a классе по теме: "Russian writers"
Составить и обсудить список имен русских писателей, произведения которых могут дать представление о русских людях партнерам по проекту...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconI вариант является ли человек составной частью понятия «природа»...
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconУрок на тему «Природа в творчестве И. А. Бунина»
Цель: проанализировать описание природы в творчестве И. А. Бунина на примере рассказа «В деревне»
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconПрограмма курса зарубежное искусство XIX xx веков
Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900...
«Радуга творчества» Доклад «Человек и природа в творчестве русских писателей XIX – XX веков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск