№ урока
| Раздел программы, темы уроков
| Виды деятельности учащихся
| Планируемые результаты
| Контроль
| Планируемые сроки
|
1
| Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| Беседа, тестирование
| Выявление уровня литературного развития учащихся. Понятие об историзме творчества классиков русской литературы.
| Работа на уроке
|
|
Устное народное творчество
|
2
| Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты, ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…».
Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
| Беседа, выразительное чтение песен.
| Развитие представлений о частушке как малом песенном жанре. Ее тематика и поэтика. Выявлять особенности художественной формы фольклорных произведений
| Работа на уроке
|
|
3
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
| Беседа, выразительное чтение преданий.
| Выявлять особенности содержания и художественной формы народных преданий.
| Работа на уроке
|
|
Древнерусская литература
|
4
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.
| Беседа, практикум.
| Развитие представлений о летописи. Начальное представление о житии как жанре литературы. Выявлять особенности содержания и формы воинской повести и жития.
| Работа на уроке
|
|
5
| Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XYII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.
| Чтение, беседа
| Развитие представлений о древнерусской повести. Начальное представление о сатирической повести как жанре древнерусской литературы. Выявлять особенности поэтики бытовой сатирической повести.
| Работа на уроке
|
|
Литература XYIII века. Д.И.Фонвизин
|
6
| Д.И.Фонвизин «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.
| Беседа
| Иметь понятие о классицизме, знать основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
| Работа на уроке
|
|
7
| Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).
| Практикум
| Знать особенности анализа эпизода драматического произведения, основные правила классицизма в драматическом произведении.
| Работа на уроке
|
|
8
| Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» на примере 1-2 произведений.
|
| Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.
| Домашнее сочинение
|
|
Литература XIX века
|
9
| И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.
Мораль басен.
| Беседа, выразительное чтение басен
| Иметь понятие о морали басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
| Работа на уроке
|
|
10
| Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, писателя, философа.
| Беседа, выразительное чтение басен
| Развитие представлений о басне, морали, аллегории.
| Работа на уроке
|
|
11
| К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.
| Беседа, выразительное чтение, сопоставитель-
ный анализ
| Иметь понятие о думе, знать характерные особенности жанра. Умение проводить сопоставительный анализ.
| Работа на уроке
|
|
12
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К**» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.
| Беседа, выразительное чтение стихов поэта
| Определять основные темы и мотивы стихов Пушкина, выявлять особенности поэтической формы.
| Работа на уроке
|
|
13
| А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).
| Семинар
| Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений Пушкина на историческую тему, как данная тема раскрывается автором. Начальное представление об историзме художественной литературы.
| Работа на уроке
|
|
14
| А.С. Пушкин. «История Пугачёва». (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
| Беседа, сопоставитель-
ный анализ
| Выяснить отношение к Пугачёву народа, дворян и автора. Умение проводить сопоставительный анализ.
| Работа на уроке
|
|
15
| А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
| Беседа
| Начальное представление о романе. Знать историю создания произведения, его героев и их исторических прототипов.
| Работа на уроке
|
|
16
| Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.
| Беседа, устный рассказ
| Умение устно передавать содержание текста, давать сравнительную характеристику героям.
| Работа на уроке
|
|
17
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
| Беседа, устный рассказ
| Умение устно передавать содержание текста, давать характеристику герою.
| Работа на уроке
|
|
18
| Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
| Беседа, сопоставитель-
ный анализ
| Умение проводить сопоставительный анализ, выявлять авторскую оценку.
| Работа на уроке
|
|
19
| Р/р Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
| Беседа, работа над составлением тезисов к сочинению.
| Знать историческую правду и художественный вымысел, выявлять особенности композиции, находить фольклорные мотивы, составлять тезисы. Иметь понятие о романе и реалистическом произведении.
| Домашнее сочинение
|
|
20
| А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
| Беседа, работа над композицией повести
| Знать систему образов персонажей в повести, композицию произведения.
| Работа на уроке
|
|
21
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
| Тесты
| Знать творчество А.С.Пушкина.
| Контроль-
ная работа
|
|
22
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах).
| Семинар
| Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений Лермонтова на историческую тему, как данная тема раскрывается автором.
| Работа на уроке
|
|
23
| М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.
| Беседа, характеристика героя
| Развитие представлений о поэме, начальное представление о романтическом герое и романтической поэме, умение давать характеристику герою.
| Работа на уроке
|
|
24
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».
| Беседа, анализ эпизода
| Умение выявлять особенности композиции, анализировать эпизод; развитие представлений о жанре романтической поэмы.
| Работа на уроке
|
|
25
| Р.р. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»
| Самостоятельная работа – анализ эпизода
| Умение анализировать эпизод.
| Самостоя-
тельная работа
|
|
26
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).
| Семинар
| Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений Гоголя на историческую тему, как данная тема раскрывается автором.
| Работа на уроке
|
|
27
| «Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
| Беседа, чтение статьи в учебнике
| Знать историю создания комедии и её первой постановки, оценку «Ревизора» современниками.
| Работа на уроке
|
|
28
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.
| Беседа, практикум
| Знать приёмы сатирического изображения, развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
| Работа на уроке
|
|
29
| Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.
| Беседа, характеристика героя, обобщение
| Умение давать характеристику герою, иметь понятие о миражной интриге, делать обобщение.
| Работа на уроке
|
|
30
| Р/р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».
| Беседа, работа над композицией пьесы
| Выявлять особенности композиции: специфика завязки, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязки, финал, немая сцена.
| Домашнее сочинение
|
|
31
| Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
| Беседа, характеристика героя
| Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений с темой «маленького человека»; умение давать характеристику герою.
| Работа на уроке
|
|
32
| Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
| Практикум
| Умение определять роль фантастики в повествовании.
| Работа на уроке
|
|
33
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок).
| Беседа, характеристика героев
| Иметь понятие о художественно-политической сатире на общественные порядки, уметь давать характеристику образам градоначальников; определять средства создания комического: иронию, сатиру, гиперболу, гротеск, пародию, эзопов язык.
| Работа на уроке
|
|
34
| Р.р. Анализ эпизода (По роману «История одного города»).
| Обучение анализу эпизода
| Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.
| Домашнее сочинение
|
|
35
| Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
| Тесты
| Знать творчество М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
| Контроль
ная работа
|
|
36
| Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.
| Беседа, характеристика героя
| Развитие понятия о рассказе, художественной детали как средства создания художественного образа.
| Работа на уроке
|
|
37
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
| Беседа, характеристика героев
| Умение давать характеристику образу рассказчика, героям; понимание идеи разделенности двух Россий, мечты автора о воссоединении дворянства и народа.
| Работа на уроке
|
|
38
| Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.
| Практикум
| Выявлять особенности композиции, приемы изображения внутреннего состояния героев: антитезу, портрет, пейзаж, внутренний монолог. Иметь понятие о психологизме рассказа.
| Работа на уроке
|
|
39
| Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
| Беседа
| Умение выявлять нравственные проблемы произведения.
| Работа на уроке
|
|
40
| Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева.
| Выразительное чтение стихов, анализ лирического произведения
| Умение анализировать лирическое произведение
| Работа на уроке
|
|
41
| А. П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
| Беседа
| Углубление понятия о психологизме рассказа.
| Работа на уроке
|
|
Литература XIX века
|
42
| И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».
| Беседа
| Умение выявлять проблемы произведения.
| Работа на уроке
|
|
43
| А. И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени»: утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
| Беседа
| Иметь понятие о сюжете и фабуле, умение выявлять нравственные проблемы произведения
| Работа на уроке
|
|
44
| Р/р Что значит быть счастливым? Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н.Толстого, А. П.Чехова, И.А. Бунина, А. И. Куприна.
| Диспут
| Иметь представление о любви и счастье в семье.
| Домашнее сочинение
|
|
45
| А.А Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.
| Выразительное чтение, анализ лирического произведения
| Умение выразительного чтения. Углубление знаний об исторической теме в литературе, как данная тема раскрывается автором.
| Работа на уроке
|
|
46
| С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме.
| Выразительное чтение, анализ произведения
| Умение выразительного чтения. Углубление знаний об исторической теме в литературе, как данная тема раскрывается автором. Иметь понятие о драматической поэме.
| Работа на уроке
|
|
47-48
| Р/р Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.
| Беседа, составлением тезисов к сочинению
| Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.
| Домашнее сочинение
|
|
49
| И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
| Беседа
| Знакомство с творчеством Шмелёва.
| Работа на уроке
|
|
50
| Вн.чт. Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатирическое изображение исторических событий в рассказе. Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни».
| Беседа
| Знание об ироническом повествовании о прошлом и современности.
| Работа на уроке
|
|
51
| М.А.Осоргин. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне».
| Беседа
| Умение определять реальное и фантастическое в рассказе.
| Работа на уроке
|
|
52
| Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А. П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А Блока, С.А.Есенина.
| Тесты
| Знать творчество Л.Н.Толстого, А. П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А Блока, С.А.Есенина.
| Контроль-
ная работа
|
|
53
| А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.
| Беседа, чтение глав поэмы
| Знакомство с картинами фронтовой жизни в поэме.
| Работа на уроке
|
|
54
| Василий Тёркин- защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.
| Беседа, характеристика героя, устный рассказ
| Познакомиться с новаторским характером образа Тёркина, умение устного рассказа.
| Работа на уроке
|
|
55
| Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы.
| Беседа, работа с текстом
| Умение находить юмор и фольклорные мотивы в поэме, определять значение авторских отступлений.
| Работа на уроке
|
|
56
| Вн.чт. А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
| Беседа
| Умение определять нравственную проблематику рассказа
| Работа на уроке
|
|
57
| Р/р Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…». Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». А.Фатьянов «Соловьи». Л.Ошанин. «Дороги».
| Выразительное чтение стихов
| Знакомство с изображением боевых подвигов и военных будней в творчестве поэтов. Умение выразительного чтения стихов.
| Работа на уроке
|
|
58
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
| Беседа
| Умение определять проблематику рассказа. Развитие представлений о герое- повествователе.
| Работа на уроке
|
|
59
| Р/р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).
| Сочинение
| Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.
| Классное сочинение
|
|
60-61
| Вн.чт. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
| Выразительное чтение стихов, беседа
| Умение выразительного чтения стихов. Знакомство с литературным явлением «поэты Русского зарубежья».
| Работа на уроке
|
|
Зарубежная литература
|
62
| У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта – символ любви.
| Анализ эпизода
| Умение анализировать эпизод, выявлять «вечные проблемы» в трагедии, определение конфликта как основы драматического произведения.
| Работа на уроке
|
|
63
| Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
| Практикум
| Знакомство с сонетом как формой лирической поэзии. Умение выразительного чтения сонетов.
| Работа на уроке
|
|
64-65
| Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
| Беседа
| Понятие «классицизм», выявление черт классицизма в комедии, определение общечеловеческого смысла пьесы.
| Работа на уроке
|
|
66
| Вн.чт. Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
| Беседа
| Углубление знаний о сатире.
| Работа на уроке
|
|
67
| Вн.чт. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
| Беседа
| Углубление знаний об историческом романе.
| Работа на уроке
|
|
68
| Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению.
| Зачет
| Выявление уровня литературного развития.
| Работа на уроке
|
|