Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся





Скачать 158.21 Kb.
НазваниеЛитература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
Дата публикации04.09.2014
Размер158.21 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература

№ урока

Раздел программы, темы уроков

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Контроль

Планируемые сроки

1

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, тестирование

Выявление уровня литературного развития учащихся. Понятие об историзме творчества классиков русской литературы.

Работа на уроке




Устное народное творчество

2

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты, ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метет…».

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Беседа, выразительное чтение песен.

Развитие представлений о частушке как малом песенном жанре. Ее тематика и поэтика. Выявлять особенности художественной формы фольклорных произведений

Работа на уроке




3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Беседа, выразительное чтение преданий.

Выявлять особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Работа на уроке




Древнерусская литература

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Беседа, практикум.

Развитие представлений о летописи. Начальное представление о житии как жанре литературы. Выявлять особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Работа на уроке




5

Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение XYII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Чтение, беседа

Развитие представлений о древнерусской повести. Начальное представление о сатирической повести как жанре древнерусской литературы. Выявлять особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Работа на уроке




Литература XYIII века. Д.И.Фонвизин

6

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Беседа

Иметь понятие о классицизме, знать основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Работа на уроке




7

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

Практикум

Знать особенности анализа эпизода драматического произведения, основные правила классицизма в драматическом произведении.

Работа на уроке




8

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» на примере 1-2 произведений.




Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Домашнее сочинение




Литература XIX века

9

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

Мораль басен.

Беседа, выразительное чтение басен

Иметь понятие о морали басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Работа на уроке




10

Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, писателя, философа.

Беседа, выразительное чтение басен

Развитие представлений о басне, морали, аллегории.

Работа на уроке




11

К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

Беседа, выразительное чтение, сопоставитель-

ный анализ

Иметь понятие о думе, знать характерные особенности жанра. Умение проводить сопоставительный анализ.

Работа на уроке




12

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К**» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

Беседа, выразительное чтение стихов поэта

Определять основные темы и мотивы стихов Пушкина, выявлять особенности поэтической формы.

Работа на уроке




13

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).

Семинар

Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений Пушкина на историческую тему, как данная тема раскрывается автором. Начальное представление об историзме художественной литературы.

Работа на уроке




14

А.С. Пушкин. «История Пугачёва». (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

Беседа, сопоставитель-

ный анализ

Выяснить отношение к Пугачёву народа, дворян и автора. Умение проводить сопоставительный анализ.

Работа на уроке




15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Беседа

Начальное представление о романе. Знать историю создания произведения, его героев и их исторических прототипов.

Работа на уроке




16

Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Беседа, устный рассказ

Умение устно передавать содержание текста, давать сравнительную характеристику героям.

Работа на уроке




17

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Беседа, устный рассказ

Умение устно передавать содержание текста, давать характеристику герою.

Работа на уроке




18

Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Беседа, сопоставитель-

ный анализ

Умение проводить сопоставительный анализ, выявлять авторскую оценку.

Работа на уроке




19

Р/р Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Беседа, работа над составлением тезисов к сочинению.

Знать историческую правду и художественный вымысел, выявлять особенности композиции, находить фольклорные мотивы, составлять тезисы. Иметь понятие о романе и реалистическом произведении.

Домашнее сочинение




20

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Беседа, работа над композицией повести

Знать систему образов персонажей в повести, композицию произведения.

Работа на уроке




21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Тесты

Знать творчество А.С.Пушкина.

Контроль-

ная работа




22

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах).

Семинар

Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений Лермонтова на историческую тему, как данная тема раскрывается автором.

Работа на уроке




23

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Беседа, характеристика героя

Развитие представлений о поэме, начальное представление о романтическом герое и романтической поэме, умение давать характеристику герою.

Работа на уроке




24

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Беседа, анализ эпизода

Умение выявлять особенности композиции, анализировать эпизод; развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Работа на уроке




25

Р.р. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова. «Мцыри»

Самостоятельная работа – анализ эпизода

Умение анализировать эпизод.

Самостоя-

тельная работа




26

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).

Семинар

Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений Гоголя на историческую тему, как данная тема раскрывается автором.

Работа на уроке




27

«Ревизор» - комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Беседа, чтение статьи в учебнике

Знать историю создания комедии и её первой постановки, оценку «Ревизора» современниками.

Работа на уроке




28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Беседа, практикум

Знать приёмы сатирического изображения, развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Работа на уроке




29

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.

Беседа, характеристика героя, обобщение

Умение давать характеристику герою, иметь понятие о миражной интриге, делать обобщение.

Работа на уроке




30

Р/р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».

Беседа, работа над композицией пьесы

Выявлять особенности композиции: специфика завязки, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязки, финал, немая сцена.

Домашнее сочинение




31

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Беседа, характеристика героя

Воспроизведение в памяти учащихся текстов произведений с темой «маленького человека»; умение давать характеристику герою.

Работа на уроке




32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Практикум

Умение определять роль фантастики в повествовании.

Работа на уроке




33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок).

Беседа, характеристика героев

Иметь понятие о художественно-политической сатире на общественные порядки, уметь давать характеристику образам градоначальников; определять средства создания комического: иронию, сатиру, гиперболу, гротеск, пародию, эзопов язык.

Работа на уроке




34

Р.р. Анализ эпизода (По роману «История одного города»).

Обучение анализу эпизода

Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Домашнее сочинение




35

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Тесты

Знать творчество М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Контроль

ная работа




36

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

Беседа, характеристика героя

Развитие понятия о рассказе, художественной детали как средства создания художественного образа.

Работа на уроке




37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Беседа, характеристика героев

Умение давать характеристику образу рассказчика, героям; понимание идеи разделенности двух Россий, мечты автора о воссоединении дворянства и народа.

Работа на уроке




38

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

Практикум

Выявлять особенности композиции, приемы изображения внутреннего состояния героев: антитезу, портрет, пейзаж, внутренний монолог. Иметь понятие о психологизме рассказа.

Работа на уроке




39

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

Беседа

Умение выявлять нравственные проблемы произведения.

Работа на уроке




40

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева.

Выразительное чтение стихов, анализ лирического произведения

Умение анализировать лирическое произведение

Работа на уроке




41

А. П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Беседа

Углубление понятия о психологизме рассказа.

Работа на уроке




Литература XIX века

42

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Беседа

Умение выявлять проблемы произведения.

Работа на уроке




43

А. И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени»: утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

Беседа

Иметь понятие о сюжете и фабуле, умение выявлять нравственные проблемы произведения

Работа на уроке




44

Р/р Что значит быть счастливым? Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н.Толстого, А. П.Чехова, И.А. Бунина, А. И. Куприна.

Диспут

Иметь представление о любви и счастье в семье.

Домашнее сочинение




45

А.А Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.

Выразительное чтение, анализ лирического произведения

Умение выразительного чтения. Углубление знаний об исторической теме в литературе, как данная тема раскрывается автором.

Работа на уроке




46

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме.

Выразительное чтение, анализ произведения

Умение выразительного чтения. Углубление знаний об исторической теме в литературе, как данная тема раскрывается автором. Иметь понятие о драматической поэме.

Работа на уроке




47-48

Р/р Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Беседа, составлением тезисов к сочинению

Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Домашнее сочинение




49

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Беседа

Знакомство с творчеством Шмелёва.

Работа на уроке




50

Вн.чт. Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатирическое изображение исторических событий в рассказе. Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни».

Беседа

Знание об ироническом повествовании о прошлом и современности.

Работа на уроке




51

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне».

Беседа

Умение определять реальное и фантастическое в рассказе.

Работа на уроке




52

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А. П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А Блока, С.А.Есенина.

Тесты

Знать творчество Л.Н.Толстого, А. П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.А Блока, С.А.Есенина.

Контроль-

ная работа




53

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Беседа, чтение глав поэмы

Знакомство с картинами фронтовой жизни в поэме.

Работа на уроке




54

Василий Тёркин- защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

Беседа, характеристика героя, устный рассказ

Познакомиться с новаторским характером образа Тёркина, умение устного рассказа.

Работа на уроке




55

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы.

Беседа, работа с текстом

Умение находить юмор и фольклорные мотивы в поэме, определять значение авторских отступлений.

Работа на уроке




56

Вн.чт. А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Беседа

Умение определять нравственную проблематику рассказа

Работа на уроке




57

Р/р Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…». Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». А.Фатьянов «Соловьи». Л.Ошанин. «Дороги».

Выразительное чтение стихов

Знакомство с изображением боевых подвигов и военных будней в творчестве поэтов. Умение выразительного чтения стихов.

Работа на уроке




58

В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

Беседа

Умение определять проблематику рассказа. Развитие представлений о герое- повествователе.

Работа на уроке




59

Р/р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

Сочинение

Писать сочинение на определённую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой. Свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Классное сочинение




60-61

Вн.чт. Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Выразительное чтение стихов, беседа

Умение выразительного чтения стихов. Знакомство с литературным явлением «поэты Русского зарубежья».

Работа на уроке




Зарубежная литература

62

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта – символ любви.

Анализ эпизода

Умение анализировать эпизод, выявлять «вечные проблемы» в трагедии, определение конфликта как основы драматического произведения.

Работа на уроке




63

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Практикум

Знакомство с сонетом как формой лирической поэзии. Умение выразительного чтения сонетов.

Работа на уроке




64-65

Ж.-Б.- Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Беседа

Понятие «классицизм», выявление черт классицизма в комедии, определение общечеловеческого смысла пьесы.

Работа на уроке




66

Вн.чт. Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Беседа

Углубление знаний о сатире.

Работа на уроке




67

Вн.чт. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Беседа

Углубление знаний об историческом романе.

Работа на уроке




68

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению.

Зачет

Выявление уровня литературного развития.

Работа на уроке







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconКалендарно-тематическое планирование по предмету (курсу) литература...
Введение. Литература и история. ( Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconТематическое планирование по литературе. 8 класс
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчество классиков русской...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconТематическое планирование по литературе. 8 класс
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм русской литературы. Выявление...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconТема урока Кол-во часов
...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconТематическое планирование по литературе 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Художественные открытия...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconПоэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»,...
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX в., художественными открытиями русских писателей-классиков
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся iconМетодические советы Распределение учебных часов по темам программы...
Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века. Взаимодействие романтизма и реализма. Литературная критика. Выявление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск