Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 374.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации20.05.2014
Размер374.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2



Тема урока

Кол

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

формы контроля

Домашнее задание

дата

1


Русская литература и история

1

Урок усвоения нового материала

Интерес русских- писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны

Знать: понятие художественная литература. Понимать характерные черты русской литературы, интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества

Тезисы лекции, план статьи учебника, пересказ

Групповые задания: повторить материал о жанрах фольклора




2.


Исторические песни

1

Урок усвоения нового материала

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие народа. Тематическая презентация

Знать определение понятий «народная песня», «историческая песня», роль народной песни в русском фольклоре. Уметь определять жанровые особенности исторических песен, роль в них художественных средств

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях

Подготовить пересказ статей




3


Лирические песни

1

Урок повторительно-обобщающий

Лирические песни как жанр фольклора. Выражение в них горя и радости сердца. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы

Знать виды народных песен, их тематику. Уметь объяснять особенности лирических песен, их роль в художественной литературе, оценивать исполнение народных песен

Объяснить смысл слов Белинского «Песни лирические- это простодушные излияния горя или радости сердца»

Анализ песни «Тонкая рябина»




4.


Предания как исторический жанр народной прозы

1

Урок усвоения нового материала

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы

Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности. Уметь раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и различное

Выразительное чтение, ответы на вопросы проблемного характера

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком»




5

«Житие Александра Невского»

1

Комбинированный урок

История написания «Жития..» Защита русских земель от нашествий врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как литературный жанр. Тематическая презентация, фрагмент кинофильма «Житие Александра Невского»

Знать определение понятий « летопись», «житие». Уметь объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним, сравнивать «Житие…» с былинами, фольклорной лирикой

Составить словарик характерных для текста слов, которые «ушли в прошлое» и которые могут использоваться сейчас. Найти традиционные житийные мотивы и эпизоды, и характерные для воинской повести

Подготовить письменную. характеристику князя Александра Невского.




6


Урок внеклассного чтения. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1

Урок внеклассного чтения.

Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои. Сатира на тему суда. Особенности поэтики сатирической повести

Знать определение жанра сатирической повести, её содержание, жанровые особенности. Уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности

Выразительное чтение, ответы на вопросы:

Почему произведение называется «Шемякин суд»? В чем заключаются особенности выразительного чтения любого памятника древнерусской литературы? комментированное чтение, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Прочитать комедию Фонвизина «Недоросль». Индивидуальные задания




7


Д. И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма

1

Урок усвоения нового материала

Слово о писателе. Создание «Недоросля». Говорящие имена характеристики. Основной конфликт комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в комедии. Тематическая презентация

Знать автора и факты его жизни и деятельности, его место в развитии драматургии и театра, историю создания пьесы и её сценическую судьбу, действующих лиц, сюжет. Уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт, находить черты классицизма

Ответить на вопросы: почему новая русская литература началась, по словам Белинского, « с сатир – плода осеннего, а не с од- плода весеннего»? Почему для Пушкина Фонвизин –« сатиры смелый властелин»?

Подготовить рассказ о судьбе Стародума, его взглядах. Выписать афоризмы Стародума




8


Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

1

комбинированный

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. Тематическая презентация

Уметь анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, давать характеристику героям, определять особенности речи, оценивать просветительский взгляд писателя

Как складывается судьба главных героев? Как относятся Правдин, Милон, Софья к Стародуму и его наставлениям? самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста

Подобрать высказывания положительных персонажей о воспитании, перечитать сцены ( урок, экзамен, драка со Скотининым, отвержение Митрофанушкой матери)




9


Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать»

1

комбинированный урок

Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Бессмертие комедии

Уметь объяснять новаторство Фонвизина-драматурга, идейное содержание пьесы

Доказать, что Митрофан – лишь зеркало Простаковой. Что является объектом сатиры Фонвизина? Почему произведение можно назвать комедией характеров? В чем секрет вечно живой комедии?

Подобрать цитатный план к темам сочинения ( на выбор(




10


Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии «Недоросль»

1

Урок развития речи

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение

Уметь отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его

Работа с черновым вариантом сочинения. Редактирование написанного

Дописать сочинение




11.


Любовная лирика А. С. Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»

1

Урок комбинированный

История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Тематическая презентация

Знать историю создания стихотворения. Уметь определять тему стихотвоерения, находить и объяснять значение музыки любви, роль выразительных средств, выразительно читать

Доказать, что стихотворение сюжетно: в нем отражается жизнь поэта, его судьба. установление ассоциативных связей с музыкой

сообщение об истории стихотворения, выразительное чтение.

Выучить стихотворение наизусть, подготовить сообщения о лицеистах




12


Тема «Дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор..»

1

Урок комбинированный

Слово о поэте ( лицейские годы, Михайловская ссылка) Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный стержень сообщества избранных Тематическая презентация

Знать факты жизни, понимать отношение Пушкина к лицейскому братству. Уметь наблюдать над словом в его художественной функции, над интонацией и настроением стихотворения, определять основные мотивы каждой строфы, выразительно читать

Какие слова и словосочетания усиливают настроение грусти, одиночества? Что объединяет Пушкина и других лицеистов» В чем смысл выражения «лицейское братство№? В чем для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?

Выразительно читать стихотворение. Написать миниатюру «Дружба в жизни Пушкина»




13


Человек и природа в стихотворении Пушкина «Туча»

1

Повторительно-обобщающий урок

Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы

Уметь объяснять причину появления «Туча» в трагические годы поэта, объяснять его скрытый символический смысл, композицию, проследить смену интонаций, уметь выразительно читать

Существуют различные интерпретации стихотворения «Туча». Чье мнение вы разделяете? анализ стихотворения

Выучить стихотворение, прочитать роман «Капитанская дочка» Инд. Задание: подготовить сообщение о творческой истории «Капитанской дочки»




14


Тема русской истории в творчестве Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка»

1

Урок –лекция с элементами беседы

Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их прототипы. Тематическая презентация

Знать творческую историю романа, понимать, чем был вызван интерес к эпохе Екатерины 2. Уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к Пугачеву

Какие проблемы истории интересовали Пушкина? В чем значение «Истории пугачевского бунта»? сообщение о творческой истории романа

Перечитать главы 1, 2. Подготовить их сжатый пересказ




15

Формирование характера Петра Гринева

1

Урок закрепления новых знаний

Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов

Тематическая презентация

Понимать особенности жанра, роль эпиграфов, уметь выделять ключевые сцены

Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет? Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и представления о сыновнем долге? : рассказ-рассуждение «Почему крепостной дядька Савельич вызывает симпатию у читателя»? комментирование эпизодов. : анализ художественного текста в сопоставлении с произведением Фонвизина.

Перечитать главы 3-5, подготовить краткий рассказ о жизни Гринева до восстания, сравнительную характеристику Гринева и Швабрина




16


Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе «Капитанская дочка»

1

Урок-исследование

Путь становления главного героя. Гринев и Швабрин Тематическая презентация

Понимать, что самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира. Уметь анализировать текст, давать сравнительную характеристику героям

Почему финал романа остался открытым? В чем смысл деталей биографии героя, о которых говорится в предисшловии?

Чем можно объяснить, что Пушкин не рисовал Швабрина только черной краской?

краткий пересказ главы «крепость». краткий рассказ о жизни Гринева до восстания, устное словесное рисование, сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

Подготовить сообщение «История отношений Маши И гринева», перечитать главы 6-7. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой?




17

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

1

Урок комбинированный

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – милый Пушкину идеал русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа

Тематическая презентация

Понимать отношение автора и других действующих лиц к героине. Уметь анализировать текст, оценивая высокие духовные и нравтсвенные качества Маши, её близость к народу, объяснять роль эпиграфов, объяснять смысл названия романа

Ответить на вопросы

сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой

комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней сообщение. Подготовить цитатный материал к теме «Пугачев в романе




18


Тема русского бунта и образ Пугачева

1

Обобщающий урок

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ

Тематическая презентация

Уметь объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя

В каких сценах романа показано, что Пугачев обречен и скорая страшная гибедль неминуема? Почему автор делает Гринева свидетелм казни Пугачева? близкий к тексту пересказ калмыцкой сказки. выразительное чтение, устное словесное рисование

Составить план-характеристику к теме «Образ Пугачева в романе»




19


«Капитанская дочка» - поэтическое завещание Пушкина

1

Обобщающий урок

Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие. Историзм художественной литературы, реализм, роман. Тематическая презентация

Знать, почему роман называют поэтическим завещанием Пушкина, как соотносится в произведении историческая правда и художественный вымысел. Понимать особенности жанра, идейно-художественное содержание, место обычного человека в великих исторических событиях

Составить таблицу- сравнение описание внешности Пугачева в материалах Военной коллегии, «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке№. Тест по роману

Подготовить цитатный материал к образу Пугачева

15.11

20-21

Сочинения по роману Пушкина «Капитанская дочка»

2

Уроки развития речи

Тема, идея, план. Гринев в жизненных испытаниях

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы языка

Редактирование написанного. Создание сочинения «Береги честь смолоду»

Прочитать повесть «Пиковая дама»

18.11-22.11

22

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

1

Урок-исследование

Проблема человека и судьбы. Система образов. Германн как художественное открытие Пушкина. композиция повести

Презентация «Три злодейства», ария Германна

Знать историю создания повести, понимать её нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя. Уметь сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями Пушкина, объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля

Чем объяснить обращение Пушкина к прозе? В чем своеобразие века нынешнего и века минувшего в повести? самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциатьивных связей с музыкой

Написать сочинение «Жанр и смысл заглавия Повести Пушкина «Пиковая дама». Прочитать «Мцыри»

25.11

23


Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Своеобразие сюжета, композиции поэмы «Мцыри»

1

Урок-лекция с элементами беседы

Слово о поэте. История создания поэмы. Тема и идея произведения. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы.

Тематическая презентация

Понимать, что значит Кавказ для Лермонтова. Знать факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею. Уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять смысд эпиграфа

Составить план поэмы

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Характер и мечты юноши-послушника» Какова цель побега Мцыри?




24


Судьба свободолюбивой личности в поэме

1

Урок комбинированный

Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа

. Тематическая презентация

Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические противоречия, замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя. Уметь давать характеристику литературному герою

Составить план характеристики главного героя. Что значит для Мцыри быть свободным? Что значит жить для героя устное словесное рисование ( описание утра – г.11), романтические пейзажи

Подготовить рассказ о Мцыри по плану




25


Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы

1

Урок комбинированный

Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия главного героя. Белинский о поэме

Знать черты романтизма, уметь выявлять черты романтизма в поэме, объяснять ее своеобразие, оценивать язык поэмы

Тезисы учитея, статьи учебника, ответить на вопросы учебника, выразительное чтение наизусть отрывка, рассказ о Мцыри пол плану

Написать о каком-либо событии своей жизни ( или вымышленного лица) от 1 лица




26


Анализ эпизода из поэмы «Мцыри»

1

Урок развития речи

Эпизод «Исповедь Мцыри»

Уметь определять границы эпизода, его тему, насколько он важен в раксрытии темы всего произведения, давать характеристику персонажу, следить развитие его чувств, определять роль изобразительных средств

Анализ эпизода

Прочитать комедии. «Ревизор»




27

Н. В. Гоголь- писатель –сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки

1

Урок-лекция

). Н. В. Гоголь- писатель –сатирик. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки. Тематическая презентация

Знать факты жизни писателя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую историю комедии, противоречивые оценки современников

Почему комедия была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно? Конспект лекции учителя

Перечитать 1 действие, составить таблицу о чиновниках города




28


«Ревизор» как социальная комедия

1

Урок усвоения новых знаний

. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках

Порсмотр фрагмента К\Ф Тематическая презентация

Знать содержание комедии, понимать её сюжет, черты общественного строя в России первой половины 19 века. Уметь подтверждать примерами из 1 действия повсеместность произвола и беззакония властей, почувствовать нарастание страха, стремительность развития первого действия

Какие общественные пороки обличает Гоголь? Почему все герои названы по имени отчеству, а Сквозник-Дмухановский – городничим? сообщение «николаевская Россия во времена Гоголя», чтение по ролям.

Перечитать д. 2, 3. В чем заключается проявление комического?, инд . задания




29


Хлестаков и хлестаковщина

1

Урок-исследование

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия образа. Хлестаков как общественное явление, тематическая презентация

Уметь анализировать поступки, поведение, характе Хлестакова в разных ситуациях, оценивать речь героя, особенности его характера, отношения с окружающими, объяснять роль 5 действия.

Уметь высказывать свою толчку зрения, понимать, что такое хлестаковщина

Смысл фамилии Хлестаков, в чем загадка характера героя? составление денотатного графа Хлестакова

Подготовить характеристику Хлестакова. Инд: подготовить цитатный материал о Городничем




30


Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения

1

Урок комбинрованный

Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа

Тематическая презентация

Уметь объяснять композицию пьесы, понимать роль миражной интриги, называть средства создания образа Петербурга, объяснять значение немой сцены

Что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире? В чем смысл заключительной сцены? связный рассказ о городничем, чтение по ролям, составление таблиц, схем.


Озаглавить каждое действие цитатами, подготовить сообщение о говорящих фамилиях




31


Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

1

Обобщающий урок

Знаменитые сцены и реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки. Тематическая презентация

Уметь делать обобщенные выводы о героях, объяснять конфликт и сюжет, отношение драматурга к изображаемрму, определять элементы композиции

Разъяснять слова литературоведа Н. Н. Скатова : рецензия на самый комичный эпизод в пьесе. Сообщение «О чем свидетельствуют говорящие фамилии, зашита вариантов цитатного плана.

Прочитать «Шинель»




32-33


«Шинель» - одна из петербургских повестей Гоголя. Гуманистический смысл повести

2

Урок-экскурсия, урок усвоения нового материала

Н. В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и маленького человека. Авторское отношение к герою и событиям

Знать обстоятельства жизни Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, ее сюжет. Уметь оценивать интонации рассказчика, приводить примеры, анализировать речь персонажей

Сопоставить канцелярский анектод о бедном чиновнике с повестью: каковы черты сходства и отличия? чтение по ролям, подбор цитат

Составить план повести, проанализировать поведение героя




34


Н. С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Урок-путешествие

Слово о писателе. Путешествие по лесковским местамИзображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь. Тематическая презентация

Знать автора, содержание рассказа. Уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиг7рафа, названия рассказа, определять роль художественной детали в создании образа

Составить вопросы по каждой главе, выписать из текста крылатые выражения самостоятельное формулирование вопросов по тексту

Подготовить пересказ рассказа, прочитать «После бала»




35


Л. Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

1

Урок лекция, ознакомление с новым материалом

Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Обличительная сила рассказа

Знать факты жизни и творческого пути писателя, историю создания рассказа, его содержание, понимать жизненную позицию главного героя

Как связан рассказ с записями в дневнике писателя?

Почему автор изменил первоначальное название? ответы на вопросы, пересказ с опорой на ключевые слова. устное иллюстрирование эпизодов, чтение по ролям. Поисковая:

Составить письменно композиционный план рассказа, подготовить пересказ двух центральных сцен рассказа




36


Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

1

Урок- беседа, комбинированный урок

Мастерство Толстого в рассказе. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Герой-рассказчик. Психологизм рассказа

Знать тему и идею произведения, уметь определять раскрытие жизненных противоречий и позиции писателя, значение элементов сюжета

Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости? В чем вы видите источник конфликта? подробный пересказ двух частей рассказа сравнение первой и последней редакции, анализ двух эпизодов.


Подготовить характеристику Ивана Васильевича или написать сочинение




37


Нравственные проблемы повести Толстого «Отрочество»

1

Урок внеклассного чтения

Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев

Понимать проявление возрастных особенностей героя, определять художественное средства изображения переходного возраста, отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношения к окружающему миру. Уметь объяснять истоки гуманизма Толстого

Когда Николеньку стали тревожить социальные вопросы? пересказ глав 11-16, 19. сопоставление главы «Отрочество» с другими главами

Ответить на вопросы: почему пора детства названа «счастливой», а пора отрочества – «пустыней», чем обогатили Николеньку отроческие годы?




38


Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Тютчев, Фет

1

Урок развития речи

Поэзия родной природы в творчестве Тютчева ( стихотворение «Осенний вечер») И Фета ( «Последний ландыш». Тематическая презентация

Уметь выразительно читать стихотворения, объяснять состояние души лирического героя, чувтсво родной земли в пейзажной лирике, определять роль выразительных средств в раскрытии идеи произведения

Выразительное чтение стихотворений. Конкурс на лучшего чтеца

Выучить наизусть одно из стихотворений




39


А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1

Урок-исследование

Слово о писателе ( презентация). Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему. Уметь выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт между течением жизни в чеховском мире и любовью, выявлять отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе

Что значит для Алехина стремление «жить по правде»? Какое значение для развития действия и для пон6имания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре? сообщение о Чеховых, рассказ «История любви Алехина и Анны Алексеевны

Ответить на вопросы: кто прав и кто виновать в безвыходной ситуации, правильно ли поступил герой?




40


И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ»

1

Урок-исследование

Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя

Знать автора, факты его жизни и творчества, содержание рассказа. Уметь определять тему рассказа, оценивать особенности бунинской прозы и историзма, объяснять роль пейзажа, его связь с настроением героев

Кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ? комментирование художественного текста. сопоставление Рассказов Бунина и Чехова

Написать сочинение-миниатюру «Над чем заставляет задуматься рассказ Бунина?». Прочитать рассказ Куприна «Куст сирени»




41


А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

1

Урок беседа с элементами исследования

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа. Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле

Русский язык: нравственность

художественный пересказ фрагмента чтение по ролям. комментирование текста., анализ рассказа

Подготовить сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых. Прочитать Рассказ Горького «Челкаш»




42


. Певец света – М. Горький. Явление босяка в рассказе «Челкаш». Герои их судьбы

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. История создания рассказа. Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа

Знать историю создания рассказа, его содержание, понимать тему, идею, конфликт, авторский идеал счастья. Уметь давать сравнительную характеристику героям, определять роль пейзажа

Как мысль о том, что Челкаш не исключение, а один из многих, связана сл вступительной частью рассказа? Кто виноват в разыгравшейся драме? Как понимают свободу герои? чтение по ролям диалога о свободе, сравнительная характеристика Гаврилы и Челкаша. самостоятельный поиск ответа на

проблемные вопросы: анализ текста

Что роднит Челкаша и Гаврилу?. Прочитать поэму Есенина «Пугачев»




43


А. С. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему

1

Урок ознакомления с новым материалом

Слово о поэте ( презентация). Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое. Драматическая поэма

Знать автора, факты его жизни и творчества, историю создания поэмы, понимать оценку бунта Есениным, уметь объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений

Анализ текста анализ фрагментов поэмы, сопоставление с историческими преданиями и романом Пушкина

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы. Прочитать рассказ Шмелева «Как я стал писателем»?




44


И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

1

Комбинированный урок

Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставления художественного произведения с документальными

Знать автора, факты его жизни и деятельности. Понимать слжный путь творчества писателя. Уметь определять жанр произведения

чтение статьи о писателе. пересказ текста рассказа. комментирование художественного текста. сравнительный анализ

Написать рассказ на тему «Как я готовился к сочинению» или отзыв на рассказ Шмелева




45


М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе. Мелочи быта и их психологичесоке содержание

Знать автора, содержание рассказа, понимать авторский замысел, уметь определять реальное и фантастическое, анализировать средства выразительности

Выборочно пересказать текст, анализ текста

Придумать историю какого-либо предмета




46


Писатели улыбаются

1

Урок внеклассного чтения

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое изображение прошлого и современности

Знать историю журнала «Сатирикон», как строится юмористическое произведение, Понимать юмористическое освещение исторических событий в произведении. Уметь определять средства выразительности

Какие художественные приемы создают юмористическое освещение прошедших событий , ответы на вопросы, пересказы

Подготовить сообщения о Тэффи, Зощенко, прочитать рассказы




47


Художественное своеобразие рассказов Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и Зощенко «История болезни»

1

Комбинированный урок

Слово о писателях ( презентация). Сатира и юмор в рассказах

Знать факты жизни и творчества писателей, уметь отмечать афористичность и краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека, понимать абсурдность происходящего

Художественный пересказ текстов, ответы на вопросы, анализ текста

Подготовить сообщения о Твардовском




48


А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

1

Урок-лекция, урок знакомства с новым материалом

Слово о поэте. Творческий замысел поэмы, история создания образа главного героя, тематическая презентация

Знать факты жизни и творческого пути пеисателя, историю создания поэмы, композицию поэмы. Понимать ее сюжет, соотношение жизненной правды и вымысла, тему исторической памяти

Составить цитатный план статьи, ответить на вопросы

Прочитать главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»




49


Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов

1

Комбинированный урок

Человек на войне. Василий Теркин – защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя, тематическая презентация

Знать содержание глав. Уметь анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, средства создания

Определение качеств героя, роль сопоставления в главе «Два солдата» комментирование художественного текста

Подготовить рассказ-характеристику Василия Теркина, прочитать главы «От автора»




50


Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

1

Повторительно-обобщающий урок

Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления, тематическая презентация

Понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особеннсоти поэмы. Уметь находить сочетание героики и юмора, роль авторских отступлений, различие между автором и героями

Как вы понимаете объяснение автора о том, почему в книге нет сюжета? Есть ли внутренняя связь между главой «От автора» И статьей «Как был написан «Василий Теркин»? чтение начала главы «Теркин ранен». творческая: чтение по ролям. анализ глав


Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы, прочитать рассказ «Возвращение»




51


. А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе ( презентация). Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа, тематическая презентация

Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, его сюжет, определять смысл названия рассказа. Уметь анализировать текст, объясняя состояние человека, вернувшегося с войны, столкнувшегося с трудными обстоятельствами мирной жизни, чувства жены героя, его детей, переживших тяготы войны. Наблюдать за языком писателя

Почему Иванов откладывал радостный час встречи с семьей? Что мешало ему чувствовать радость своего возвращения всем сердцем? Как вы объясните слова жены героя: «Что ты понимаешь в нашей жизни?»

Подготовить устные сообщения о героях рассказа. Инд: подготовить сообщение «История создания песни «Катюша».

Прочитать стихотворения послевоенного периода и проанализировать их




52


Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Урок-концерт

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Исаковского, Окуджавы, Фатьянова, Ошанина. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата, презентация

Знать автора стихотворений, композиторов, уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными

Выразительное чтение стихотворений. Прослушивание песен. Сопоставить стихи о войне, написанные в период 1941-1945 и в послевоенные годы. Что их сближает и что отличает?

Подготовить оглавление к сборнику стихов «Поэты о Великой Отечественной войне» и написать к нему предисловие. Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»




53


В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

1

Комбинированный урок

Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое повествователе, тематическая презентация

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, сюжет рассказа, его героев. Уметь определять основную мысль ( непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений, понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми

Как меняется взгляд героя на фотографию? Почему рассказчику дорога фотография? Обосновать мысль, что рассказ Астафьева тоже своеобразная история нашего народа пересказ по плану, ответы на вопросы. составление плана рассказа, устное словесное рисование, составление речевой характеристики бабушки. комментирование текста.


Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №»




54


Б. Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе. Рассказчик и его роль в повествовании

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа. Уметь определять тему и основные мотивы произведения, анализировать характеры героев, роль выразительных средств, деталей

Воссоздать характер и образ Игоря. Что значат для матери письма с фронта? Чего она боялась больше всео? Почему? Подготовить цитатный план ответы на эти вопросы

Дать развернутый ответ на вопрос: какой эпизод произвел на вас самое большое впечатление?




55


. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о ВОВ

1

Урок развития речи

Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому

Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, обосновать свой выбор, определить тему, идею произведения, как тема раскрывается, как выражается авторское отношение

отзыв

Прочитать рассказ Паустовского «Телеграмма»




56


Испытание на истинную человечность в рассказе Паустовского «Телеграмма»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. История создания рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе. Емкость художественного слова писателя. Композиция рассказа, тематическая презентация

Знать историю создания рассказа, его содержание, героев. Понимать трагизм положения Насти. Уметь выделять и формулировать тему, идею, сравнивать художественное произведение с мемуарами

Для сего понадобилось автору переносить действие рассказа в Ленинград? Почему Насте на удалось лостигнуть гармонии между заботами о дальних и любовью к самому близкому человеку? Для чего писатель изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон? Почему рассказ называется «Телеграмма»? рассказ о жизни Катерины Петровны, составление психологического портрета Насти.

Прочитать стихотворения Рубцова. Инд: подготовить сообщение о поэте




57


Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова

1

Урок-концерт

Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, «видеть» творческий почерк поэта. Уметь анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов

Выразительное чтение сообщения о поэте, выразительное чтение установление ассоциативных связей с музыкой

Прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»




58


У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды

1

Комбинированный урок

Слово о драматурге. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра Тематическая презентация

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности. Понимать обстановку, в которой разыгрывается действие пьесы. Уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов, метафоричность речи героев, определять значимые эпизоды, делать выводы об утверждении бесценности и вечности любви

Как вы понимаете то, что «Ромео и Джульетту» называют оптимистической трагедией? чтение акта 1, сцены 5; акта 2, сцены 2, 5; акта 3, сцены 1, 5; акта 5, сцены 1, 3.. художественный пересказ содержания трагедии

Прочитать сонеты Шекспира № 66, 76, 90, 91, 130, 147




59


Шекспир. Сонеты Шекспира – богатейшая сокровищница лирической поэзии ( В. Г. Белинский)

1

Урок-концерт

Воспевание поэтом дружбы. Сонет как форма лирической поэзии, тематическая презентация

Уметь определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер. Понимать иносказательность языка сонетов, богатство выражения человеческих чувств, композиционное решение)

Какие требования предъявляются в сонете к содержанию и композиции? Почему Шекспир выбрал для своей лирической исповеди форму сонета? Выразительное чтение сонетов

Выучить один из сонетов наизусть




60


Ж.Б. Мольер. Время,личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

1

Урок-лекция

Слово о писателе. Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы, тематическая презентация

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности. Понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт

Что такое мещанство? Почему Журден назван Мольером мещанином во дворянстве? Является ли Журден в 1 и 2 действиях сатирическим персонажем или его образ окрашен в юмористические тона? комментирование художественного текста ( действие 1, явл. 1, 2; действие 2, явл. 1, 6, 8, 9).

Систематизировать материал о Журдене по 1 и 2 действиям. Прочитать 3-5 действия. Кто в комедии является резонером?




61


Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения

1

Урок-исследование

Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Фонвизина

Понимать смысл сюжетной линии Клеонт- Люсиль в композиции, способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов. Уметь определять приемы создания комическиз ситуаций, их роль в пьесе, объяснять конфликт, уметь составлять характеристику персонажей, определять идейно-художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина

Какова роль Клеонта в пьесе? Что характерно для комедии как комедии классицизма? чтение в лицах. комментирование художественного текста

Подготовить художественный пересказ трех частей книги «Путешествие Гулливера» ( 1 группа – о стране Великанов, 2 – о летающей острове, 3 – о стране мудрых лошадей)




62


Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

1

Комбинированный урок

Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения

Тематическая презентация

Знать автора, факты его биографии и деятельности, содержание произведений. Уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображаемому, понимать переносный смысл использованных бытовых деталей

Какие эпизоды в книге о лилипутах вызывают добродушный смех? Почему книга, задуманная как самая мрачная правда о челоевечестве, в то же время воспринимается как самая веселая книга для детей? пересказ трех частей

Прочитать роман В. Скотта «Айвенго». Ид: подготовить сообщение о короле Ричарде Львиное сердце, Робин Гуде, молодом Айвенго




63


В. Скотт. «Айвенго» как исторически роман

1

Комбинированный урок

В. Скотт как родоначальник исторического романа. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события

». Тематическая презентация

Знать автора и факты его биографии, содержание романа. Понимать историческое время, изображенное в романе, поступки героев. Уметь выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом Пушкина, оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетании правды истории и фантазии

Как вы можете объяснить, почему в историческом романе есть также и специальные исторические справки от автора? Чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существующего исторического лица? сравнительный анализ романов «Айвенго» и «Капитанская дочка».

Доказать, что «айвенго» - исторический роман




64-65


. Защита проектов

2

Уроки контроля

Темы проектов.

1) История «пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» Пушкина: правда и вымысел.

2. «Ревизор» на русской сцене: история сценических вариантов.

3. Очерк Л. Н. Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала».

4. Образ Пугачева в фольклоре и произведениях Пушкина, Есенина.

5. Тема «маленького человека» в «Станционном

смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя.

6. В. Скотт «Айвенго» И Пушкин «Капитанская дочка»: черты жанровой близости и расхождения.

7. Перекличка эпох: Мольер «Мещанин во дворянстве» и «Уроки дочкам» И. А. Крылова

8. Собирательный образ солдата в поэме Твардовского «Василий Теркин»

9. Народные песни в русской литературе

Понимать роль групповой работы. Уметь сотрудничать в процессе выполнения задания, отбирать необходимый материал из разных источников, анализировать, обобщать и делать выводы

Защита проектов. Мультимедийная презентация







66-67


Резервные урок






















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск