№
| Наименование раздела программы.
| Тема урока.
| Кол. Часов.
| Тип урока.
| Форма урока.
| Элементы содержания.
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат).
| Вид контроля. Измерители.
| Дом. Задание.
| Дата.
|
По плану
| Факт.
|
| Введение.
|
| 1час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
| Русская литература и история.
| 1
| Урок новых знаний.
| Беседа.
| Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
| Знать понятие «художественная литература», понимать характерные черты русской литературы, интерес писателей к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества.
| План статьи учебника ,тезисы беседы.
| Повторить материал о жанрах устного народного творчества.
|
|
|
| Устное народное творчество.
|
| 3 час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
| Русские народные песни.
| 1
| Урок новых знаний.
| Рассказ учителя .
| Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
| Знать определение понятий «народная», «лирическая», «историческая» песни, особенности этого жанра, виды песен.
| Прочитать статью учебника, песни. Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях.
| Прочитать песни.
|
|
|
3
|
| Лирические песни. Частушка
| 1
| Урок новых знаний.
| Беседа.
| Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ночка темная», «Вдоль по улице метелица метет…» Частушка как малый песенный жанр.
| Уметь объяснить особенности лирических песен (песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы).Знать особенности частушек.
| Выразительное чтение.
| Выучить любую песню наизусть. Сочинить частушку на школьную тему.
|
|
|
4
|
| Исторические песни. Предания.
| 1
| Урок новых знаний.
| Беседа
| Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Предания как исторический жанр народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Художественное своеобразие исторических песен.
| Уметь определять жанровые особенности исторических песен и преданий.
| Выразительное чтение.
| Выучить любую песню наизусть.
|
|
|
5
| Региональный компонент.1
| Северная лирическая песня.
| 1
| Урок новых знаний.
| Рассказ учителя. Беседа. Слушанье песен.
| Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику» и др.
| Знать песни своего края.
| Запись концерта Академического Северного русского народного хора.
| Выучить наизусть любую песню.
|
|
|
| Из литературы древнерусской.
|
| 2 час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
| «Житие Александра Невского»
| 1
| Урок новых знаний
| Рассказ учителя . Беседа.
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
| Знать определение понятий «летопись». «житие». Уметь раскрывать художественное своеобразие произведения через образ главного героя.
| Осмысление сюжета, событий, характеров, ответы на вопросы.
| Чтение жития, подготовить письменную характеристику князя Александра Невского. Прочитать повесть «Шемякин суд».
|
|
|
7
|
| Сатирическая повесть «Шемякин суд».
| 1
| Урок внеклассного чтения.1.
| Комментированное чтение.
| Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Сатирическое произведение.
| Знать определение сатирической повести, её содержание, жанровые особенности. Уметь находить приемы сатирического изображения.
| Выразительное чтение. Ответить на вопросы.
| Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».
|
|
|
| Из литературы 18 века.
|
| 2час
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
| Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».
| 1
| Урок новых знаний.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Слово о писателе. Создание «Недоросля». Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
| Знать автора, его факты жизни и творчества, историю создания пьесы, действующих лиц,, сюжет.
| Комментированное чтение.
| Ответить на вопросы. Перечитать сцены.
|
|
|
9
|
| Назначение человека, его роль в жизни общества.
| 1
| Урок закрепления
| Практикум.
| Проблема воспитания истинного гражданина .Говорящие имена –характеристики. Гуманистический пафос комедии.
| Уметь анализировать текст, давать характеристику героям, определяя особенности речи персонажей.
| Словарная работа. Анализ текста.
| Подобрать материал к темам сочинений «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Д.И. Фонвизина», «Вот злонравия достойные плоды».
|
|
|
10
| Рр1
| Сочинение-рассуждение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
| 1
| Урок развития речи.1
| Практикум.
| Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме.
| Уметь отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой , умело цитировать.
| Написать сочинение. Редактирование написанного.
| Оформить афишу к комедии.
|
|
|
| Из литературы 19 века.
|
| 21час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
| 1.И.А. Крылов. Басни.
| 1
| Урок новых знаний.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Слово о баснописце .Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
| Знать автора, особенности басен.
| Выразительное чтение.
| Выучить наизусть одну басню.
|
|
|
12
|
| 2.К.Ф. Рылеев. Думы.
| 1
| Урок новых знаний
| Рассказ учителя. Беседа.
| Слово о поэте. Особенности жанра думы. Дума «Смерть Ермака», её связь с русской историей. Тема расширения русских земель.
| Знать автора, особенности думы
| Выразительное чтение.
| Выучить отрывок наизусть.
|
|
|
13
|
| 3.А.С. Пушкин. Слово о поэте. Лирика.
| 1
| Урок новых знаний.
| Беседа. Рассказ учителя.
| Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Любовная лирика. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
| Знать факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина к лицейскому братству и любви.
| Выразительное чтение. Анализ стихотворений «Туча», «К***»( «Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября».
| Выучить наизусть.
|
|
|
14
|
| 4.Пушкин и история.
| 1
| Урок новых знаний.
| Рассказ учителя. Беседа.
| Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева».История пугачевского восстания в художественном произведении. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.
| Уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя.
| Ответить на вопросы. Работа со статьей учебника.
| Прочитать роман «Капитанская дочка».
|
|
|
15
|
| 5.А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
| 4
| Урок новых знаний.
| Рассказ учителя. Беседа.
| История создания романа. Герои и их исторические портреты.
| Знать творческую историю романа, сюжет, героев.
| Анализ текста.
| Перечитать главы романа.
|
|
|
16
|
| 6.Гринев: жизненный путь героя.
|
| Урок закрепления.
| Беседа.
| Петр Гринев. Формирование характера. Нравственная оценка.
| Понимать сюжет, выделять сцены.
| Анализ текста.
| Подготовить рассказ о Гриневе.
|
|
|
17
|
| 7.Семья капитана Миронова. Маша Миронова.
|
| Урок закрепления.
| Беседа.
| Семья капитана Миронова. Маша. Швабрин.
| Комментировать текст, искать ответы на вопросы.
| Анализ текста.
| Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши».
|
|
|