№ урока
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
| Вид контроля, самостоятельной деятельности
| Домашнее задание
|
Введение – 1 час
|
1
|
| Введение .Литература и история .Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа .
| Комбинированный урок
| Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны
| Знать: понятие «художественная литература»; понимать характерные черты русской литературы, Интерес писателя к историческому прошлому, историческим судьбам всего человечества
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Читать статьи учебника
|
Устное народное творчество – 2 часа
|
2
|
| Устное народное творчество .Отражение жизни народа в народных песнях
| Комбинированный урок
| Лирические песни как жанр народной поэзии. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. Частушки как малый песенный жанр
| Знать: определение понятий «народная песня», «историческая песня», особенности этого жанра, виды народных песен, роль народной песни в русском фольклоре; уметь определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них художественных средств
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| С. 12 – ответить на вопросы; иллюстрация – по желанию
|
3
|
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
| Урок изучения нового материала
| Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание (развитие представлений)
| Знать: определение понятия «предание», его жанровые особенности; уметь: раскрывать особенности содержания и художественной формы предания, сопоставлять предания с народными сказками, определять сходное и отличное
| Работа с текстом , комментированное чтение
| Пересказ преданий; прочитать с. 18-19
|
Древнерусская литература – 2 часа
|
4
|
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы . «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития .
| Урок изучения нового материала
| История написания «Жития...». Защита русских земель от нашествий врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литературы (начальные представления)
| Знать: определения понятий: «летопись» , .«житие»; уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Ответить на вопросы № 1-3 с. 27
|
5
|
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события ,новые герои , сатирический пафос произведения
| Комбинированный урок
| Изображение действительных и вымышленных событий – новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы
| Знать: определение сатирической повести, ее содержание, жанровые особенности;
уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Задание № 1 с. 36
|
Литература 18 века – 3 часа
|
6
|
| Д.И. Фонвизин «Недоросль» .Слово о писателе .Сатирическая направленность комедии .
| Урок изучения нового материала
| Слово о писателе. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении
| Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы и ее сценическую судьбу, определение понятия «классицизм»; Действующих лиц, сюжет комедии; уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма (единство места, времени, действия, «говорящие» фамилии, резкое разграничение героев на «положительных» и «отрицательных»)
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Дочитать
|
7
|
| Практикум. Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения
| Урок закрепления ЗУН
| Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Ответить на вопрос № 6 с. 79
|
8
|
| Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре ,древнерусской литературе и в литературе 18 века
| Урок развития речи
| Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме
| Знать: методику написания творческой работы. Уметь: составлять план к сочинению
| Работа с текстом , комментированное чтение
| Написать сочинение
|
Литература 19 века – 33 часа
|
9
|
| И.А. Крылов . Слово о баснописце . Басни . Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
| Урок изучения нового материала
| Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Слово о баснописце. Басни и их историческая основа. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
| Знать: специфику жанра басни, понимать аллегорию
Уметь: определять мораль.
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Читать конспект; выучить басню «Обоз»
|
10
|
| И.А. Крылов – поэт и мудрец . Многогранность личности баснописца .Отражение в баснях таланта Крылова
| Комбинированный урок
| Знать: истоки басенного жанра, характерные черты и композицию. Уметь: выделять композиционные элементы.
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| Задание № 3 с. 87
|
11
|
| К.Ф. Рылеев .слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей
| Урок изучения нового материала
| Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков
| Знать: содержание баллады. Уметь: давать характеристику героя по заданному плану
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| С. 94 задание № 1
|
12
|
| А.С. Пушкин .Слово о поэте .Его отношение к истории и исторической теме в литературе
| Урок изучения нового материала
| Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном произведений и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их подлинные прототипы
| Знать: историю создания стихотворения;
уметь определять тему стихотворения, находить и объяснять значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор строк, сквозные рифмы), роль художественно-выразительных средств, выразительно читать
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Ответить на вопрос № 4 с. 96
|
13
|
| А.С. Пушкин и история . Историческая тема в творчестве
| Комбинированный урок
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Читать конспект
|
14
|
| А.С. Пушкин «История Пугачева». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя
| Урок закрепления ЗУН
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| План статьи
|
15
|
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка» .История создания произведения .Герои и их исторические прототипы
| Урок изучения нового материала
| История создания произведения. Герои произведения, реальные лица в произведении
| Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II; уметь определять тематику романа,
| Работа с текстом , комментированное чтение
| Дочитать
|
16
|
| Гринев :жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности . Гринев и Швабрин . Гринев и Савельич
| Комбинированный урок
| Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов
| Понимать: особенности жанра, роль эпиграфов; уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| С. 216 задания к 3-5 главам
|
17
|
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
| Урок закрепления ЗУН
| Семья капитана Миронова, Маша Миронова – милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа
| Понимать: отношение автора и других действующих лиц к героине; уметь анализировать текст художественного произведения, оценивая высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, глубины ее натуры, силы любви, способности к большому и глубокому чувству;
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Выразительное чтение эпизодов
|
18
|
| Практикум. Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина
| Урок закрепления ЗУН
| Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ
| Уметь: объяснять, как изображен восставший народ в романе, отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Сопоставить образы Пугачева в разных главах
|
19
|
| Р.р. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел .Особенности композиции
| Урок развития речи
| Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие произведения. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления)
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| Подготовить вопросы к главам
|
20
|
| А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы .система образов персонажей в повести .Образ Петербурга
| Комбинированный урок
| Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести
| Знать: историю создания повести, понимать: ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героя уметь: сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями пушкинской прозы; объяснять художественное своеобразие повести, тайны стиля
| Работа с текстом , комментированное чтение
| Выучить словарные слова; подготовиться к контрольной работе
|
21
|
| Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина
| Урок контроля
|
| Уметь: применять свои знания на практике
| Письменные ответы на вопросы или тестирование
| Сообщение о М.Ю. Лермонтове
|
22
|
| М.Ю. Лермонтов .Слово о поэте .Воплощение исторической темы в творчестве поэта
| Урок изучения нового материала
| Слово о поэте. История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Философский СМЫСЛ эпиграфа. Композиция поэмы
| Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека, Лермонтова-поэта; Лермонтова-офицера; знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения; уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Прочитать поэму «Мцыри»
|
23
|
| М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой
| Урок изучения нового материала
| Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме.
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Выразительное чтение одной из глав
|
24
|
| Практикум. Особенности композиции в поэме «Мцыри». Роль описания природы в поэме
| Урок закрепления ЗУН
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| Составить цитатный план поэмы
|
25
|
| Р.р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме»
| Урок развития речи
| Эпизод «Исповедь Мцыри»
| Знать: методику написания творческой работы. Уметь: составлять план к сочинению
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Написать сочинение
|
26
|
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве
| Урок изучения нового материала
| Н.В. Гоголь -писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор», «Ревизор» в театре
| Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, исторические события, отраженные в комедии, творческую и сценическую истории пьесы, реакцию на нее зрителей и императора Николая I, противоречивые оценки пьесы современниками; понимать идейный замысел комедии; уметь объяснять отношение современников и императора к пьесе Н.В. Гоголя
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Читать конспект; индивидуальные задания
|
27
|
| Н.В. Гоголь «Ревизор» как социальная комедия со злостью и «солью». История создания комедии
| Комбинированный урок
| Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Дочитать
|
28
|
| Практикум .Разоблачение пороков чиновничества
| Урок закрепления ЗУН
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| Составить таблицу «Характеристика чиновников»
|
29
|
| Практикум. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
| Урок закрепления ЗУН
| Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление
| Уметь анализировать поступки, поведение, характер Хлестакова в различных ситуациях; оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношения с другими персонажами; объяснять роль пятого действия в раскрытии истинного лица Хлестакова
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Ответить на вопросы № 8,9
|
30
|
| Р.р. Особенности композиционной структуры комедии .Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»
| Урок развития речи
| Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Многозначность финала. Смысл эпиграфа
| Знать: методику написания творческой работы. Уметь: составлять план к сочинению
| Работа с текстом , комментированное чтение
| Написать сочинение
|
31
|
| Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица . Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества
| Урок изучения нового материала
| Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям
| Уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника» в начале повести, изменение стиля повествования от комического до патетического, приводить примеры, анализировать речь персонажей
| Слово учителя, комментированное чтение, беседа.
| Составить план повести
|
32
|
| Практикум .Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
| Комбинированный урок
| Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Роль фантастики в художественном произведении
| Знать: обстоятельства жизни Н.В. Гоголя в Петербурге в 30-е годы, творческую историю повести, её сюжет; уметь оценивать интонации рассказчика при обрисовке взрослого человека, чиновника, «вечного титулярного советника»
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Ответить на вопросы в тетради
|
33
|
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки
| Урок изучения нового материала
| Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные для писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
| Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные для писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Составить 5 вопросов
|
34
|
| Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»
| Урок развития речи
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Ответить на вопросы с. 14
|
35
|
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя
| Урок контроля
|
| Уметь: применять свои знания на практике
| Письменные ответы на вопросы или тестирование
| Сообщение о Н.С. Лескове
|
36
|
| Н.С. Лесков .Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
| Комбинированный урок
| Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа
| Знать: автора, содержание рассказа; уметь выявлять нравственные проблемы, объяснять смысл эпиграфа, названия рассказа; определять роль художественной детали в создании художественного образа
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Пересказ по плану
|
37
|
| Л.Н. Толстой. Слово о писателе .Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» .Образ рассказчика. Главные герои.
| Урок изучения нового материала
| Слово о писателе. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.
| Знать: тему и идею рассказа; уметь: определять раскрытия жизненных противоречий и позиций писателя, значение элементов сюжета композиции, изобразительно-выразительных средств, художественных деталей для характеристики героев в разных ситуациях, роль антитезы как способа построения рассказа
| Беседа, слово учителя, работа с книгой, демонстрация
| Составить композиционный план рассказа
|
38
|
| Практикум .Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции
| Урок закрепления ЗУН
| Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа.
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| Написать характеристику или мини-сочинение
|
39
|
| Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»
| Комбинированный урок
| Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев
| Уметь объяснять истоки гуманизма Л.Н. Толстого (становление внутреннего духовного мира человека, развитие его души)
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| Ответить на вопросы в тетради
|
40
|
| Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина , М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета , А.Н. Майкова
| Урок изучения нового материала
| Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева (стихотворение «Осенний вечер»), А.А. Фета («Последний ландыш») и др.
| Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике
| Слово учителя, самостоятельная работа
| Выучить одно из стихотворений
|
41
|
| А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ « О любви» как история об упущенном счастье
| Урок изучения нового материала
| Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)
| Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа, его тему; уметь выявлять философский смысл рассказа
| Слово учителя, самостоятельное чтение, анализ текста
| Ответить на вопрос № 5 с.58
|
|