№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
| Вид учебного занятия
| Содержание и форма контроля знаний, ОУУН СД, УУД и т.д.
|
I четверть
|
Литература как искусство слова (1ч.)
|
1
| Введение Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| тест
|
Устное народное творчество (2ч.)
|
2
| В мире русской народной песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»
Частушка как малый песенный жанр.
| 1
|
|
| комбинированный
| Выразительное чтение
|
3
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…».
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Выразительное чтение
|
Из древнерусской литературы (2ч.)
|
4
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты)
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком»; беседа по вопросам к статье «Из древнерусской литературы»
|
5
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.
| 1
|
|
| Внеклассное чтение №1
| Беседа по статье
|
Из литературы 18 века (3ч.)
|
6
| Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
| 1
|
|
| Урок изучения художественного произведения
| Рассказ, аналитическая беседа
|
7
| Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль".
| 1
|
|
| Практикум
| Сообщения учащихся, аналитическая беседа
|
8
| Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века".
| 1
|
|
| Развитие речи
| Рассказ учителя с элементами беседы
|
Из литературы 19 века (34ч.)
|
9
| И. А. Крылов, Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Викторина, сообщения
|
10
| И. А. Крылов – поэт и мудрец.
| 1
|
|
| Внеклассное чтение №2
| Одна из басен наизусть
|
11
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ярмака» и ее связь с русской историей
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Инсценированное чтение одной из басен
|
12
| А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» | 1
|
|
| Изучение нового материала
| Выразительное чтение думы «Смерть Ермака
|
13
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | 1
|
|
| Семинар
| Чтение наизусть одного из стихотворений
|
14
| А. С. Пушкин. "История Пугачева" (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
15
| А.С. Пушкин. "Капитанская дочка". История создания произведения.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
16
| Гринев: жизненный путь героя.
| 1
|
|
| Практикум
| Краткий пересказ содержания главы «Крепость»
|
17
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
| 1
|
|
| Практикум
| В течение урока
|
18
| Изображение народной войны и ее вождя.
| 1
|
|
| Практикум
| Пересказ о падении крепости
|
I I четверть
|
19
| Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.
| 1
|
|
| Чтение эпизодов, аналитическая беседа
| В течение урока
|
20
| Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
| 1
|
|
| Рассказ, беседа
|
|
21
| Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
| 1
|
|
| Урок проверки ЗУН,
| Самостоятельная работа
|
22
| А. С. Пушкин "Пиковая дама"
| 1
|
|
| Рассказ, беседа.
| В течение урока
|
23
| М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве
| 1
|
|
| Аналитическая работа
| Комбинированный
|
24
| М.Ю. Лермонтов. "Мцыри". История создания, тема и идея произведения.
| 1
|
|
| Комментирован-ное чтение, анализ, словарная работа
| Комбинированный
|
25
| Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме.
| 1
|
|
| Комментирован-ное чтение, анализ
| Рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре».
|
26
| Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
| 1
|
|
| Рассказ, беседа
| Самостоятельная работа
|
27
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
| 1
|
|
| Лекция, беседа, работа с книгой
| Отрывки наизусть
|
28
| Н.В. Гоголь «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.
| 1
|
|
| Чтение, беседа
| Анализ характеристик действующих лиц
|
29
| Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".
| 1
|
|
| Чтение по ролям, аналитическая беседа
| Чтение сцен комедии по ролям
|
30
| Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.
| 1
|
|
| Чтение, групповая работа
| Пересказ характеристики Хлестакова
|
31
| Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
| 1
|
|
| Чтение, аналитическая беседа
| Вопросы учебника (№ 8, 9, 11- 13, с. 345 - 346)
|
32
| Н. В. Гоголь "Шинель". Образ «маленького человека» в литературе.
| 1
|
|
| Рассказ, беседа
| В течение урока
|
33
| Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
| 1
|
|
| Чтение, групповая работа
| В течение урока
|
III четверть
|
34
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Сообщения учащихся
|
35
| Обучение анализу эпизода из романа "История одного города".
| 1
|
|
| Развитие речи
| В течение урока
|
36
| Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений".
| 1
|
|
| Комбинированный
| Сообщение о жизни и творчестве Н.С. Лескова
|
37
| Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".
| 1
|
|
| Комбинированный
| Рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»
|
38
| Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее.
| 1
|
|
| Комбинированный
| В течение урока
|
39
| Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого "Отрочество".
| 1
|
|
| Внеклассное чтение № 4.
| Тест
|
40
| Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчев а, А.А.Фета, А.Н. Майкова.
| 1
|
|
| Внеклассное чтение № 5.
| В течение урока
|
41
| Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Наизусть стихотворение А.Фета или А. Майкова
|
Из литературы 20 века (20ч.)
|
42
| И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
43
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
44
| Классное сочинение "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна).
| 1
|
|
| Развитие речи
| Самостоятельная работа
|
45
| А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия».
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
46
| А. А. Блок. "На поле Куликовом"
| 1
|
|
| Внеклассное чтение № 6.
| Вопросы учебника (с. 121 - 122)
|
47
| С. .А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" – поэма на историческую тему.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Чтение наизусть одного из стихотворений цикла «На поле Куликовом»
|
48-49
| Урок – конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина".
| 2
|
|
| Развитие речи
| В течение урока
|
50
| И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" – воспоминание о пути к творчеству.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
Писатели улыбаются
|
51
| Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| рассказ на тему «Как я написал свое первое сочинение»
|
52
| Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни".
| 1
|
|
| Комбинированный
| В течение урока
|
53
| М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
54
| Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина
| 1
|
|
| Урок контроля
| Самостоятельная работа
|
IV четверть
|
55
| А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин".
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| В течение урока
|
56
| Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина.
| 1
|
|
| Комбинированный
| Выразительное чтение отрывка из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
|
57
| "Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа".
| 1
|
|
| Практикум
| Вопросы учебника с. 198 - 199
|
58
| А. П. Платонов "Возвращение"
Нравственная проблематика рассказа.
| 1
|
|
| Внеклассное чтение № 7.
| В течение урока
|
59
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина
| 1
|
|
| Урок-концерт.
| Пересказ рассказа А. П. Платонова «Возвращение»
|
60
| В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет".
| 1
|
|
| Изучение нового материала
| Одно стихотворение наизусть
|
61
| Классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века"
| 1
|
|
| Развитие речи
| Самостоятельная работа
|
62
| Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
| 1
|
|
| Комбинированный
| В течение урока
|
Из зарубежной литературы (8ч.)
|
63
| У. Шекспир. Писатель и его время.
|
|
|
| Изучение нового материала
| Выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов о Родине, природе
|
64
| Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды.
|
|
|
| Практикум
| Выразительное чтение трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира
|
65
| Сонеты У. Шекспира - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
|
|
|
| Практикум
| В течение урока
|
66
| Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.
|
|
|
| Изучение нового материала
| Чтение сонетов наизусть
|
67
| Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.
|
|
|
| Практикум
| Чтение по ролям комедии Ж._Б. Мольера «Мещанин во дворянстве
|
68
| Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера"
|
|
|
| Внеклассное чтение № 8
| В течение урока
|
69
| В. Скотт. "Айвенго".
|
|
|
| Внеклассное чтение № 9.
| В течение урока
|
70
| Литература и история (урок-зачет).
|
|
|
| Урок проверки ЗУН
| тест
|