Скачать 0.57 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ ПРОГРАММА КУРСА ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ Для специальности 020900 Искусствоведение Москва, 2001 Составитель: канд. искусствоведения К. Л. ЛУКИЧЕВА Программа утверждена на заседании Кафедры Всеобщей истории искусств Протокол № от Российский Государственный Гуманитарный Университет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900 Искусствоведение. Он является общепрофессиональной дисциплиной и завершает изучение истории зарубежного искусства. Предмет курса – история изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы и Америки от неоклассицизма и романтизма до 90-х годов XX столетия. Центральной проблемой становится выявление внутренней логики развития художественного процесса, объективных закономерностей, приведших к радикальным переменам в формах, целях, функциях искусства, а также - отражение влияния крупнейших мастеров XIX - XX на те или иные итоги художественной жизни. В истории изучаемого периода не раз имел место фундаментальный пересмотр самой сущности искусства: и в рамках эпохи романтизма, и на рубеже XIX - XX веков, (что привело к возникновению многоликих форм искусства модернизма), и в 70-е годы прошлого столетия, в рамках новой культурной парадигмой, рожденной эпохой постмодернизма. Изучение конкретных исторических феноменов, в которых обрели форму эти процессы, исследование ключевых художественных явлений - задача этого курса. Изучение зарубежного искусства XIX-XX ставит перед исследователями много остро дискуссионных проблем. Среди ученых нет единого мнения о хронологических рамках этого периода, о его типологической характеристике, о качественной оценке явлений, с ним связанных. Феномен современного искусства, составляющий содержание и смысл эпохи, как и полстолетия назад остается семантически достаточно неопределенным. Споры вызывают содержание таких терминов как «авангард» и «модернизм», необходимость провести четкую смысловую грань между понятиями “contemporary art” и “modern art”, переводимых на русский язык одним и тем же термином, вопрос о том, с какого художественного явления начинать отсчет развития современного искусства. В науке практически отсутствует достаточно общепринятая, хорошо аргументированная точка зрения о судьбах эпохи постмодернизма. Суть этих проблем, перечень которых может быть легко продолжен, лежит в методологической области. Развитие художественной культуры Новейшего времени опрокинуло многие научные стереотипы, сложившиеся на основе изучения более ранних художественных эпох. Разрушенными оказались категории и критерии, позволяющие до сих пор интерпретировать смысл и направленность исторического художественного процесса. Прежде всего это касается понятия стиля, с помощью которого искусствознание не только упорядочивало историю европейской художественной культуры, но и экстраполировало выведенные на этом основании закономерности на культуры, типологически принципиально от нее отличающиеся. В частности европоцентризм в представлениях научной истории искусства основывался во многом именно на этой процедуре. Точно также были опровергнуты доминанта эстетических критериев в оценках произведений искусства, а также тезис о подражании форм природы как ключевой фактор формотворчества. Возникла острая необходимость пересмотра методологических позиций искусствоведения, выработки новых эффективных и адекватных методологических процедур, принципиального расширения междисциплинарных контактов истории искусства с другими гуманитарными дисциплинами, обогащения и углубления теоретических представлений в изучении и интерпретации феноменов искусства. Все эти обстоятельства осложняют изучение современного искусства. Работая с этим материалом, преподаватель должен постоянно опираться на знаниях студентов в области методологии и теории искусства, на их владении современными методами интерпретации. Важнейшей предпосылкой понимания современного искусства является также твердое и четкое представление о типологических характеристиках и теоретических основаниях художественных культур прошлого, изучаемых в рамках всеобщей истории искусства. В итоге, в конце обучения студенты должны составить представление о коренных отличиях между искусством Нового времени и художественной жизнью и художественной деятельностью XIX - XX веков, об основных тенденциях в развитии искусства указанного периода: - отсутствие в нем четко выраженных стилевых характеристик; - перемещение ценностных акцентов с категории изобразительности на категорию выразительности; - стремление к максимальному раскрепощению и освобождению специфических выразительных возможностей изобразительного искусства; - желание дойти до максимальных пределов самовыражения, которое стимулировало появление целого ряда новых направлений и доминировало в творчестве многих выдающихся мастеров; - поиски новых способов познания и раскрытия подлинного смысла действительности средствами искусства, попытка встать в гносеологической сфере вровень или даже выше науки, благодаря потенциально заложенным в творчестве познавательным возможностям; - поиск новых форм самого искусства; - и в итоге - экспериментаторство с художественной формой, по масштабам, новизне и смелости немыслимое ранее в истории искусства Нового времени. Студенты должны знать и понимать варианты периодизации современного искусства и их научное обоснование, основные художественные стили, направления, группировки, характеристику принципиальных художественных феноменов, творчество ведущих мастеров архитектуры, живописи, скульптуры, графики, визуально помнить и узнавать ключевые, выдающиеся произведения зодчества и изобразительного искусства. ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ КУРСА: Раздел I. Вводный. Тема 1. Философско-эстетические основания культуры Новейшего времени. Формирование новой культурной парадигмы в истории западноевропейской цивилизации и ее основные параметры: типологическая характеристика. Неклассическая европейская философия и эстетическая традиция, связанная с ней. Основные эстетические направления и их влияние на художественный процесс. Разрушение аксиологических принципов и критериев новоевропейской культуры и складывание новой системы ценностей в сфере искусства. Смена онтологических оснований европейской культуры от Нового к Новейшему времени. Визуализация трансформации аксиологических и онтологических аспектов культуры в творческом акте и художественном произведении. Место художественной культуры новейшего времени в историческом развитии искусства. Тема 2. Периодизация современного искусства. Дискуссия в науке о хронологических рамках, о начале и конце современного искусства. Разрушение классических для европейского искусства критериев и принципов периодизации (прежде всего стилевых) и поиск новых. Теоретические и методологические проблемы замены одной парадигмы развития искусства (эволюционной, однолинейной) другой, для которой характерно сосуществование разнонаправленных движений. Локальные периодизации в некоторых национальных школах как пример коррелятивных связей между художественными и культурно-историческими процессами: Франция: (Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика и Вторая Империя, Третья республика); Англия (георгианская эпоха, викторианская эпоха). Отражение этих периодизаций в историографии искусства XIX века. Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма. Тема 1. Неоклассицизм в изобразительном искусстве конца XVIII – начала XIX веков. Социокультурные причины, способствовавшие возрождению классицистических идеалов в искусстве. Роль Рима в «оформлении» классицистических идей и их распространении в европейские школы. Творчество Ж.-Л. Давида (1748-1825) на рубеже столетий. Характеристика его стиля «революционного классицизма» – истоки, композиционные и колористические решения, риторика и нарратив его художественного языка, сюжеты, произведения. Судьба и творчество художника после Великой Французской Революции. Давид и наследие Н. Пуссена в искусстве XIX века. Школа Давида: принципы обучения, эстетический идеал. Роль школы и учеников Давида в развитии французского искусства XIX века. Группа «примитивов» в мастерской Давида – первый пример «бунта» в искусстве XIX века. Проблема академизма. Академия как социокультурный институт, ее цели и средства социализации искусства. Академизм как официальная государственная нормативная доктрина, защищающая интересы государства и его институтов в искусстве. Роль национальных академий в развитии художественного процесса в XIX веке. Отличия, существующие в культурной политике между академиями разных стран и их причины. Художественная политика Академии изящных искусств и Школы изящных искусств во Франции. Творчество Ж.-О. Д. Энгра (1780-1867) – академическая основа стиля, темы и жанры. Влияние Энгра на французское искусство, ученики. Отражение в его живописи судеб академизма в романтическую эпоху. Творчество А.Л. Жироде-Триозона (1767-1824), Ф. Жерара (1770-1837), П.Н. Герена (1774-1833). Скульптура. Творчество А. Кановы. Тема 2. Творчество Ф. Гойи (1746-1828). Ученичество и сложение стиля. Периодизация творчества. Гойя при королевском дворе, в качестве официального живописца испанского короля Карла IV. Творчество во время наполеоновских войн и оккупации Испании. Творчество при Фердинанде VIII и фактическая эмиграция во Франции. Графическое наследие Гойи. Место графики в его собственном творчестве и в развитии этого вида изобразительного искусства. Графические серии: «Капричос», «Дезастрес де ла герра», «Диспаратос»: характеристика техники, тематика, состав. Эволюция соотношения изображения и слова. Проблемы толкования смысла. Серия «Тавромахия». Гойя как монументалист: формирование и развитие стиля. Роспись Сант Антонио делла Флорида в Мадриде. Роспись «Дома глухого»: реконструкция живописного ансамбля, проблема истолкования смысла отдельных сцен и ансамбля в целом. Место росписей «Дома глухого» в европейском искусстве. Проблема определения стиля Гойи в целом. Гойя в контексте романтизма. Значение его искусства: линии сопряжения с творчеством Веласкеса и Рембрандта. Новые аспекты в его живописи и графике, влияние Гойи на искусство XIX и XX веков. Тема 3. Теория искусства романтизма. Значение трудов немецких романтиков и, особенно, философии Ф. Шеллинга, для сложения теории искусства романтизма. Философско-эстетическое обоснование новой ценностной ориентации и распад системы классического искусства. Основные черты романтического мышления. Место искусства, образ и роль художника в системе романтического Универсума, романтических ценностей. Истоки и формирование нового живописного и пластического языка искусства, новых архитектурных форм. Полемика романтизма и академизма. Феномен неравномерного развития видов и жанров, новые принципы ценностной иерархии в искусстве. Концепция нормы и понимание творческой свободы и гения в романтизме. Специфика преломления романтических идей и ценностей в разных национальных школах: Германии, Англии, Франции. Тема 4. Предромантизм и ранний романтизм. Г. Фюсли. У. Блейк. Предромантические явления в европейской культуре второй половины XVIII века. Сентиментализм в литературе и живописи. Начало преодоления нормативной интерпретации античной культуры и ее образов. Творчество Асмуса Якоба Карстенса (1754-1798). Перьевые рисунки Дж. Флаксмана. Литературное движение «Буря и натиск» – опыт разрушения нормативности творческого процесса как на содержательном, так и на формальном уровне, путь к свободной выразительности, экспрессивной характерности художественных средств и образов. Генри Фюсли (1741-1825): противоречивые слагаемые его стиля и переходный характер творчества. Интерес к мифологии Северной Европы, антиклассицистическая интерпретация темы сна и сновидений. Уильям Блейк (1757-1827). Классические и средневековые истоки его творчества, поэтическое и живописное начала. Эволюция соотношения текста и иллюстрации в его книгах. Профетический и мистический аспект. Синтез новых смыслов в интерпретации Божественной и человеческой истории. Выработка адекватного художественного стиля. Роль цвета и специфика техники гравюры. Тема 5. Романтизм в Германии. Ф.-О. Рунге. К. Д. Фридрих. Теория и практика романтизма в литературе, философии, эстетике: круг иенских романтиков, «Философия искусства» Ф.В.И. Шеллинга. Новые темы, герои и символы в творчестве Ф. Новалиса. Л. Тика, В. Вакенродера. Развитие идей романтизма у гейдельбергских романтиков. Творчество Э.Т.А. Гоффманна. Гете и романтики: парадокс взаимоотношений. Категорическое неприятие писателем идей и творчества романтизма; творчество Гете как источник вдохновения, тем и образов для романтиков. Традиция романтической интерпретации «Фауста». Пантеизм романтического мировоззрения и его художественно-эстетический коррелят – идея “Gesamtkunstwerk”. Попытка Ф.О. Рунге (1777-1810) воплотить эту идею в цикле «Времена суток». Другие произведения Рунге и его место в становлении немецкого романтизма. К. Д. Фридрих (1774-1840) и символическое направление в романтической пейзажной живописи. Пути и средства обновления традиционного с эпохи Ренессанса символико-аллегорического языка искусства, трансформация классических «иконографических схем» символико-аллегорических тем (Ванитас, Цикл времен года, времен суток, возрастов человеческой жизни, Тема кораблеплавания и др.). Семантика «готической темы». Техника живописи Фридриха. Графика. Влияние художника на современное ему искусство. Назарейцы – «романтический бунт» против академизма. «Братство св. Луки» - вариант христианского романтизма. Два направления в их искусстве: «средневековое, немецкое» и «классическое, итальянское». Монументальное искусство назарейцев. Графика. Ф. Пфорр (1788-1812). Ф. Овербек (1789-1869), переход в католицизм, идеи католического обновления, «принц христианских художников» (Пюгин). П. Корнелиус (1783-1867). Последовательное обращение романтиков к национальной («северной») средневековой и более древней культуре в противовес классической античной и итальянской – общая черта романтических направлений в Германии. Ее значение в дальнейшем развитии искусства в Германии и Северной Европе. Проблема «классицистического» романтизма. Тема 6. Романтизм в Англии. У. Тернер. Дж. Констебль. Параллельное развитие романтизма в английской литературе и изобразительном искусстве. Значение творчества Байрона для всех национальных школ, отражение в живописи и графике его тем и образов. Пейзаж – ведущий жанр английского романтизма. Два направления развития пейзажной живописи: 1) в искусстве Дж. Констебля (1776-1837). Тип английского национального пейзажа. Образ «естественной природы» и его корни в английской культуре XVIII столетия. Возникновение проблемы плэнерной живописи как творческого метода. Передача атмосферных эффектов и проблема живописной техники. Значение этюдов. Точность в детализации. Влияние творчества Констебля на современное ему искусство и, особенно, импрессионистический пейзаж. 2) в искусстве У. Тернера (1775-1851). Эволюция творчества и живописной техники. Проблема света и цвета, передача смыслообразующих функций этим важнейшим категориям. Точность в передаче общего впечатления. Место натурного наблюдения и тип натурного этюда. Теоретические исследования в области цвета. Провидческий характер творчества Тернера, его влияние на современников. Прерафаэлиты – еще один вариант христианского романтизма с религиозно-этическим уклоном. Продолжение традиций назарейцев. Проблемы позднего романтизма и смыкания с символизмом и ар-нуво. Д.Г. Россетти (1828-1882), У.Х. Хант (1827-1910), Д. Э. Миллес (1826-1896), Ф. М. Браун (1821-1893) |
Программа дисциплины Правила чтения: техники понимания и интерпретации... Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска... Xvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ||
Происхождение русского языка. Русский язык XVIII-XIX веков Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского... | Программа вступительных испытаний по направлению «Зарубежное регионоведение» «Зарубежное регионоведение» предусмотрен вступительный профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен, который устанавливает... | ||
Ю. А. Матвеева История русской литературы Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности... | Диссертации: Идея федерализма в русской политической и правовой мысли... Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)... | ||
Программа дисциплины «Правила чтения: техники понимания и интерпретации... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Литература на базе среднего (полного) общего образования (11 классов) Охватывает: 1 рубеж XIX – ХХ веков | ||
История культуры и искусств (зарубежное искусство) История искусства является одной из обязательных учебных дисциплин в системе профессионального художественного образования. Это объясняется... | История образования деревни Алдарак Повествование о жизни жителей Алдарака конца XIX середины XX веков. С. 8-10 | ||
Конспект Итогового мероприятия по творчеству Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков | Урок истории в 8 классе по теме Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков | ||
Программа вступительного испытания по направлению 032000. 68. Зарубежное... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032000. 68 «Зарубежное... | «23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от Образовательного государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного... |