История образования деревни Алдарак





Скачать 135.85 Kb.
НазваниеИстория образования деревни Алдарак
Дата публикации08.05.2015
Размер135.85 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Первые шаги в науку – 2013»

Направление: историческое краеведение, летопись родного края

Тема работы:

История образования деревни Алдарак

Тип работы: исследовательский реферат

Авторы:

Ильина Кристина Александровна,

Кривошеева Вероника Олеговна,

МКОУ «Ивановская ООШ»,

6 класс
Руководитель:

О.Н.Беляева, учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Ивановская ООШ»

Партизанское. 2013г.

Содержание

1.Введение. С.3-4

2.Основная часть:

-Глава 1. История образования Алдарака. С.5-7
1.1.Географические особенности. Население.

1.2.В те далёкие времена…

1.3.Становление деревни

1.4. Воспоминание
-Глава 2. Повествование о жизни жителей Алдарака конца XIX середины XX веков. С.8-10

2.1. Перемены.

2.3.Колхоз. Война.

2.4.Техника дошла…

2.5. «Люди, как вода сошли..»

3.Заключение. С.11

4.Литература. С.12

5.Приложение. Фотографии расскажут. С.13

Введение

«Хороши сибирские селенья, у них у всех история своя! Но только мне милее от рождения деревня родная моя!» Эти строчки принадлежат самобытному поэту, проживающему в д.Ивановке, Полешко Виктору Эдуардовичу. Действительно, у всех история своя, но и много общего. На территории Ивановского сельского совета в своё время было пять деревень. Нам бы хотелось начать изучение истории образования этих деревень с д.Алдарак. Во-первых, она образовалась раньше других, во-вторых, эта деревня является началом родословной семьи Веры Степановны Кибальник (урождённой Леошко), которая является прабабушкой одного из авторов данного исследовательского реферата. Вера Степановна и ныне здравствует, на сегодняшний день возраст её – 92 года. Многое в нашей работе основано на её воспоминаниях, благо, что Вера Степановна до сей поры обладает хорошей памятью.

Кроме воспоминаний прабабушки автора реферата, мы использовали материалы школьного музея «Старинная изба» и статьи Беляевой О.Н., опубликованные в газете «Вместе с Вами» три года назад.

Деревня Алдарак очень старая и имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. Ее изучение нам стало любопытным. Захотелось передать историю родного уголка о том, когда и как образовался Алдарак, кто были первые жители и чем занимались, как жили и трудились односельчане в колхозе. Данный реферат только начало исследовательской работы, которую мы будем вести дальше.
В главе 1 мы проследили историю деревни в ее развитии. Методом опроса урождённой Алдарака – Кибальник Веры Сепановны, методом изучения газетных статей, материалов школьного музея.
В главе 2 повествуется о трудной жизни жителей Алдарака.

Проблема состоит в том, что на сегодняшний день осталось только три старожила д.Алдарак, из них многое помнит только один. Поэтому, пока есть возможность, мы будем собирать воспоминания Веры Степановны, так как они приходят не в один день, за один день всего не вспомнишь, не запишешь, поэтому собрать и записать ценные сведения является актуальным. В своей работе мы попытались проследить историю деревни в ее развитии, что позволит сделать выводы о жизни односельчан в разное время.

Целью исследования является изучение истории малой родины – д.Алдарак
Исходя из цели данной работы, были определены следующие задачи:

- дополнить и уточнить историю образования д. Алдарак;
- выяснить, как обустраивалась деревня;
- проанализировать трудовую жизнь наших бабушек и дедушек
- продолжить собирать материал для стенда в музее «История образования д.Алдарак»

Объект исследования - д. Алдарак Партизанского района
Предмет исследования – история д.Алдарак

Время проведения исследования май 2012 – январь 2013 гг.

При создании работы использованы основные исследовательские методы:

1) метод опроса (беседа со старожилом);
3) метод изучения документов (официальных и личных).

Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования:
1. Изучение имеющейся литературы по поставленной проблеме в школьном музее
2. Сбор фактического материала на основе опроса старожил и их родственников
3. Изучение документов из семейного архива, периодических изданий
4. Просмотр фотографий и отбор значимых для создаваемой работы
5. Проведение анализа собранного материала, его систематизации
6. Формулирование выводов, оценка полученных результатов.
В ходе работы сканировали документы и фотографии, которые хочется сохранить на память для последующих поколений.

Научная новизна: была углубленно рассмотрена история Алдарака со слов очевидца. В будущем, когда участников событий не останется в живых, эти знания помогут школьникам и многим любознательным людям ответить на интересующие их вопросы.
Практическая значимость исследования: с созданной работой выступали в своей школе на НПК перед одноклассниками.

Глава1. История образования Алдарака

1.1.Географические особенности. Население.

Деревня Алдарак находится в Партизанском районе в четырёх километрах от головного села территории Ивановского сельсовета – д.Ивановки –, в сорока двух километрах от районного центра – с.Партизанского. Вокруг Алдарака находятся лесополосы, болота, одно из которых носит название «кедрово болото», богатое на голубику и клюкву. Леса возле Алдарака богаты на черемшу, лисички, грузди и опята. Климат резко континентальный: зима холодная и продолжительная (ср.температура декабря-января -20), лето короткое и тёплое (ср.температура июля +20). В Алдараке сегодня насчитывается 11 жителей.

1.2.В те далёкие времена…

В живописном месте раскинулся Алдарак! Поля, леса, самодельное озерко, в котором водится немного карасей. Местные болота богаты на голубику и клюкву, со всего района приезжают охотники за ценной лечебной ягодой. А жители соседней Ивановки «охотятся» в местных лесах за грибами и черемшой. Но мало, кто помнит, что когда-то на месте Алдарака была тайга. И чтобы распахать землю, нужно было сначала срубить двадцатиметровые сосны, ели, выкорчёвывать пни, потом уже пахать и косить. Всё это вручную.

«Алдарак» в переводе с тюркского означает «вблизи». Старожилы не помнят, кто именно дал ныне существующее название деревне. То ли геологи, которые часто посещали здешние места, то ли коренные жители Сибири, которых русские вытеснили на север и в Монголию после покорения её Ермаком, то ли сами переселенцы. Известно только, что какое-то время деревня носила название «Похоронный ключ», т.к. когда-то здесь полегло много крупнорогатого скота. А было это так… В конце 90-х годов девятнадцатого века частенько через Алдарак перегоняли крупнорогатого скот, а однажды какие-то предатели-вредители отравили воду в роднике недалеко от Алдарака, в котором поили коров. После этого «зараз пало несколько сот голов, центральная улица деревни и на полях возле деревни была выстлана трупами животных»

1.3.Становление деревни

Под заселение переселенцами участок был отведён государством в 1896 году. В первые четыре года приехало всего несколько семей, активное заселение началось весной 1906 года. Среди первых поселенцев были белорусы из Виленской губернии: семья Коврига Григория Марковича, семьи Улицких, Артюховых, Черепенька, Онущенко. Затем продолжили подъезжать переселенцы из Виленской, Витебской, Орловской губерний. Это семьи Еремеевых, Харлапенко, Егоровых, Гавриленко, Мациенко, Буйновых, Остапенко, Вардо, Паночкиных и др. Изначально Алдарак был заселён только белорусами, и им государство оказывало большую поддержку, давали хорошие подъёмные. А те, кто приехал на 10 лет позже, уже считались беженцами, и им подъёмные не полагались.

Участок для заселения отвели, да земли раскорчевали мало: кругом стояла дремучая тайга. Первым поселенцам, а белорусы – это исконные земледельцы, приходилось вручную валить лес для жилья да ещё и раскорчёвывать под пашню, расчищать дикую землю под покосы. Орудия труда они привезли с собой. «Из Белоруссии приехали бесплатно сами и багаж привезли в товарных вагонах по железной дороге, а потом с Клюквино на конных подводах ещё долго добирались, у некоторых малые дети в дороге помирали…», - из воспоминаний Кибальник Веры Степановны.

Везли переселенцы с собою пилы и топоры, серпы да косы, деревянные прялки, ткацкие станки, домашнюю утварь, бытовые предметы, семена. На родине они привыкли выращивать рожь, пшеницу, овёс, ячмень, картофель, лён, коноплю. Занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством, охотой и рыболовством. Свои народные традиции они продолжили здесь, в Сибири, подстраиваясь под здешний климат.

Первым делом копали колодцы да ставили деревянные срубные хаты, чаще с двускатной крышей, крытой досками или дранкой. Внутри дома посередине ставили печь, по диагонали от неё в красном углу – «божничка», стол, вдоль двух смежных стен – полати. Белорусы, как правило, жили большими семьями – отцовскими (включая родителей и их женатых и неженатых детей, невесток, внуков) и братскими (из братьев и их семей). Первые поселенцы жили по 24 человека в одной хате, пока не срубят всем избы. Взрослые и подростки спали на полатях или вместе в один ряд (поворачивались на другой бок по команде), накидав на пол овчины, соломы да тряпья. Про простыни и одеяла не знали первые 20 лет жизни в Алдараке. Самых маленьких детей качали в зыбке, которая подвешивалась к потолку за толстый крюк. Ребятня чуть постарше спала на печи.

Ели все с одного чугунка деревянными самодельными ложками, о тарелках не знали. К столу никто не опаздывал, так как опоздавшему ничего не доставалось. Всё съедалось зараз, кусков не таскали. Кто не успел – тот опоздал.

Ни мыла, ни моющих средств не было, никто и не подозревал, что такое бывает. Стирали и мылись золой. Для этого золу заливали кипятком или очень горячей водой, настаивали, сливали. И вот этой водой стирали бельё и мыли голову (она получалась «мылкой»). Вши были поголовно у всего населения.

Из одежды у мужиков были портки да рубахи, у женщин платья. Нижнего женского белья не было вообще.

Так и жили, деревня разрасталась. Постепенно образовалось три улицы: центральная и две заимки в сторону «кедрова болота». На главной улице было более двухсот дворов, на заимках по двадцать. Население составляло более 1 500 человек. Кто умел работать – жили хорошо, даже зажиточно. Во многих семьях были свои пашни до 11 гектаров, отсюда пошли названия полям, которые живут в народе до сей поры: Ковригин угол, Артюхов угол, Ващихин угол, Исаков хребёт и т.д. Обширные покосы, по три коня, три дойных коровы, много свиней. Работы много, но и рук рабочих немало, все семьи были многодетными. Каждый для себя выращивал лён, коноплю, а с них производили ткани, верёвки, растительное масло; хлеб выращивали, молотили на мельнице, пекли. Магазинов не было, они появились в 30-х годах двадцатого века. Орудия труда для еды, для стирки, для продуктов делали сами. Ткань производили сами из выращенного льна, одежду шили сами самодельными иглами.

В связи с германским нашествием после 1914г. в Сибирь потянулись беженцы, которым уже никаких льгот не полагалось. В Алдарак беженцами приехали семьи Леошко (родители Кибальник В.С.), Сафроновых, Богинских. Земли ин не досталось, поэтому они вынуждены были батрачить на других. Сеять приходилось, где придётся: по чужим полям и огородам. Кто что даст: там клок да там клок земли, не работа, а мучение. Землю хозяева оставляли самую плохую, урожай с неё никакой. Поэтому в деревне среди зажиточных немало было и бедных.

1.4. Воспоминание

Отцу Кибальник Веры Степановны приходилось быть батраком у двоюродного брата – Ковриги Г.М. «Мы жили бедно, - вспоминает Вера Степановна, - поэтому жители деревни договорились, что каждый привезёт нам по бревну, вот из этих-то брёвен мы и построили себе избу. Хоть и делилась деревня на бедных и богатых, а жили дружно, не как сейчас…» Близ жилья строили амбар (клеть), навес для дров (паветка), сараи для скота (хлявы), вдали от жилья сарай для сена (пуня).

Глава 2. Повествование о жизни жителей Алдарака конца XIX середины XX веков

2.1. Перемены.

Плохо ли хорошо ли жили, но к концу 1915 года деревня стала зажиточной. Жить стали лучше, потому что умели работать и верили в лучшее будущее. Почти в каждом дворе было по две-три коровы, кони, свиньи, овцы, вдоволь хлеба, овса, различных трав на растительное масло. А начиналось-то всё с раскорчёвывания. Но!

Пришла гражданская война, и всё изменилось. Из многих семей мужики ушли в партизаны, готовясь в удобный момент уничтожить белых. За активное сопротивление белой армии было сожжено около шести дворов партизан, среди них дома Черепенька, Богинских, Егоровых. «Белых сильно боялись, уж больно они свирепствовали. Если партизаны попадались им в руки…тут же им головы срезали». А потом вообще пошло непонятное – за кого надо быть: за белых или за красных? «Красные» придут – идите в красные, «белые придут» - идите в белые. И тех, и тех боялись. Хоть разорвись, за кого быть надо, никто не знал.

2.2. Коллективизация.

Пережили гражданскую войну, обжились опять, думали, жизнь наладилась. Пришла коллективизация. Страшное дело. Из воспоминаний Лесковской Н.Г.:

«Ну, как же так? Отбирать всё, что нажил своим трудом! Наши люди ни за что не хотели вступать в колхоз. Каждый хозяин хотел жить сам по себе для себя, ибо нажитое своим трудом каждому любо-дорого. Тогда собралось наших 18 мужиков тайком на сходку, и порешили они уйти тайком на прииски. Ушли, а там их рабочие к себе не приняли. Документов-то не было. Пришлось им вернуться в деревню. Кулаками мы никто не были, мы сами всё нажили, не грабили, не воровали, батраков у нас не было. А всё-равно многих раскулачили. Мужиков повысылали куда-то. Куда высылать-то, итак в Сибири живём! Всё имущество у нас отобрали, даже юбки да платки. Заставляли у нас отбирать добро тех, у кого в кармане вошь на аркане. Они, правда, не хотели, упрашивали нас, мол, мы подневольные, отдайте сами, всё равно отберут…»

Вспоминает Кибальник В.С.:

«Был в деревне такой Митрофан, семья-то у него жила ай как бедно-пребедно, несколько лет собирал он по копейке в работниках на хозяина и насобирал на конную молотилку, а больше ничегошеньки-то у них не было. Купил. А тут как раз начали кулачить, отобрали эту молотилку в колхоз. Вот горе-то было, всё население просило властей, чтобы не забирали у них ничего, всё равно отобрали. И стали жить одинаково плохо все: у кого было и у кого ничего не было. Обобщили, значит…»

2.3.Колхоз. Война.

В 1934 г.образовался колхоз «Красный путиловец», в котором работали бесплатно, за трудодни. И название какое-то странное, что за путиловец, да ещё и красный, никто понять не мог. Работали сначала неохотно, своей скотине кидали сена побольше, не понимая, что это уже «не моё». Но потом вынудили работать, если не выработаешь 200 трудодней в год, судили. Наряду со взрослыми приходилось работать подросткам, потому что не успевали столько наработать. К сороковым годам на колхозной ферме содержали до 300 голов коров, 200 свиноматок, 300 овец. Выращивали молодняк КРС, лошадей. Все виды транспортных работ выполняли лошади. Зажили. Но началась Великая Отечественная война. Мужиков забрали на фронт – более сорока человек, среди них по двое Артюховых, Бубновых, Улицкий Николай, Гавриленко Иван и др. После войны Алдарк не досчитался более 20-ти своих жителей. А вернувшихся не узнал: одни вернулись калеками, другие – с боевыми ранениями. Население заметно поредело. И возможно ли пересказать, сколько вынесли за годы войны в тылу женщины, дети и старики. Эта участь коснулась всех людей России, и рассказано об этом немало. Алдарак – не исключение, не менее тяжело было и его жителям.

2.4.Техника дошла

Но пережили и это, постепенно восстановились, стали набирать силу сенокосные угодья, фермы, пашни. Появилась уборочная техника, позволившая заменить конную силу.

Вспоминает Кибальник В.С.:

«Нам дали колёсник, трактор с железными колёсами, уж он так буксовал бедный, почти нигде не мог проехать. Всем хотелось прокатиться, залезла даже одна старуха, правда так напугалась, что во время езды легла на пол, содрала себе колени. Смеху было. Потом появился трактор на чурочках, чурками топили, и он ехал. Позже дали комбайн, машины». Результаты не заставили себя ждать. С такой техникой колхоз разбогател. И жили бы дальше богато, но в 1950-ом году «нас объединили с Ивановкой и деревня начала разоряться, прямо страшно вспомнить.., - из сохранённых рассказов Н.Г.Лесковской, - люди как вода сошли, разъехались». А ведь в деревне и школа, и клуб, и магазин, и огромные качели, где собиралась молодёжь. Ничего не осталось.

2.5. «Люди, как вода сошли..»

Выдержка из статьи Геннадия Казакова «Люди, как вода сошли» от 02.11.1991г., газета «Красноярский рабочий»:

Деревня умирает на глазах. И зачем только эти Гавриленки, Ковриги, Лесковские, Умецкие да Черепеньки тащились на край света, за тридевять земель, обустраивались и пускали свои корни здесь? Неужто не открыться второму дыханию жизни? Неужто погибнет Алдарак? А за околицей такая пашня..!»

Спустя 12 лет и пашни-то давно нет, обработанные поля заново затянуло двухметровыми деревьями!

Заключение.


В ходе проведенного исследования материалов школьно музея, газетных статей, воспоминаний В.С.Кибальник, нам удалось достигнуть поставленной цели- изучение истории Алдарака. В своей работе мы лишь обобщили уже имеющиеся материалы и кое-что добавили из воспоминаний единственного старожила Алдарака – Кибальник В.С.
В большей мере изучена история малой родины. Хотя есть еще белые пятна, которые хотелось бы раскрыть.
В результате проделанной работы:
-на основе официальных документов обобщена и проанализирована история образования деревни Алдарак;
-прослежена трудовая деятельность односельчан в колхозе на основе воспоминаний земляков, собранного богатого фотоматериала и изученных личных документов алдаракцев
Анализ собранного краеведческого материала показал, что основным занятием жителей Алдарака во все времена было земледелие. В колхозе - земледелие и животноводство.
Оказалось, что богата моя малая родина трудолюбивыми людьми. Среди них есть труженики тыла, знатные доярки, ударники труда, занесенные в районную книгу почета, победители соцсоревнований, лучшие в районе комбайнеры, заслуженные работники сельского хозяйства.
Таким образом, проследив историю развития малой родины, определили, что главным качеством земляков было трудолюбие. Работая на земле дружно и коллективно, алдаракцы были примером для последующих поколений.
Когда узнавали об этой деревеньке, лучше представляли себе историю России: как нелегко жилось в дореволюционной деревне, какие проводились основные экономические направления в сельском хозяйстве при социализме, к чему привели реформы, когда в 1991 году Россия вступила на путь перехода к рынку.

Ведь совершенно очевидно, если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.

Литература

1. Газета «Красноярский рабочий» от 02.11.1991г

2. Газета «Вместе с Вами» от 08.01.2010г.

3

Приложение

Состав этой группы слов претерпел значительные изменения. В древнерусском языке её возглавляло слово воня, выражавшее общеродовое понятие «запах вообще»; наряду с названными словами (кроме заимствованного позже амбре) в неё входили также существительные смородъ, пахъ, благовоние. Отмеченные существительные дополняются в русском языке глаголами вонять, благоухать, зловонить, смердеть, смрадить, пахнуть, прилагательными и наречиями ароматный, благовонный, благоуханный, безуханный, вонючий, душистый, зловонный, пахучий, ароматно, душисто, духовито, пахуче, смрадно и нек.др. ¹

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История образования деревни Алдарак iconИсследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г
Графические схемы деревни (приложения 2 и 4) требуют художественной подработки: они не читаемы! Это можно сделать гелевой ручкой,...
История образования деревни Алдарак iconИ. А. Чеканинский Следы шаманского культа в русско-тунгусских поселениях...
Шера о деревянном коне, служащем якобы объектом культа у крестьян деревни Березовой. Эта деревня расположена на правом берегу реки...
История образования деревни Алдарак iconРелигиозные праздники
России вынуждали крестьян идти на заработки, искать лучшей доли. Тяжело и голодно жилось крестьянам деревни Китово Максютинской волости...
История образования деревни Алдарак iconПубличный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа деревни Таштугай муниципального района Хайбуллинский...
История образования деревни Алдарак iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, знакомятся с особенностями проектной методики...
История образования деревни Алдарак iconИстория 11 класс
Швецией, переход на летоисчисление от Рождества Христова, Полтавская битва, поражение русской армии под Нарвой, Прутский поход, разделение...
История образования деревни Алдарак iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Храмовый комплекс Ват Ян. История Востока и буддизма в легендах и мифах. Китайский музей с частной коллекцией, наибольший в мире...
История образования деревни Алдарак iconЗагладин Н. В. Всеобщая история. История новейшего времени. Учебник для 9 класса
«Новейшая история ХХ века» Загладина Н. В., и авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 кл.». М.:...
История образования деревни Алдарак iconНазвание Продолжи-тельность
Лучшее на бали –Деревни Мастеров, Лес Обезьян в Убуде, храмы Таман Аюн и Танах Лот
История образования деревни Алдарак iconПлан работы пришкольного интерната на 2013 2014 учебный год
Деревни располагаются по разным направлениям, одновременный подвоз детей невозможен
История образования деревни Алдарак iconХаидаров Раиль Данилович
Целью данной работы является : Изучить проблему твердых бытовых отходов в сельской местности на примере деревни Смаково
История образования деревни Алдарак iconРабочая программа по предмету “Всеобщая история. Новейшая история...
Мо РФ 2004г и авторской программы «Но-вейшая история ХХ века» Алексашкиной Л. Н, соответствующей Федеральному компоненту государственного...
История образования деревни Алдарак iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детский сад «Кояшкай» деревни Янтышево муниципального района Хайбуллинский район
История образования деревни Алдарак iconЭлективный курс Физика в современном мире
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа деревни верхний арбаш кукморского муниципального района...
История образования деревни Алдарак iconРабочая программа по учебному курсу «история» 6 класс (базовый уровень)
Мо РФ история. Обществознание 5-11 классы (Данилов А. А., Косулина Л. Г история России), Просвещение 2007 г и Примерной программы...
История образования деревни Алдарак iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Домик о трех комнатках возле железнодорожного переезда. До ближайшей деревни семь километров


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск