Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г





Скачать 180.99 Kb.
НазваниеИсследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г
Дата публикации03.01.2015
Размер180.99 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > История > Исследовательская работа


Рецензия

на исследовательскую работу Рублевской И.И.

«История деревни Заболотово до 1917 года».
Тема «исчезающих деревень» в нашей исторической и краеведческой литературе не нова, но вполне актуальна. Цель данного исследования – восстановление истории деревни, уже исчезнувшей с карты нашего края выглядит очень благородно и заслуживает всяческой поддержки. Полагаю, что это первый опыт исследовательницы на поприще краеведения. Отсюда – безусловная нерешительность в некоторых, казалось бы, вполне определенных направлениях исследования: обращение к известным, уже опубликованным, и еще не введенным в оборот источникам; опрос информаторов, оформление приложений. Считаю, что в содержательном плане реферат уже переделывать не нужно, не успеете. А вот над приложением и списком литературы поработать необходимо, тем более, что часть его Вы будете представлять на стенде! Во-первых, внесите исправления в список. Необходимо разделит источники и литературу. Источники также должны быть разделены на опубликованные и неопубликованные. Список информаторов должен быть вынесен в отдельную часть. В приложениях подписи под картами и фотографиями должны быть более информативными. Если они позаимствованы из опубликованных материалов, необходимо указать – из каких. Если - из архивов, опять же указать каких архивов. Фото вещей из сборов на месте деревни также должно иметь указание на место хранения – личная коллекция, школьный музей и т.п. Графические схемы деревни (приложения 2 и 4) требуют художественной подработки: они не читаемы! Это можно сделать гелевой ручкой, тушью или маркерами. В общем, дайте волю творчеству и Ваша работа заиграет для Вас и тех, кому она интересна, новыми, неожиданными красками.
17.02.2011
Рецензент, к.и.н., доцент УдГУ Е.М.Черных

Открытая научно – практическая конференция

«Исследователь нового века»

ЦДТ Устиновского района

Секция: История и краеведение
Исследовательская работа
История деревни Заболотово до 1917 г.


Автор:

Рублевская Ирина

Игоревна

ученица 11 класса

МОУ Камская СОШ Воткинского района

Руководитель:

Новоселова Наталья Юрьевна,

учитель истории и краеведения

МОУ Камская СОШ


Воткинск 2011

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ с. 3
ГЛАВА I.

Общие сведения о деревне с. 5
ГЛАВА II.

Хозяйство и быт с. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 11
ПРИМЕЧАНИЕ с. 12
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА с. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ с. 16


ВВЕДЕНИЕ
История каждой деревни является частью истории страны.

Занимаясь в краеведческом кружке, я узнала, что некогда вокруг нашего села было много деревень, которые впоследствии исчезли. По документам Центрального Государственного архива Удмуртской республики в 1921 г. на территории Воткинского района, насчитывалось 193 больших и малых населенных пункта, а к 2006 г. их осталось 69. А сколько их исчезло в пределах Удмуртии, России? А что мы знаем об этих ушедших деревнях? Кто жил там, чем интересовались, что любили? Что-то, конечно, знаем, но зачастую, в общем, пунктирно. А после нас, знающих и помнящих хоть что-то о тех временах, и эти штрихи исчезнут. Да не штрихи вовсе – люди! Наши земляки, целым поколениям жизнь давшие. Возникает проблема утери исторической памяти. Кроме того, знание далекого прошлого своего народа поможет лучше понять его настоящее. В рамках работы над темой был проведен социологический опрос, который подтвердил актуальность данной темы. Большинство опрошенных ответили, что их знания по истории исчезнувших деревень минимальны, а хотелось бы знать больше.

Цель работы – восстановить историю исчезнувшей деревни Заболотово до 1917 г. Почему я выбрала этот период? Да потому, что 1917 г. явился переломным моментом в истории страны: 1917 год встречала царская Россия, а провожала уже советская.

Задачи исследования:

  1. Изучить имеющиеся архивные документы, фотодокументы, дополнительную литературу, воспоминания жителей деревни, находки с места бывшей деревни.

  2. Выяснить:

а) происхождение названия деревни;

б) к каким территориальным единицам она относилась;

в) численность населения в разные годы существования.

3. Описать хозяйство и быт.

Для сбора необходимого материала были использованы следующие методы: сравнение, описание, анализ, интервьюирование, социологический опрос. Были проведены экспедиции с на место существования деревни. В ходе работы я познакомилась с Агафоновой Галиной Сергеевной, уроженкой деревни Заболотово, проживающей в городе Воткинске. Когда-то она начала писать книгу о своей деревне. Как и мы, она встречалась со старожилами, записывала их рассказы. Сейчас тех людей уже давно нет в живых. И хотя книгу она не закончила, но помогла мне тем, что предоставила свои записи. Кроме того, в работе я использовала неопубликованные материалы Центрального Государственного архива.

К сожалению, список литературы по рассматриваемой теме не назовешь обширным, так как на данный момент изучением истории исчезнувших деревень занимаются немногие. Информацию о быте и одежде я нашла в книгах Рябцова Ю.С. «Путешествие в древнюю Русь» и в энциклопедии «Русская изба». Информацию, полученную из книг, я сопоставляла с информацией полученной от респондентов.

Источниковедческая база, наоборот, представлена более полно. Деревня была приписана к заводу, поэтому в ревизских сказках сохранились данные по численности непременных работников с 1807 г. В Клировых ведомостях, ведомостях о приходе Благовещенского собора Воткинского завода есть данные о часовне и числе прихожан, проживающих в деревне. В бланках первой всероссийской переписи населения содержатся данные о составе семьи, сословной принадлежности, вероисповедании, основном источнике дохода, о побочных занятиях. Я горда тем, что мне довелось своими глазами увидеть эти документы, прикоснуться к ним, прочитать записи. У меня появилось чувство сопричастности к той эпохе, к людям жившим там.

Структура реферата представлена введением, двумя главами, списком литературы, приложением.
ГЛАВА I

Общие сведения о деревне

В живописном местечке на берегу реки Камы когда-то располагалась деревенька Заболотная (так называлась деревня до 40-х гг. XX в. (приложение № 1). О времени ее основания сведений не обнаружено. Можно сделать предположение, что возникла она в конце XVI – начале XVII, когда идет активное заселение русскими берегов Камы.1

Название деревни можно объяснить тем, что селение находилось за болотистыми местами. Спряталась она от холодных ветров в низине среди лесистых угоров, огибающих ее с трех сторон. А четвертая сторона открыта лучам ласкового солнца. С этой стороны и открывался прекрасный вид на красавицу Каму с ее заливными лугами и цветущими, душистыми травами, с одинокими островами, да болотинами. Поселился здесь с семьей один крестьянин, потом к нему подселились другие. Так возник починок (новое поселение). Шли годы, росло число жителей, постепенно починок превратился в деревеньку. И хотя была она небольшой, но для людей, живущих здесь, она составляла целый мир, вмещающий в себя житейскую суету, и радость, и любовь, и горе.

Первоначально деревня входила в Сивинскую ясачную волость. В этот период здесь проживали русские ясачные крестьяне с фамилиями Черепановы, Багнины да Жулановы.2

Дальнейшая судьба жителей деревни тесно связана с историей Камских заводов. В 1757 г. владелец уральских заводов П.И. Шувалов получил разрешение правительства на постройку железоделательного завода на реке Вотке. Встал вопрос о том, где взять рабочую силу. Указом сената от 20 октября 1757 г. к Воткинскому заводу было разрешено приписать государственных крестьян. В зимние месяцы 1757-1758 гг. эта приписка началась. Крестьян Сивинской волости, как ближайшей к заводу, приписали первыми. Так жители деревни Заболотная стали приписными.3 При заводе приписные крестьяне выполняли тяжелую работу лесорубов и углежогов.

С образованием в 1780 г. Вятского наместничества и Пермской губернии деревня вошла в состав Гавриловской волости Оханского округа Пермской губернии.4

По данным ревизских сказок 1807 г. в деревне числилось непременных работников 91 душа мужского пола с фамилиями Черепановы, Багнины, Жулановы, Кулемины.5

По духовным росписям Воткинского железоделательного завода за 1818 г. в деревне числилось 30 дворов, где проживало 124 души мужского и 152 души женского пола, с наиболее распространенными фамилиями Таракановы, Багнины, Кулемины, Черепановы, Меркушевы, Ильины, Жулановы.6

В середине XIX в. деревня входит в Камскую волость Сарапульского уезда Вятской губернии.8 От деревни до центра волости (д. Неумоино) расстояние составляло 3 версты, до Воткинского завода 18 верст.9 (приложение № 2)

В 1862 г. в деревне числилось 63 двора, где проживала 191 душа мужского и 205 душ женского пола православных крестьян и 1двор, где проживали 1 душа мужского и 5 душ женского пола, раскольников толка поповского.10 Обратившись к словарям я выяснила, что раскольники толка поповского или поповцы – одно из направлений старообрядчества, появившееся в конце XVII в. В основном это были жители центральной полосы России. Так их прозвали потому, что в отличие от беспоповцев, они признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств.11 Из-за гонений власти, старообрядцы вынуждены были мигрировать в глухие районы России. Многие продвигалась водным путем по Волге до Камы и дальше. Часть из них осела в деревнях и починках Камской волости. То, что здесь проживали старообрядцы, доказывают найденные здесь в большом количестве, нательные староверские кресты. (приложение № 3)

В 1896 г в деревне насчитывается 71 двор, где проживала 441 душа православных крестьян, бывших горнозаводских, а также 4 двора, где проживали 33 души раскольников. Наиболее часто встречающиеся фамилии Кулемины, Жулановы, Багнины, Таракановы, Агафоновы, Ильины, Меркушевы.12

В 1916 г. число дворов уже составляет 83, а число жителей 527 человек.14 Деревня делилась на части: Душная, Новоулица, Гараны, Лягушино, Гора.15 (приложение № 4) Интересны названия мест вокруг Заболотово. Некоторые из них сохранились до наших дней: Соседково поле, Петухов лог. Другие, я обнаружила на карте 1927 г. это: урочища Петрунят угол, Починок, Заболотовское болото. Обратившись к толковому словарю Ожегова, я узнала, что урочищем называли естественную границу, природную межу, отличающуюся от окружающих какими-либо естественными признаками (например, река, лес, гора, овраг и т.п.). 16 Происхождение названий урочищ Соседково поле, Заболотовское болото и Починок вполне понятно. Названия Петухов лог и Петрунят угол были даны по фамилиям людей, живших в этих местах. 17

Используя данные о численности населения, мы составили диаграмму роста численности населения (приложение № 5), анализируя ее можно сделать вывод, что деревня росла и развивалась. Мирно проживали в деревне и православные, и старообрядцы. Наиболее древними и распространенными фамилиями в деревне были Багнины, Черепановы и Жулановы. Потомки тех Черепановых и Жулановых по сей день живут в нашем селе.

ГЛАВА II

Хозяйство и быт
С момента возникновения основой хозяйственной деятельности жителей деревни было земледелие. Выращивали крестьяне на своих полях пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, горох, полбу. Из технических культур: лен, коноплю. Из овощей выращивали капусту, редьку, репу, брюкву, морковь, свеклу, картофель.1 Неотъемлемой частью крестьянского хозяйства было домашнее животноводство. Важное место в хозяйстве занимало также рыболовство. В конце XIX в. Меркушев Иван Исакиевич, Пьянков Иван Прокопьевич, Черепанов Иван Николаевич не только ловили рыбу для собственного потребления, но и отвозили на продажу в город.2 Многие жители Заболотной занимались пчеловодством.3

Было хорошо развито домашнее ремесло. Распространенными занятиями среди женщин были прядение, ткачество. Ткани для нужд семьи первоначально полностью изготовлялись в домашних условиях. Позднее появились фабричные ткани, прежде всего в зажиточных семьях, для пошива праздничной одежды. Из материалов первой переписи населения нам удалось выяснить, что в конце XIX в. в деревне была своя портниха – Соколова Анна Ивановна. Среди мужчин были распространены следующие ремесла: обработка кож животных, резьба по дереву, плетение из лыка и ивовых прутьев, валенное производство. В конце XIX в. Пьянков Иван Прокопьевич славился как катальщик и шерстобитник, Багнин Евгений Евдокимович – кирпичник, Закурдаев Андрей Андреевич – токарь по дереву, Ильин Андрей Ефимович – кирпичник и горшечник. Кулемин Иван Семенович был лучшим кровельщиком и красильщиком. Плотницким делом занимались Кулемин Андрей Николаевич, Деревнин Андрей Алексеевич.4 Возле Камы стояла небольшая кузница, где Черепанов Сергей Степанович производил различный хозяйственный инвентарь.5 Разнообразие домашних промыслов было связано с натуральным ведением хозяйства.

Большинство крестьян, вплоть до начала XX в., жило в деревянных избах, крытых соломой или дранью. Собственно жилище состояло из избы, сеней и чулана.6

Главной частью дома являлась изба. Планировку избы определяло расположение печи. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа и использовали как для отопления жилья, так и приготовления пищи. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался печным или бабьим углом. В бабьем углу на полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда, глиняная и деревянная: горшки, ковши, чашки, миски, ложки и т. д. Почетное место в избе занимал «красный угол», который находился по диагонали от печи. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой.7 Здесь отмечались все значимые события семейной жизни. Каждый день в определенный час за столом обедала вся крестьянская семья.

Из рассказов жителей мне удалось выяснить, что угол напротив печи, слева или справа от двери, назывался мужским углом. Здесь хозяин занимался каким-либо ремеслом.8 На широких деревянных лавках, стоявших вдоль стен, сидели и спали. Местом для спанья служили также полати и печь. В сундуках хранили одежду.9 Шкафы, стулья, кровати появились в деревне только в конце XIX в.

Рядом с избой находился хозяйственный двор. Чем зажиточней был крестьянин, тем больше был его двор. На хозяйственном дворе располагались надворные постройки: сарай для хранения рабочего инвентаря, амбар, для хранения зерна, овин для сушки снопов, баня. 10

Так как Заболотная была русской деревней, то одежде был присущ элемент русского национального костюма. Нижнюю мужскую одежду крестьянина составляли рубаха-косоворотка и штаны (порты).11 В начале XX в. по рассказам старожилов мужская нижняя одежда особых изменений не претерпела. Это доказывают и фотоматериалы. (приложение № 6) В качестве верхней одежды носили: армяк, кафтан. Зимой носили тулупы из овчины. Голову покрывали суконной шапкой или картузом, зимой шапкой на бараньем меху.12 Самой распространенной обувью были лапти. В конце XIX - начале XX в. в праздничные дни зажиточные крестьяне и крестьяне среднего достатка носили сапоги.13

В будни женщины надевали длинную рубаху, поверх которой надевали льняной сарафан. В праздничные дни надевали вышитые рубахи и яркие разноцветные сарафаны с оборками.14 В конце XIX в появились льняные юбки, кофты и передник.15 В конце XIX в. у зажиточных крестьянок появляются ботиночки, но одевали их только по праздникам (приложение № 7). Голову летом покрывали платком. Зимой - шерстяной шалью с кистями. Из украшений носили стеклянные бусы, бронзовые серьги, медные обручальные кольца и железные перстни.16 Это подтверждают находки краеведов нашей школы. (приложение № 8) Таким образом, костюм давал полную информацию о владельце, указывая и на семейное положение, и на материальный достаток, и на общественную роль человека в деревне.

Все важные вопросы, связанные с общественной жизнью, такие как: сев, уборка урожая, распределение земли и т. п. решались на деревенском сходе. В деревне был свой сельский староста. В конце XIX – нач. XX в. эту должность занимал Жуланов Григорий Михайлович.

В деревне до 1917 г. жили крестьяне среднего достатка, об этом свидетельствует то, что почти в каждом втором дворе была своя лошадь и корова. По данным первой переписи населения за 1897 г. количество человек в семье составляло от 2 до 20.17 Обязанности в семье строго распределены и передавались из поколения в поколение. Из рассказа старожилов я выяснила, что главой семьи считался отец семейства. Он распоряжался имуществом семьи и судьбой ее членов, руководил полевыми работами, распределял трудовые обязанности. Хозяйка отвечала за работу в доме, руководила снохами и дочерьми.18 Если в семье женился старший сын, ему старались построить отдельный дом. Младшие дети, женившись, жили с родителями. Если семья становилась слишком большой, то к дому делали прируб, подводя все под одну крышу. Такой дом звался пятистенок.19

Проживали в деревне и зажиточные крестьяне. В конце XIX - начале XX в. имели свои пасеки Ильин Филарет Николаевич, Ильин Харитон Адреевич, Ильин Анатолий Андреевич, Соколов Матвей Иванович и др.20 Меркушев Михаил Степанович содержал мельницу.21 Смольников Тимофей Петрович торговал мясом.22 На него работал портной Двиняшов Афанасий Григорьевич.23Тараканов Филимон Григорьевич жил в большом доме-пятистенке, содержал большое хозяйство, в котором, имелось 5 коров, 3 лошади, 6 овец с бараном, поросята, куры с петухом.24 Корепанов Дмитрий Егорович содержал небольшую лавку, где торговал тканью.

С давних времен в деревне имелась небольшая (9 аршин ширины и 12 аршин длины) деревянная часовня – малая церковь без алтаря, где можно было только служить часы.25 С конца 30-х гг. XIX в. часовня вошла в состав прихода Благовещенского собора Воткинского завода.26 О значительной роли собора в жизни деревенских обывателей говорят списки прихожан, так в 1896 г. их по деревне Заболотная числилось 235 душ мужского пола и 266 женского.27 В 1916 г. их число прихожан составило 283 души мужского пола и 244 женского.28

Грамотных в деревне было немного. В основном это были люди, получившие домашнее образование.29 В 1914 г. в Неумоино открылась двухклассная церковно-приходская школа. В числе учащихся были ребята из Заболотной. Обучали их Закону Божию, чтению по книгам церковной и гражданской печати, чистописанию и четырем правилам арифметики.30

Жители деревни широко отмечали христианские праздники: Рождество Христово, Масленицу, Пасху, Троицу. Были и свои особенные дни: Вознесение и Святая Екатерина. В праздничный день нарядно одетые жители шли в церковь. После посещения церкви собирались на угорчик, где устраивали гулянье. Молодежь устраивали игрища, пляски, хороводы, качались на качелях. Здесь же назначали друг другу свидания.31 В будние дни девушки и парни собирались на вечерки. Девушки пряли и вышивали. Парни занимались ремеслом. Пели песни, частушки, рассказывали побасенки.32 Так неторопливо и размеренно протекала жизнь деревни.

Анализируя полученный материал можно сделать вывод, что Заболотная до революции присущи те же черты хозяйства и быта, как и другим русским деревням этого периода, но были и свои особенности, характерные для данного края.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История одной из исчезнувших деревень, представленная в данной работе, еще не закончена. Это только первая попытка осветить жизнь деревни и ее жителей. В последующем предполагается продолжить изучение истории деревни с 1917 г., с целью выявить изменения, произошедшие в деревне в советский период.

В ходе проделанной работы:

  1. Выяснено происхождение названия деревни, связанное с ее географическим расположением.

  2. Выяснено, что деревня первоначально входила в Сивинскую ясачную волость. После 1780 г. стала частью Гавриловской волости Оханского округа Пермской губернии. А с середины XIX в. – в составе Камской волости Сарапульского уезда Вятской губернии.

  3. Определено количество жителей деревни в разные периоды существования. Причем, четко прослеживается динамика постоянного роста числа жителей. Появление раскольников в деревне связано с преследованием их правительством. Так как численность их возрастала с каждым годом, то можно сделать вывод, что в Вятской губернии власть относилась к ним более терпимо.

  4. Восстановлены имена и фамилии жителей деревни, потомки которых по сей день живут в нашем селе и в г. Воткинске.

  5. Предпринята попытка описать хозяйство и быт деревни. Так как деревня была чисто русской, то ей присущи черты хозяйства и быта русских деревень этого же периода.

  6. Восстановлены названия улиц. Составлен план деревни.

Моя работа по воссозданию истории деревни принесла мне много открытий, расширила мои познания о прошлом моей малой родины. Материал, собранный мною, помогает воссоздать картину жизни в нашем крае, глубинке России, до 1917 г. Данные этой работы будут использоваться на уроках краеведения, на занятиях музейного кружка, в экспозиции музейной комнаты. Собранный мною материал вошел в состав сборника «Исчезнувшие деревни Воткинского района». Я горжусь тем, что я внесла посильную лепту в дело сохранения и распространения знаний по истории родного края.
Примечания к I главе

  1. Удмуртская республика. Энциклопедия. – Ижевск , 2000, с. 49

  2. Там же. С. 49

  3. Сергеев В.Л. Камские заводы. – Ижевск, 1958, с. 10

  4. Центральный Государственный Архив У.Р., ф. 212, оп.1, д. 34, л 1

  5. Там же. Л. 194-198

  6. ЦГА. ф. 409, оп.1, д. 134, л. 194 –198

  7. ЦГА. ф. 409, оп. 1 д.137, л. 261-266

  8. Памятная книжка Вятской губернии. Календарь на 1901 г. – Вятка: издание Губернского статистического комитета, 1900, с. 110

  9. ЦГА. ф. 245, оп. 2, д. 1373, л. 173

  10. ЦГА. ф. 409, оп. 1, д. 131, л. 1

  11. Православные храмы Удмуртии. – Ижевск, 2000, с 398

  12. ЦГА. ф. 245, оп. 2, д. 1373, л. 72

  13. ЦГА. ф. 245, оп. 4, д. 127, л. 33

  14. ЦГА. ф. 245, оп. 4, д. 129, л. 20

  15. Из воспоминаний Агафоновой Елизаветы Дементьевны, 1920 г.р., уроженки д. Заболотово.

  16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1983 г.

  17. Из воспоминаний Агафоновой Елизаветы Дементьевны, 1920 г.р., уроженки д. Заболотово.

Примечания ко II главе

1. История нашего края. – Ижевск: «Удмуртия», 1976, с. 17, 18

2. Удмуртская Республика. Энциклопедия. – Ижевск , 2000, с. 50

3. ЦГА. ф. 236. оп. 1. д. 308. л. 42, 48, 126

4. Там же. Л. 48, 54, 98, 116, 136, 162, 200

5. Там же. Л.68

6. Рябцов Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 1995, 175

7. Русская изба, – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 1999, с.30

8. Рябцов Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. С. 176

9. Из воспоминаний Агафоновой Елизаветы Дементьевны

10. Рябцов Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. с. 177

11. Там же. С. 178

12. Русская изба. С.31 -32

13. Из воспоминаний Агафоновой Елизаветы Дементьевны

14. Рябцов Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. С. 179

15. Из воспоминаний Агафоновой Елизаветы Дементьевны

16. Из воспоминаний Лежневой Ксении Захаровны, 1933 г.р. уроженки д. Заболотово.

17. ЦГА. ф. 236, оп. 1, д. 308, л.1-200

18. Из воспоминаний Агафоновой Елизаветы Дементьевны

19. Из воспоминаний Назаровой Павлы Григорьевны

20. ЦГА. ф. 236, оп. 1, д. 308, л.10, 18, 88, 90, 92, 162, 168

21. Там же. л. 25

22. Там же. л. 216

23. Там же. л. 218

24. Из воспоминаний Назаровой Павлы Григорьевны

25. ЦГА. ф. 245, оп. 4, д. 127, л.36

26. ЦГА. ф. 409, оп. 4, д. 117, л. 3

27. ЦГА. ф. 236, оп. 1, д. 25, л. 22

28. ЦГА. ф. 245, оп. 4, д. 129, л.20

29. ЦГА. ф. 236, оп. 1, д. 308

30. Школы Удмуртской АССР. – Ижевск, 1986, с. 38

31. Из записей Агафоновой Галины Сергеевны, 1952 г.р. уроженки д. Заболотово.

32. Из записей Агафоновой Галины Сергеевны, 1952 г.р. уроженки д. Заболотово.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


  1. Центральный Государственный Архив Удмуртской Республики. ф. 212, оп.1, д. 34. Ревизские сказки по Кумашевской, Гавриловской, Алтынской волостям за 1807 г.

2. ЦГА. ф. 236, оп. 1, д. 25 Списки населенных мест и домохозяев Камской волости.

  1. ЦГА. ф. 236, оп. 1, д. 308 Бланки переписи населения по Камской волости д. Заболотная, д. Косачева, д. Малая Межна, д. Соколы.

  2. ЦГА. ф. 245, оп. 1, д.1634 Дело о ходатайстве крестьян Камской волости об открытии самостоятельного прихода в д. Неумоино.

  3. ЦГА. ф. 245, оп. 2, д. 1373 Документы об открытии новых приходов и строительстве церквей.

  4. ЦГА. ф. 245, оп. 3, д. 687а Клировая ведомость за 1922 г.

  5. ЦГА. ф. 245, оп. 4, д. 127 Ведомость о часовнях существующих в приходе Благовещенского собора за 1914 г.

  6. ЦГА. ф. 245, оп. 4, д. 129 Ведомости о соборе и церкви, причтах и прихожанах, о церковно-приходском попечительстве, о часовнях расположенных в приходе Благовещенского собора. Воткинского завода за 1916 г.

9. ЦГА. ф. 409, оп. 1, д. 131 Ведомость о прихожанах собора.

10. ЦГА. ф. 409, оп.1, д. 134 Духовные росписи за 1818 г.

11. ЦГА. ф. 409, оп. 1 д..137 Духовные росписи за 1821 г.

  1. ЦГА. ф. 409, оп. 4, д. 117 Ведомость о составе причта Благовещенского собора

  2. Информатор: Агафонова Елизавета Дементьевна, 1920 г.р., уроженка д. Заболотово, жительница с. Камского. Образование 4 класса.

  3. Информатор: Назарова Павла Григорьевна, 1928 г.р., уроженка д. Заболотово, жительница с. Камского. Образование 4 класса.

  4. Инфоматор: Лежнева Ксения Захаровна, 1933 г.р. уроженка д. Заболотово. жительница с. Камского. Образование 4 класса.

  5. Инфоматор: Агафонова Галина Сергеевна, 1952 г.р. уроженка д. Заболотово, жительница г. Воткинска. Образование высшее.

  6. Владимирова Р.А. Примерные планы-конспекты уроков по истории Удмуртии. Часть I. – Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1995

  7. История нашего края. – Ижевск: «Удмуртия», 1976

  8. Памятная книжка Вятской губернии. Календарь на 1901 г. – Вятка: издание Губернского статистического комитета, 1900

  9. Православные храмы Удмуртии. – Ижевск, 2000

  10. Русская изба. – Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 1999

  11. Рябцов Ю.С. Путешествие в древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 1995

  12. Сергеев В.Л. Камские заводы. – Ижевск, 1958

  13. Удмуртская Республика. Энциклопедия. – Ижевск , 2000

  14. Школы Удмуртской АССР. – Ижевск, 1986



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1




вид на местность

2006 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
План прихода Воткинского Благовещенского собора

1896 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3




нательные староверские кресты,

найденные на месте бывшей деревни в 2003-2006 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4




Заболотовское болото

план-схема деревни

начало XX в.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5


ПРИЛОЖЕНИЕ № 6



Семья Жулановых

начало XX в.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7



Семья Пьянковых

начало XX в.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8





Украшения,

найденные на месте бывшей деревни.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconШутова Любовь Николаевна, начальные классы История жизни моей прабабушки...
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconРабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconРабочая программа учебного плана по новой истории и истории России...
Данное тематическое планирование курса «История» состоит из 2 частей: «Новая история,1800 – 1917 гг.» и «История России 1800 – 1917...
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconФевральская и Октябрьская революции в России
Даты: 23-28 февраля 1917, 1-2 марта 1917, 25-26 октября 1917 (все даты указаны по старому стилю)
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconИсследовательская работа История детского дома посёлка Новоасбест в 1941

Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconРеферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс...
Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconИ. К. Смолич Русское монашество 988-1917
Приводится по изданию: История Русской Церкви. Приложение. И. К. Смолич. Русское Монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. (988-1917)....
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г icon1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических...
Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки»
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Исследовательская работа История деревни Заболотово до 1917 г iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск