Скачать 62.68 Kb.
|
Кандыбина Валентина Семеновна учитель начальных классов высшей категории Экологический проект «Экологическая тропа на территории школы «Деревья и кустарники» Изменившиеся социальные условия выдвигают новые требования к начальному школьному образованию: пересматривается содержание учебных планов и программ, расширяется круг знаний. Вместе с тем возникающее противоречие между объемом теоретического и практического материала и временными рамками учебного процесса требуют поиска альтернативных технологий организации учебного процесса. Одной из них может стать проектная технология. Термин проект в переводе с латинского означает бросание вперед. Проект — это поэтапные практические дела, подводящие ученика к цели. Этапы проведения проекта.
Представим один из экологических проектов, который был начат с начала первой четверти III класса, — «Экологическая тропа на территории школы «Деревья и кустарники». Тема проекта и маршрутный лист взяты из книги И.В. Цветковой «Экология для начальной школы: игры и проекты». Идея проекта возникла после экскурсии в заповедник Большая Кокшага. Проект по составу участников — коллективный; по срокам реализации долговременный; по целевой установке — созидательный, познавательный. Проблема. Понравилось ли нам на экскурсии? Можно ли у себя на территории школы организовать похожий зеленый уголок? Учащиеся вводятся в следующую ситуацию: «На пришкольном участке живут разные растения. Они сказали по секрету, что им очень хочется иметь друга — человека, лучше школьника, чем взрослого. Хотите подружиться с растениями?» Эпиграфом проекта стали слова В. Бианки: «Весь огромный мир кругом меня… полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире!». При разработке проекта используется путеводитель-подсказка государственного природного национального парка учебно -познавательная зеленая тропа. 1-й этап. Наш проект будет называться «Экологическая тропа «Деревья и кустарники». Наш девиз: Судить надо не по словам, а по делам. Что мы хотим сделать? Создать экологическую тропу на территории нашей школы. Что будет главным его результатом? Наша учебная тропа поможет нам почувствовать природную среду, понять, что к ней надо относиться доброжелательно, укрепить в себе желание сохранить и защитить природу нашего края. 2-й этап. Разработка проекта. Намечаем наш маршрут движения к поставленной цели. Старт. К кому будем обращаться за советом? (К учителю, родителям.) Мне надо прочитать эти книги: А.А. Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель»; «Детская энциклопедия «Я познаю мир»: «Растения», «Загадочные растения»; В. Волина «Этимологический словарь» и др. Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше? Конечно, составить план работы. 3-й этап. Основная часть проекта — финишная прямая. Намечаем наш маршрут движения к поставленной цели. Чтобы достичь цели, придется делать несколько важных шагов (рисунки и подписи к ним). 1-й шаг. Определить название всех растений на пришкольном участке по атласу-определителю. Используя атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешакова (с. 22-31), мы выяснили названия всех растений пришкольного участка, сделали инвентаризацию и создали зеленую книгу пришкольного участка. 2-й шаг. Во внеурочное время разрабатывали тематические маршруты по экологической тропе, собирали материал о деревьях и кустарниках. 3-й шаг. Выбрать себе зеленого друга, за которым будешь ухаживать, дать ему имя. Каждый ученик выбрал понравившийся маршрут и дал ласковое, доброе название-имя: Яблоневый сад, Шиповниковый рай, Березовая роща, Хвойная аллея и тд. 4-й шаг. Узнать о своем растении из книг. Подготовить и защитить реферат. Для выполнения этого задания были подготовлены карточки. Требования к оформлению реферата. 1. Титульный лист с указанием темы работы, ФИО автора, школы, года выполнения.
5-й шаг. Вести наблюдения за растением, регулярно за ним ухаживать. 6-й шаг. «Экологическая почта». Написать «Письмо зеленому другу». Методика И.В. Цветковой помогает определить не только готовность учащихся помогать природе и заботиться о ней, но и развивать у них чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира. Учащиеся вводятся в следующую ситуацию: «Растения мне сказали по секрету, что хотят получить от ребят письмо. Напиши письмо своему растению. Может быть, кто-то из вас окажется тем самым другом, которого ждет растение. Подумай, о чем ему хотелось бы прочитать в твоем письме, на какие вопросы ответить, что узнать о тебе. Что бы ты мог предложить зеленому другу, чтобы растение с радостью согласилось дружить с тобой». 7-й шаг. Посетить эколого – просветительный центр заповедника Большая Кокшага. 8-й шаг. Заочная викторина «Почему их так назвали?». На уроках русского языка мы знакомились с одной из занимательных наук — этимологией. Эта работа очень увлекла многих. Парсаев Роман выбрал тему: «Удивительный мир бабочек»», Малов Данил - «Животные нашего леса», Макаров Данил - «Сказочный лес царя Берендея» для исследования на занятиях «Школы научных изыскателей» (на базе класса ведется спецкурс, готовящий учащихся начальной школы к выступлению на научно-практических конференциях). Обобщив проделанную работу, мы с участниками «Школы» пришли к классификации происхождения названий растений, которую и предложили учащимся. 4-й этап. Финиш. На этом этапе подводятся итоги экологического проекта. Самоанализ по опорным вопросам: выполнили мы то, что задумали? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а что оказалось трудным? Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект? Школьники оценивают свою работу, выявляют самых активных участников каждого шага по 10-балльной шкале. В классе висит таблица, куда заносятся результаты каждого ученика. Тот, кто набрал 10 баллов, — победитель этапа. Подведение итогов сопровождалось награждением: наиболее активные учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, получили – красочные дипломы куда были записаны личные достижения, всем участникам были вручены благодарственные письма. А самым главным результатом всей проделанной работы является наша экологическая тропа «Деревья и кустарники», где на территории школы живут-растут наши зеленые друзья, которых с каждым днем становится все больше, и детские сердца, которые учатся сострадать, сопереживать, заботиться. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. М.: Колос, 1992. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Кн. для учителя нач. классов. М.: Вентана-Графф, 2002. Плешаков АЛ. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. классов. М.: Просвещение, 2000. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и практика внеурочной работы. М.: Пед. общество России, 2000. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997. |
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Конспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76» Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | Мамитько Валентина Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной... Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Новые социальные запросы, отражённые в фгос ноо, определяют цели образования... | ||
Познавательно-развлекательная игра «Птичьи разговоры» Подготовила: учитель начальных классов высшей категории Помазкова Светлана Александровна | Урок «Я и Украина» 1 класс Тема Сосунова Елена Дмитриевна учитель начальных классов высшей категории увк «Лицей-школа №14» г. Мариуполя | ||
Презентация к уроку) Урок математики в 1 классе Тема: Сложение десятков (32+ 20) Учитель начальных классов Манаева А. Ю., высшей категории, стаж работы – 24 года | Рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроке Презентация Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов высшей категории, моу г. Кургана «Лицей №12» | ||
Информация о разработчике Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Жук Оксаны Львовны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чистяковой Ольги Евгеньевны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории на городском семинаре учителей начальных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Винокурова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, отличник образования рс(Я), Николаева Софья... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо «абвгдейка» состоит из 15 человек: 9 учителей начальных классов, 4 воспитателя гпд, 1 учитель татарского языка и 1 логопед. В... | Конспект внеклассного мероприятия Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... |