Скачать 1.31 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.1 КРАЕВЕДЕНИЕОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии факультета ЕФКиБЖД (протокол №10 от 22 июня 2010 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев / РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
- к.и.н., доцент Федоров П.В.; - к.вет.н., доцент каф. географии и экологии Николаев А.В. 1.3 Пояснительная записка. Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования. При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины. Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - экзамен. 1.3.1 Роль и место краеведения в курсе подготовки специалистов. Связь с другими дисциплинами. Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. С возрождением интереса к национальному духовному наследию и поисками «национальной идеи» возросло внимание к отечественной истории и культуре. При этом наряду с разработкой глобальных концепций исторического развития России активно исследуются отдельные проблемы конкретных регионов. Выявляются новые источники, идёт переоценка уже известных фактов. Восстанавливается в своих правах краеведение как научная дисциплина, созданная и успешно развивающаяся выдающимися отечественными учёными – гуманитариями и естественниками ещё в 1920-е годы. Долгие годы в нашей стране краеведение понималось в основном как форма кружковой работы со школьниками и вид досуга провинциальной интеллигенции. Лишь в настоящее время этому слову постепенно возвращается его истоинное значение. Однако дать точное определение понятию «краеведение» очень сложно. В понятие «краеведение» вкладывалось различное содержание. Оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определённой, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительнонебольшой территории. Многие исследователи считают, что краеведение – есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края. Интересно привести мнение по этому вопросу председателя Общества краеведов России, академика, крупного учёного-историка Сигурда Оттовича Шмидта: «Краеведение – это и наука, и научная и научно-популяризаторская деятельность определённой проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края (местности); это и метод познания о тчастного к общему, выявления общего и особенного, и метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи. Краеведение – это и форма общественной деятельности, причём такой, ук которой причастны не только учёные-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей». Академик Д.С.Лихачёв определяет «краеведение» как «самый массовый вид науки», изучающий и пропагандирующий то, что теперь принято называть «экологией культуры» (по Д.Лихачёву). Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает изучение территории, определяемой понятием «родной край». Исходя из задач, краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение. Краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории. Под малой территорией подразумевается административный район, небольшой город, сельское поселение и т.п. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае в комплексе, т.е. во всех их причинно-следственных связях. Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственне всего сказывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое и страноведческое. С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района, в состав которого входит исследуемый микрорайон. Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении родного края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений с использованием современных научных методов исследования. Теоретической базой краеведения вляются естественные и гуманитарные науки. Всестороннее изучение края включает в себя:
В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, в т.ч. геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических дисциплин и т.д. В повышении научного уровня обучения географии большое значение имеет краеведение, которое в настоящее время прочно вошло систему работы школы. В целях подготовки учителей в учебные планы естественно-географических факультетов педагогических вузов введены занятия по краеведению, в т.ч. и краеведческий практикум. Главная цель такого практикума – научить студентов самостоятельно проводить краеведческую работу в процессе преподавания географии. 1.3.2 Цели и задачи учебного курса. Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем географической науки. Ее содержание направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, повышению их общей культуры, кругозора, умению учитывать культурный плюрализм мирового сообщества при решении разнообразных проблем. Главная цель курса – научить студентов комплексному краеведческому анализу территории, показать значение малых территорий в современном мире. Основными задачами курса являются следующие: - определить место краеведения как специальной науки и научной дисциплины в системе географических знаний, конкретизировать предмет её изучения; - обеспечить понимание основных видов и направлений краеведения;
- формировать представления о важнейших принципах, законах, категориях дисциплины «Краеведение»;
1.3.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины "Краеведение" студенты должны:
1.4 Извлечение из ГОС ВПО. Курс относится к дисциплинам предметной подготовки. «Краеведение» в программе подготовки специалистов имеет большую познавательную, развивающую и воспитательную ценность. Базируясь на принципах научного исследования, он обеспечивает познание родного края, формирует научное мировоззрение; способствует теоретическому обобщению и глубокому осмыслению историко-географических фактов. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел I: Географическое краеведение |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение... Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная... Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная... Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |