Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/9
Дата публикации10.06.2015
Размер1.31 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Р.1 КРАЕВЕДЕНИЕ



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

факультета ЕФКиБЖД

(протокол №10 от 22 июня 2010 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: к.и.н., доцент кафедры географии и экологии Фридкин В.Н.




    1. Рецензенты:

- к.и.н., доцент Федоров П.В.;

- к.вет.н., доцент каф. географии и экологии Николаев А.В.
1.3 Пояснительная записка.
Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования.

При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины.

Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - экзамен.
1.3.1 Роль и место краеведения в курсе подготовки специалистов. Связь с другими дисциплинами.
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

С возрождением интереса к национальному духовному наследию и поисками «национальной идеи» возросло внимание к отечественной истории и культуре. При этом наряду с разработкой глобальных концепций исторического развития России активно исследуются отдельные проблемы конкретных регионов. Выявляются новые источники, идёт переоценка уже известных фактов. Восстанавливается в своих правах краеведение как научная дисциплина, созданная и успешно развивающаяся выдающимися отечественными учёными – гуманитариями и естественниками ещё в 1920-е годы.

Долгие годы в нашей стране краеведение понималось в основном как форма кружковой работы со школьниками и вид досуга провинциальной интеллигенции. Лишь в настоящее время этому слову постепенно возвращается его истоинное значение.

Однако дать точное определение понятию «краеведение» очень сложно. В понятие «краеведение» вкладывалось различное содержание. Оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определённой, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительнонебольшой территории. Многие исследователи считают, что краеведение – есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Интересно привести мнение по этому вопросу председателя Общества краеведов России, академика, крупного учёного-историка Сигурда Оттовича Шмидта: «Краеведение – это и наука, и научная и научно-популяризаторская деятельность определённой проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края (местности); это и метод познания о тчастного к общему, выявления общего и особенного, и метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи. Краеведение – это и форма общественной деятельности, причём такой, ук которой причастны не только учёные-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей». Академик Д.С.Лихачёв определяет «краеведение» как «самый массовый вид науки», изучающий и пропагандирующий то, что теперь принято называть «экологией культуры» (по Д.Лихачёву).

Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает изучение территории, определяемой понятием «родной край».

Исходя из задач, краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.

Краеведение – это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории.

Под малой территорией подразумевается административный район, небольшой город, сельское поселение и т.п. При этом все изучаемые факты, явления и процессы прослеживаются в данном крае в комплексе, т.е. во всех их причинно-следственных связях.

Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и обследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. На этой территории явственне всего сказывается зависимость исследуемых явлений от чисто местных, постоянно меняющихся условий, и поэтому имеется возможность детальнее выяснить особенности природы, а также жизни и деятельности населения. Наоборот, исследование более крупных географических районов сглаживает влияние местных различий и приобретает более общий характер, переходя из краеведческого в географическое и страноведческое.

С этим связана и другая особенность краеведения: исследование должно дать не только картину на какой-то момент, но и проследить динамику за более или менее продолжительное время. В анализе такой динамики убедительно проявляется взаимозависимость всех компонентов изучаемого природного и культурного микроландшафта, и вместе с тем открывается путь к прогнозу возможных или ожидаемых изменений в связи с перспективами более крупного района, в состав которого входит исследуемый микрорайон.

Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении родного края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений с использованием современных научных методов исследования. Теоретической базой краеведения вляются естественные и гуманитарные науки.

Всестороннее изучение края включает в себя:

  • изучение природы и всех её элементов в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии; естественные процессыв жизни природы;

  • историческое прошлое и демография;

  • экономическая жизнь, связь между природной средой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство;

  • культурная и духовная жизнь, творческая деятельность населения.

В своих исследованиях краеведение использует данные других наук, в т.ч. геологии, географии, социально-экономических, исторических, этнографических дисциплин и т.д.
В повышении научного уровня обучения географии большое значение имеет краеведение, которое в настоящее время прочно вошло систему работы школы. В целях подготовки учителей в учебные планы естественно-географических факультетов педагогических вузов введены занятия по краеведению, в т.ч. и краеведческий практикум. Главная цель такого практикума – научить студентов самостоятельно проводить краеведческую работу в процессе преподавания географии.
1.3.2 Цели и задачи учебного курса.
Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем географической науки. Ее содержание направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, повышению их общей культуры, кругозора, умению учитывать культурный плюрализм мирового сообщества при решении разнообразных проблем.

Главная цель курса – научить студентов комплексному краеведческому анализу территории, показать значение малых территорий в современном мире.

Основными задачами курса являются следующие:

- определить место краеведения как специальной науки и научной дисциплины в системе географических знаний, конкретизировать предмет её изучения;

- обеспечить понимание основных видов и направлений краеведения;

  • изложить историю развития и становления краеведения;

  • изложить связь краеведения и геоэкологии, краеведения и туризма;

  • ознакомить студентов с новыми данными, имеющимися точками зрения, новыми тенденциями в развитии краеведения;

  • ознакомить студентов с методикой краеведческого изучения своей местности, системой краеведческой работы в школе

  • научить студентов оперировать базовыми понятиями и категориями краеведения, понимать процессы, закономерности и связи, происходящие в современном мире,

  • научить составлять отчёты о совершённых походах, экскурсиях и экспедициях, анализировать разные проблемные ситуации;

  • научить студентов отбирать необходимый материал для написания рефератов и других видов работ;

  • научить студентов ориентироваться в теоретической и фактографической литературе по краеведению, сформировать навыки эффективного поиска и анализа этой литературы;

  • научить студентов организации и принципам музейной работы;

  • научить студентов наблюдению объектов и процессов природы как источников краеведческих знаний;

  • формировать навыки составления комплексной историко-географической характеристики отдельных территорий и деятельности выдающихся исследователей края;

- формировать представления о важнейших принципах, законах, категориях дисциплины «Краеведение»;

  • формировать системные, научные представления об освоении разных частей края, вкладе наиболее значимых путешественников и учёных; о становлении знаний о нашей стране и её регионах и географических объектах на её территории;

  • формировать мировоззренческие и ценностные ориентиры, а также патриотические убеждения, на основе личностного осмысления опыта истории и географии (на примере родного края).


1.3.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины "Краеведение" студенты должны:

  1. знать объект, предмет и метод курса «краеведение» и его понятийно - категориальный аппарат;

  2. знать и уметь выделить теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты историко-географического знания, их роль и функции в подготовке специалистов и личного вклада в общественно-политическую жизнь;

  3. знать сущность понятия «родной край», «родная местность»;

  4. знать особенности осуществления и специфику основных форм краеведческой работы;

  5. овладеть навыками географической грамотности и осознать равновеликое и бесценное значение культуры всех без исключения регионов и народов страны;

  6. иметь представление о сущности и специфике работы краеведческих музеев, их типологии и перспективах;

  7. уметь ориентироваться в основных современных подходах к сущности краеведения;

  8. уметь наблюдать объекты и процессы природы как источники краеведческих знаний;

  9. уметь анализировать теоретическую литературу по краеведению, определяя принадлежность ее авторов к одной из научных школ и направлений;

  10. уметь ориентироваться в специальной литературе, посвященной описанию краеведческих исследований;

  11. уметь самостоятельно составлять доклады и рефераты, содержащие комплексный анализ малых территорий;

  12. понимать значение и роль историко-географической информации в процессе формирования мировоззрения человека как гражданина РФ и члена мирового сообщества.



1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Курс относится к дисциплинам предметной подготовки. «Краеведение» в программе подготовки специалистов имеет большую познавательную, развивающую и воспитательную ценность. Базируясь на принципах научного исследования, он обеспечивает познание родного края, формирует научное мировоззрение; способствует теоретическому обобщению и глубокому осмыслению историко-географических фактов.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоем

кость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1

020401.65 География (Страноведение и международный туризм)

3

5,6

100

26

14

12

-

47

экзамен


1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

020401.65 География

020801.65 Экология

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.




Раздел I: Географическое краеведение

19

17

2




10

19

17

2




8

1.

Краеведение как наука и учебная дисциплина.

2

2

-




-

2

2

-




-

2.

История становления и развития краеведения.

3

1

2




-

3

1

2




-

3.

Краеведение и геоэкология.

2

2

-




-

2

2

-




-

4.

Краеведение и туризм.

2

2

-




2

2

2

-




2

5.

Источники краеведения.

2

2

-




-

2

2

-




-

6.

Природа как объект краеведческой деятельности.

2

2

-




6

2

2

-




4

7.

Население как объект краеведческой деятельности.

2

2

-




-

2

2

-




-

8.

Экономика края как объект краеведческой деятельности.


2

2

-




2

2

2

-




2

9.

Поселения как объект краеведческого исследования.


2

2

-




-

2

2

-




-




Раздел II: Историко-культурное краеведение


10

6

4




12

10

6

4




6

10.

История края как объект краеведческой деятельности.


2

2

-




-

2

2

-




-

11.

Искусство края как объект краеведческой деятельности.


2

2

-




4

2

2

-




2

12.

Этнографическое изучение края.

2

2

-




4

2

2

-




2

13.

Специфика развития Кольского Севера. История Мурманской области.


4




4




4

4




4




2




Раздел III: Краеведение и музееведение


9

1

8




4

7

1

6




4

14.

Развитие музееведения и его связь с краеведением.


4




4




-

4




4




-

15.

Школьный краеведческий музей.


4




4




4

4




2




4

16.

Народные краеведческие музеи.


1

1

-




-

1

1

-




-




Раздел IV: Школьное краеведение

8

2

6




18

6

2

4




12

17.

Краеведческий практикум для студентов.

6




6




10

6




4




4

18.

Система краеведческой работы по географии в школе.

1

1

-




4

1

1

-




4

19.

Содержание и формы исследовательской работы учащихся при изучении родного края.

1

1

-




4

1

1

-




4




Итого:

26

14

12

-

47

42

26

16

-

30


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел I: Географическое краеведение

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная...
Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Краеведение основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск