Скачать 148.37 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Поповская общеобразовательная школа» 2012 г. Программа поповского школьного лесничества «Навигатор». Автор: Голоскокова М.И. учитель первой категории МКОУ «Поповская СОШ». Пояснительная записка. Программа предназначена для учащихся 6,7,8,9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 35 часов в год (1 часа в неделю) из них 23 часа практических работ, включающих в себя исследовательские темы и направления по лесоведению. Программа объединения ПШЛ «Навигатор» реализуется на кружке «Лесничество». Программа включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Экологический месячник», «День леса» участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др. Программа включает знакомство с направлениями работы местного лесничества, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности. К проведению занятий привлекаются специалисты ГКУ «Варгашинское лесничество», предлагают тематику исследовательских работ. В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества. Материал кружка актуален для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля и экологического воспитания детей. Цель: воспитать экологически грамотного человека, способного жить в гармонии с природой, способным осознано заниматься природоохранной и лесовосстанавливающей деятельностью. Задачи: - Экологическое образование школьников, воспитание у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды.
Ожидаемые результаты Программа нацелена на следующие результаты: • развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности; • профессиональную ориентацию лесотехнического направления; • ориентацию на трудовую деятельность в родном крае; • привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса; • получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу; • практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы и уходу за ними; • умение проводить опыты по размножению растении разными способами; • умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет; • умение вести разъяснительную природоохранную работу среди населения: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса; • участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли; • участие в экологическом марафоне, участие экологических мероприятиях области, района, школы, научно-практических конференциях школьников ; • воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”. 7. Подведение итогов реализации программы Предусматриваются следующие формы: • выставки; • научно-практические конференции ; • фестивали профессии; •Слеты школьных лесничеств; • районные фестивали творческих работ и проектов «Радуга», «Жар-птица»; • конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита; • конкурсы, соревнования, праздники и т. д.; • научно-исследовательские и проектные работы учащихся. Освоив данную программу, учащиеся должны знать: -основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления; - роль лесных богатств в жизни населения региона; - направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий, - способы природоохранной деятельности учащихся; -правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод. Учащиеся должны уметь: -проводить наблюдения, исследования в природе; -использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования, -распознавать основные породы древесной растительности своей местности; -устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы; -использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона. Тематическое планирование
Содержание программы. Тема 1. Введение (1 часа). Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве»Навигатор», выборы лесничего.
Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (6 часов). Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения. Характеристика методов биоэкологических исследований. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных.Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (4 часа). Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов. Подготовка почвы к посеву семян. Общие требования к проведению данных исследований. Структура исследовательской работы. Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования. Удобрения лесных почв. Анализ качественной изменчивости лесных почв. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений. Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.
Тема 4. Основы лесной таксации (5 часа). Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
Тема 5. Организация лесозаготовок и переработки древесины (7 часов). Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.
Тема 6.Лесовосстановление (5 часа). Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала. Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев.
Тема 7.Охрана и защита лесов (9 часа). Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц. Подведение итогов работы ШЛ.
Подготовка к областному слету школьных лесничеств. Примерные темы опытов:
Темы опытно-исследовательских работ: 1. Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними. 2. Особенности местного леса (экскурсия). Наблюдения за муравейниками. Анализ исследовательских наблюдений. /Построение таблиц, диаграмм, графиков/. 3. Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов. 4. Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования. 5. Удобрения лесных почв. Влияние минеральных удобрений на рост лесных культур. Анализ качественной изменчивости лесных почв. 6. Основные Положения законов «Об охране природы». 7. Охрана леса от пожаров и лесонарушений. Анализ дисбаланса в живой природе. 8. Вредители леса и меры борьбы с ними. 9.Лесные звери и птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы. 10. Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов. 11. Определение птиц в лесу по голосам, внешнему виду, определение животных по следам. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов. 12 Редкие исчезающие животные и растения. Анализ биоэкологического состояния по теме «Экология особей». Список литературы: 1. Атрохин В.Г., Солодулин Е.Д. "Лесная хрестоматия", М.: Лесная промышленность, 1998; 2. "Лесная энциклопедия" в 2-х томах, М.: Советская энциклопедия, том 1 - 1985, том 2 - 1986; 3. Бобров Р.В. "Экзамен на лесничего", М.: Просвещение, 199б г.; 4. Бобров Р.В. "Беседы с лесе", М.: Молодая гвардия, 1982; 5. Гиряев Д.М.; Лемберик И.М.; Рожков О.И. "Юные лесоводы", М.: Агропромиздат, 1988; |
Организация школьного лесничества ... | Проект эколого- просветительского лагеря «Шаг в XXI век» Плотникова Ольга Антоновна, учитель биологии моу сш п. Шапша, руководитель Школьного лесничества «Муравей» | ||
Лесничества «государственный природный заповедник «азас» Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт | Регламент для лесных массивов городских лесов Городского округа «город Якутск» Схематическая карта субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества | ||
Навигатор коррекционно-развивающих программ для работы педагога- психолога доу Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1 | Настройка прибора gps навигатор eTrex Legend изменять не рекомендуется! Включить прибор. Нажмите и удерживайте кнопку power в нажатом положении для включения устройства | ||
Поступления в библиотеку за апрель – июнь 2012 г. Земельный кодекс... Список литературы введение 3 | Урок №18 Раздел: Подцарство Высшие растения Тема: Повторение Отдел... Оборудование: мультимедийное учебное пособие. Навигатор. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Ооо «Дрофа», 2009... | ||
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация работы школьного пресс-центра, школьного интеллектуального клуба, школьной команды квн | ||
Навигатор по литературе 10 класс 2-е полугодие 2014 – 2015 уч год... ... | Образовательная программа «Школьного музея» Автор программы Хапохов М. Г. Руководитель школьного музея | ||
Налоговый навигатор по важнейшим документам, обнародованным во второй... Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет... | Конспекты лекций «научные основы школьного курса биология» Лекция история формирования школьного образования в целом и биологического в частности под влиянием научного познания | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Именно этим вызвана необходимость разработки данной программы. Изменение структуры школьного образования, выделение профильной подготовки,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов... |