Программа поповского школьного лесничества «Навигатор»





Скачать 148.37 Kb.
НазваниеПрограмма поповского школьного лесничества «Навигатор»
Дата публикации25.06.2015
Размер148.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поповская общеобразовательная школа»

2012 г.

Программа поповского школьного лесничества «Навигатор».
Автор: Голоскокова М.И. учитель первой категории МКОУ «Поповская СОШ».


Пояснительная записка.
Программа предназначена для учащихся 6,7,8,9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 35 часов в год (1 часа в неделю) из них 23 часа практических работ, включающих в себя исследовательские темы и направления по лесоведению.

Программа объединения ПШЛ «Навигатор» реализуется на кружке «Лесничество».

Программа включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Экологический месячник», «День леса» участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

Программа включает знакомство с направлениями работы местного лесничества, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.

К проведению занятий привлекаются специалисты ГКУ «Варгашинское лесничество», предлагают тематику исследовательских работ.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

Материал кружка актуален для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля и экологического воспитания детей.


Цель: воспитать экологически грамотного человека, способного жить в гармонии с природой, способным осознано заниматься природоохранной и лесовосстанавливающей деятельностью.
Задачи:

- Экологическое образование школьников, воспитание у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды.

  •  Оказание практической помощи лесхозу в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, содействие специалистам лесного хозяйства в проведении лесохозяйственных мероприятий.

  •  Обучение школьников навыкам исследования природы леса, привлечение их к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем в области охраны природы и лесного хозяйства.

  • Профессиональная ориентация школьников, подготовка из их числа будущих специалистов лесного хозяйства.

  •  Организация и проведение в школе массовых мероприятий природоохранной направленности.

  •  Проведение членами школьного лесничества просветительской работы экологической направленности среди населения.

  •  Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

  •  Развитие навыков по традиционным народным промыслам, связанным с использованием лесных ресурсов.

Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностносмысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

• практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы и уходу за ними;

• умение проводить опыты по размножению растении разными способами;

• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди населения: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

• участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли;

• участие в экологическом марафоне, участие экологических мероприятиях области, района, школы, научно-практических конференциях школьников ;

• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.

7. Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

• выставки;

• научно-практические конференции ;

• фестивали профессии;

•Слеты школьных лесничеств;

• районные  фестивали творческих работ и проектов «Радуга», «Жар-птица»;

• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.;

• научно-исследовательские и проектные работы учащихся. 
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
-основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

- роль лесных богатств в жизни населения региона;

- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

- способы природоохранной деятельности учащихся;

-правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения, исследования в природе;

-использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

-распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

-устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

-использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

Тематическое планирование



Тема

Кол-во час

В то числе

Теор.

Практич.

1.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

3.1

3.2

3.3

3.4

4.1
4.2
4.3


4.4
4.5

5.1

5.2

5.3
5.4
5.5

5.6

5.7

6.1
6.2

6.3

6.4

6.5


7.1

7.2

7.3

7.4

7.5
7.6
7.7


7.8

7.9


Введение (1 часа).

Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Вводная часть. Общее понятие о лесоведении. Подготовка к празднику «День работника леса»

2.Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества

Понятие о лесе и лесных насаждениях.

Роль леса в природе и жизни человека.

Экскурсия «Определение типа леса».

Определение растительных элементов леса.

Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними.

Особенности местного леса (экскурсия). Анализ исследовательских наблюдений. /Построение таблиц, диаграмм, графиков/.

Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. Оформление стенда «Правила поведения в лесу», «Ядовитые растения».

3. Основы лесоводства и лесоведения.

Лесоводство - наука о жизни леса

Практическая работа «Определение древесной породы по листьям, почкам, хвое».

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.

Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов.

Определение основных признаков хвойных и лиственных пород.

Виды и способы рубок.

4. Основы лесной таксации.

Единицы измерения и учета в лесной таксации. Таксация насаждений.

Практическая работа «Ориентировка по местности»

Главнейшие таксационные признаки и элементы леса. Практическая работа «Работа с инструментами»

Практическая работа «Измерение диаметра ствола»

Практическая работа «Измерение высоты дерева»

5. Организация лесозаготовок и переработки древесины.

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности.

Практическая работа «Определение объема леса на корню»

Практическая работа «Определение возраста насаждений»

Понятие о лесном сортименте.

Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов. Практическая работа «Составление коллекции лесных пород своего края»

Умелые руки «Использование отходов деревообработки в своем творчестве»

6. Лесовосстановление.

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян.

Стратификация семян.

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала. П/Р

П/Р «Расчет потребности семян, посадочного материала при определенных схемах посадки».

Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. Экомарафон.

7. Охрана и защита лесов.

Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. П/р «оформление буклета пожарной безопасности».

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Выступление учащихся с сообщениями. (П/р)

Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды.

Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги.

П/р «выявление насаждений зараженных болезнями и вредителями»

Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. П/р «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах»

Правила инвентаризации и охраны муравейников. П/р «Мероприятия по охране муравейников»

Подведение итогов.


1

6

4

5

7

5

9


1

1

3

1

2

2

4


-

5

1

4

5

3

5





итого

35

12

23

 
 Содержание программы.
Тема 1. Введение (1 часа).

Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве»Навигатор», выборы лесничего.

  1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат).


Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды

и богатство человечества (6 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения. Характеристика методов биоэкологических исследований.

Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных.Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

  1. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».

  2. Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

  3. Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».

  4. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения», «Экологические проблемы лесозаготовок и лесопереработки в Курганской области и пути их решения».

  5. Сбор семян сорных растений, диких ягод, заготовка веток и сена для организации зимней подкормки птиц и зверей.


Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (4 часа).

Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов. Подготовка почвы к посеву семян. Общие требования к проведению данных исследований. Структура исследовательской работы. Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования.

Удобрения лесных почв. Анализ качественной изменчивости лесных почв. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

  1. «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

  2. «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки».

  3. Встреча со специалистами лесного профиля.


Тема 4. Основы лесной таксации (5 часа).

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

  1. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и копировкам с них».

  2. «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».


Тема 5. Организация лесозаготовок и переработки древесины (7 часов).

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

  1. Оформление буклетов.

  2. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.

  3. Исследовательская работа «Настоящее и будущее переработки древесины в Курганской области».


Тема 6.Лесовосстановление (5 часа).

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала.

Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев.

  1. «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».

  2. Операция «Семена».

  3. «День птиц».

  4. Операция «Скворечник».


Тема 7.Охрана и защита лесов (9 часа).

Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.

Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц. Подведение итогов работы ШЛ.

  1. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».

  2. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.

  3. Операция «Муравей» для учета и охраны.

Подготовка к областному слету школьных лесничеств.

Примерные темы опытов:

  1. «Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования».

  2. «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области» с указанием конкретных примеров.

  3. «Учет муравейников и мероприятия по их охране».

  4. «Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края».

  5. «Составление схематической карты размещения сырьевых баз ценных лекарственных трав, грибов, ягод».

  6. «Зависимость роста сеянцев от минеральных и органических удобрений».

  7. «Влияние сроков посева семян различных пород деревьев на их всхожесть».

  8. «Размножение ели голубой при помощи семян или черенков».


Темы опытно-исследовательских работ:

1. Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними.

2. Особенности местного леса (экскурсия). Наблюдения за муравейниками. Анализ исследовательских наблюдений. /Построение таблиц, диаграмм, графиков/.

3. Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов.

4. Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования.

5. Удобрения лесных почв. Влияние минеральных удобрений на рост лесных культур. Анализ качественной изменчивости лесных почв.

6. Основные Положения законов «Об охране природы».

7. Охрана леса от пожаров и лесонарушений. Анализ дисбаланса в живой природе.

8. Вредители леса и меры борьбы с ними.

9.Лесные звери и птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы.

10. Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.

11. Определение птиц в лесу по голосам, внешнему виду, определение животных по следам. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.

12 Редкие исчезающие животные и растения. Анализ биоэкологического состояния по теме «Экология особей».

Список литературы:

1. Атрохин В.Г., Солодулин Е.Д. "Лесная хрестоматия",

М.: Лесная промышленность, 1998;

2. "Лесная энциклопедия" в 2-х томах, М.: Советская энциклопедия,

том 1 - 1985, том 2 - 1986;

3. Бобров Р.В. "Экзамен на лесничего", М.: Просвещение, 199б г.;

4. Бобров Р.В. "Беседы с лесе", М.: Молодая гвардия, 1982;

5. Гиряев Д.М.; Лемберик И.М.; Рожков О.И. "Юные лесоводы",

М.: Агропромиздат, 1988;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconОрганизация школьного лесничества
...
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconПроект эколого- просветительского лагеря «Шаг в XXI век»
Плотникова Ольга Антоновна, учитель биологии моу сш п. Шапша, руководитель Школьного лесничества «Муравей»
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconЛесничества «государственный природный заповедник «азас»
Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconРегламент для лесных массивов городских лесов Городского округа «город Якутск»
Схематическая карта субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconНавигатор коррекционно-развивающих программ для работы педагога- психолога доу
Тема и номер урока: «Техника безопасности на уроке химии», урок №1 в практикуме 1
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconНастройка прибора gps навигатор eTrex Legend изменять не рекомендуется!
Включить прибор. Нажмите и удерживайте кнопку power в нажатом положении для включения устройства
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconПоступления в библиотеку за апрель – июнь 2012 г. Земельный кодекс...
Список литературы введение 3
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconУрок №18 Раздел: Подцарство Высшие растения Тема: Повторение Отдел...
Оборудование: мультимедийное учебное пособие. Навигатор. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Ооо «Дрофа», 2009...
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconРабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами»
...
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация работы школьного пресс-центра, школьного интеллектуального клуба, школьной команды квн
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconНавигатор по литературе 10 класс 2-е полугодие 2014 – 2015 уч год...
...
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconОбразовательная программа «Школьного музея» Автор программы
Хапохов М. Г. Руководитель школьного музея
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconНалоговый навигатор по важнейшим документам, обнародованным во второй...
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет...
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconКонспекты лекций «научные основы школьного курса биология»
Лекция история формирования школьного обра­зования в целом и биологического в частности под влиянием научного познания
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Именно этим вызвана необходимость разработки данной программы. Изменение структуры школьного образования, выделение профильной подготовки,...
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск