Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами»





Скачать 209.67 Kb.
НазваниеРабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами»
страница1/3
Дата публикации24.12.2014
Размер209.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1



«Утверждаю»

Директор МБОУ Одинцовской СОШ №1

__________О.В. Романовская
Приказ № ________ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

______________Г.И. Воронова
«____»____________2013 г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей математики

_____________Н.А. Бутникова
Протокол № ___ от

«____» ______________ 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по математике

Тема: «Задачи и уравнения с параметрами»

на 2013 - 2014 учебный год

Класс: 11

Учитель: Воронкова Татьяна Витальевна

Название предмета: математика

Всего часов 34

Количество часов в неделю 1




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В соответствии с концепцией модернизации школьного образования факультативные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.

Необходимость такого курса вызвана несколькими причинами:

  • результаты ЕГЭ 2012-2013 годов приводят к выводу о том, что выпускники испытывают серьезные затруднения при решении уравнений с параметрами.

  • необходимостью формирования логического мышления и математической культуры у школьников;

  • тесной взаимосвязью таких задач с физическими процессами и геометрическими закономерностями;

  • задания абитуриентов почти на 50% представлены подобными задачами, которые и определяют цели данного курса.

Практика работы в школе показывает, что задачи с параметрами и модулем представляют для школьников наибольшую трудность, как в логическом, так и в техническом плане, поэтому уравнения и неравенства, содержащие параметры - это один из труднейших разделов школьного курса математики. В этом случае, кроме использования алгоритмов решения уравнений или неравенств, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить множество тонкостей, спрятанных в задаче. Уравнения и неравенства с параметрами - это тема, где проверяется подлинное понимание материала. И, естественно, что цена задачи резко возрастает, если в нее включен параметр или модуль, или их конфигурация, и возрастает вдвойне, если задание решено не традиционным, шаблонным, а нестандартным, оригинальным способом.

Данный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических задач с параметрами. К сожалению, в школьной программе этим заданиям мало уделяется времени и практикум призван восполнить данный пробел. Одновременно, курс призван, не только дополнять и углублять, знания учащихся, но и развивать их интерес к предмету, любознательность, логическое мышление.

Решение уравнений, неравенств и систем с параметрами и модулем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.

Курс позволяет значительно сократить разрыв между требованиями, которые предъявляет своему абитуриенту ВУЗ и требованиями, которые предъявляет к своему выпускнику школа.

Поэтому, особая установка факультатива - подготовка учащихся к конкурсным экзаменам в ВУЗы соответствующего профиля, и поэтому, преподавание должно обеспечить систематизацию знаний и умений, учащихся на уровне, предусмотренном программой вступительных экзаменов, так как учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются и с другими задачами.

Факультатив рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классе общеобразовательных школ.

Этот курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний, побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую культуру школьников. Воспитательный эффект курса заключается в формировании таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, аккуратность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВА:

  • изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;

  • сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами, как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;

  • научить применять аналитический метод и решение задач с параметрами;

  • научить приемам выполнения изображения на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами;

  • научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике, повышение математической культуры учащихся;

  • привитие навыков употребления функционально-графического метода при решении задач;

  • способствовать подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • лекция;

  • беседа;

  • практикум;

  • консультация;

  • работа на компьютере.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

  • коллективная

  • групповая.


КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

  • тесты.

Требования к знаниям и умениям: в результате изучения курса учащиеся должны уметь

  • решать линейные и квадратные уравнения с параметром;

  • строить графики элементарных функций, и их комбинации, усложненные модулями;

  • решать иррациональные, логарифмические, тригонометрические, показательные уравнения с параметром как аналитически, так и графически;

  • применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач;

  • иметь четкое представление о возможностях функционально-графического подхода к решению различных задач.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь решать линейные, квадратные уравнения и неравенства, система двух линейных уравнений с двумя переменными, несложные иррациональные уравнения с одним параметром при всех значениях параметра;

  • использовать в решении задач с параметром свойства квадратичной и линейной функции;

  • устанавливать свойства функции у = хр, у = и изображать их графики при различных значениях р и п;

  • изображать графики функции у = f(x-a) + b, y = af(bx) по известному графику функции у = f(x);

  • изображать графики функции

и уравнений

по известному графику функции у = f(x);

  • использовать графики функции и уравнений при изображении множеств точек плоскости, заданных неравенствами, системами неравенств;

  • овладеть методами решения задач с параметрами и модулем с использованием графических интерпретаций;

  • осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;

  • владеть техникой использования каждого метода.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: домашние контрольные работы, рефераты и исследовательские работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11 класс (34 часа)

1. Понятие модуля. Решение уравнений по определению модуля (2 часа). Что такое модуль числа? Модули и расстояния. Освобождение от модулей в уравнениях. Методы решения уравнений содержащих несколько модулей. Параллельное раскрытие модулей. Метод интервалов в задачах с модулями. Модули и квадраты.

2. Построение графиков, содержащих знак модуля (2 часа). Графики элементарных функций, содержащие знак модуля, как у аргумента, так и у функции; двойные модули; графики уравнений и соответствий, содержащие знак модуля. Знакомство и работа с компьютерными программами для построения графиков.

3. Решение уравнений с переходом к системе или совокупности уравнений (3 часа). Рациональные уравнения, однородные уравнения, симметрические уравнения, возвратные уравнения. Иррациональные уравнения: простейшие, уравнения с несколькими радикалами, полные квадраты под знаком радикала, замена переменной, посторонние корни, применение свойств функций. Показательные и логарифмические уравнения, тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным.

Основная цель – систематизировать умения в решении рациональных и иррациональных уравнений; сформировать умения решать уравнения указанных видов с параметрами и модулем.

Изучение темы начинается с повторения курса основной школы – решения линейных, квадратных, дробных, иррациональных уравнений. Решению дробных уравнений предшествует введение понятий равносильности. Его появление требует обработки: основное внимание следует уделить процессу осмысления учащимися выполнение преобразований в ходе решения уравнений, приводящих к равносильным уравнениям.

4. Рациональные неравенства с модулем. Обобщенный метод интервалов (2 часа). Решение неравенств методом интервалов. Неравенства с одним модулем. Освобождение от модуля в неравенствах. Способы решения рациональных неравенств: разложение на множители, выделение полного квадрата, приведение к общему знаменателю и алгебраическое сложение дробей и т.д.

5. Простейшие задачи с параметрами (1 час). Понятие параметра. Две основных формы постановки задачи с параметром. Графическая интерпретация задачи с параметром. Методы решения простейших задач с параметрами.

6. Задачи с параметром, сводящиеся к использованию квадратного трехчлена (2 часа). Условия существования корней квадратного трехчлена. Знаки корней. Расположение корней квадратного трехчлена относительно точки, отрезка. Графическая интерпретация.

Основная цель – сформировать представление о методах решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций; научить анализировать исходные данные и на основе анализа осуществлять выбор метода решения.

7. Использование графических иллюстраций в задачах с параметрами (2 часа). Решение задач с помощью построения графиков левой и правой части уравнения или неравенства и «считывания» нужной информации с рисунка. Область определения. Множество значений. Четность. Монотонность. Периодичность. Симметрия графика относительно начала координат или оси ординат в зависимости от четности функции.

8. Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений. (1 час). Демонстрация приёма составления задач с параметром методом «от картинки к задаче».

9. Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств (2 часа). Применение метода оценки левой и правой частей, входящих в уравнение или неравенство. «Полезные неравенства»: сумма двух взаимно обратных чисел, неравенство для суммы синуса и косинуса одного аргумента, неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим положительных чисел.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconКурс по выбору «Уравнения с параметрами»
Программа курса «Уравнения с параметрами» предназначена для углубления знаний по математике и для ознакомления учащихся с методами...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconПрограмма элективного курса уравнения и неравенства с параметрами...
Нередко абитуриенты не могут справиться с простейшими задачами, содержащие параметры, хотя многие довольно сложные задачи без параметров...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconУрок. Тема: «Иррациональные уравнения»
Цель: закрепить умение решать уравнения; способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении уравнений;...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconПрограмма элективного курса по математике «Текстовые задачи с параметрами»
Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconРабочая программа По математике 11 класс
«Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики»,...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconРеферат по математике на тему: «Уравнения с двумя неизвестными в целых числах»
Анализ ситуации: Диофантовы уравнения это актуальная в наше время тема, т к решение уравнений, неравенств, задач, сводящихся к решению...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconУрок в 9 классе (класс с углубленным изучением математики) Тема урока: Задачи с параметрами
Развивающие: развивать логическое мышление, интуицию, умение анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, проводить рассуждения...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconЭкзаменационные вопросы по математике для тп,МХ,ап-06-21. 1 Первообразная...
...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconРешение начально-краевой задачи для нелинейного гиперболического уравнения
Получена формула общего члена последовательности приближенных решений начально-краевой задачи для нагруженного гиперболического уравнения,...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconКонспект урока по математике в 6А классе
Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся, отработать их умения и навыки при решении задач на упрощение выражений, при решении...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconЛекции по математике в университете. Талант юного математика был...
Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: сформировать у учащихся понятия: «уравнение», «линейное уравнение», «корень уравнения», «равносильные уравнения», «одз уравнения»;...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconВнеклассное мероприятие по математике, проведённое во 2-б и во 2-г...
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие, посвящённое математике царице всех наук. Математика очень важная наука, которая...
Рабочая программа факультатива по математике Тема: «Задачи и уравнения с параметрами» iconТема : "Квадратные уравнения"
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск