Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 484.75 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации14.05.2014
Размер484.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЧЕПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УВР директор школы:

_______Е.М. Никонова _____С.Д. Менжулина

Приказ от 01.09.2013 г. № 237

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей предметов

естественно-математического цикла.

Протокол от 29.08.2013 г. № 1

Руководитель:______Т.С. Коровкина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

для 6 класса

на 2013 – 2014 учебный год
Всего часов на учебный год в 6 классе: 35

Количество часов в неделю: 1
СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель географии высшей квалификационной категории

Епишева Людмила Александровна

Пояснительная записка

Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.

Актуальность курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Особенности программы

Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 35 часов, для 6 класса, согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области.

Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музей области, района, памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:

- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;

- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;

- природно-антропогенные ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории;

- географию хозяйственной деятельности области.

Должен уметь:

- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

- уметь анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать:

- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;

- составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 класса
Введение (1 час)

Экскурсия. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.
Тема 1. На какой Земле мы живём (2 часа)

Вклад земляков в развитие знаний о Земле. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности. Современные исследования территории. Интересны люди района (Почётные граждане). Интересны люди села (Почётные граждане).
Тема 2. Планета Земля (2 часа)

Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы. Смена времён года. Особенности своего края. Движение Земли вокруг Солнца. Астрономический год. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.
Тема 3. План и карта (6 часов)

Ориентирование на местности. Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам. План местности. Изображения земной поверхности моего села. Виды изображений местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России. Градусная сетка на карте своего села. Построение профиля своей местности. Построение профиля по горизонталям на плане местности.
Тема 4. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (5 часов)

Изучение форм рельефа, характер залегания горных пород. Профессии, связанные с изучением литосферы. Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня. Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени. Влияние человека на рельеф своей местности. Геологические памятники природы. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
Тема 5. Гидросфера – водная оболочка Земли (6 часов)

Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы. Внутренние воды и рельеф. Описание реки по тематическим картам и типовому плану. Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами. Памятники природы гидросферы родного края. Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.
Тема 6. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (5 часов)

Режим отдельных метеорологических элементов. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой. Погода моей местности. Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек. Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Тема 7. Биосфера – живая оболочка Земли (2 часа)

Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности. Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Воронежской области
Тема 8. Человек на Земле (2 часа)

Из истории заселение территории края. Коренное население. Народы нашего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Урок рекомендуется проводить в школьном музее.

Тема 9. Географическая оболочка (4 часа)

Природный комплекс своей местности. Взаимосвязи компонентов природного комплекса. Природные зоны своей местности Изменение природных зон под влиянием человеком. Культурный ландшафт. Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение».
Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов в 6 классе:

География в моей жизни.

Профессии наших родителей.

Человек интересной судьбы.

План микрорайона школы.

История города в судьбе моей семьи.

Истоки моего родства.

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

Семейная реликвия.

История микрорайона школы в названиях улиц.

Игры народов Воронежской области.

Где родился, там и пригодился.
Календарно-тематическое планирование в 5 классе

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» в 6 классе вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.




Дата

Раздел, тема, количество часов

Воспитательные задачи


Виды и методы воспитательной деятельности

Учебно-образовательные задачи

Виды и

методы учебно-образовательной

деятельности

Формы

работы

Средства обучения

планируемая

фактическая

1









Экскурсия на местности. Организация и обучение приемам практической работы: наблюдения фенологические, метеорологические измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации, работа в группах

Формирование знаний о географическом краеведении. Проведение простейших метеонаблюдений

Информационно-развивающий. Частично-поисковый.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Атлас, календарь погоды, рабочая тетрадь

2







Вклад земляков в развитии знаний о Земле. Имена земляков на карте мира

Коммуникативная

самообразовательная

Преобразование

информации

Формирование знаний о вкладе земляков в развитии знаний о Земле

Информационно-развивающий. Частично-поисковый

Беседа, работа с текстом, работа в парах

Мультимедий-ное приложение, рабочая тетрадь

3







Современные исследования территории Воронежской области

Информационная

самообразовательная

Работа в группах

Формирование знаний о современных исследованиях территории Воронеж. области

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Атлас, рабочая тетрадь

4







Влияние движения Земли. Движение Земли вокруг оси и его следствия. Часовые пояса

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний о форме, размерах и движении Земли

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Учебник, глобус, мультимедийное приложение, презентация

5







Смена времён года. Движение Земли вокруг Солнца.

Ведение фенологических наблюдений

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации, решение задач

Формирование знаний о смене времён года, о движении Земли вокруг Солнца

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Лекция, работа в парах

Учебник, глобус, атлас, физическая карта

6







Ориентирование на местности по компасу и местным признакам

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации, решение задач

Формирование знаний об ориентировании на местности по компасу и местным признакам

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Лекция, работа в парах

Глобус, атлас, физическая карта

7







План местности. Топографический диктант

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации, решение задач

Формирование знаний о плане местности

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Лекция, работа в парах

Рабочая тетрадь, атлас, физическая карта

8







Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними. План школьного двора

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации, решение задач

Формирование умений определять объекты местности по плану, а также направлений, расстояний между ними

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Лекция, работа в парах

Атлас, физическая карта

9







Географическая карта родного края

Информационная

самоорганизационная

Решение задач

Формирование умений работать с географической картой родного края

Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальная работа

Дидактический материал

10







Градусная сетка на карте Воронежской области. Определение географических координат

г. Воронежа

Самообразовательная

Преобразование

информации

Формирование знаний о градусной сетке на карте Воронеж. области. Определение географ. координат

г. Воронежа

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний


Беседа, работа с текстом, работа в группах

Атлас

11







Построение профиля своей местности

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний о поясах освещённости

Информационно-развивающий. Частично-поисковый

Беседа, работа с текстом, работа в группах и парах

Атлас

12







Изучение форм рельефа, характер залегания горных пород. Профессии, связанные с изучением литосферы

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний о формах рельефа, характере залегания горных пород, о профессиях, связанных с изучением литосферы

Информационно-развивающий. Частично-поисковый

Беседа, работа с текстом, работа в группах и парах

Учебник, рабочая тетрадь, атлас

13







Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня

Информационная

самообразовательная

Преобразование

информации

Формирование знаний о минералах и горных породах своей местности

Частично-поисковый


Беседа, индивидуальная работа

Атлас, геологическая энциклопедия, коллекция горных пород

14







Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени

Информационная

самообразовательная

Преобразование

информации

Формирование знаний об особенностях рельефа своей местности и его изменении во времени

Частично-поисковый


Беседа, индивидуальная работа

Атлас

15







Влияние человека на рельеф  своей местности

Коммуникативная

самообразовательная

Преобразование

информации,

решение задач

Формирование знаний о влиянии человека на рельеф своей местности

Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний

Беседа, индивидуальная работа

Атлас

16







Геологические памятники природы

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний о геологических памятниках природы

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний


Беседа, работа с текстом, работа в группах

Геологическая энциклопедия, атлас

17







Внутренние воды родного края

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации,

решение задач, работа в группах

Формирование знаний о внутренних водах родного края

Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний


Беседа, индивидуальная работа

Атлас

18







Внутренние воды и рельеф

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации,

решение задач

Формирование знаний о внутренних водах и рельефе

Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний

Беседа, индивидуальная работа

Атлас

19







Внутренние воды и климат


Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний о внутренних водах и климате

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах, индивидуальная работа

Атлас

20







Практическая работа. Описание реки по атласам Воронежской области

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование умений описывать реки по атласам Воронежской области

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах, индивидуальная работа

Атлас, физическая карта

21







Гидрологические памятники природы

Самообразовательная

Преобразование

информации

Формирование знаний о гидрологических памятниках природы

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах, индивидуальная работа

Атлас, физическая карта

22







Влияние человека на водные объекты своей местности

Самообразовательная

Преобразование

информации

Формирование знаний о влиянии человека на водные объекты своей местности

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Лекция, работа с текстом, работа в группах

Атлас, таблицы

23







Режим отдельных метеорологических элементов

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации,

работа в группах

Формирование знаний о режиме отдельных метеорологических элементов

Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний

Беседа, индивидуальная работа

Календарь погоды

24







Типы погоды моей местности. Обработка метеорологических данных

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации,

работа в группах

Формирование знаний о типах погоды своей местности

Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний

Беседа, индивидуальная работа

Календарь погоды

25







Климат родного края

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации,

работа в группах

Формирование знаний о климате родного края

Частично-поисковый



Беседа, индивидуальная работа

Календарь погоды, атлас

26







Опасные явления в атмосфере

Информационная

самообразовательная

Преобразование

Информации, работа в группах

Формирование знаний об опасных явлений в атмосфере

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Лекция , работа с текстом, работа в группах

Учебник, атлас

27







Взаимосвязь человека и атмосферы

Коммуникативная

самообразовательная

Преобразование

информации




Частично-поисковый.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Учебник, атлас

28







Растительный и животный мир своей местности

Коммуникативная

самообразовательная

Преобразование

информации

Формирование знаний о растительном и животном мире своей местности

Частично-поисковый.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Рабочая тетрадь, атлас, презентация

29







Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Воронежской области

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний об экологических проблемах, биологических памятниках природы и о Красной книге Воронежской области

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Рабочая тетрадь, атлас, презентация

30







История заселения Воронежского края. Формирование границ края

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний об истории заселения Воронежского края, о формировании границ края

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Атлас, таблицы

31







Народы нашего края. Особенности культуры, жилища, быта и их связь с окружающей природой

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации

Формирование знаний о народах нашего края, об особенностях культуры, жилища и быта

Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Атлас, таблицы

32







Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации




Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах

Атлас, таблицы

33







Составление описания природного комплекса своей местности

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации,

решение задач




Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний

Беседа, индивидуальная работа

Атлас

34







Культурные ландшафты своей местности

Самообразовательная

Преобразование

информации




Информационно-развивающий.

Восприятие новых знаний

Беседа, работа с текстом, работа в группах, индивидуальная работа

Атлас

35







Обобщающий урок

Информационная

самоорганизационная

Преобразование

информации,

решение задач




Частично-поисковый.

Обобщение и систематизация знаний

Беседа, индивидуальная работа

Атлас

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЧЕПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УВР директор школы:

_______Е.М. Никонова _____С.Д. Менжулина
Приказ от 01.09.2013 г. № 237
Рассмотрено на заседании ШМО

учителей предметов

естественно-математического цикла.

Протокол от 29.08.2013 г. № 1

Руководитель:______Т.С. Коровкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

для 7 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Всего часов на учебный год в 7 классе: 35

Количество часов в неделю: 1

СОСТАВИТЕЛЬ:

учитель географии высшей квалификационной категории

Епишева Людмила Александровна
Пояснительная записка

Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.

Актуальность курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Особенности программы

Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 35 часа, для 7 класса, согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области.

Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музей области, района, памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:

- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;

- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;

- природно-антропогенные ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории;

- географию хозяйственной деятельности области.

Должен уметь:

- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

- уметь анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать:

- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;

- составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 класса
Тема 1. Географическое положение области (2 часа)

Воронежская область на карте России и мира. Границы нашей территории. Особенности географического положения. Координаты Воронежской области.
Тема 2. Тектоника, геологическое строение, палеогеография (5 часов)

Тектоническое строение Воронежской области. Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период. Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история развития территории. Построение геологического профиля области. Урок – зачет: «Тектоника и геология».
Тема 3. Минеральные ресурсы (4 часа)

Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности. Составление и описание коллекции полезных ископаемых. Урок-зачет: «Полезные ископаемые».
Тема 4. Рельеф (5 часов)

Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки: слабоветвисты, суходолы, оползневые, короткие, древовидные, цирковидные. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, антропогенные. Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района. Составление схемы «Рельеф Воронежской область»
Тема 5. Климат области (5 часов)

Общая характеристика климата Воронежской области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края. Составление схемы «Климат Воронежской области»

Тема 6. Гидросфера (4 часа)

Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Питание и режим рек. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Водохранилища. Проблема малых рек Воронежской области. Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края. Составление схемы «Внутренние воды области».
Тема 7. Население и хозяйство Воронежской области. (5 часа)

Население Воронежской области. География сельского хозяйства Воронежской области. Города Воронежской области их хозяйственная деятельность. География промышленности Воронежской области. Составления авторского варианта герба своего села.
Тема 8. Природные комплексы Воронежской области (5 часов)

Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Лесостепи и степи. Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. Итоговое повторение.
Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов в 7 классе:

Моя минералогическая коллекция.

Живи, родник.

Роль реки Дон в жизни области.

Редкие природные явления (по материалам наблюдений)

Местные признаки предсказаний погоды.

Матушка природа для лечения народа.

Зелёная аптека на балконе.

Мой любимый уголок города.

Деревянное зодчество.

Экологически чистый город будущего.

Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск