Скачать 296.83 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Лаврово Демянского района Новгородской области Экология лесных растений Исследовательская работа Экология аллохорных и автохорных растений садово-парковой зоны МОУ СОШ д. Лаврово Автор работы: Жукова Александра 9 класс Руководитель: Мудрова Любовь Анатольевна, учитель биологии Лаврово 2009 год Содержание
Введение Древесно-кустарниковая флора – один из важнейших компонентов среды и фактор её формирования. Зелёные растения влияют на микроклимат, способствуют повышению ионизации воздуха, создают противошумовой эффект. Во флоре любого населённого пункта встречаются как автохорные (местные) виды, так и аллохорные (пришлые, или адвентивные) виды. Введение в культуру растений, ранее не произраставших в этом районе, называют интродукцией. Растения интродуценты часто обладают привлекательными декоративными характеристиками. Объектом своего исследования мы выбрали природно-исторический памятник – садово-парковую зону МОУ средней общеобразовательной школы д. Лаврово.Местонахождение его – территория МОУ СОШ д. Лаврово, в одном километре на северо-восток от села Полново, в 7 километрах от горы Ореховно (высота 289 м над уровнем моря) и в 38 километрах на юго-восток от районного центра поселка Демянск. Площадь – 2,021 га.Землепользователь – МОУ СОШ д. Лаврово. Парк заложен в XIX веке в имении Успенское. Место это издавна принадлежало дворянскому роду Кемецких. Основательницей общины была Александра Ивановна Кемецкая, получившая имение «сельцо Успенское» в наследство. После своей смерти Кемецкая оставила общине двухэтажный деревянный дом с домовой церковью Успения Божией Матери и 500 десятин земли. В 1893году при общине открылась церковноприходская школа. К началу ХХ века здание бывшего дома Кемецкой обветшало и было заменено на ныне существующее кирпичное. В августе 1907 года состоялось торжественное открытие монастыря. В монастыре было большое хозяйство: коровы, лошади, огороды, сад, пасека. Обитель расположена в красивом месте на берегу Селигера. Парк из вековых деревьев украшал её, придавал торжественный и основательный вид. Остатки парка сохранились до сих пор. Со стороны дубовой аллеи находились Красивые ворота, или, как их называли, Святые. Со стороны берёзовой аллеи была арка. После революции обитель закрыли. Затем в 1927 году в зданиях монастыря была образована коммуна «Красное знамя». В 1929 году открылась школа колхозной молодёжи, и с этого времени началась история МОУ СОШ д. Лаврово. Парк находится берегу озера Селигер и располагается на дерново-подзолистых почвах. Парк сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны (проходила линия фронта), а также от сложившихся неблагоприятных климатических условий (сильные морозы в зимы 1955/56, 1966/67 и 1978/79 гг.). И все же парк не потерял своей ценности и постоянно обновляется. 1960-е годы – заложены липовые аллеи. 1986 год – новый яблоневый сад. 1988 год – аллея из вишнёвых деревьев. 1995 год – аллея из клёнов и берёз. 2001 год – аллея из сосен. 2005 год – аллея из сливовых деревьев. Проблема: мы часто гуляем в парке, но не знаем видовых названий растений, а также нам не известно какие из них являются автохорными и интродуцентами. Цель исследования: выявить интродуктивные виды в составе древесной флоры садово-парковой зоны МОУ СОШ д. Лаврово. Предмет исследования: деревья садово-парковой зоны МОУ СОШ д. Лаврово. Задачи исследования:
Гипотеза: Выявить интродуктивные виды можно будет если:
Сроки выполнения работы: сентябрь 2009 года. Введение в систематику. Задачи систематики. Познанием бескрайнего разнообразия растений занимается наука систематика. Её основной задачей является разделение растений на группы по степени их родства, т.е. классификация. Таксономические (систематические) категории и таксоны – важнейшие понятия систематики. Под таксономическими категориями подразумевают определённые уровни в иерархической классификации, полученные в результате последовательного подразделения множества на слагающие его подмножества. Согласно правилам ботанической номенклатуры основными таксономическими категориями считают вид (species), род (genus), семейство (familia), порядок (ordo), класс (сlassis), отдел (divisio), царство (regnum). При необходимости используют и промежуточные таксономические категории, например подвид (subspecies), подрод (subgenus), подсемейство (subfamilia), надпорядок (superordo), надцарство (superregnum) и некоторые другие. В отличие от абстрактных таксономических категорий таксоны конкретны. Таксонами принято называть реально существующие или существовавшие группы организмов, отнесенные в процессе классификации к определенным таксономическим категориям. Например, ранги рода или вида являются таксономическими категориями, а род Яблоня (Malus) и вид яблоня домашняя, или культурная (Malus domestica) —два конкретных таксона. Первый таксон охватывает все существующие виды рода яблоня, второй — все особи, относимые к виду яблоня домашняя. Научные названия всех таксонов, относящиеся к таксономическим категориям выше вида, состоят из одного латинского слова, т. е. униноминальны. Для видов начиная с 1753 г. — даты выхода в свет основополагающей книги К. Линнея «Виды растений» — приняты биноминальные названия, состоящие из двух латинских слов. Первое обозначает род, к которому относится данный вид, второе — видовой эпитет: например, бузина черная — Sambucus racemosa, ольха серая — Alnus incana, ландыш майский — Convallaria majalis. Принятое в ботанике правило давать видам растений двойные названия известно как бинарная номенклатура. Введение бинарной номенклатуры — одна из заслуг К. Линнея. Таблица 1 Таксономические категории (ранги таксонов) и таксоны (на примере черёмухи)
Правила определения растения. Для определения растений используют «Определители растений», с помощью которых можно достоверно узнать имена интересующих растений, обитающих в том или ином регионе. Все определительные таблицы-ключи как для определения семейства, так и родов каждого семейства, построены по дихотомическому принципу. Этот принцип основан на сравнении признаков, рассматриваемых альтернативно (взаимоисключающе), поэтому каждая ступень определительной таблицы-ключа содержит тезу (набор определительных признаков) и антитезу (набор признаков прямо противоположного значения). Тезы имеют порядковый номер, антитезы набраны с новой строки и начинаются знаком тире. Цифра в конце каждой тезы или антитезы обозначает номер ступени, к которой следует обращаться для дальнейшего определения. Определяющий должен внимательно прочитать тезу и антитезу и решить, к тезе или антитезе подходят признаки определяемого растения. От этого зависит переход к следующей ступени, номер которой указан в конце строки. Очень важно тщательно рассмотреть и установить признаки, по которым расходятся теза и антитеза. Успех определения в значительной мере зависит именно от этого. Растения можно определять непосредственно в природной обстановке и по гербарию. Живое растение определять легче, так как детали строения и особенно окраска цветков и других органов видны лучше. Методика проведения исследования Использованные методы исследования При выполнении работы мы использовали следующие методы:
( Изучали растения на местности, фотографировали исследуемые деревья, произвели количественный учёт каждого вида древесного растения);
(Работа со справочной литературой, определителями для уточнения видовой принадлежности и систематического положения растения, а также для определения типичного ареала произрастания).
(Определили автохорные (местные) виды и интродуценты, сделали выводы о сохранности интродуцентных видов). Основная часть. Этапы работы.
Описание деревьев садово-парковой зоны МОУ СОШ д. Лаврово Пихта сибирская В природе встречается на востоке и северо-востоке европейской части России, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Алтае и в Саянах. Живет 100–150 лет. Дерево высотой до 30 м и диаметром ствола до 0,5 м, крона узкоконическая. Хвоя плоская длиной 2–2,5 см, мягкая. Шишки длиной 5–10 см, толщиной 2–4 см. Шишки прямостоячие, овальные или цилиндрические, чешуи расположены спирально. Чешуи при созревании спадают со стержня шишки. Древесина лишена смолистости. Кора темно-серая, гладкая, тонкая. Пора семеношения наступает в 40–70 лет. Клён остроли́стный, или платанови́дный, или платаноли́стный Распространен в России в европейской части. Растёт в лесах, обычно как примесь. Листопадное дерево высотой 12-28 м с широкой, густой шаровидной кроной. Кора молодых деревьев гладкая, серо-коричневая, с возрастом темнеет до почти чёрной и покрывается длинными, узкими, переплетающимися продольными трещинами. Ветви крепкие, широкие, направлены вверх; коричневые либо красновато-серые, с терминальной (верхушечной) зелёной почкой в виде тюрбана с крупными почечными чешуйками. Листья простые, супротивные, с 5-7 зазубренными, крупнозубчатыми лопастями, на концах лопастей заострённые, голые, до 18 см в длину. В верхней части тёмно-зелёные, снизу более бледные, осенью приобретают жёлтую или оранжевую окраску и затем опадают. Из черешков листьев и жилок сломанного листа выделяется характерный молочного цвета сок. Цветки душистые, голые, яркие, желтовато-зелёные, собраны в щиток из 15-30, появляются в первой половине мая до и во время распускания листьев. Клён остролистный — двудомное растение, то есть мужские и женские цветки обычно распускаются на разных деревьях. Опыляется насекомыми. Плод представляет из себя двойную крылатку, распадающуюся на два односемянных невскрывающихся плодика, с двумя длинными (3,5-5,5 см) расходящимися под тупым углом или почти горизонтально крыльями, которые способны уносить семя на большое расстояние. Семена голые, с крупным зелёным свёрнутым зародышем, без эндосперма, приплюснутые, созревают в конце лета и могут оставаться на дереве в течение зимы. Плодоношение обильное и ежегодное, в России — в сентябре. Первые 3 года растёт довольно быстро, годовой прирост молодого дерева иной раз достигает метра, плодоносить начинает через 17 лет. В природе живёт до 150 лет. |
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Исследовательская работа Номинация: «Ботаника и экология растений»... Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Программа кружка «Экология растений» для детей 12-14 лет Трефилова Раиса Поликарповна Программа «Экология растений» направлена на развитие познавательного интереса детей, расширение кругозора, воспитание ответственного... | Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | ||
Исследовательская работа Выполнял Причины отказа от гидропонного метода выращивания растений в Советском Союзе и в современной России | Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | ||
Фи ученика Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа... | Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | ||
Исследовательская работа «этот удивительный мир. Необычные цветы кактусы» Работу Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран | Реферат «Я хочу рассказать о…Юрии Борисовиче Левитане». 8-в класс... Проектно – исследовательская работа «Вихрь чувств в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | ||
«Детский эколого-биологический центр» исследовательская работа Земле, но и будущему самого человека. За последние 100 лет человек настолько изменил природу планеты, что многие виды животных и... | Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает... | ||
1 Конференция проводится в форме (конкурсных) презентаций ученических... Школьном этапе традиционной краевой межкадетской научно-практической конференции «Дети в мире науки» | Общая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-... Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная... | ||
Среднего профессионального образования Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,... | Жанры исследовательских работ школьников Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа".... |