Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа





Скачать 118.61 Kb.
НазваниеПриказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа
Дата публикации07.07.2015
Размер118.61 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопокровская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор школы:

М.А.Царёва_________

Приказ 67-о от 01.09.2014г

Программа

дополнительного образования

«Экология родного края»

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 11-15 лет

Составитель:

Андреева Светлана Алексеевна, учитель химии и биологии

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от « 28» 08. 2014г

с.Новопокровка

2014-2015г

Пояснительная записка.
Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природы родного края. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристскими навыками и умениями. Экология, туризм и краеведение  - это части  единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно.  Если в походах и экскурсиях  не ведётся краеведческая и экологическая работа, то туризм теряет  своё воспитательное значение и даже может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности ребёнка Внеклассные туристско-краеведческие занятия дают возможность кружковцам лучше узнать и изучить свой край, помогают усвоить школьную программу по географии и биологии, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.

Программа кружка рассчитана на учащихся V—VII классов(1 час в неделю всего 34 часа), возраст 11-13 лет. В походах дети изучают местность родного края, всё это должно быть связано с посильной общественно- полезной работой: поиск полезных ископаемых, изучение местных рек и озер, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон — выявление экологической нагрузки и прогнозирование, составление топографических карт; охрана и преобразование природы края.

Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, должны закрепляться в однодневных походах. Материалы экскурсий и походов оформляются для пополнения школьных кабинетов и используются на уроках географии, биологии, истории . Для закрепления эколого-туристских знаний и умений необходимо провести выездные и заочные экскурсии по районному и областному краю. При проведении занятий демонстрируются диафильмы и кинофильмы, заочные путешествия и экскурсии по музеям района и города. Большую помощь в выборе маршрута, проведении экскурсии могут оказать областные и городские станции юных туристов. В организации краеведческой и природоохранительной работы — общества охраны природы и другие организации.

Цели и задачи программы

Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, повышение мотивации к творческому развитию и профессиональному самоопределению личности.

Задачи программы - помочь ребенку сделать осознанный выбор, более четко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.

Кроме того, данная программа предусматривает решение конкретных задач в следующих областях воспитания и образования.

В области образования:

расширить и углубить знания обучающихся, которые дополняют школьную программу, по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;

научить умению и навыкам работы с картой и компасом;

научить специальным знаниям по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

познакомить с проблемами экологии и охраны природы родного края.

В области воспитания:

содействовать гармоничному развитию личности, совершенствовать духовные и физические потребности;

формировать жизненную самодеятельность и волевые качества; гуманное отношение к окружающей среде;

способствовать выработке организационных навыков, умению вести себя в коллективе.

Формы и методы реализации программы:

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

поисково-исследовательский – самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т. д.;

метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

метод контроля - врачебный самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, рост динамики спортивных показателей;

метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, экологического, физического, эстетического воспитания.

Для реализации данной программы обучения могут использоваться разнообразные формы обучения:

проведение походов

проведение экскурсий, конференций, краеведческих викторин и т.д.;

организация туристско-оздоровительных лагерей.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы обучения, прирост достижений, участие в походах, соревнованиях при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых подростков.
Календарно – тематическое планирование дополнительного образования «Экология родного края» (1 час в неделю, всего 34 часа)



п.п.

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Дата

план

Дата факт

1.

Туристские возможности своего края

2

2

-







2.

План местности

3

1

2







3.

Метеорологические наблюдения

2

1

1







4.

Фенологические наблюдения

2

1

1







5.

Растительность своего края

3

1

2







6.

Животные своего края

3

1

2







7.

Рельеф своего края

2

1

1







8.

Горные породы и полезные ископаемые

2

1

1







9.

Воды своего края

2

1

1







10.

Охрана природы

3

1

2







11.

Прошлое своего края

2

1

1







12.

Народы своего края

2

1

1







13.

Туристская техника

4

1

3







14.

Подведение итогов

2

-

2







Всего:




34

14

20








Содержание программы:

1. Туристские возможности своего края. Знакомство с картой своей республики  Маршруты возможных походов.

2. План  местности. Компас, устройство компаса. Определение сторон горизонта. Условные знаки топографических карт. Масштаб  План местности. Азимут. Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Вычерчивание плана местности.  Чтение топографических карт. Движение по азимуту.  Ориентирование по плану маетности.

3. Метеорологические наблюдения. Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.  Наблюдения за  погодой. Знакомство с приборами: термометр, барометр, флюгер, гигрометр, осадкомер.  Назначение и устройство этих приборов. Практические занятия. Организация регулярных наблюдений за погодой, ведение календаря наблюдения за погодой. Вычерчивание графика температур, диаграммы осадков, розы ветров.

4. Фенологические наблюдения. Времена года, сезонные изменения в природе. Наблюдения за растениями и животными  своей местности. Практические занятия. Организация фенологических наблюдений, ведения дневников  наблюдения за сезонными изменениями  в природе. Экскурсии в природу территория школьного двора.

5. Растительность своей местности. Растения луга, леса, водоёмов. Значение леса. Редкие и исчезающие растения. Лекарственные  растения. Практические занятия. Поход в природу  Сбор гербария, фотографирование, зарисовки. Работа с микроскопом.

6. Животные своего  края. Животные луга, леса, водоёмов. Жизнь насекомых. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие своей местности. Охраняемые животные. Практические занятия. Экскурсии в краеведческий музей г. Томск.  Фотографирование, зарисовки, описание.

7. Рельеф своего края. Основные формы рельефа, особенности рельефа своей местности: горные хребты, вершины, пещеры, каньоны, речные долины. Практические занятия. Экскурсии в Кожевниково Фотографирование, зарисовки, составление и вычерчивание схем, планов местности, высотных графиков.

8. Горные породы и полезные ископаемые своего края. Осадочные, магматические, метаморфические горные породы, минералы. Полезные ископаемые, их использование и значение для экономики. Почвы, охрана почв. Практические занятия. Определение образцов горных пород и минералов, Экскурсии к геологическим обнажениям, на карьер, сбор коллекции горных пород и минералов своей местности. Изучение и зарисовка почвенного разреза.

9. Воды своей местности. Главные реки и их притоки, малые реки своего края. Особенности рек: исток, устье, режим, питание, скорость течения, падение, уклон, расход воды, твёрдый сток, хозяйственное использование. Озёра, пруды, водохранилища, подземные воды, их значение. Практические занятия. Изучение и описание малых рек, определение скорости течения реки, расхода воды, наблюдение за годовым режимом реки. Экскурсии в Кожевниково- река Обь.

10. Охрана природы. Правила поведения  в природе. Заповедники, заказники, национальные парки. Охраняемые растения и животные своей местности. Экскурсия в Томский ботанический сад. Практические  занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора, расчистка родников.

11. Прошлое своего края. История своего края от древнейших времён до  наших дней. Моя родословная, история моей семьи, генеалогическое дерево рода. История моей улицы, моего посёлка, города. Памятники истории и культуры своего края. Практические занятия. Сбор материала по истории семьи, посёлка, вычерчивание генеалогических деревьев своего рода, запись воспоминаний участников событий, охрана памятников. Экскурсия в Новопокровский поселковый музей.

12. Народы своего края. Знакомство с народами, населяющими свой край.  Устное народное творчество: легенды, сказки, поговорки, пословицы, загадки. Культура и быт народов. Обычаи, обряды, традиции. Народные песни, танцы.  Композиторы своего края. Произведения писателей и поэтов своего края. Наш край в изобразительном искусстве. Практические занятия. Разучивание песен, стихов, танцев народов своего края, выступление с концертами  Запись народных обрядов, знакомство с бытом, народными промыслами, посещение выставок, концертов, чтение литературных произведений.

13. Туристская техника. Техника безопасности  в походе. Медицинская подготовка туриста. Личное и групповое снаряжение, питание в походе. Привалы. Практические занятия. Меры противопожарной безопасности. Однодневные походы,  Участие в туристских слётах и соревнованиях.

14. Подведение итогов работы. Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Изготовление наглядных пособий для школьных кабинетов. Изготовление отдельных экспонатов для Новопокровского музея. Организация выставок.


Воспитанники должны знать

Воспитанники должны уметь

  • порядок организации и проведения походов

  • правила поведения вне населенных пунктов;

  • вопросы экологии, туризма;

  • основы туристской техники;

  • основы топографии и ориентирования;

  • иметь общее представление об истории родного края , его географических особенностях;

  • иметь общие представления о доврачебной медицинской помощи.

  • передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

  • организовывать походный быт, составлять раскладку продуктов для проведения походов

  • преодолевать естественные несложные препятствия;

  • ориентироваться по карте и компасу на несложной местности;

  • оказывать элементарную медицинскую помощь.

  • порядок оформления проведения походов ;

  • способы преодоления естественных препятствий;

  • несколько туристических песен;

  • лекарственные растения, которые можно использовать в походе.

  • передвигаться по дорогам, тропам, пересеченной местности в составе группы;

  • организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для походов;

  • владеть приемами самостраховки;

  • ориентироваться по компасу и карте;

  • участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма.






Список рекомендуемой литературы
1. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростовский университет, 1988.
2. Энциклопедия туриста. - М., БРЭ, 1993.
3. Берман А.Е. Юный турист. - М., ФиС, 1977.
4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 1988.
5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1990.
6. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986. 
7. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 1988. 
8. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 1988.
9. Куприн А.М. Занимательная картография. - М., Просвещение, 1989.
10. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., Просвещение, 1981,
11. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 1985.
12. Остапец А.А. На маршруте туристы-следопыты. - М., Просвещение, 1987. 
13. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. - М., ЦДЮТур России, 1995.
14. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 1996. 
15. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., ЦДЮТур России, 1997. 
16. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. - М., ЦДЮТур России, 1996. 
17. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур России, 1995.
18. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур России, 1996.
19. Шибаев А.С. Переправа. - М., ЦДЮТур России, 1996.
20. Шибаев А.С. В горах, - М., ЦДЮТур России, 1996. 
21. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени. - М.,  ЦДЮТур России, 1996.
22. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТур России, 1997. 
23. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков, - М., ЦДЮТур России, 1997. 
24. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М., ЦДЮТур России, 1997.

Литература для учащихся.

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

  5. Экология растений. А.М. Былова Москва изд. Вентана-Граф 2009г.

  6. Экология животных.. В. Г. Бабенко Москва изд. Вентана-Граф 2009 г.

  7. Экология и здоровый образ жизни. В.В. Балабанова Волгоград изд. Учитель 1997г.

  8. Экологические праздники для детей. Л.П. Молодова Москва изд. ЦГЛ 2010г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconПриказ №52/5 «30» июня 2014г. Принято на педагогическом совете 28. 06. 2014г
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconО санитарно-эпидемиологической обстановке на территории Белгородской...

Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconПлан работы учителей начальных классов и татарского языка и литературы...
«“Шәриф Камал” Маштеева З. Д. 26. 02. 2014 11. 35-12. 15 4 Беседа «Наша Армия сильна»
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа icon«22» августа 2014г. «26» августа 2014 года Приказ №101 от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconСправка о проведении недели естественно-научных предметов
В соответствии с планом работы школы и мо учителей в школе проводилась неделя естественно-научного цикла с 20. 01. 2014г -25. 01....
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа icon3-4уроками 1кл. 20мин.,2-4кл. 20мин., 5-9кл. 20мин
Учебный год начинается для 1-9классов со 2 сентября 2013г и заканчивается для 1-4кл 23мая 2014г., 9класс учебные занятия заканчиваются...
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа icon«22» августа 2014г. «26» августа 2014 года Приказ №101от
Пасечник В. В., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р....
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconОб осуществлении контроля успеваемости
Фз с внесенными изменениями Федеральным законом от №11-фз от 03. 02. 2014г., Устава школы, должностных инструкций учителей, требований...
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconУрок (занятие) «Здоровые дети в здоровой семье»
Олимпийских игр в городе Сочи, образовательные организации г. Саяногорска в срок с 03. 02. 2014г по 20. 02. 2014г провели уроки (занятия)...
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconДоклад о состоянии и результатах деятельности 2014г. Общая характеристика...
В 2013 году лицей прошёл государственную аккредитацию, подтвердив свой статус (лицензия №64868 от 29 июля 2010г., серия ро №007907,...
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconПриказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети»
«Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей...
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconПриказ от 17февраля 2014г. №234-а ст-ца Каневская о проведении межрайонного семинара
Краснодарского края от 10. 10. 2013г №6149 о мерах поддержки малокомплектных (условно малокомплектных) школ Краснодарского края,...
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа icon«средняя общеобразовательная школа №99»г. Перми публичный доклад...
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №99 г. Перми
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconПриказ №5 от 20. 02. 2014г Изменения в учебный план творческих объединений...
Срок действия: бессрочно. Учебный план отражает направленность и содержание обучения конкретных объединений рцдо, данные по срокам...
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconПлан проведения на территории Никифоровского района месячника безопасности...
Никифоровского района месячника безопасности дорожного движения с 01. 04. 2014 г по 01. 05. 2014г
Приказ 67-о от 01. 09. 2014г Программа iconПлан мероприятий мбук «мцбс первомайского района» по участию во Всероссийской...
Всероссийской экологической акции «Дни защиты от экологической опасности» на период с 04 по 15. 06. 2014г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск