МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ МО СПО «КИК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
по профессии среднего профессионального образования
социально - экономического профиля
2013 г. Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины «География» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Разработчик: ГАОУ МО СПО «Кандалакшский индустриальный колледж».
ОДОБРЕНА
| Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программой учебной дисциплины «География» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
| предметной (цикловой) комиссией
| преподавателей гуманитарных дисциплин
| Протокол № 2 от «03» октября 2013 г.
|
|
| Председатель _________ /М.В.Сапожникова/
| Заместитель директора
|
| по УПР ______________ /В.В.Костюкевич/
|
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7
| условия реализации учебной дисциплины | 13
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы учебной дисциплины «География» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «География» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
• сопоставлять географические карты различной тематики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента - 58 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка - 39 часов;
лабораторно-практические занятия – 24 часа;
самостоятельная работа студента - 19 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 58
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 39
| в том числе:
|
| практические занятия
| 24
| Внеаудиторная самостоятельная работа (всего)
| 19
| Итоговая аттестация в форме контрольной работы
|
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| 1/1
| География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы
| 1
| 1
| Тема 1.
Источники географической информации
| 1/2
| Географическая карта – особый источник информации о действительности.
Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения
| 2
| 1
| 1/3
| Практические занятия
Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме.
| 1-2
| Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя.
| 1
|
| Тема 2.
Политическая карта мира.
| 1/4
| Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.
Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.
Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.
Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты
| 2
| 1
| 1/5
| Практические занятия
Знакомство с политической картой мира.
Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов.
Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории.
Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям
| 2
| Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя.
| 1
|
| Тема 3.
География населения мира
| 1/6
| Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.
Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.
| 3
| 1
| 2/8
| Практические занятия
Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.
Сопоставление культурных традиций разных народов.
| 2
| Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, конспекта.
Реферат
| 2
|
|
Тема 4.
География мировых природных ресурсов
| 1/9
| Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
| 3
| 1
| 2/11
| Практические занятия
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства
| 2
| Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, конспекта.
| 1
|
| Тема 5.
География мирового хозяйства
| 1/12
| Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.
| 10
| 1
| 1/13
| Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
| 2
| 1/14
| Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
| 2
| 7/21
| Практические работы
Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
| 2
| Самостоятельная работа: проработка СМИ с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, конспекта.
| 5
|
| Тема 6.
Регионы и страны мира
| 2/23
| Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
| 10
| 1
| 1/24
| Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения
| 2
| 7/31
| Практические занятия
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
| 1-2
| Самостоятельная работа: проработка СМИ, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, рефератов.
| 5
|
| Тема 7.
Россия в современном мире (повторительно-обобщающий)
| 2/33
| Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
| 4
| 1
| 2/35
| Практические работы
Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами.
Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами
| 2
| Самостоятельная работа: проработка СМИ, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, рефератов.
| 2
|
| Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
| 1/36
| Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
| 3
| 1
| 2/38
| Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества.
| 2
| Самостоятельная работа: проработка СМИ, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, конспекта.
| 2
|
| Контрольная работа
| 1
|
| Всего:
| 39+19с/р
|
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Атлас - экономическая и социальная география мира» - 15 шт.;
комплект контурных карт - 15 шт.
плакаты (Физическая карта мира, Политическая карта мира, Субрегионы зарубежной Европы, Природные условия и ресурсы России).
Технические средства обучения:
ПК,
видеопроектор,
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Максаковский В.П. География. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для учреждений начального и профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2005.
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2005.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2005.
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.,2005
Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ПРПО. - М., 2008.
Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008
Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. - М., 2007.
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М„ 20005.
Атлас экономической и социальной географии мира. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.
12. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 ич. 2.-М., 2005.
13. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6- 10 кл. - М., 1997.
Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2007.
Интернет-источники:
Экономико-географическое расположение России Форма доступа: http://geography.kz/slovar/ekonomiko-geograflcheskoe-polozhenie-rossii/
География России Форма доступа: http://geography.kz/rossiya/
Экономическая география Форма доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153191/
Экономико-географические карты. Форма доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/bse/l 53186/%D0%AD%D0%BA%D0%BE% D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE
Географический атлас учителя средней школы. Большой атлас географических карт России и мира. Атлас карт по географии для учителя и ученика. Форма доступа: http://kontur-map.ru/geographical_atlas_scool_techer_579244.html
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики.
|
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление реферата, информационного сообщения).
4. Итоговая аттестация в форме контрольной работы.
|
|