муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90 городского округа Самара
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей естественного цикла
___________
( подпись)
от 29.08.2014г.
протокол № 1
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Л.И. Осокина
( подпись)
«30» августа 2014г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ№ 90
г.о. Самара
___________ Л.И. Точилина
( подпись)
«30» августа 2014г.
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии для 10 класса
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
С использованием программы
10 класс. Базовый уровень. Москва, издательский дом Дрофа. 2013.
К учебнику Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. Экономическая и социальная география мира. 2013.
Составил учитель: Учускина Елена Владимировна (учитель 1 категории)
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90 городского округа Самара
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей естественного цикла
___________
( подпись)
от 29.08.2014г.
протокол № 1
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Л.И. Осокина
( подпись)
«30» августа 2014г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ№ 90
г.о. Самара
___________ Л.И. Точилина
( подпись)
«30» августа 2014г.
| Календарно-тематическое планирование учебного материала
на 2014/2015 учебный год Предмет География Класс 10 А Б Учитель Учускина Е.В. Количество часов по учебному плану 34
Количество часов по программе 34
Количество недельных часов 1
Программа (государственная, авторская, название, год издания, издательство)
10 класс. Базовый уровень. Москва, издательский дом Дрофа. 2013.
Учебный комплекс для учащихся (автор, год издания):
Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. Экономическая и социальная география мира. 2013.
Наличие методических разработок для учителей:
Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы. Москва, Просвещение. 2011.
Поурочные планы. Часть 1 и 2. Волгоград. Изд. Учитель. 2012.
Методическое пособие 10 класс. С.Б.Лавров. Москва. Дрофа. 2012.
Тесты 10 класс. Саратов. 2011.
ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 класс (базовый уровень) (34часов 1 час в неделю) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
Рабочая учебная программа составлена на основе учебника для 10 класса (Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М.: Дрофа, 2010.)
Нормативную базу преподавания данного учебного предмета составляют следующие документы:
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Сборник нормативных документов, М.;Дрофа , 2011.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2013;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи:
Основной целью изучения данного курса является сохранение и углубление тех знаний о географии России и географии современного мира, которые уже есть у учащихся. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на решение следующих задач:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Место предмета в базисном учебном плане
В программу включены некоторые традиционные разделы курса «Экономическая и социальная география мира». В процессе преподавания нового курса «География мира» больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, подготовка рефератов и т. д., что и определяет ведущее место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего развития.
Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций заключается в том, что предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения. Однако будущим географам, для того чтобы сдать экзамен по географии при поступлении в вуз, будет необходима дополнительная специализация по разделам социальной и экономической географии России и мира. При этом основная нагрузка при подготовке будет связана с запоминанием массы статистических показателей, центров добычи полезных ископаемых, степени обеспеченности ресурсами различных стран и регионов мира, закономерностей размещения промышленных предприятий по территории отдельных стран и т. д. Именно этот географический материал дается в содержании нового курса «География мира» в строго ограниченном объеме, и знание этого материала не подлежит оценке при проведении мониторинга географических знаний. Учащиеся готовятся прежде всего к тому, чтобы уметь найти и проанализировать необходимые статистические материалы, прочитать экономические карты, показывающие размещение природных ресурсов, промышленных предприятий, хозяйственную специализацию территорий и т. д.
Новизна данной учебной программы заключается в том, что программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Программа подготовлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (уровень А). За основу взят также примерный учебный план общеобразовательных учреждений с русским (родным) языком обучения для таких профилей, как общеобразовательный, гуманитарный, физико-математический, естественный, технологический.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Содержание учебного предмета
Географическая картина мира (1 час)
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Природа и человек в современном мире (3 часа)
Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира. Классификация природных ресурсов. Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева.
Население мира (5 часов)
Численность населения мира и динамика изменения численности. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика. Половой и возрастной состав населения. Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения. Миграции населения. Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества.
Крупнейшие расы и народы мира. Языковые семьи и их распространение по территории мира. Теория этногенеза. Л. Н. Гумилев и его работы по этногенезу. Население и окружающая среда. География и культура.
География мирового хозяйства (5 часов)
Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств.
География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Промышленность и окружающая среда. Структура и география мирового сельского хозяйства. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда. География международного туризма.
Многоликая планета (9 часов)
Основные этапы формирования политической карты мира. Общее количество стран современного мира и их типология. Основные критерии выделения различных типов стран.
Государственный строй, основные формы правления и административно-территориального устройства стран мира.
Различия в географическом районировании мира. Понятие о географическом регионе. Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет».
Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и народов Северной, Западной, Восточной и Южной Европы. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.
Страны и народы зарубежной Азии. Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны — члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН.
Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. ОАЕ.
Страны и народы Северной Америки. Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона. НАФТА.
Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности Бразилии и Аргентины. ЛАИ.
Страны и народы Австралии и Океании.
России в современном мире (6 часов)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования.
Население России. Количественные и качественные характеристики населения. ИРЧП и его значение для оценки качества жизни населения.
Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику. Географические аспекты основных социально-экономических проблем России. Важнейшие особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, их изменение в условиях становления рыночных отношений.
Насущные проблемы человечества (3 часа)
Понятие о глобальных проблемах человечества. Глобальные проблемы и пути их решения. Стратегия устойчивого развития. Глобальные изменения и география. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
|