Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №65»
«Утверждено»
Педагогическим советом
Протокол от
___________ 2013 г. №____
Введено приказом от
___________2013 г. №_____
Директор школы
__________ Мартынова С.В. Рабочая программа
по предмету
география
Для 9 класса ( 0,27 часов в неделю, 10 часов в год) Составитель: Ахметова Т.И.
учитель географии
I квалификационная категория «география» «Согласовано»
Заместитель директора Ахметова Т.И. от _______2013г. «Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от ___ _________ 2013 г. № ____
руководитель МО _________ Ахметова Т.И. г. Набережные Челны
2013 г.
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса Рабочая программа учебного курса географии для 9 класса основного общего образования составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по географии для 8-9 классов (базовый уровень);
Примерной программы по географии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень);
Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного)
общего образования в заочной форме, утверждённого приказом Министерством образования и науки Республики Татарстан от
27 марта 2009 года № 782/09 «Об утверждении базисных и примерных учебных планов для вечерних (сменных)
Общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования в очной и заочной формах»;
Законов РФ и РТ «Об образовании»;
Учебного плана МБОУ «Открытая (сменная) школа №65» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2013-2014
учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 27 августа 2013 года).
Программа СОСТАВЛЕНА С УЧЁТОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ В ГРУППАХ МЕНЕЕ 9 ЧЕЛОВЕК и рассчитана на 2 часа
в год на одного обучающегося, таким образом на пять обучающихся группы индивидуального обучения – 10 часов в год,
в том числе 1 час на контрольную работу. В связи с возможным изменением количества обучающихся в течение учебного года возможно изменение количества часов в календарно-тематическом планировании. Практические работы, зачеты в группах менее 9 человек не предусмотрены в связи с нехваткой времени. Содержание программы рассчитано на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на основном уровне общего образования, что соответствует Образовательной программе школы.
В 9 классе на индивидуальном обучении зачеты и практические работы в связи с нехваткой времени не предусмотрены, на уроках даются
задания тренировочного характера.
Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране
и мире. Представление о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи
явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии.
Представление о разнообразии России формируется путем изучения территориальных различий, через усвоение образов
мест разного масштаба (городов, районов…). Рабочая программа 9 класса включает разделы:
Особенности географического положения России. История освоения и изучения. Современное административно –территориальное и политико-административное деление России. - 1 час.
Население России – 1 час.
Хозяйство России –3 часа.
Регионы России- 2 часа.
Россия в современном мире -1 час.
Контрольная работа – 1 час.
География Татарстана. Резерв времени.-1 час.
Опираясь на учебно-методический комплект и примерную программу федерального компонента государственного стандарта, я в курсе 9 класса убрала раздел «Природа России» и полностью его включила в курс 8 класса.
При изучении раздела «Особенности географического положения России» учащиеся знакомятся с территорией государства, границами, с особенностями геополитического положения России, с административно-территориальным устройством.
Раздел «Население России» направлен на решение задач: 1) показать интегрирующую роль населения в системе « природа-люди-хозяйство»;2) сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны; 3) подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.
При изучении раздела »Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России. Рассматриваются проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.
Среди направлений в содержании раздела «Регионы России» необходимо выделить следующее: - формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономико-, социально-, и культурно-географической) характеристики; углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. В этом разделе дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет более широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
При изучении раздела «География Татарстана» учащиеся знакомятся с географическим положением территории, основными этапами ее освоения, заселения, особенностями формирования культуры народов, проживающих на данной территории, особенностями развития отраслей современного хозяйства, внутренними различиями в развитии районов и городов.
Программа курса построена с учетом широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.) Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный
(тестовые, практические работы, географические диктант, рефераты) и устный опрос (презентации, выступления с сообщениями по темам).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Сборник нормативных документов по географии. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Москва. Дрофа. 2007 г.
Учебник В.П.Дронов, В.Я.Ром « География России. Население и хозяйство 9 класс» Москва « Дрофа» 2010 г.
Учебник А. С.Тайсин «География.Республика Татарстан», Казань «Магариф» , 2009 г.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства
разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее
сохранения и рационального использования; - овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения –
географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения
и оценки разнообразных явлений и процессов; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности , своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами;
экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде; - формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни,
сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания
на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
-познания и изучения окружающей среды, выявления причинно-следственных связей;
-сравнения объектов, процессов и явлений, их моделирования и проектирования;
-ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных и
правовых норм, эстетических ценностей .
Содержание программы
по географии 9 класс (инд. обучение)
№ п/п
| Содержание программы
| Количество часов по планированю
| 1.
2. 3. 4. 5. 6.
7.
| Особенности географического положения России. История освоения и изучения. Современное административно – территориальное и политико-административное деление России. . Население России. Хозяйство России. Регионы России. Россия в современном мире. Контрольная работа по темам «Население. Хозяйство. Регионы России». География Татарстана. Резерв времени.
| 1
1
3 2 1 1
1
|
| итого
| 10
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
Знать/понимать
-основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу,
способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий
и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы,
населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры
по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; Уметь
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций
и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-решения практических задач по определении. Качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование
На 2013-2014 учебный год по географии
Ахметовой Танзили Ильсуровны План составлен согласно: Сборник нормативных документов: География. Примерные программы по географии. М.:Дрофа,2007г
-
Предмет
| Класс
| Всего кол-во часов
| Кол-во часов в неделю
| Количество
| Автор учебника, год издания
| Контр.
работ
| Зачётов
| Тестовых
заданий
| Практ.работ
работ
| Демон-ция
| география
| 9
(инд)
| 10
| 0,27
| 1
| 0
|
| 0
| -
| В.П. Дронов, В.Я.Ром География «Россия Население и Хозяйство» Дрофа 2010 год; А.С. Тайсин «География РТ» Магариф 2009 г.
| Методическая тема на 2013-2014 учебный год
-
Городская
| Школьная
| Учителя
| «Методическое сопровождение педагога в условиях освоения умений реализации ФГОС».
| «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенции в области внедрения новых педагогических технологий для обеспечения эффективного перехода к новым ФГОС».
| «Использование компьютерных технологий обучения для активизации познавательного интереса учащихся с целью содействия освоению системы географических знаний»
| |